Необычный новогодний библиотечный урок
Новый год — праздник и детей, и взрослых, когда всем хочется играть и веселиться. Именно ему посвятите свой урок.
Урок предназначен для 3-4-х классов.
Ребят знакомят с традициями празднования Нового года в разные времена и в различных странах. К сожалению, урок — монолог библиотекаря. Дети лишь слушатели. А если попробовать дать слово детям? В Новый год так хочется игр, необычного, а не только полезной информации. Почему бы на новогоднем уроке не поиграть? Привлечь к его проведению детей, дать им возможность реализовать свои знания, умения, таланты.
Вариант № 1
Поэтому можно не только рассказывать про новогодние традиции, но и дополнительно предложить ребятам викторину «Снеговичка»:
— перечислить главных героев новогодних праздников;
— сказать, когда встречают Новый год;
— назвать место, где живет Дед Мороз;
— перечислить его родственников;
— сказать, как зовут Деда Мороза в других странах;
— назвать главное новогоднее дерево у разных народов;
— перечислить зимние виды спорта;
— назвать сказки с зимним сюжетом («Снегурочка», «12 месяцев», «Снежная королева» и т.д.).
Вариант № 2
Дается интересная новогодняя информация из этого материала из какой-то страны. А затем класс разбивается на команды по 4 человека. Каждой по жребию достается литературный (сказочный) герой, который хочет поздравить с Новым годом учеников данной деревни, класса, школы, города. Например, как бы Кай и Герда поздравили 4-й «А» класс с Новым, 2021 годом.
Вариант № 3
После информации о новогодних традициях предложить ребячьим командам представить, рассказать или показать, как, по их мнению, отмечает Новый год Снежная королева или любой другой литературный и сказочный герой, даже сам Дед Мороз. Играть так играть. Здесь мы даем возможность детям пофантазировать, помечтать. Поучаствовать, в. конце концов, в необычном новогоднем уроке.
Возможен серьезный справочный вариант
Наряду с новогодней информацией можно поведать детям о том, как эти сведения были добыты. Библиотекарь рассказывает и демонстрирует энциклопедию «Все обо всем», подробно останавливаясь на правилах и способах пользования справочной литературой. Раскрывает «секреты» энциклопедий. Рассказывает, как найти информацию о Деде Морозе или о том, как празднуют Новый год в Африке. Можно показать учащимся сборники загадок, поговорок и предложить им найти те, что посвящены зиме, а заодно показать, как с этими книгами работать. Здесь мы как бы объединяем приятную тему с полезной информацией из разряда «Библиотечно-библиографические знания — в ребячьи массы».
Конечно, возможны разные варианты проведения библиотечных занятий. Просто хотелось бы, чтобы наши читатели были не только пассивными поглотителями информации, но и имели бы возможность проявить себя и свои таланты.
Библиотечный урок
«Новогодний калейдоскоп»
Начнем свой рассказ с древних времен…
Этот праздник приходит в наш дом вместе с красавицей — елкой, с Дедом Морозом, с подарками. Мы уже к этому привыкли. А всегда ли было так? Оказывается, нет.
Встречать Новый год первыми начали китайцы. Он начинается у них позднее, чем отмечают европейцы. Китайцы устраивали по случаю Нового года большие торжества, которые продолжались несколько дней.
Древние германцы установили празднование Нового года по причине смены времен года. Зима у германцев начиналась в середине ноября. В это время они собирали урожай.
Когда римляне завоевали Европу, они перенесли празднование Нового года на 1 января.
Раньше на севере Древней Руси новогодний праздник начинался с весенней первой капелью, а на юге — с первой бороздой. Это было 1 марта. С конца XV века Новый год встречали на Руси 1 сентября. И лишь царь Петр I издал указ, который предписывал: «Считать Новый год не с 1 сентября, а с 1 января сего 1700 года. И в знак доброго начинания и нового столетия в веселии друг друга поздравлять с Новым годом».
Утром 1 января 1700 года Петр I сам командовал праздничным шествием, которое завершилось громким салютом из двухсот «пушечек». А вечером в темном небе вспыхнули разноцветные огни. Так на Руси впервые встречали Новый год «по-европейски», в разгар зимы.
Обычай дарить подарки под Новый год с пожеланиями удачи и счастья был установлен еще древними римлянами 1 января 153 года до нашей эры. Тогда же начали складываться и первые приметы. Считалось, что каков будет первый день, таков будет и весь год. Поэтому следовало в Новый год веселиться, отложив все заботы, одеваться красиво и во все новое.
Обычай встречать Новый год у нарядно украшенной елки уходит в древнее языческое время. Он связан с культом зелени. В Европе в период полного угасания природы, когда холодно, темно и мрачно, особое значение придавалось предметам, которые являлись символами ее нового возрождения; поэтому такую большую роль в ритуале празднования Нового года играют ветви вечнозеленых или распускающихся растений.
Почему стали украшать елки? В те далекие времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют могущественные духи — как добрые, так и злые, и чтобы поладить с ними и добиться их помощи в повседневной жизни, подносились обильные дары, которые развешивались на ветках. Елку стали украшать в XVI веке. Поначалу елку убирали довольно просто, но это продолжалось недолго. Постепенно на ветвях елки появились орехи, сладости, шары, которые заменили яблоки, первоначально украшавшие елку, а на макушке — изображение солнца, вырезанного из плотной бумаги или сделанного из соломы, что связывало это украшение с солнечным циклом.
На протяжении веков ёлка и её украшения менялись.
В России судьба ёлки сложилась весьма непросто. Украшение ёлки пришло к нам с указом Петра I. В тот же день все дома в Москве, даже самые бедные, были украшены елочками или еловыми ветками. Императрица Елизавета Петровна (дочь Петра I) устраивала при дворе роскошные дорогостоящие елки.
Постепенно елка завоевывала себе новогоднее место. Публичная елка была устроена в столице в 1852 году. К концу века елка становится главным украшением не только городского, но и деревенского дома.
А в тропических странах ёлок нет. В Австралии и Новой Зеландии, где январь — летний месяц, ставят дерево — метросидерос, усыпанное алыми цветами. На Кубе ель заменяют пальмами, в Никарагуа украшают жилище ветвями кофейного дерева с красными плодами.
Русский сказочный Дед Мороз (Дед Трескун) — личность не слишком приятная. Представляли его маленьким старичком с длинной бородой и суровым нравом. С ноября по март Дед Мороз был полновластным хозяином на земле, которого боялось даже Солнце. Дед Мороз женат на презлющей Зиме.
Дед Мороз всегда ходит в компании Снегурочки. Снегурочка — милый, трогательный персонаж народных русских сказок. В них она предстает красивой и немного печальной. Ее радует снег и холод и пугает солнце, от горячих лучей которого она тает. В образе Снегурочки воплотилось сожаление людей об уходящей зиме, которая хоть и сурова, но несет в себе много зимних игр, радости и веселья.
Как зовут братьев Деда Мороза? У американцев и англичан это Санта Клаус, у итальянцев — Бабо Натале, у французов — Пэр Ноль, в Колумбии — Папа Паскуале, в Бразилии — Пай Натал. У чехов — Микулаш, Белорусия — Зюзя, Финляндия — Йоулупукки. На Кипре Деда Мороза и вовсе зовут Василием. Японский дед мороз – Сегацу-сан.
А где живет Дед Мороз? В детском воображении он и сегодня живет на севере. Поэтому пишут ему дети из разных стран письма, посылая их в северную страну — Финляндию. На севере этой страну есть городок Паякюля, в котором даже существует почтовое отделение Деда Мороза. Работникам этого отделения приходится отвечать на многочисленные детские письма и поздравлять всех своих корреспондентов с Новым годом.
В Швеции, Дании, Норвегии обязанности Деда Мороза выполняют рождественские гномы. Внешне они похожи на Деда Мороза: красная шапочка, длинная белая борода, за плечами мешок с подарками.
Далее идет рассказ об истории песенки «В лесу родилась елочка».
Японский дед Мороз