Ерикеева, С. Учительница из Климовки : очерк
/ С. Ерикеева. — Текст : непосредственное
// Путь Октября. — 1966. — 12 октября. — С. 3.
Юная Климовка встретила осень восторженно. Детвора радовалась не только самому красивому времени года, когда их крошечная деревня одевается в прекрасные наряды, расцвеченные осенним к солнцем, но и встрече с любимой учительницей — Анной Порфирьевной Данилкиной.
Ну и что же, что они каждый день встречаются с ней. Это ведь встречи обыденные, так сказать неофициальные.
А в школе совсем другие бывают встречи с учительницей. Когда она войдет в класс, высокая, представительная, ребята поднимутся со своих мест, и в комнате наступит строгая, чуть торжественная тишина. Светлыми ласковыми глазами посмотрит Анна Порфирьевна на класс, улыбнется и скажет.
— Здравствуйте, ребята!
И от этих простых слов сильнее забьются сердца мальчишек и девчонок. И начнется трудная, но увлекательная школьная пора.
Двадцать второй раз встретила Анна Порфирьевна нынче в Климовке первое сентября. И всякий раз это первое сентября не было похоже на другие. Было одинаковым одно: синие, карие, серые детские глазенки простодушно смотрели на учительницу и ждали от нее чего-то необыкновенного, удивительного и прекрасного. И это всегда волновало и обязывало учительницу делать все, чтобы не обмануть ребячьих ожиданий.
Нет, Анна Порфирьевна никогда не стремилась превратить уроки в развлекательство. Но сделать их интересными, увести ребят в мир чисел, с их ошеломляющими свойствами, заставить полюбить могучий родной язык, приохотить к чтению — этим задачам Данилкина привыкла отдавать всю себя.
— Проводи меня. Витя, — часто просила она первоклассника Галанскова. Плохо давалась мальчику арифметика, и Анна Порфирьевна не ограничивалась одними уроками и дополнительными занятиями. По дороге домой она говорила с мальчиком, о самых различных вещах — деревенской улице, домах, деревьях, животных. И не заметно для малыша разговор сводился к четырем арифметическим действиям. В прошлом году в деревне три дома были перестроены, а нынче пять.
— На сколько больше? – словно невзначай спрашивала учительница.
— На два! – радостно отвечал мальчик. Дома Анна Порфирьевна просила Витю определить длину комнаты, стола. Это было в прошлом году. А теперь Витя не отстает от других второклассников в знании арифметики.
Витя Чеботаев перешел нынче в четвертый класс. Много беспокойства причиняет он Анне Порфирьевне. Мальчик он был неорганизованный, неусидчивый, когда пришел в школу, А способностей Вите не занимать, быстро он схватывает новое. Сразу поняла Данилкина, чего не хватало мальчику постоянного контроля над всеми его действиями.
Как только окончится урок, Витя спешит к двери.
— Подожди, — останавливала учительница. — Сходишь домой, покушаешь и возвращайся в школу.
Мальчик послушно кивал. После обеда Витя готовил уроки в школе под присмотром Анны, Порфирьевны. Все у него получалось быстро и хорошо под внимательным и добрым взглядом учительницы. Глядя на мальчика, она уже сейчас волнуется: как-то он будет учиться в пятом классе? Еще два-три года нужен мальчику такой неусыпный контроль, а потом он привыкнет к самостоятельности.
Рим Алимгузин плохо знал русский язык.
— Анна Порфирьевна, помогите ему овладеть русским языком, — с такой просьбой обратилась мать Рима к учительнице.
Занималась Данилкина с мальчиком в школе, писала с ним диктанты, изложения еще и дома заставляла читать вслух. И Рим научился не только хорошо говорить по-русски, но и правильно писать. Сейчас он учится в шестом классе. Анна Порфирьевна от всей души радуется его четверкам по этому предмету.
Таких примеров индивидуальной работы с учащимися в практике Анны Порфирьевны – сотни. Нет в ее отношении обучению детей шаблона. Каждый новый день вносит в практику опытной учительницы что-то новое.
Да и не одним своим опытом живет Данилкина, следит за успехами своих коллег. Всегда много полезного дают ей беседы с ныне заслуженной учительницей школы БАССР Александрой Федоровной Вершининой.
Как-то раз Александра Федоровна приехала в Климовскую школу. Шел урок. А. Ф. Вершинина не стала прерывать его, слушала за дверью. Это ведь было интересно — проследить за уроком, когда учитель остается наедине с ребятами. В это время он остается самим собой.
Ни о чем не подозревавшая Анна Порфирьевна провела урок как всегда отлично. Учительницы весело посмеялись над необычным экспериментом, а потом Александра Федоровна провела изложение с учениками Данилкиной. Все ребята хорошо справились с заданием.
И так сбывает всякий раз, когда в Климовской школе проводятся инспекторские проверки, контрольные работы. Ни одной двойки не получили за контрольные работы климовские ребята. Им даются прочные знания. Уже девятнадцать лет в этой маленькой школе нет второгодников. Этим Анна Порфирьевна доказала, что неспособных детей нет. Нужно только найти ключ к ребячьим талантам, помочь им развиться.
Для этого, конечно, нужно очень хорошо знать своих учеников. А ведь вся молодая Климовка выросла на глазах учительницы. Она знает всё сильные и слабые стороны своих учеников. А как это необходимо в воспитании школьников! Анна Порфирьевна дает хорошие советы родителям школьников на родительских собраниях и при встречах.
Собрания в школе посещают дружно. И как часто возникают здесь задушевные педагогические беседы! Школа и семья в Климовке едины, в своем стремлении воспитать достойных граждан страны.
— Среди моих учеников нет плохих людей, — с гордостью говорит Анна Порфирьевна. — Все трудятся, . все приносят пользу.
И она начинает рассказывать о них, называет десятки имен. Всех помнит, обо всех знает, с материнской гордостью говорит об их успехах.
… Днем Анну Порфирьевну дома не застанешь: целый день она в школе. Четыре класса вести одновременно – задача не из легких, пусть даже и классы маленькие. Но только здесь, среди своих питомцев она живет полной жизнью.
Нынче — исполнилось двадцать пять лет учительской деятельности А. П. Данилкиной. Она полна творческих сил. больших планов на будущее.
А это значит, что опытный педагог воспитает ещё десятки хороших людей.
С. Ерикеева.