Пильнов, М. Авторемонтники в канун праздника : репортаж / М. Пильнов. –
Текст : непосредственный
// За урожай. – 1957. – 3 ноября. – С. 1.
Хороша традиция у советских людей: встречать каждую замечательную дату новыми успехами в труде. Эту славную традицию из года в год продолжает и коллектив Мелеузовского авторемонтного завода. В канун великого праздника ремонтники завода несут предпраздничную трудовую вахту.
…Из раскрытых настежь дверей корпуса завода доносятся неумолкаемый шум станков, электромоторов, обкаточных стендов. Сливаясь в общий гул, металл как бы поет гимн труда.
Особенно оживленно на заводе в монтажном цехе, который по праву здесь считается ведущим. В нем производится полная разборка автомобиля, определяется годность узлов и частей машины, отсюда берет свое начало рождение «живого металла».
У верстаков, на которых рядочками разложены части к автомашинам, при свете электрических ламп трудятся люди. Одни из них разбирают детали, другие ремонтируют их, третьи — подгоняют и устанавливают на место. Постепенно рама автомобиля обрастает агрегатами, вырисовываются его контуры, и, спустя два-три дня, из ворот монтажного цеха на заводской двор выкатывается очередной, капитально отремонтированный грузовик.
Но вернемся в цех. У обкаточного стенда коробки перемены передач мы познакомились с ремонтником этого узла Гарифуллой Нагимовичем Батталовым. Слесарь стоял у своего верстака и, рассматривая со всех сторон шестерню, подгонял к ней валик.
Наконец, коробка собрана и установлена на стенд. Привычным движением руки слесарь нажимает на кнопку магнитного пускателя электромотора и, включая одну передачу за другой, проверяет правильность работы агрегата. Цех наполняется ровным, немного убаюкивающим шумом вращающихся шестеренок. Проходят часы, и обкатанную коробку перемены передач ставят на автомобиль.
Однако самым интересным в чехе являются все же люди. Разных возрастов и профессий рабочие ремонтного завода пришли сюда в разное время: одни — в годы первой пятилетки, другие — в годы Великой Отечественной войны, а кто только вчера. Но всех их объединяет сегодня одно желание, одни задачи: вернуть к жизни десятки вышедших из строя автомобилей, ввести в строй действующих новые транспортные средства.
Такими мыслями живет и слесарь Батталов. Когда с ним заводишь речь о заводе, лицо его озаряется радостной улыбкой. О делах на заводе и о своих товарищах он может говорить часами. В беседе с ним Гарифулла Нагимович вспоминает, как впервые он пришел на завод. Было это дело лет десять назад. Пришел он из ФЗО. Вначале был автослесарем, потом слесарем по реставрации деталей, затем перевели в цех термической обработки. А с 1952 года поставили на ремонт коробки скоростей и переднего моста. И какую бы ему работу не поручали, делая ее опытный слесарь с большой старательностью и в срок. Недаром его портрет занесен в Книгу почета.
Или, к примеру, взять Григория Матвеевича Анисимова. Работает он на заводе слесарем по ремонту моторов шестнадцать лет. Это его руками растачиваются блоки двигателей, с помощью универсальных станков прессуются в них гильзы, до зеркального блеска шлифуются стенки цилиндров. У Григория Матвеевича шестой разряд. Со всей старательностью учителя передает он накопленные знания молодым рабочим завода и обучил уже этому делу пять человек.
Много хороших отзывов можно услышать о мастере дефектовки завода Игнатии Григорьевиче Белоусове, через руки которого проходят ежедневно десятки различных деталей.
С начала организации завода, а в прошлом когда-то мастерских, трудится на предприятии мастер монтажного цеха Павел Матвеевич Миронов. Вместе с ним пришел работать и слесарь Степан Карпович Крюков. На обязанности этого ветерана лежит сборка поршневой группы двигателя. Это один из ответственных и, вместе с тем, сложных участков работы. Ведь мотор является сердцем машины. Дело свое Сергей Карпович знает в совершенстве.
— К празднику, — говорит он, — мы обещали закончить программу одиннадцати месяцев. Слово свое сдерживаем. На 1 ноября Родина получила 282 капитально отремонтированных двигателя. Из годового плана 300.
С таким же энтузиазмом трудятся в эти дни многие рабочие завода. Так, старейший специалист предприятия медник Рабига Батыргареевна Мулюкова ежедневно выполняет по две нормы. Свое годовое задание она выполнила еще в августе.
В счет 1958 года работает на заводе токарь Михаил Мухин. На скоростном станке он вырабатывает по двести с лишним процентов в смену. Все эти люди со специальностями, мастера своего дела. А есть на заводе и такие, о которых в газетах пишут скупыми словами: люди простых профессий. К числу их и относится как раз мойщица монтажного цеха Пелагея Спиридоновна Кутушева.
Нелегкая эта работа промывать детали, покрытые толстым слоем мазута. Особенно она осложняется в зимнее время, когда моечная переводится в цех. И как бы не старался коллектив облегчить путем различных приспособлений ее работу, труд мойщицы продолжает оставаться тяжелым.
Но не это тревожит сегодня Пелагею Спиридоновну. За последние дни у нее очень много скопилось деталей, в она беспокоится за план.
— Приложу все силы, а работу выполню. Не допущу, чтобы из-за этого создалась задержка в цехах, — заявляет она.
Вот какие люди работают в авторемонтном заводе.
До революционного праздника остается три дня. Сегодня, в канун праздника, когда все трудящиеся нашей Родины готовятся торжественно встретить 40-летие Советской власти, рабочие авторемонтного завода, как и двадцать лет назад, в годы первой пятилетки, находятся в первых рядах соревнующихся. Годовую программу одиннадцати месяцев они выполнили досрочно, ровно на один месяц, и к 1 ноября дали стране 114 автомобилей, 282 двигателя, 99 агрегатов.
С наступающим праздником вас, дорогие друзья!
М. Пильнов.