Медведникова, О. «Там, у гаю…» / О. Медведникова. – Текст : непосредственный
// Путь Октября. — 1992. — 10 декабря. — С. 2.
Антоновка — в названии этой деревни чудится запах яблок: сочных, крутобоких. Наверное, люди, около ста лет назад переселившиеся с Украины о степи Башкирии, привезли его с собой на волах — сладкий аромат своих садов, среди которых белели ясной летней ночью дедовские хаты. Так он и сохранился в здешних местах, в этом чудном имени деревни. Почти век прошел с той поры, а в Антоновке по-прежнему говорят на том непередаваемо прекрасном малороссийском наречии, что каждого заставит улыбнуться своим мягким «г», особыми словечками: туточки, тамочки, побалакаты, пийшли до дому, напомнит красивые украинские песни: «Стоит гора высокая, а под горою — гай, мой гай…» или «Там, у гаю, при Дунаю, там музыка грае…». И хоть далеко до Дуная, гай — лес — вот он, рядом.
Между тем, Антоновка сегодня — одна из самых многонациональных деревень. Здесь живут украинцы, русские, башкиры, чуваши, мордва, чеченцы, были и поляки, и цыгане — тринадцать национальностей насчитал глава сельской администрации Николай Иванович Крышко. Рядом они — не первый год. Стараются понимать друг друга, сохранять мир и дружелюбие. Их дети, не обращая внимания на веру и цвет волос, влюбляются, женятся. И от этого смешения кровей, или от исконного украинского веселья, распространяющегося на всех, люди в Антоновке — особенные, скорые на шутку и острое словцо. Кажется, они у антоновцев так и сидят на языке. Вот остановился у сельсовета новый, с иголочки, грузовик. Ну как удержаться идущему мимо деду: опиваясь на клюку, подмигивает сельскому голове: «Грузовик купил? Возьми меня шофером!»
— Ой, диду, взял бы, да залезать высоко, подсаживать придется, — подножка у машины в пол человеческого роста, если не выше.
Эта готовность посмеяться, наверное, немного скрашивает жизнь в Антоновке, как и повсюду сейчас, не очень радостную. Здесь тоже по-разному люди живут: кто-то легче, кто-то тяжелее. Как сказала тетя Настя Кризская: «Кому какая судьба выпадет». Я хочу рассказать вам о трех судьбах. В чем-то похожих: как у всех пожилых деревенских жителей, главное место о них занимает труд, а в остальном они особенные, как особенна каждая жизнь — счастливая или неудачная, горькая или радостная — она одна. Другой, не будет. И никто не повторит твой путь — след в след, да и ты не пройдешь, при всем желании, чужой дорогой.
Забытая гармонь
Было время — Василий Григорьевич Каменев слыл гармонистом из первых. Хорошо играл, частушки под его гармонь пели. Спел однажды приятель про Советы: до чего ж, мол, довели, и хата боком, и кобыла кривобока. За кривобокую кобылу — за песенки, как говорит жена Василия Григорьевича, тетя Катя, — дали Васе с другом по десять лет лагерей и пять — поражения в правах и ссылки. Шел 1938 год.
Про то, как Василий Григорьевич пережил эти десять лет, кроме его самого, никто не знает. Жену свою, Екатерину Степановну, он встретил позже, уже после освобождения. Увидел случайно, в гостях. И скоро приехал свататься. Торопился — его ссылка ждала.
— Я боялась, ой как боялась — ведь сидел, — тетя Катя утирает платочком слезы воспоминаний.
А мама сказала: иди, они люди честные, хорошие.
Через год Катя с маленькой дочкой и со свекровью уехала вслед за мужем в Красноярский край, в тайгу, в затерянное среди глухого леса село, в котором все жители — ссыльные, да их семьи, да комендатура. Но верно говорят, что никогда не знаешь, где потеряешь, а где найдешь. В том далеком таежном совхозе Екатерина Степановна была так счастлива, что когда закончился срок ссылки — уезжать не хотелось.
После истории некоторых фильмов и книг о жизни репрессированных это кажется невероятным. Но это так. По сравнению с голодной деревней времен войны и послевоенных лет сельский магазин для ссыльных «с московским снабжением» ей казался раем изобилия. Они с мужем работали, в доме были и достаток и лад. Но главное — рядом жили хорошие люди. Сорок лет прошло, а она почти всех помнит по имени. И рассказывает о них так, как будто вчера расстались:
— Люди были все образованные, культурные: военные, врачи, ученые, даже профессора. У меня-то семь классов образования. Я дояркой работала. А пастух у нас был — московский. Говорил: 30 лет хирургом проработал, теперь коров пасу. Молоко принимал бывший генерал. Все, помню, думала: что за человек? Пожилой, а ходит так прямо, гордо — что тебе капитан. Оказалось, больше — генерал. Всех знал: и Ленина, и Сталина, и Буденного, и Блюхера. Да вы нарочно в книгах посмотрите, его имя найдете. Он один в ссылке был. Сыновья, говорил, в Москве работают, а жена у него — вот горе — умом тронулась. Мать еще жива была — к ней он собирался вернуться. Говорил, не хочу детей тревожить. Я, бывало, спрашивала у них: да вас-то за что же сюда? А они только одно отвечали: видно, так надо. Никто не жаловался никогда. Мужчины к Васе стричься ходили. Сидели, разговаривали, но худого слова от них я не слыхала. А сколько наций там было: и русские, и евреи, и немцы, но никогда между собой не ссорились. Дружно жили. Уважали друг друга.
Там, в ссылке, их застало известие о смерти Сталина. «Враги народа» приняли его молча: не было ни радости, ни слез. Только кто-то из комендатуры выстрелил в серое таежное небо: то ли в знак скорби, то ли — освобождения. Это молчаливое мужество, не утраченное достоинство без вины осужденных людей навсегда вошли в память молодой симпатичной казачки и ее мужа. Наверное, именно Сибирь прибавила, к их деревенскому трудолюбию и терпению несгибаемость в бедах, жизнелюбие. Ничто не проходит бесследно. Ho при взгляде на лицо тети Кати, все еще привлекательное, мне показалось, что если житейские трудности и оставили не нем печать, то это печать благородства, а не страданий.
После ссылки они вернулись в родную Константиновну — деревню, которой сейчас уже нет. Кстати. Каменевы последними переезжали в 1974 году в Антоновку. «Мы закрыли Константиновку», — вздохнула Екатерина Степановна, вспоминая родную деревню, где прошла почти вся жизнь в груде, в заботе о детях, о доме. Права оказалась мама, муж был и трудолюбивым, и честным. Работал и столяром, и плотником, и заведующим фермой, и отделением заведовал. Тетя Катя — скотницей на ферме. Немало еще хлопот выпало на их долю. Ложились неприятности пиковыми тузами. В один год у Василия на племенной ферме подрали собаки овец. Три тысячи рублей штрафу начислили — огромная по тем временам сумма. Хорошо, колхоз помог — тысячу выделил. Остальное платили сами. Но никогда, как вспоминает тетя Катя, не слыхала она за своей спиной недобрый шепоток: что вот, ссыльные, или что муж сидел. Уважали Василия Григорьевича люди.
— Он у нас человек принципиальный, строгий, иного лентяя так поддеть может, что ой-ой, но и пошутить любит, — заметил Николай Иванович Крышко, глава администрации Антоновского сельсовета.
— Боевой. — тетя Катя кивает согласно. — Я еще девчонкой, когда в школе учились, про него слыхала — боевой.
— А когда ж дед спит? — спросил Николай Иванович.
— Еще не рассветет, он уж с полными ведрами с колонки идет. Трудолюбия не занимать, — это уже серьезно. — Всю жизнь честно трудился и до сих пор колхозу помогает, охранником конного двора работает.
— Да когда спит? — тетя Катя смеется. — Как все в деревне. Ложится рано и рано встает.
Трудов в деревне много. Скотины у Каменевых полон двор: и овцы, и поросята, и корова.
— Свели было корову со двора, — рассказывает тетя Катя, да дед подумал-подумал и говорит: плохо — чай без молока. Опять взяли.
Дети Василий Григорьевича и Екатерины Степановны — все пятеро — при семьях, при деле. Родителям помогают. Недавно большой пристрой сделали к дому,
— Что ж, мама, — оказал сын. — Нас много, все сюда едем — надо строиться.
Судьба не сломила этих людей, не сделала жестокими, озлобленными. Тетя Катя до сих пор еще так умеет улыбаться — молодая позавидует. И Василий Григорьевич не утратил тягу к шуткам. Много, конечно, воды утекло. Много весен и зим минуло. Стала тетя Катя седой, а «сам» плохо слышит. Был он в свое время реабилитирован. Получает сейчас дополнительную тысячу и пенсии. Про те десять молодых лет, вырванных из жизни, так и не вспоминает.
Вот только гармонь Василий Григорьевич Каменев с 1938 года больше в руки не берет. Ни под каким видом, ни при каких, уговорах. Никогда.
Медведникова, О. «Там, у гаю…» / О. Медведникова. – Текст : непосредственный
// Путь Октября. — 1992. — 12декабря. — С. 2.
Первая
Недавно в Антоновке появилось мусульманское кладбище. Половина деревни — башкирские семьи, и хоть надобность в кладбище не самая лучшая и приятная на свете, но она есть. А там, где появляются родные могилы, люди укореняются навеки. Память о близких дорога не меньше родного очага.
Тетя Роза, Payза Самигулловиа Рахмангулова, сама ходила место под кладбище выбирать. Говорит, удачно выбрали, ушедшим не обидно. Тетя Роза а деревне — знаменитость и держится с подобающим месту достоинством. Судите сами — Рахмангуловы были первой башкирской семьей, приехавшей в 1971 году в Антоновку, «на Украину».
— 9 мая мы приехали, и на другой день я на работу пошла. На ферму — дояркой. Работали мы дружно, и я старалась всегда трудиться честно, добросовестно. Себя я, дочка, — показала, и за то имею почет и уважение. Председатель колхоза, Закир Гизелхакович Бикбулатов, председатель сельсовета Николай Иванович Крышко, — спасибо, оба помогают, и если что звонят — приди, тетя Роза, посоветоваться надо — уж я иду. Жизнь прожила хорошую, не каюсь, каждому такую дай Бог. — Payза Самигулловна с гордостью рассказывает о своих годах. И они того стоят. За свой неустанный труд передовая доярка, как тогда говорили, трехтысячница получила тетя Роза медаль «Ветеран труда», но, выйдя на пенсию, дома не усидела — еще шесть лет проработала на производстве кумыса. Про нее и в газете тогда писали.
Кареглазая, живая, бойкая, и на дело, и на слово Рауза Самигулловна Рахмангулова первая, не только и том, что в Антоновку приехала — во всем. Она и на собраниях умеет справедливо выступить.
— Все только сидят, хлопают правильно.
И спеть:
— В прошлом году я не конкурсе четыре балла получила. На будущий год, даст Бог здоровья, опять собираюсь выступать.
И член женсовета она, и депутатом Всебашкирского съезда была в 1991 году — её одну от всего сельсовета посылали. Три дня слушала тетя Роза в Уфе разные речи. Приехала — сказала на собрании:
— Живите дружно. Это самое главное.
Все четверо детей Рахмангуловых в люди вышли. Мать с отцом не забывают.
— Одна дочка у меня за хохла замуж вышла, ну и, слава Богу, — говорит Рауза Самигулловна. Да и что можно сказать, если в Антоновке недавно парень из башкирской семьи привел в дом русскую сноху, а девушка-башкирка нашла среди русских жениха.
В последние годы в Антоновку переехало много башкирских семей: сначала из Иштуганово, когда там началось переселение, а сейчас едут из Казахстана, из Средней Азии — жизнь там стала, неспокойной, люди потянулись в родные края. А в Антоновке и с жильем хорошо, и работа есть.
— Я дорогу проторила — теперь едут, — смеется тетя Роза, «коренная жительница», как она сама говорит, и не забывает: «я — нугушская девчонка». На язык она остра — не хуже любой казачки или украинки: любит пошутить, на каждое слово у нее ответ готов.
Мы заходим с ней в пустующий кабинет сельсоветского секретаря — побеседовать.
— Роза, ты куда? — спрашивает пожилая женщина.
— Заместителем хочу быть, — лукаво сверкнув карими глазами и поправив теплую шаль, маленькая тетя Роза гордо усаживается на стул посреди пустой комнаты.
Пока мы ходили по своим делам, тетя Роза сбегала домой и принесла свою фотографию — а то все сокрушалась: не знала, что с корреспондентом встретится, снимок не взяла. Для газеты.
— Средних лет, ладно?
С фотографии, очаровательно улыбаясь, смотрела на меня молодая женщина с густыми черными косами, с ямочками на щеках, с темными стрелами бровей над блестящими глазами. Фотография в этот раз не поместилась, тетя Роза, но за вас всем могу сказать — очень Вы красивая, и в этом первой были. Дай Вам Бог сто лет жить и не стареть.
Ошибка в архиве
Что такое для многих из нас архив? Место хранения бумаг, одно название которого вызывает скуку. А у тети Насти Кризской из-за того архива легла на сердце обида камнем. Из-за чьей-то досадной оплошности не внесли ее в колхозную хозяйственную книгу за военные годы, как работавшую, и не получила тетя Настя удостоверения, полагающегося к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной война 1941-1945 гг.», и дающего право на кое-какие маленькие льготы, на бесплатный проезд, в частности. И не то обидно, что бумажки этой не дали, и никуда Анастасия Семеновна путешествовать не собирается, чтоб бесплатно билеты брать, а то горько, что люди как будто не верят ей, что из районной администрации пришло письмо, мол, не работала ты в колхозе, что словно недостойна она этого несчастного удостоверения наравне со всеми. Вот и душат слезы, катятся по щекам. Стыдно, тяжело, но остановиться нет сил. И главное, все тетю Настю знают, и помнят, как она работала, а сделать ничего не могут — нет записи а бумагах. Пропал человек.
— Я здесь, в Антоновке, всю жизнь прожила. Через двор дом — там родилась. А сюда — замуж вышла. Один только раз уезжала — на заработки завербоваться хотела. Да мне шестнадцати не было, вернули с дороги. Как насмотрелась на тот грязный вагон, в пути намаялась — а нам то ж сказали — романтика, мы верили, приехала в Мелеуз, сказала: больше в жизнь никуда не поеду. Работала — где только не была. Теперь думала, на старости лет наравне со всеми буду — с этим удостоверением — так нет, то людям вышло, а мне опять боком.
Тетя Настя машет рукой, вздыхает: «И Господи ты Боже мой!» На ее долю тяжелая выпала судьба. Девчата, кто с отцом-матерью рос, те учиться могли и жили легче, спокойнее. А у них отец рано умер. Потом мама еще выходила замуж, да все как-то неудачно. Из восьмого класса, в самом его начале, Настю из школы забрала — помогать, работать пора. А девочка в школу в Ировку ходила, потом в Мелеуз — хотела учиться. Вернулась в деревню — профессии нет, лет мало — куда идти? Вот и мыкалась — то в поле по сезону, то в ясли, то на почту, то с матерью на ферму, то дорогу начали строить — туда, насыпь подымать.
А тут война — мужики ушли на фронт, а их, девчонок, собрали и повезли на курсы механизаторов. Отучилась, два года на прицеле тракторном работала, потом комбайн доверили. И так все пять военных лет пролетели. Фронтовики вернулись. Скоро Настя замуж вышла. Дети пошли — семерых родила. Жила со свекровью — было кому за малышней смотреть, а Анастасия Семеновна все работала в колхозе, потом на почту пошла.
— И ведь все у меня не так поворачивается. Сколько лет была в колхозе. Ушла на почту. На все деревни, бывало, одна оставалась — почту разносила. Пешком. В любую погоду. И заведующих сколько раз заменяла — доверяли, значит. До самой пенсии все с сумкой ходила, и после не отпускали. Тут уж дети загалдели — да что ж вы, мама, делаете: пешком по всей округе, а возраст, а как зимой вас снегом занесет? Ну, бросила. И вот поди ж ты из-за этой почты еще чуть не пострадала. Колхозный стаж стали начислять для пенсии — двух лет не хватает. Раз на почту ушла — стала интеллигенция, а не колхозница. Через ту интеллигенцию пенсии чуть не лишилась. Спасибо, нашли где-то запись в инструкции, что, если почтальон колхозный — ему пенсия колхозная полагается.
В этом доме, где сейчас тишину нарушает лишь тиканье часов да жужжанье прялки, жила большая семья. Грелась, и кормилась у русской печи с занавесочками. Потом разлетелись дети, кто куда. Умерла свекровь. В 1977 году умер муж, ветеран войны. И пришло еще одно большое горе — сын погиб. Поселилось в хате одиночество. Дети навещают, помогают. Но не каждый день — по выходным, в отпусках. А в будни, как ни крепись, все тяжело.
Пошла на днях с утра привезти газовый баллон. К одному подошла: нет, на этой лошади нельзя. К другому — нельзя. Полдня без толку проходила. Расстроилась. И удостоверение покоя не дает. Надо ходить, просить, добиваться — знает об этом тетя Настя. Но очень уж стыдно и больно — все с поклонами на старости лег. Неужели только это и заслужила?
— Я ж думала, как все люди получу, а так…- она отворачивается, утирает глаза. — Ты, дочка, — не пиши про это. К чему, что толку?
А я все-таки пишу, и надеюсь — вдруг кто-нибудь из работников архива прочитает и поможет. Найдет где-нибудь запись о работе в годы войны Анастасии Семеновны Кризской, до замужества Кутовой, а по фамилии отчима — Бибиковой. Вдруг на эту последнюю фамилию матери ее записали? Всего, может, одна строчка в какой-нибудь старой книге, а человеку в его горестях радость. Вроде бы, доказательство правоты, заслуг, уважения. Ведь для душевного покоя иногда так мало надо — всего лишь чуточку внимания. Заслуженного внимания, заработанного.
Вот, пожалуй, и все о людях, с которыми я познакомилась в Антоновке. Конечно, можно сказать, что они свое уже отработали, лучшие годы прожили, и для растущей деревни их день уже стал вчерашним. Но без доброго «вчера» не будет хорошего «завтра». К тому же, деревня всегда стариками держалась, их суд, их голос для нее был решающим. Так было, и так, по всей видимости, будет впредь.
О. Медведникова.