Августовское совещание учителей. — Текст : непосредственный
// Путь Октября. — 1961. — 1 сентября. — С. 2.
24-25 августа состоялось районное совещание учителей, на котором были обсуждены вопросы:
- О проекте Программы КПСС.
- О ходе перестройки системы народного образования в районе.
С докладом по первому вопросу выступил первый секретарь райкома КПСС тов. Деев Г. А.
С докладом «0 ходе перестройки системы народного образования в районе» выступил заместитель председателя исполкома райсовета В. С. Танатаров.
Августовское совещание, сказал докладчик, проводит в обстановке небывалого трудового подъема, вызванного подготовкой к предстоящему XXII съезду КПСС. Помыслы и желания всех честных тружеников нашей великой Родины направлены к тому, чтобы достойно встретить это знаменательнейшее событие нашего времени.
Для учителей, для всех работников народного образования встретить съезд новыми победами — это значит, прежде всего, достичь существенных результатов в выполнении закона о школе.
Осуществление всеобщего обучения
В истекшем учебном году педагогический коллектив района добился заметных успехов в ликвидации отсева учащихся из школ. В Шевченском, Александровском, Татьяновском и других сельсоветах все дети школьного возраста охвачены обучением и в течение всего года сохранили контингент учеников.
Больше стали вовлекать учащихся в 8-е классы. Так, в 1961 году в восьмые классы зачислено 70 процентов окончивших семилетние школы. Однако из 10052 учеников по различным причинам выбыли и не окончили семь классов 107 учащихся. Много выбыло учащихся из Васильевской, Верхоторской, Северной, Скворчихинской, Хлебодаровской и других семилетних школ. Здесь не проводилось борьбы за судьбу каждого ученика, не велось кропотливой и повседневной работы всего коллектива.
В некоторых семьях родители не могут содержать детей на квартирах, организовать им правильное питание. С этой целью государством предусматриваются школьные интернаты, фонды всеобуча и выделение специальных средств на бесплатное питание учащихся.
У нас есть полная возможность организовать бесплатное питание во всех интернатах как за счёт бюджета, так и за счет средств колхозов и совхозов. Между тем эти возможности используются еще не всеми руководителями школ. В интернате Скворчихинской школы общественное питание не было организовано лишь потому, что директору шкоды т. Воинову не хотелось обременять себя дополнительными заботами.
Нужно помнить, что, организуя общественное питание, мы воспитываем чувство коллективизма, воспитываем человека, которому чужды частнособственнические интересы, создаем равные условия детям, независимо от материального положения семьи.
Реорганизация семилетних и десятилетних школ в восьми — и одиннадцатилетние школы
Осуществление восьмилетнего всеобуча связано с реорганизацией семилетних школ в восьмилетние. Эта работа у нас проводится очень медленно. В 1960 году реорганизовали в восьмилетние — 4 школы, в 1961- 6 школ, а в 1962 году должны открыть 7 восьмилетних школ.
Но реорганизовать семилетнюю школу это не значит сменить вывеску, а нужно создать такую базу, которая обеспечила бы выполнение задач, указанных в законе о школе.
На 1961 год мы брали неплохие обязательства: закончить строительство 5 стандартных школьных зданий, пристроить классные комнаты при 4 школах, построить 2 интерната, учебную мастерскую, актовый и два спортивных зала. Эти обязательства мы не выполнили.
Главная роль в осуществлении инициативного строительства принадлежит директору школы. Коллектив школы № 1 (директор В. И. Кузнецов) взял обязательство построить теплицу и актовый зал. На выполнение этого обязательства было мобилизовано все: создана строительная бригада из учащихся, привлечены учителя и технический персонал, организованы воскресники. Строительство идет успешно и в сентябре, будет закончено.
Такое же обязательство брала школа № 2 (директор А. И. Синицын). Разговоров и жалоб было много, однако к строительству здесь даже не приступали.
Постановка учебно-воспитательной работы в школах
Школы района в прошлом учебном году, имели заметные успехи в преподавании школьных дисциплин. Сократилось количество, второгодников, знания учащихся стали белее прочными. Шевченская, Привольновская, школа № 2 г. Мелеуза и ряд других не имеют второгодников, или близки к этому.
В среднем по району успеваемость достигла 91,2 процента. Заслуженные учителя школ РСФСР Алаторцев А. И., Десяткова А. А., заслуженная учительница БАССР Величко В. В., учителя Ежова, Данилкина, Суркина, Карева, Соломко, Огородникова, Демина, Кризский, активизируя методы обучения, имеют замечательные успехи. Таких учителей у нас подавляющее большинство. Но у нас есть и серьезные недостатки в работе. На второй год в районе оставлены 777 учащихся. Больше всего их в V—VII классах. Особенно много неуспевающих пятиклассников в Нордовской, Дмитриевской, Партизанской школах. Причиной низкой успеваемости в пятых и последующих классах является слабая подготовка учащихся в начальных классах.
Задача новой школы состоит в том, чтобы получаемые учениками знания стали научной основой их трудовой деятельности.
Итоги двух лет перестройки говорят о том, что преподавание ручного труда и работа в учебных мастерских и на пришкольных участках прочно вошли в жизнь школы.
Однако отдельные школы до сих пор не имеют мастерских, и на уроках труда ученики не получают трудовых навыков (Трясинская, Васильевская, Юлдашевская школы).
Все школы призваны прививать навыки сельскохозяйственного труда. В этих школах для каждого класса отводится специальное время для работы на учебно-опытных участках, на колхозных, совхозных полях и фермах. Прививать любовь к сельскому хозяйству надо умело, постепенно. Между тем, наши биологи, за некоторый исключением, этим не занимаются. В школах №№ 2, 4, Трясинской, Юлдашевской ничего показательного на участках не увидишь.
Закон о школе предусматривает коренное улучшение всей политико-воспитательной работы с учащимися. За последнее время в школах заметно активизировалась эта работа. Но наряду с этим отдельные педколлективы к воспитательной работе относятся формально. Увлекаясь числом проведенных сборов, вечеров, занятий кружков, учителя из поля зрения выпускают недисциплинированных учеников, и они предоставлены сами себе.
Школа должна спланировать работу так, чтобы в выходные или каникулярные дни с учащимися проводилась разнообразная работа.
Вечернее и Заочное обучение
В районе работают 2 школы рабочей молодежи и 2 школы сельской молодежи, школа взрослых слепых и консультпункт, реорганизованный с 1 сентября в заочное отделение школы рабочей молодежи № 1.
Наша задача — вовлечь в эти школы молодежь, не имеющую восьмилетнего образования и помочь ей, получить необходимое образование.
О работе детских домов и детских садов
В районе имеется 2 детских дома, вспомогательная школа и 8 детских садов.
Значительных успехов добился в постановке учебно-воспитательной работы в свете новых задач коллектив Верхоторского детского дома (директор Потяева Е. М.) Хорошие результаты имеет коллектив детского сада № 1; (заведующая Шлякова А. А.). Между тем в Мелеузовском детдоме и в Воскресенской, вспомогательной школе работа с воспитанниками находится в запущенном состоянии.
Новому педагогическому составу детдома следует коренным образом улучшить постановку учебно-воспитательной работы и вывести детский дом в число передовых в республике.
Учитель — решающая сила в перестройке школы
Многое в перестройке системы народного образования зависит от учителей, от их педагогического мастерства.
Подавляющее большинство учителей имеет соответствующее образование. Однако есть и такие, которые не желают повышать, свой идейно-политический уровень и деловую квалификацию.
Руководители школ, профсоюзные организации, отдел народного образования недостаточно проводят воспитательную работу среди учителей, не принимают своевременно мер предупредительного характера.
— Зирганская средняя школа, — говорит директор И. М. Ващук, — охватывает десять населенных пунктов. В прошлом году в ней обучалось без малого тысяча человек.
В этом году число учащихся значительно увеличивается. При школе имеется интернат. Однако в жизни школы встречается еще немало трудностей. Нам надо построить новое здание интерната на 60 мест.
Пришло время подумать и о строительстве новой стандартной школы. Ее строительство было бы хорошо начать в 1961 году. Требуется также жилье для преподавательского состава.
— Предмет черчения имеет практическое значение в жизни человека, — сказал учитель черчения В. Н. Абрамов. — Однако в некоторых школах, как Шевченской, Партизанской и некоторых других, этому предмету недостаточно уделяется внимания. Некоторые учителя, ведущие черчение, не повышают своих знаний и слабо преподают учащимся этот предмет. Не случайно учащиеся этих школ не удовлетворительно оформляют чертежи, не разбираются в них, плохо их составляют.
Заслуженный учитель РСФСР А. И. Алаторцев остановившись на связи химии с практическими занятиями на сахарном заводе, где учащиеся одиннадцатилетней школы № 1 проходят производственное обучение, предложил превратить кабинет химии при шкоде в химкабинет районного значения.
О том, как работают ученические бригады Нордовской школы, рассказала А. М. Крыгина:
— За ученическими бригадами было закреплено 2 гектара свеклы и 20 гектаров кукурузы. На обоих участках получен высокий урожай. В этом году освоен также пришкольный участок площадью в один гектар.
Заканчивая свое выступление, т. Крыгина просила рассмотреть вопрос о строительстве в селе Нордовке новой школы.
Учитель Кутушевской начальной школы А. С. Ибатуллин и завуч Юлдашевской школы т. Богданова говорили о нехватке учебников. — Особенно, — отметили они, — плохо обстоит дело с учебниками на башкирском языке. В прошлом году по вине райпотребсоюза долгое время не было учебников лишь потому, что руководители торгующих организаций не дали заявки. — Коллектив учащихся восьмилетней школы № 3 в минувшем учебном году добился неплохой успеваемости учащихся, — сказала на конференции директор этой школы П. И. Огородникова. — Однако у нас, — продолжает она, — есть свои нужды. Назрел вопрос о строительстве в городе Мелеузе школы-интерната. Торгующие организации плохо снабжают школьные буфеты продуктами питания. В широком ассортименте имеются только пряники да конфеты.
Правление колхоза имени М. Гафури не помогает в организации горячих обедов для детей колхозников, обучающихся в Мелеузе и проживающих в интернате.
Директор Воскресенской средней школы — говорил о необходимости электрификации колхозных деревень Забельской зоны, секретарь райком ВЛКСМ М. М. Певзнер рассказала о том, как пионерские организации района готовятся к завершению пионерской двухлетки. Директор одиннадцатилетней школы № 1 В. И. Кузнецов поделился опытом работы производственного обучения.
***
Участники совещания единодушно одобрили проект Программы Коммунистической партии Советского Союза.