Представляю вам интересную статью Георгия Артуровича Толстякова, где он классифицирует детективы. Поскольку статья написана давно, современных авторов в ней не ищите. Но классика расставлена по полочкам. А классика — это лучшее. По этим материалам можно составить библиографический обзор, или даже вечер, посвященный этому жанру.
Толстяков, Г. А. Детектив: категория жанра [Текст] / Г. А. Толстяков // Мир библиографии. – 2000. — № 3. – С. 73-78.
Вошедшее в обиход определение этого литературного явления как «детектива» не отображает всего многообразия направлений жанра. В самом деле, «детектив» в России, как и «mystery» в Англии и США, «polar» во Франции или «krimi» в Германии — суть условно принятые дефиниции жанра, не обязательно связанные с расследованием, тайной, работой полиции или криминальной историей.
Существуют многочисленные категории детектива, основные из которых мы рассмотрим в этом обзоре, вкупе с наиболее значительными книгами (по пять в каждой категории), в основном, переводившимися на русский язык. Предлагаемая категоризация, при некоторой ее условности, тем не менее, отражает тенденции развития жанра, берущего начало с публикации в 1841 г. филадельфийским журналом «Грэмз Мэгэзин» первого настоящего детективного рассказа американского писателя Эдгара Аллана По (1809—1849) «Убийство на улице Морг».
Классический детектив
Тремя «логическими рассказами», главный герой которых Арсен Дюпен, Э. По определил форму и правила нового направления в беллетристике. После довольно длительного затишья, эстафету приняли англичане. Уилки Коллинз (1824—1889) стал зачинателем этого жанра. Его соотечественник, поэт Томас Стернз Элиот (1888—1965), назвал роман «Лунный камень» «самым первым, самым длинным и лучшим из современных английских детективных историй». Чарлз Диккенс (1812—1870), на которого успех Коллинза произвел впечатление, пишет «Тайну Эдвина Друда». В 1887 году выходит «Этюд в багровых тонах» Артура Конан Дойла (1859—1930), в котором впервые появляется Шерлок Холмс. Категория «классический детектив» представлена немногими именами — писателями, экспериментирующими в новом жанре и склонными, зачастую, вводить детективный элемент в роман, нежели писать собственно детективный роман. Классификация этих произведений часто вызывает разногласия между критиками. Например, является ли детективным романом «Женщина в белом» У. Коллинза? Американский критик Хауард Хейкрафт возражал против такого определения, называя этот роман «таинственной историей (mystery), но не детективом». Английский критик Джулиан Симоне причислял «Женщину в белом» к детективам на том основании, что в романе речь идет о преступлении. Однако, просто наличие преступления в книге не может служить достаточным доводом для помещения ее в разряд детективных. Ведь, к примеру, в рассказе Конан Дойла о Шерлоке Холмсе «Установление личности» никакого преступления вовсе нет. Ориентироваться, следовательно, приходится на имена писателей, вошедших в историю литературы, и, хотя бы в одном из своих романов вводивших детективный элемент (сюда, безусловно, нужно отнести и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского).
«Записки о Шерлоке Холмсе» Артура Конан Дойля
«Убийство на улице Морг» Эдгара По
«Лунный камень» Уилки Коллинза
«Тайна Эдвина Друда» Чарльза Диккенса
«Неведение отца Брауна Гилберта» К. Честортона
Традиционный «английский» детектив
Сюда следует отнести романы, написанные в духе Агаты Кристи (1891—1971). Несмотря на то, что книги «королевы» детектива отделяют от современных писателей, работающих в той же категории, десятилетия, основные черты этого поджанра сохраняются до сих пор. Во-первых, в традиционном детективе нет места наглядному живописанию насилия, кровавых сцен, откровенной грубости, хамству и «пошлости жизни». Среди действующих лиц вряд ли попадутся гангстеры, киллеры, закоренелые преступники, проститутки, сутенеры или торговцы наркотиками. Герои традиционного «английского» детектива — люди законопослушные, как правило представители среднего класса и высших слоев общества. Случайных «экзистенциальных» преступлений в таких романах не бывает. Орудиями убийства служат кинжал из коллекции дядюшки
Джо или лекарство из шкафчика тетушки Кейт, а не автомат или граната. Преступления расследуют как любители, так и профессионалы, полагаясь при этом на свое знание человеческих страстей: гнева, гордости, жадности, желания, зависти. Поэтому традиционный детектив отличается запутанным, хитроумным сюжетом и образцовой композицией. Книги этого поджанра выгодно выделяются среди других категорий. Круг подозреваемых, как правило, ограничен; действие происходит в замкнутом пространстве. Многие авторы ведут честную игру с читателем и предоставляют ему — и литературному сыщику — все улики. И последнее: традиционный «английский» детектив назван так в силу исторических корней развития этого поджанра. Сегодня действие романов этой категории не обязательно происходит в туманном Альбионе, а автором книг может быть не англичанин, как это блистательно доказала американка Элизабет Джордж.
«Десять негритят» Агаты Кристи
«Три гроба» Джона Дикксона Карра
«Загадка болничных туфель» Эллери Куина
«Кто убил Хлою?» Марджери Аллингэм
«Девять ударов колокола» Дороти Ли Сейерс
«Крутой» или жесткий детектив
Эта сугубо американская разновидность детективного жанра возникла в 20-х гг. на страницах бульварных журналов. Главным героем книг этой категории стал частный сыщик, действующий зачастую жесткими и крутыми методами во враждебном городском окружении. Лаконично и точно сформулировал суть этого поджанра классик детективной литературы Реймонд Чандлер, говоря о другом колоссе жанра Дэшиле Хэммете: «Он вынул убийство из венецианской вазы и бросил его на улицу». Вместо утонченных сыщиков-джентльменов традиционного детектива, расследующих преступление-головоломку с помощью дедуктивного метода за утренним чаем, герои «жесткой» школы были «одинокими рыцарями», полагавшимися на свои кулаки не меньше, чем на свою интуицию, не лезли за словом в карман, но за маской цинизма скрывали идеалиста и романтика со своим кодексом чести. Одну из самых исчерпывающих характеристик героев «крутого» детектива дал Реймонд Чандлер в книге «Простое искусство убийства»: «По этим убогим улицам должен пройти человек, который сам по себе не низок, незапятнан и лишен страха. Таким человеком должен быть сыщик в детективе. Он герой, он — все. Он должен быть человеком в полном смысле слова, обычным человеком и в то же время — необычным. Он должен быть, пользуясь истасканным выражением, человеком чести — интуитивно, неизбежно, не думая об этом и уж, конечно, не говоря об этом. Он должен быть лучшим человеком в своем мире и вполне годиться для любого другого мира».
«Жесткая» школа в отличие от традиционного детектива базировалась на американских традициях и привнесла в детектив большую реалистичность. Расследования позволяли частному сыщику заглядывать в аристократичные особняки и самые мрачные трущобы, общаться с торговцами наркотиками и коррумпированными политиками, проститутками и домашними хозяйками, миллионерами и бродягами. «Крутой» детектив оказался эффективным орудием социального комментария: герой-сыщик был не только одиночкой в жизни, но и не служил по какому-либо полицейскому ведомству. Кроме того, речь персонажей «жесткой» школы индивидуализировалась, благодаря использованию авторами разговорного языка, сленга и диалектов, а также ярких, запоминающихся сравнений. Важной характеристикой «жесткой» школы стал динамичный, лаконичный стиль повествования. Реалистичность, пусть даже и в какой-то мере книжная, этого поджанра обеспечила ему долгую жизнь.
«Мальтийский сокол» Дэшила Хэммета
«Прощай любимая» Реймонда Чандлера
«Мне отмщение!» Микки Спиллейна
«Последний взгляд» Росса Макдональда
«Билет на погост» Лоренса Блока
Полицейский «процедурный» роман
Еще в 30-е гг., реагируя на страхи общественности перед захлестнувшей общество волной преступности, американское радиовещание начало передачу беллетризованных рассказов о полиции, с комментариями профессиональных полицейских. Под влиянием радиопередач, телесериалов и фильмов в 1940—1950-х гг. в детективном жанре оформилась новая тенденция, выражавшаяся в более реалистичном показе работы полиции. В 60-е гг. романы о полиции уже непосредственно отражали события реальной жизни, будь то расовая нетерпимость (см. роман Джона Болла в списке рекомендуемой литературы ниже) или решения Верховного суда США о правах подозреваемых «Эскобедо против штата Иллинойс» (1964) и «Миранда против штата Аризона» (1965). Эти события, а также кампании американских политиков с требованием правопорядка привели к появлению нового поджанра детектива — полицейского «процедурного» романа.
Полицейский роман стремился к фактическому отражению реальных ситуаций и, соответственно, его сюжеты стали проще и реалистичней. Вместо убийцы, мастерски планирующего и изящно совершающего убийство, на страницах книг появлялся человек, убивавший в припадке ярости и неумело заметавший следы, человек, нападавший на неизвестного прохожего на улице, или во время грабежа убивавший владельца винного магазина. Часто, в отличие от классического детектива, в полицейском «процедурном» романе преступлением было не только убийство, но и грабеж, поджог, изнасилование, мошенничество — все, что ведет к аресту. Полицейские в реальной жизни часто занимались несколькими уголовными делами одновременно — их соратники из романов следовали этому же примеру. «Одиноким волкам» «жесткой» школы на смену приходили стражи закона, действовавшие сообща: полицейские романы рассказывали о жизни полицейского участка. Героем становился обычный человек, облеченный властью, со всеми человеческими слабостями, по долгу службы вынужденный выполнять грязную и неблагодарную работу. Изображая рутину полицейской службы, авторы «процедурных» романов показали, что героизм работы их героев часто не имеет ничего общего с «книжной» романтикой.
«Негодяй из Сефле» Пера Вале и Май Шеваль
«Душной ночью в Каролине» Джона Болла
«Колыбельная» Эда Макбейна
«Новые центурионы» Джозефа Бэмбо
«Парк Горького» Мартина Круза Смита
Исторический детектив
Под эту категорию подпадают детективы традиционного направления, действие которых происходит в разные исторические периоды. Мастер жанра Джон Диксон Карр, например, написал четырнадцать детективов, время действия которых простирается от Англии времен Карла Второго (1670) до Нового Орлеана в 1912 г. Одним из самых знаменитых — и лучших — книг этой категории считается «Дочь времени» Джозефин Тей, в которой расследуется приписываемые Ричарду Третьему убийства двух юных принцев в Тауэре в 1483 г.
«Имя розы» Умберто Эко
«Дочь времени» Джозефин Тей
«Дьявол в бархате» Джона Диксона Карра
«Дева во льду» Эллис Питерс
«Азазель» Б. Акунина
Иронический / юмористический детектив
Название категории говорит само за себя
«Флетч» Грегори Макдональда
«Взломщики – народ без претензий» Лоренса Блока
«Что сказал покойник?» Иоанны Хмелевской
«Танцующие ацтеки» Дональда Уэстлейка
«Провал операции Z» Сан-Антонио
Юридический / судебный детектив
Бум по поводу этой категории детектива начался в 1987 г., когда в США был опубликован роман «Презумпция невиновности» тогда еще никому не известного автора Скотта Турроу. юриста по профессии. И хотя отдельные «процедурные» детективы на судебную тему появлялись уже давно, но такую популярность их никто не предвидел. Этот феномен был связан не только с оригинальным сюжетом «Презумпции», но и с магией профессии, точнее с противоречивым чувством восхищения и презрения, с которым относятся к юристам в США. Заглавие недавно опубликованной документальной книги «Смерть здравого смысла: как законы душат Америку» реально отражает ситуацию, в которой основные принципы американской жизни скрыты за непроницаемой стеной искусственно усложненных законов и неоправданно высокооплачиваемых юристов.
Поэтому неслучайно, что ажиотаж вокруг юриспруденции сопровождался появлением такого поджанра детективной литературы — юридический «процедурный» роман. В то время, как традиционная судебная драма может содержать элементы названного романа, отличительная черта этой, новой категории — описание жизни юристов и вне зала суда, когда они, а не их клиенты, становятся главными участниками действия детектива, на протяжении которого читатель знакомится с субкультурой мира юристов. Юридические «процедурные» романы главных представителей жанра Скотта Турроу и Джона Гри-шэма отражают интерес читателей к профессии юриста и функционированию юридических институтов, существующих сегодня. В рамках жанра авторы предлагают поразмыслить о последствиях перепроизводства законов и о статусе юриста — героя или злодея Америки.
«Фирма» Джона Гришэма
«Презумпция невиновности» Скотта Турроу
«Свидетель обвинения» Агаты Кристи
«Дело о хромой канарейки» Эрла С. Гарднера
«Анатомия убийства» Роберта Травера
Саспенс
Новый Большой англо-русский словарь, в частности, трактует suspense как «беспокойство, тревогу ожидания», a novel of suspense в переводе звучит как «роман, который держит читателя в напряжении». Классик саспенса Патриция Хайсмит определяла этот поджанр как «истории, содержащие угрозу физического насилия и опасности или же непосредственно опасности». Писательница добавляла, что история в стиле саспенс должна быть легкой и занимательной, в ней постоянно должно присутствовать действие. Однако, как отмечала Хайсмит, «красота жанра саспенс в том, что писатель, если захочет, может излагать глубокие мысли и на протяжении целых частей книги обходиться без действия, поскольку структура повествования уже предполагает живость действия». Книги этой категории можно сравнить с аттракционом «Дом с привидениями», посетитель которого с приятным замиранием сердца ждет, когда на него выскочит очередное чудище. Структура романов в жанре саспенс предполагает обычно серию событий, исход которых неизвестен, и держит читателя в щекочущем нервы напряжении. Однако финал такой истории, как правило, предопределен, и все должно разрешиться к удовольствию (и удивлению) читателя.
«Незнакомцы в поезде» Патриции Хайсмит
«Ребекка» Дафны дю Морье
«Брайтонский леденец»Грэма Грина
«Молчание ягнят» Томаса Харриса
«Ловушка для Золушки» Себастьена Жапризо
Триллер / шпионский роман
Триллер (от английского to thrill — вызывать/испытывать трепет, дрожь, возбуждать, щекотать нервы) относится к ситуационной, кризисной литературе. Говоря языком экзистенциальной философии, триллер — это литература пограничных ситуаций. В тех исключительных ситуациях, связанных со смертью или судьбой, когда происходит разрыв привычного существования, и человек должен решать, как жить. В триллере эти проблемы рассматриваются не в метафизическом плане, а скорее как конкретный немедленный выбор, после которого человек — или мир — уже не будет прежним. Главные темы триллера — кризис личности и цивилизация на грани кризиса. Глобальность возможной и надвигающейся катастрофы, личной и мировой, пожалуй, главная отличительная черта этой категории. В отличие от собственно детективного романа, где логика помогает герою решить загадку, в триллере/шпионском романе герой действует в мире, где есть место абсурду и где невозможно одержать победу с помощью логических построений, а вместо тайны есть эмоциональное переживание героя конфликта.
«Шпион, который вернулся с холода» Джона Ле Карре
«39 ступенек» Джона Бакана
«День шакала» Фредерика Форсайта
«Меморандум Квиллера » Адама Холла
«Заговор «Аквитания»» Роберта Ладлама
Криминальный или черный роман
Дать определение криминальному роману — антижанру детектива — можно попробовать через особенности, полярно отличающие его от детективного романа. Английский критик и писатель Джулиан Симоне отметил, что психология персонажей и окружающая обстановка являются основными элементами криминального романа, в то время как тайна, составляющая детективную задачу, может вообще отсутствовать. Симоне также подметил коренное отличие в позиции по отношению к обществу: если в детективе оно традиционно и консервативно, то в криминальном романе оно «зачастую <…> ставит под сомнение некоторые аспекты закона, справедливости или методов управления обществом». Признанный мастер детективного жанра П. Д. Джеймс, заметила, что в отличие от детектива «в криминальном романе мы зачастую с самого начала знаем, кто совершил убийство или собирается его совершить. <…> Одна из главных целей детектива — разгадка тайны. <…> Главным в криминальном романе может быть воздействие преступления на самого убийцу». Впрочем, главной особенностью криминального романа по мнению американского критика Тони Хилфера является размытость понятий вины и невиновности.
Таким образом, сыщик в этом инверсном детективе может быть уместен или как лицо, представляющее угрозу для центрального персонажа, или если он одновременно является либо убийцей, либо ложно обвиненным. Рассматривая тип криминального романа, где главным действующим лицом является ошибочно подозреваемый человек, критик Цветан Тодоров писал: «… преступление совершено на первых страницах и все улики, находящиеся в руках полиции, указывают на некоего человека (центральный персонаж). Чтобы доказать свою невиновность, этот человек сам должен найти настоящего преступника, даже если при этом ему придется рисковать жизнью. В этом случае можно сказать, что этот персонаж является одновременно сыщиком, преступником (в глазах полиции) и жертвой (потенциальной жертвой настоящих убийц)».
«Почтальон всегда звонит дважды» Джеймса Кейна
«Побег» Джима Томсона
«Кричащая Мими» Фредерика Брауна
«Стик» Элмора Леонарда
«Друзья Эдди Койла» Джорджа Хиггинса
P.S. От редакции: в данном обзоре отсутствует такая замечательная для многих категория жанра, как «иронический детектив», ярким представителем которого является Иоанна Хмелевская. Однако, не считая себя в праве вмешиваться в авторский замысел, мы оставляем эту тему для будущих публикаций.
Отметим лишь несколько российских авторов этого жанра.
♦ Писательницу Александру МАРИНИНУ отечественная критика окрестила русской Агатой Кристи. Для героини ее детективных романов, Анастасии Каменской, преступление — это запутанный ребус, который она разгадывает силой своего интеллекта. В игре «полицейские и воры» равных ей нет.
Романы: «Шестерки умирают первыми», «Черный список»,
«Смерть и немного любви», «Не мешайте палачу», «Стилист», «Чужая маска», «Смерть ради смерти» и др.
♦ Среди имен в потоке детективной литературы выделяется имя молодой писательница Анны МАЛЫШЕВОЙ. Ее романы — это сплав женской мягкости, тонкости и мрачноватой эротики с житейским сюжетом и крутой детективной интригой.
Романы: «Зачем тебе алиби…», «Мой муж — маньяк?..», «Имя — Смерть», «Преступная натура», «Требуются жертвы» и др.
♦ Многие произведения Николая ЛЕОНОВА были положены в основу остросюжетных фильмов. Кто не читал или хотя бы не слышал о таких его романах, как «Трактир на Пятницкой», «Один и без оружия», «Ринг», «Операция «Викинг»? Его последние работы: «Мент поганый», «Наркомафия», «Бросок кобры», «Шакалы» и др.
♦ Профессиональные знания Данила Корецкого (он — полковник милиции) плюс литературное мастерство превращают каждый задуманный им сюжет в животрепещущую криминальную драму. Под его пером преступник раскрывается во всей своей низости и жестокости, а преследующий герой обретает черты благородного защитника.
Романы: «Антикиллер», «Антикиллер-2», «Пешка в большой игре», «Акция прикрытия», «Опер по прозвищу «Старик» и др.
♦ Романы С. ВАГАНОВА «Горячая игла», В. СВИНЦОВА «Алмазы и кровь», В. РОМАНОВСКОГО «Зона риска» и «Игра с огнем» можно отнести к крутому детективу.