Живая память. Сорокин Николай Петрович

Сорокин, Н. Живая память / Н. Сорокин. — Текст : непосредственный

// Путь Октября. — 1988. — 27 августа. — С. 3.

 

   Кино настолько зримо вошло в нашу жизнь, что уже с трудом верится, что было время «туманных» картинок и немого кино. Но если для нас это история, то для Николая Петровича Сорокина, отдавшего кине­матографу 40 лет, — сама жизнь. В канун праздника — Дня советского кино мы попросили Николая Петровича вспомнить о становлении кинематогра­фа в Мелеузе. Вот что он рассказал:

 

   — Еще будучи маль­чишкой смотрел я в Верхоторе «туманные» картинки, которые вызвали у меня настоящий вос­торг. Было просто непо­нятно, как же так — из картинок появляются ска­зочные города и судьбы людей. Как сейчас, хоть и прошло более полувека, помню первый немой фильм «Крылья холопа».

   В поселке Мелеуз немые фильмы начали «кру­тить» в 1921 году. В основном это были фильмы с участием Чарли Чапли­на. Народу на каждом сеансе было всегда предостаточно. И откуда что бралось! Голодные, плохо одетые, но тянулись люди к киноискусству.

   Уже в 1931 году, за­канчивая в Мелеузе семилетнюю школу кол­хозной молодежи, бегали мы с друзьями в кинотеатр, который размещался в помещении кредит­ного товарищества (в дальнейшем — здание ки­нотеатра), где доверяли нам подметать полы и где смотрели мы фильмы из узких окон кинобудки.

   В тот же год я впервые показал фильм са­мостоятельно и стал рабо­тать старшим киномеха­ником. У нас было 8 кинопередвижек, которые размещали на лошадях и объезжали район. Только в конце тридцатых им на смену пришли специаль­но оборудованные машины, служившие еще и для рекламных целей, так как мы оформляли их рисованными плака­тами к каждой картине.

  Большим событием в середине тридцатых го­дов стало звуковое ки­но. К этому времени в поселке официально было выделено помещение под кинотеатр, носивший некоторое время название «Марс», затем «Колхоз­ник», а с 1939 года его назвали именем Н. К. Крупской.

  Сегодняшнему зрителю трудно себе даже пред­ставить, как это вдруг погаснет свет во время сеанса. А в те предвоен­ные годы это было не редкость, тем более, что по Мелеузу горело всего несколько лампочек.

   Всегда находилось не­сколько «добровольцев», которые приходили задол­го до начала сеанса, крутили огромное колесо, помогали запус­тить двигатель для пода­чи электроэнергии для киносеанса. Нередко фильм начинали смотреть часов в восемь, а закан­чивали далеко за пол­ночь. Не хватало анергии, но несмотря на это все равно с интересом смо­трели немые фильмы.

   Не описать, пожалуй, того восторга, какой выз­вали у мелеузовцев пер­вые звуковые фильмы, пришедшие в наш район в 1935 году. Но если в поселке люди более спо­койно принимали киносеансы, то колхозники за­глядывали за экран и ни­как не могли поверить, что там никого нет, что это с пленки раздаются голоса людей.

   Нужно еще сказать, что в кинотеатр люди шли, как на праздник. Самые лучшие наряды надевались по такому случаю, пожалуй, что и к театру сейчас так не все готовятся…

   На смену импортной ап­паратуре и пленке прихо­дила наша, советская, да и фильмы наши — «Весе­лые ребята», «Цирк», «Встречный», «Ленин в Октябре».

   Нередко меня спраши­вают: а не жалею ли я о том, что всю свою жизнь посвятил кино. И всегда я говорю — нет, наверное, это судьба, как первая и единственная любовь. В — нашей семье было еще три киномеханика — мои младшие братья: Влади­мир, Михаил и сестра Екатерина (она заменила нас у киноаппарата во время Великой Отечественной войны).

   В последние годы пе­ред пенсией я продолжал работу в кинотеатре име­ни Н. К. Крупской. Жаль, что, снесли его старое здание, где можно было открыть музей истории развития кинематографа в Мелеузе. И все же пока живы старожилы необхо­димо оставить нашим де­тям и внукам воспоми­нания об этой славной стра­нице в истории Мелеуза.

На снимке: коллектив мелеузовских работников республиканской кинофика­ции, 1934 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *