Так когда же возник Мелеуз?

Баязитов, С. Так когда же возник Мелеуз? [Текст] / С. Баязитов

// Путь Октября. – 1973. – 31 марта. – С. 4.

 

Ко мне, как старожилу Мелеу­за, часто обращаются пионеры, комсомольцы, учителя с вопроса­ми, связанными с историей и на­званием Мелеуза.

Чтобы дать правильный от­вет, мне пришлось много пере­читать историко-художественной литературы, порыться в ста­ринных записях, беседовать со многими старожилами.

Как известно, в 1555-57 годах основная часть Башкирии вошла в состав централизованного Рус­ского государства. Хотя добро­вольное присоединение Башкирии к России было прогрессивным явлением по отношению башкир, но продолжался тяжелый социальный и национальный гнет со стороны царизма и русских фео­далов.

В конце XVII века царское правительство начинает насиль­ственную христианизацию башкир-мусульман и других наро­дов Поволжья: татар, чуваш, мордвы, мари.

Не выдержав феодально-крепо­стнической эксплуатации, эти на­роды, да и безземельные рус­ские из средней России, стали перекочевывать в башкирские края, тем более этому движению не препятствовали и царские власти.

Когда же и кем основан Ме­леуз? По данным центрального государственного архива древ­них актов Мелеуз (Менеуз) ос­нован в июне 1765 года пересе­лившимися в башкирские земли татарами и чувашами.

Первоначально они поселились в районе Бугульчана, часть из них скрывалась от преследования царских властей в лесах и горах Кунгак.

При царствовании Екатерины II (1762-1796 гг.) началось про­кладывание Оренбургского трак­та. Царские власти, обнаружив, что группа татар и чувашей кочует в районе Бугульчан, силой заста­вили 12-15 татарских и столько же чувашских семей поселиться в местах, которые занимает в данное время Мелеуз, и обязали их «гонять ямщину» (отсюда раньше называли Ям Мэнэузе). Места эти тогда (то есть устье реки Мелеузки) были дикие, сплошь покрыты лесам, цепью озер, особенно северная часть — левая сторона р. Мелеузки, и бо­лотами.

Как только поселившиеся лю­ди несколько отстроились: по­явились землянки, деревянные избушки, началось насильствен­ное крещение татар-мусульман и чувашей. Такое положение созда­вало недовольство со стороны татар-мусульман, шла гласная и негласная вражда между рус­скими христианами и татарами-мусульманами, разжигаемая на­циональная рознь со стороны царских властей и духовенства.

Этому был положен конец Ве­ликим Октябрем, положено нача­ло дружбы народов России и бла­годаря победы Великой Октябрь­ской социалистической револю­ции под руководством Комму­нистической партии Советского Союза успешно осуществляется Ленинская национальная поли­тика.

Чуваши, видимо, смирились с этим положением и стали хрис­тианами. Многие татары до Ок­тябрьской революции носили двойные имя и фамилию. К при­меру, Тимеев Файзулла — он же после крещения — Иванов Федор.

Известно также, что нацио­нальные меньшинства Поволжья принимали активное участие в крестьянской войне 1772-1775 гг. под предводитель­ством Емельяна Ивановича Пу­гачева и его соратника Салавата Юлаева. Дата существования Мелеуза в эти годы подтвержда­ется и тем, что когда башкир­ский герой Салават Юлаев со своим тысячным отрядом шел на соединение с войском Пугачева осенью 1773 года (двести лет то­му назад),.. они остановились в селе при переправе через речку Мелеус…

Следовательно, уже тогда су­ществовал здесь населенный пункт.

О названии Мелеуза. Об этом 29 сентября 1971 года в газете «Советская Башкирия» писатель Юсуф Гарей в своей статье «Загляните в тайну слов» с легкой руки перевел Мелеуз на башкирский язык: «желтая вода» или «желтая река?».

Согласиться с таким утверждением нельзя. Во-первых, воды речки Мелеузки чистые, прозрачные. Во-вторых, настоящее название речки Мелеузки и название нашего города не Мелеуз, а Мэнэуз. И в старинных записях писали Мэнэуз — от слов Мынау эз, то есть – след, тропинка. Так толковали старожили лет 50-60 назад.

В дальнейшем выгоднее географическое положение села — тракт, сплавная р. Белая способствовали быстрому росту населения: стали прибывать из средней России безземельные русские, царские власти построили этапный дом, церковь, куда были отнесены и татары-мусульмане, насильно крещеные, появились ремесленники, торговцы-купцы. Мелеуз стал резиденцией волостного управления и торговым селом.

По данным дореволюционного сборника «Уфимская губерния» за 1870 год, то есть спустя сто лет, число дворов в Мелеузе было 133, жителей обоего пола 870 человек, а спустя еще сто лет, то есть в 1972 году, Мелеуз стал городом с 27-тысячным населением.

О современном Мелеузе можно рекомендовать статью специальных корреспондентов «Советской Башкирии» В. Ераносьяна и Н. Стародубова «Озаренные светом Октября» от 25 февраля 1967 года за № 48.

 

С. БАЯЗИТОВ,

 заслуженный учитель БАССР,

 персональный пенсионер

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *