Сценарий
Под песню первоклашка дети проходят и садятся на стул
Ведущий: Девочки и мальчики сегодня у вас праздник. Несколько месяцев назад вы пришли в школу, и вашим первым другом стала книжка под названием «Букварь». За то время, что вы ходили в школу, вы все немножко подросли и уже научились хорошо читать, правда? А кто вас научил дружить с Букварём, конечно ваш учитель – Гасан Мария Петровна.
Учитель: Учитель. Дорогие ребята, уважаемые родители и гости!….
Ведущий: Мы сегодня заканчиваем наше веселое путешествие от А до Я, и пришло время важного события: сегодня мы прощаемся с самой главной книгой в жизни любого человека.
— Подскажите, ребята, как она называется?
Дети (хором). Букварь!
Ведущий: Итак, праздник начинается! Быстро садитесь все в поезд, и отправимся в путь с нашим Букварем.
(Звучит музыка «Паровозики»)
Дети встают друг за другом, у них в руках Букварь, ведущий встает впереди, изображает, что едут. Встают перед родителями. Читают стихи
Ученик 1:
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.
Ученик 2:
Знают взрослые и дети
И шахтер и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.
Ученик 3:
Первый класс – это первый задорный звонок.
Первый класс – это первый серьёзный урок.
Первый класс – это первая в жизни оценка,
Это шумная, радостная переменка.
Ученик 4:
Знает каждая девчонка и каждый мальчишка:
Первый класс – это первая школьная книжка.
Учились по этой книге всегда,
А книга эта – наш Букварь.
Ученик 5:
Она научила буквам нас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
Ученик 6:
Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Ученик 7:
В поезд можете садиться,
Этот поезд быстро мчится —
От границы до границы,
По степям до синих гор
На зеленый семафор!
Ученик 8:
В библиотеку он спешит сейчас
К нам на праздник, в 1 класс!
Опоздать нельзя на праздник,
Это каждый знает –
Мчится поезд-первоклассник,
Скорость набирает.
Ведущий:
Так садись в счастливый поезд —
И помчим от А до Я,
Нынче в нашем классе праздник-
Славный праздник Букваря!
(Музыка «Паровозик»)
(Звучит музыка дети, друг за другом за ведущим садятся по местам)
Ведущий: А коль сегодня праздник, все вместе мы будем играть, веселиться, участвовать в конкурсах. А вот и тот, кто вместе с нами отправится в путешествие по страницам нашей любимой книги.
— Угадайте, кто он?
— Кто приходит часто в класс,
Просит помощи у вас?
Вот загадка! Угадай-ка,
Как зовут его?
Дети (хором). Незнайка!
Ведущий: Ребята, принято считать что Незнайка не любит учиться и неу умеет читать.
(Музыка)
Незнайка (возмущённый голос в зале):
Кто сказал такую бяку:
«Не читал Незнайка книг»?
Это враки! Просто враки!
Заявляю напрямик!
Я читаю без запинки –
Десять тысяч книжек в год –
От картинки до картинки,
А потом наоборот!
Я даже с ребятами на каждой странице Букваря побывал, я теперь знаю все слова. И стихи научился запоминать! Хотите послушать?
Ведущий: Ну как, ребята, послушаем? Наш конкурс так и назовём — «Незнайкины стихи». Слушайте внимательно и, если Незнайка ошибётся, поправьте его.
Незнайка:
Ну, слушайте:
«Тает снег, течёт ручей.
На ветвях полно врачей.»
Ведущий: Кого – кого? Какое здесь слово должно быть, ребята?
(- Грачей!)
Незнайка:
Ну, подумаешь, разочек ошибся. Слушайте дальше.
«Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами»…
Ну что, опять ошибка? Не может быть! А как надо?
(- Чайки!).
Незнайка:
Тогда другое прочитаю, вчера выучил.
«Говорят, один рыбак
в речке выловил башмак.
Но зато ему потом
на крючок попался дом!»
Почему вы смеётесь и не хлопаете? Поэты любят аплодисменты. Неужели я опять не так сказал?
(- Сом, а не дом!).
Незнайка:
Ну, понял-понял. Слушайте дальше.
Врач напомнил дяде Мите:
«Не забудьте об одном:
обязательно примите
10 цапель перед сном!»
(- Не цапель, а капель! Опять ошибся!).
Ведущий:
Эх, Незнайка, стихи заучивать не так-то просто!
Незнайка:
Подумаешь, стихи! Давайте лучше частушки споём, они мне больше нравятся, да и запоминаются они легче. Ну, выходите мои помощники!
(ПОЮТ частушки)
Незнайка:
Ёлочки-сосёночки,
Колкие, зелёные,
Все ребята-первоклашки
В свой Букварь влюблённые!
Мы собрали пап и мам,
В класс не для потехи,
Мы сейчас отрапортуем
Про свои успехи!
Мы читать все научились,
Вам не хвастаем, не врём,
И навеки подружились
С лучшей книжкой — Букварём!
Топни, ножка-нога,
Топни, правенькая.
Весь букварь я я изучила,
Хоть и маленькая.
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу Вам алфавит
Без одной запиночки!
Звуки гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём.
Мы не просто их читаем —
Эти буквы мы поём!
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом «проглочу»!
С Букварём кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду.
У меня характер крут —
Уважаю с детства труд!
Все мы буквы изучили,
Что ж нам дожидаться,
С Наткой в ЗАГСе мы теперь
Сможем расписаться!
Мы простимся с Букварём
И рукой помашем,
С спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
(Появляется Кикимора зевает)
Кикимора:
Ой-ой-ой! Подумаешь, букварь! Распелись тут, расшумелись, мне поспать не даете. Вот я, Кикимора Неграмотная, две тысячи лет в болоте прожила, ни одной буквы не знаю – и ничего, прекрасно себя чувствую!
Незнайка:
В самом деле — прекрасно? Это от того, что ты живёшь в болоте! В болоте жизнь простая, некультурная – плюх-плюх, чав-чав, плюх-плюх, чав-чав. И всё понятно! А культурные люди без букваря, без азбуки, без книги и грамоты обойтись не могут.
Неграмотная Кикимора:
А зачем мне какие-то буквы знать? Записки, что ли Водяному писать? Даже если я вдруг перекупаюсь в болоте и охрипну, или голос потеряю, то всё равно смогу жестами показать всё, что мне надо!
(Показывает движения)
Вот, смотри. Есть хочу — ням-ням; пить хочу — буль-буль, спать хочу – хрр-хрр.
Ведущий:
Да, показать–то можно, а вот как ты письмо пошлёшь своему другу – Лешему, в соседний лес? Жесты тебя здесь не спасут!
Неграмотная Кикимора:
А я картинку нарисую! (показывает картинку )
Незнайка:
Ну и что же это значит, что это за каракули ты вывела, в первобытный век, что ли перешла?
Неграмотная Кикимора:
Да ты сам читать не умеешь, давай у ребят спросим они ты все грамотные. (спрашивает у ребят)
Кикимора:
Что это вы такие непонятливые (обижаясь) А ещё грамотные! Это значит: “Приходи ко мне в гости, угощу курочкой, а не петушком, а после обеда покатаемся с горочки”.
Ведущий:
Ну конечно Кикимора, ты очень, очень отстала от наших ребят, это в давние времена, когда люди не умели читать и писать, использовали знаковое общение. Но не всегда правильно их расшифровывали.
А ещё люди придумывали разные узелки (показывает верёвочку с привязанными цветными узелками к ней).
Да, придумывали разные знаки, пока не были найдены значки для изображения каждого звука! Наши дети выучили все знаки и умеют читать, а без чтения в нашей жизни очень тяжело.
Кикимора:
Тяжело, это да я вот недавно заболела и аптеку даже найти не смогла, все какие вывески висят, а у зверей спрашиваю, они меня, что читать не умеешь, вон там за углом аптека написано. И как мне теперь быть, совеем умереть что ли. (плачет)
Незнайка:
Умирать она собралась, а не легче научиться читать?
Кикимора:
Да мне 200 лет уже, кто меня в школу возьмет, я уже ни на что не годная, скоро разговаривать то разучусь!
Ведущий:
Не плачь, Кикимора, мы сейчас с ребятами в игру поиграем, и тебя с собой возьмем, а то в своем болоте совсем уже одичала, а учиться никогда не поздно, так ведь ребята! Возьмем Кикимору в школу, только теперь в первый класс! Сейчас Незнайка проведет спортивную минутку. А потом дети с Марией Петровной проведут урок по буквам. А ты Кикимора слушай внимательно, это тебе пригодиться.
Незнайка:
За тучку солнце спряталось,
Но это только в шутку.
А мы все дружно проведем
Спортивную минутку!
Дети повторяют движения.
В ладоши мы похлопаем
И чуть-чуть потопаем.
Раз — присели, два — присели,
Три — нагнулись и достали
Правой ручкой башмачок,
Левой ручкой — потолок,
И еще разок присядем,
А теперь на место сядем.
Проведение урока
Учитель:
Сколько в русском языке звуков? (42 звука.)
— А букв? (33 буквы.)
— Буквы мы пишем, а звуки? (Слышим.)
— Все звуки в речи делятся на две большие группы. Какие?
(Гласные и согласные.)
— А что вы про них знаете?
1-й ученик.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет –
Звук получается гласный.
2-й ученик.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
3-й ученик.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
МА и ША (запомни: МАША!)
К нам явились на урок.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,
СО и ВА, читай: СОВА.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
Умею я теперь читать!
И вот за это говорю:
Все дружно: Спасибо книге — Букварю.
Учитель:
Тридцать три родные буквы
Мы узнали все с детьми
И за это все ребята благодарны букварю.
Расставить детей
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё – знайте место вы свое,
Ж, З, И, Й, К, Л, М – вспоминайте, кто за кем,
Н, О, П, Р, С, Т, У – стойте дружно на посту,
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ – собирайтесь не спеша,
Ъ, Ы, Ь – стойте рядышком, вот так!
Торопитесь: Э, Ю, Я – вот и в сборе букв семья.
Песня 33 сестрицы
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, —
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, —
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,
Вот и все они, друзья!
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они — стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Учитель:
Буквы-значки. Как бойцы на парад,,
В чётком равненье построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он — АЛФАВИТ.
(Слово учителю, родителям, подарки)
Кикимора:
Ой, и вправду какие умные ребята, ну ладно что вы в школе проходили вы все знаете, а вот я например все про лес и болото знаю я в нем 200 лет прожила, а вы про это не знаете, ура, я все равно вас победю, или побежу в загадках.
Ведущий:
Кикимора не побежу или победю, а смогу победить. А ты знаешь, наши дети умные, они книжки читают и про твой лес все знают. Я прочитаю загадки, и ты увидишь
Город этот не простой, он дремучий и густой.
(Лес)
Все меня топчут,
А я всем в пути —помощник.
(Тропинка)
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.
(Мох)
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(Подснежник)
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги.
(Болото)
Любит кушать он малину
И в берлоге спать всю зиму.
Страшно может он реветь,
А зовут его…
(медведь)
Он в лесу дремучем рос,
Серой шерстью весь оброс.
В зайцах вкусных знает толк
Злой голодный серый…
(волк)
На его спине — иголки.
И длинны они, и колки.
Потому-то вдоль дорожек
С ними смело ходит…
(ежик)
Что за зверь такой лесной?
В белой шубке он зимой.
Всех боится зверь-трусишка.
Как зовут его?
(Зайчишка)
Кто по зарослям идет,
На ходу листву жует?
Лучше с ним гулять поврозь.
Этот зверь — рогатый…
(лось)
Незнайка:
Ну, что как наши дети справились
Кикимора:
Конечно, даже с моим лесным заданием справились, я тоже скоро стану такой же умной, начитанной школьницей как они (показывает на первоклассников)
Ведущий:
Конечно, станешь, и с нами потом в интересные игры сможешь играть, например в игру «Не зевай» (Проводит Незнайка)
Называется “Не зевай”. Я буду в зал бросать мячик, а тот, кто его поймает, должен назвать слово на букву, например, на букву А. Итак, начали.
Имя мальчика – Алексей, Александр…понятно?
Имя девочки – …, Профессии – …., цветок – …., транспорт – …, плоды – …., цвет – …., птица – …, рыба – … и т.д.
Вот настал момент прощанья,
Праздник Букваря прошел.
Говорим мы: «До свиданья!»,
И до новых встреч, друзья!
(Текст песни Школьные песни — Прощай, Букварь!)
Мой букварь, мой друг надёжный
Расстаёмся мы теперь
В новый мир большой и сложный
Для меня открыл ты дверь.
Расстаёмся с букварём
Песню мы о нём поём
Расстаёмся с букварём
Песню мы о нём поём
Много радостных событий
Ты мне щедро подарил
К Миру радостных Открытий
Ты ступенькой послужил
Расстаёмся с букварём
Песню мы о нём поём
Расстаёмся с букварём
Песню мы о нём поём
Раскрывал тебя , как Чудо
Наступил прощанья срок
Никогда я не забуду
Первый твой большой урок
Приложение
Игра на всякий случай
Игра «Подскажи словечко»
Учитель:
Лежебока рыжий кот Отлежал себе …
Дети:
Живот!
Учитель:
В реке большая драка Поссорились два …
Дети:
Рака!
Учитель:
Михаил залез на дуб
Чтобы врач не вырвал …
Дети:
Зуб!
Учитель:
Зимой на нашей речке Купаются …
Дети:
Овечки!
Учитель:
Нет, моржи!
Учитель:
Летом, летом на лугу
Дети прыгают в …
Дети:
В снегу!
Учитель:
Нет, в траве!
Учитель:
Ранней осенью у нас
Пойдут папы …
Дети:
В первый класс!
Учитель:
Нет, на работу!