Баязитов, С. Так когда же возник Мелеуз? [Текст] / С. Баязитов
// Путь Октября. – 1973. – 31 марта. – С. 4.
Ко мне, как старожилу Мелеуза, часто обращаются пионеры, комсомольцы, учителя с вопросами, связанными с историей и названием Мелеуза.
Чтобы дать правильный ответ, мне пришлось много перечитать историко-художественной литературы, порыться в старинных записях, беседовать со многими старожилами.
Как известно, в 1555-57 годах основная часть Башкирии вошла в состав централизованного Русского государства. Хотя добровольное присоединение Башкирии к России было прогрессивным явлением по отношению башкир, но продолжался тяжелый социальный и национальный гнет со стороны царизма и русских феодалов.
В конце XVII века царское правительство начинает насильственную христианизацию башкир-мусульман и других народов Поволжья: татар, чуваш, мордвы, мари.
Не выдержав феодально-крепостнической эксплуатации, эти народы, да и безземельные русские из средней России, стали перекочевывать в башкирские края, тем более этому движению не препятствовали и царские власти.
Когда же и кем основан Мелеуз? По данным центрального государственного архива древних актов Мелеуз (Менеуз) основан в июне 1765 года переселившимися в башкирские земли татарами и чувашами.
Первоначально они поселились в районе Бугульчана, часть из них скрывалась от преследования царских властей в лесах и горах Кунгак.
При царствовании Екатерины II (1762-1796 гг.) началось прокладывание Оренбургского тракта. Царские власти, обнаружив, что группа татар и чувашей кочует в районе Бугульчан, силой заставили 12-15 татарских и столько же чувашских семей поселиться в местах, которые занимает в данное время Мелеуз, и обязали их «гонять ямщину» (отсюда раньше называли Ям Мэнэузе). Места эти тогда (то есть устье реки Мелеузки) были дикие, сплошь покрыты лесам, цепью озер, особенно северная часть — левая сторона р. Мелеузки, и болотами.
Как только поселившиеся люди несколько отстроились: появились землянки, деревянные избушки, началось насильственное крещение татар-мусульман и чувашей. Такое положение создавало недовольство со стороны татар-мусульман, шла гласная и негласная вражда между русскими христианами и татарами-мусульманами, разжигаемая национальная рознь со стороны царских властей и духовенства.
Этому был положен конец Великим Октябрем, положено начало дружбы народов России и благодаря победы Великой Октябрьской социалистической революции под руководством Коммунистической партии Советского Союза успешно осуществляется Ленинская национальная политика.
Чуваши, видимо, смирились с этим положением и стали христианами. Многие татары до Октябрьской революции носили двойные имя и фамилию. К примеру, Тимеев Файзулла — он же после крещения — Иванов Федор.
Известно также, что национальные меньшинства Поволжья принимали активное участие в крестьянской войне 1772-1775 гг. под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева и его соратника Салавата Юлаева. Дата существования Мелеуза в эти годы подтверждается и тем, что когда башкирский герой Салават Юлаев со своим тысячным отрядом шел на соединение с войском Пугачева осенью 1773 года (двести лет тому назад),.. они остановились в селе при переправе через речку Мелеус…
Следовательно, уже тогда существовал здесь населенный пункт.
О названии Мелеуза. Об этом 29 сентября 1971 года в газете «Советская Башкирия» писатель Юсуф Гарей в своей статье «Загляните в тайну слов» с легкой руки перевел Мелеуз на башкирский язык: «желтая вода» или «желтая река?».
Согласиться с таким утверждением нельзя. Во-первых, воды речки Мелеузки чистые, прозрачные. Во-вторых, настоящее название речки Мелеузки и название нашего города не Мелеуз, а Мэнэуз. И в старинных записях писали Мэнэуз — от слов Мынау эз, то есть – след, тропинка. Так толковали старожили лет 50-60 назад.
В дальнейшем выгоднее географическое положение села — тракт, сплавная р. Белая способствовали быстрому росту населения: стали прибывать из средней России безземельные русские, царские власти построили этапный дом, церковь, куда были отнесены и татары-мусульмане, насильно крещеные, появились ремесленники, торговцы-купцы. Мелеуз стал резиденцией волостного управления и торговым селом.
По данным дореволюционного сборника «Уфимская губерния» за 1870 год, то есть спустя сто лет, число дворов в Мелеузе было 133, жителей обоего пола 870 человек, а спустя еще сто лет, то есть в 1972 году, Мелеуз стал городом с 27-тысячным населением.
О современном Мелеузе можно рекомендовать статью специальных корреспондентов «Советской Башкирии» В. Ераносьяна и Н. Стародубова «Озаренные светом Октября» от 25 февраля 1967 года за № 48.
С. БАЯЗИТОВ,
заслуженный учитель БАССР,
персональный пенсионер