В. Клочкова
Библиотечный урок-сценка для малышей
Библиотекарь:
Знаете ли вы, ребята, что книги, как и люди, тоже болеют и даже болезни у них бывают похожими на наши? А причина книжкиных болезней кроется в плохом небрежном отношении к ним некоторых учеников-читателей. Я вот совсем недавно в книжкиной больнице наблюдала такую сцену.
Доктор Нервистраничкин:
Входите, пожалуйста!
Математика (входит, печально охает, то и дело хватается за голову). Все забыла! Все забыла!
Доктор Нервистраничкин:
Что вы забыли, уважаемая Математика?
Математика:
Два трактора пахали поле. Один вспахал 12 га, а другой… не помню, не помню! А еще надо узнать, сколько они вспахали вместе. Если я не вспомню, то завтра очень хороший мальчик Ваня Лисичкин получит двойку и будет очень плакать. А я не помню! Помогите, доктор!
Доктор Нервистраничкин:
Давайте, я что-нибудь еще у вас спрошу. Например, вот это: два поезда ехали навстречу друг другу…
Математика:
(перебивает)
Не надо, доктор, про поезд я тоже не помню. Все эти задачи были на одной страничке.
Доктор Нервистраничкин:
Да, уважаемая Математика, у вас тяжелая форма склероза. Сейчас посмотрим почему… О, все ясно! У вас же страницы вырваны. Ну вот, а вы еще жалеете Ваню Лисичкина, а он из вас листы выдирает.
Математика:
Да нет! Ваня хороший, это еще до него так со мной обращались.
Доктор Нервистраничкин:
Я пишу вам направление в хирургическое отделение, где опытные врачи постараются вам помочь, если у них есть запасные листы. А так уж не знаю, что и делать. Выбрасывать тоже жалко, ведь ты могла бы еще послужить не один год.
(Входит следующая больная)
Доктор Нервистраничкин:
На что жалуетесь, дорогая Литература?
(Литература молчит. Размахивает руками, жестикулирует, не издавая ни звука. Доктор внимательно смотрит на нее.)
Да она немая. Вот чудеса-то! Литература, которая так много могла бы рассказать детям, — немая! Сейчас посмотрим отчего. Да тут слова замазаны, зачеркнуты, уничтожены. Все понятно. Бедная литература, которая привыкла говорить красивым литературным языком, решила, что лучше онеметь, чем читать искореженный текст: «Заря лает жаром» вместо «Заря пылает пожаром!» А как быть, когда зачеркнуты целые слова и предложения?
Бедная Литература, я даже придумать не могу, чем помочь тебе, чтоб ты ожила. Придется мне собирать консилиум. После консилиума мы скажем, можно ли тебе помочь или ты безнадежно больна.
(Входит следующая книга. Она вся оборвана, перегнута, прихрамывает)
Доктор Нервистраничкин:
О, ты, наверное, попала в аварию!
Книга:
Нет, доктор, это ребята загибали мои страницы, били мной друг друга по голове и по столу. Я еле дышу, доктор, помогите!
Доктор Нервистраничкин:
Случай тяжелый, но не смертельный. Мои ассистенты помогут тебе.
(Рядом с доктором появляются мальчик и девочка, в руках у них большие ножницы, клей, кисточки, скотч, бумага. Они уводят книгу.)
Доктор Нервистраничкин:
Ну и трудный денек выдался у меня сегодня.
Жаль книги! Ведь когда-то они были такие новые, блестящие, с красивыми картинками. Наверное, надо мне не только книги лечить, но и тех детей, которые небрежно обращаются с книгами.
(Входит грязнуля с книжками в руках. Доктор вызывает Мойдодыра. Видя грязные, книжки, Мойдодыр ужасно сердится, топает ногами.)
Книги:
(плачут) Это не мы! Это Петя Иванов нас так испачкал!
Мойдодыр: (обращаясь к Пете)
Ах ты гадкий, ах ты грязный!
Неумытый поросенок.
Заберу с собою книжки.
Ластик, ластик, где же ты?
(Прибегают мальчики и девочки с ластиками, стирают пятна и кляксы. Петя Иванов просит прощения, и книги к нему возвращаются. Ребята обещают проследить, чтобы никто книги не портил и не пачкал. Ведь кому же приятно брать в руки грязные книги! Доктор Нервистраничкин и его ассистенты благодарят тех детей, у которых учебники в полном порядке, и называет имена детей, у которых учебники самые лучшие.)
В конце урока проводятся конкурсы на изготовление лучшей обложки и закладки.