Сорокин, Н. Живая память / Н. Сорокин. — Текст : непосредственный
// Путь Октября. — 1988. — 27 августа. — С. 3.
Кино настолько зримо вошло в нашу жизнь, что уже с трудом верится, что было время «туманных» картинок и немого кино. Но если для нас это история, то для Николая Петровича Сорокина, отдавшего кинематографу 40 лет, — сама жизнь. В канун праздника — Дня советского кино мы попросили Николая Петровича вспомнить о становлении кинематографа в Мелеузе. Вот что он рассказал:
— Еще будучи мальчишкой смотрел я в Верхоторе «туманные» картинки, которые вызвали у меня настоящий восторг. Было просто непонятно, как же так — из картинок появляются сказочные города и судьбы людей. Как сейчас, хоть и прошло более полувека, помню первый немой фильм «Крылья холопа».
В поселке Мелеуз немые фильмы начали «крутить» в 1921 году. В основном это были фильмы с участием Чарли Чаплина. Народу на каждом сеансе было всегда предостаточно. И откуда что бралось! Голодные, плохо одетые, но тянулись люди к киноискусству.
Уже в 1931 году, заканчивая в Мелеузе семилетнюю школу колхозной молодежи, бегали мы с друзьями в кинотеатр, который размещался в помещении кредитного товарищества (в дальнейшем — здание кинотеатра), где доверяли нам подметать полы и где смотрели мы фильмы из узких окон кинобудки.
В тот же год я впервые показал фильм самостоятельно и стал работать старшим киномехаником. У нас было 8 кинопередвижек, которые размещали на лошадях и объезжали район. Только в конце тридцатых им на смену пришли специально оборудованные машины, служившие еще и для рекламных целей, так как мы оформляли их рисованными плакатами к каждой картине.
Большим событием в середине тридцатых годов стало звуковое кино. К этому времени в поселке официально было выделено помещение под кинотеатр, носивший некоторое время название «Марс», затем «Колхозник», а с 1939 года его назвали именем Н. К. Крупской.
Сегодняшнему зрителю трудно себе даже представить, как это вдруг погаснет свет во время сеанса. А в те предвоенные годы это было не редкость, тем более, что по Мелеузу горело всего несколько лампочек.
Всегда находилось несколько «добровольцев», которые приходили задолго до начала сеанса, крутили огромное колесо, помогали запустить двигатель для подачи электроэнергии для киносеанса. Нередко фильм начинали смотреть часов в восемь, а заканчивали далеко за полночь. Не хватало анергии, но несмотря на это все равно с интересом смотрели немые фильмы.
Не описать, пожалуй, того восторга, какой вызвали у мелеузовцев первые звуковые фильмы, пришедшие в наш район в 1935 году. Но если в поселке люди более спокойно принимали киносеансы, то колхозники заглядывали за экран и никак не могли поверить, что там никого нет, что это с пленки раздаются голоса людей.
Нужно еще сказать, что в кинотеатр люди шли, как на праздник. Самые лучшие наряды надевались по такому случаю, пожалуй, что и к театру сейчас так не все готовятся…
На смену импортной аппаратуре и пленке приходила наша, советская, да и фильмы наши — «Веселые ребята», «Цирк», «Встречный», «Ленин в Октябре».
Нередко меня спрашивают: а не жалею ли я о том, что всю свою жизнь посвятил кино. И всегда я говорю — нет, наверное, это судьба, как первая и единственная любовь. В — нашей семье было еще три киномеханика — мои младшие братья: Владимир, Михаил и сестра Екатерина (она заменила нас у киноаппарата во время Великой Отечественной войны).
В последние годы перед пенсией я продолжал работу в кинотеатре имени Н. К. Крупской. Жаль, что, снесли его старое здание, где можно было открыть музей истории развития кинематографа в Мелеузе. И все же пока живы старожилы необходимо оставить нашим детям и внукам воспоминания об этой славной странице в истории Мелеуза.
На снимке: коллектив мелеузовских работников республиканской кинофикации, 1934 год.