Михеева, Т. А. Язык моих предков [Текст] : сценарий для учащихся 5-7-ых классов / Т. А. Михеева
//Читаем, учимся, играем. — 2009. — № 2. — С. 8-9.
Язык моих предков
Подготовка: выставка «Кто придумал азбуку».
Понадобятся: карточки с пословицами; шнурки разной длины, толщины, цвета; бумага для рисования; карандаши.
Действующие лица:
Библиотекари (1) и (2)
Чтец
БИБЛИОТЕКАРЬ (1): Сейчас даже странно подумать, что было время, когда люди не умели читать и писать. Все знания передавались устно.
БИБЛИОТЕКАРЬ (2): Но вот появилась письменность — великое изобретение человечества. Она позволила людям сохранить знания, которые иначе были бы непременно забыты. 24 мая считается днем памяти первоучителей славянских народов — святых Кирилла и Мефодия. Они создали первую славянскую азбуку. Благодаря этим людям славяне обучились грамоте.
БИБЛИОТЕКАРЬ (1): Ребята, а вы знаете, как люди передавали друг другу различные сообщения, когда не было букв?
(Ребята отвечают.)
Много тысяч лет тому назад наши предки стали украшать стены своих жилищ различными рисунками. Так, на каменных пещерах можно было увидеть множество изображений птиц, зверей, людей, лодок. Такое письмо называлось пиктографией.
БИБЛИОТЕКАРЬ (2): Ребята, скажите, а сейчас, в современной жизни, используются ли где-либо пиктограммы, то есть рисунок-письмо? (Да, к ним можно отнести знаки уличного движения, вывески, указатели, гербы государств, городов и т. д.)
(Ребята отвечают.)
«НАРИСУЙ ПОСЛОВИЦУ»
(Участникам раздаются карточки с пословицами. Участникам нужно проиллюстрировать пословицу, а зрителям — отгадать ее.)
Карточки
- Учился читать и писать, а выучился петь да плясать.
- Аз, буки и веди, страшат, что медведи.
- Что написано пером, то не вырубишь топором.
- Азбука — к мудрости ступенька.
БИБЛИОТЕКАРЬ (1): Известны и другие способы письма. Например, южно-американские индейцы пользовались узелковым письмом — кипу. К толстому шнуру или палке они крепили шнуры потоньше. О чем идет речь, узнавали по цвету шнура. Желтый цвет означал золото, белый — серебро, красный — воинов. А число узелков на шнуре свидетельствовало о количестве людей или предметов. А в Северной Америке индейцы передавали информацию с помощью вампума. На шнуры нанизывали раковины разной формы, окрашенные в различные цвета. Красный цвет означал войну, черный — угрозу, белый — мир, счастье, благополучие.
«УЗЕЛОК ЗАВЯЖЕТСЯ»
(Участникам раздают шнурки разной толщины, длины и цвета, Необходимо написать с помощью кипу сообщение друг другу.)
БИБЛИОТЕКАРЬ (2): В III веке до нашей эры на Востоке появились иероглифы. Это знаки, которые обозначали целые слова. В Китае иероглифов приблизительно 50 тысяч, а пишутся и читаются они не слева направо, как у нас, а сверху вниз.
БИБЛИОТЕКАРЬ (1): В русском письме тоже есть элементы иероглифического письма. Например, знаки «+» , «—», «=». Знак «+» можно прочитать по-разному: и как плюс, и как прибавить, и как сложить; знак «—» — как минус, отнять, вычесть; знак «=» — как знак равенства, равняется, равно.
БИБЛИОТЕКАРЬ (2): А теперь, ребята, отгадайте загадку:
Черные, кривые, от рождения немые.
Станут вряд — сразу заговорят.
(Буквы.)
(Ребята отвечают.)
Буквы составляют алфавит. Славяне еще не знали букв, а вот финикийцы — народ, который в I тысячелетии до нашей эры населял восточное побережье Средиземного моря, уже имел свой алфавит, состоящий из 22 букв. Интересно, что на письме отражались только согласные буквы, а гласные додумывались по смыслу.
БИБЛИОТЕКАРЬ (1): Каких только письменностей не существовало на свете! Но, несмотря на то, что в разных странах писали по-разному, во все времена и у всех народов почитались и уважались люди, которые создавали письменность. Вот и мы ежегодно чтим память двух просветителей — солунских братьев Кирилла и Мефодия, которые родились в начале IX века в Греции в городе Солуни. Отсюда их назвали Солунскими братьями. Это были очень образованные и мудрые люди.
БИБЛИОТЕКАРЬ (2): Старший брат Мефодий был назначен правителем одной из областей на Балканах, позже постригся в монахи и ушел в монастырь. Кирилл был библиотекарем патриарха, затем преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище Философ. Его настоящее имя — Константин. А имя Кирилл он взял перед смертью при пострижении в монахи.
БИБЛИОТЕКАРЬ (1): В 863 году оба брата были приглашены во дворец города Константинополя, где император поручил им отправиться в Моравию, современная территория Чехии, чтобы читать проповеди на славянском языке в недавно принявшей христианство стране. Но древние славяне не имели своей письменности, значит, не могли читать. А известные тогда книги были на греческом языке, который славяне не понимали. Перед братьями поставили нелегкую задачу. И вот они решили, прежде составить славянскую азбуку и перевести книги с греческого на славянский.
БИБЛИОТЕКАРЬ (2): Кирилл и Мефодий разработали для славян собственную оригинальную письменность. Первая азбука получила название глаголица и состояла из 38 букв. Посмотрите на эти непонятные нам начертания. Сколько здесь своеобразных, не похожих на другие алфавиты букв!
(Библиотекарь (2) показывает плакат с глаголицей. Команды пытаются прочесть названия букв.)
БИБЛИОТЕКАРЬ (1): Солунские братья часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами. Они переписали для своего народа с помощью нового алфавита несколько библейских книг. За этот подвиг — создание славянской письменности — братья были причислены к лику святых. Деятельность Константина и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства, выступавшего против славянского письма.
БИБЛИОТЕКАРЬ (2): Только три языка в мире — еврейский, латынь и греческий — были угодны в те времена. После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики. И уже позже, в Болгарии, ученики просветителей изобрели вторую и главную славянскую азбуку. Вы знаете, как она называлась и почему? (Кириллица, по имени одного из братьев.)
(Ребята отвечают.)
В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. Именно эта азбука стала основой русской «Азбуки». А почему этот учебник получил такое название?
(По названию первых букв — «аз» и «буки».)
(Ребята отвечают.)
ЧТЕЦ:
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б как Аз да Буки,
В — как Веди, Г — Глагол.
И учитель для науки
По субботам их порол.
<…>
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину.
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На церковном языке.
Н. Кончаловская. Как церковный
грамотей в старину учил детей
БИБЛИОТЕКАРЬ (1): Шли времена. Люди постепенно упрощали кириллицу, исключали из нее некоторые буквы. Так появился современный алфавит. Сколько в нем букв?
(Ребята отвечают.)
БИБЛИОТЕКАРЬ (2): А знаете ли вы, на чем писали иероглифы, рисовали рисунки и выводили первые буквы наши предки?
(Ребята отвечают.)
Писали на стенах пещер, глиняных табличках, папирусе, коже животных, пергаменте, бересте, пальмовых листьях, тканях, металлах. А во II веке нашей эры китайцы изобрели то, без чего не было бы книгопечатания, — бумагу. И теперь мы не перестаем любоваться красочно иллюстрированными книгами.
БИБЛИОТЕКАРЬ (1): Посмотрите, как красивы страницы этих книг! Мы удивляемся и восхищаемся творениями человека, но не стоит забывать первоучителей, ибо благодаря трудам этих людей сегодня мы с вами можем прочесть любую книгу, написать любой текст, передать информацию следующим поколениям.