Он и Она

Медведникова, О. Он и Она : истории любви

/ О. Медведникова. – Текст : непосредственный.

// Путь Октября. – 1994. – 16 апреля. – С. 2.

 

   Весна… Капель. Брожение в крови. «И тает лед, и сердце тает…». Сотни поэтов — от великих, всемирноизвестных до скромных лю­бителей-самоучек — посвятили ей лучшие свои строки. Потому что весна по какой-то неведомой ассо­циации почти всегда подразумева­ет — любовь.

   У редкого человека, наверное, не было в жизни такого сочетания: вес­на и любовь. И в шестнадцать, и в двадцать, и в тридцать, сорок, пять­десят как они способны закружить голову, взволновать душу или, по­добно острому клинку, вонзиться в сердце. И сколько б ни было лет, любовь — это всегда, как в первый раз. Как у Пушкина:

«Мне не к лицу и не по летам…

Пора, пора мне быть умней!

Но узнаю по всем приметам

Болезнь любви в душе моей…»

   Но все же первая любовь — чувство особенное. Она почти никогда не заканчивается счастливым союзом на долгие годы. И память о ней чаще отдает горечью, чем ме­дом. Может быть, потому что ничего нельзя вернуть, начать заново, как невозможно отказаться от этого ще­мящего воспоминания. Хотя… Для кого-то первая любовь остается жи­вой навсегда.

   Один человек рассказал мне историю своей любви, родившейся много лет назад и, как это ни удивительно, до сих пор живой.

   Он полюбил Ее еще мальчишкой — девчонку-ровесницу. Они вместе росли в маленькой чувашской де­ревне, вместе закончили ШКМ — школу крестьянской молодежи и стали учительствовать в разных селах. Он страстно мечтал быть вра­чом, особенно после того, как пере­болел тифом. Но для чувашского парня в тридцатые годы открытых дорог было мало. В сельских школах нужны были свои учителя. Никто без, особого распоряжения не мог по­лучить свой аттестат, чтобы продолжить образование, не говоря уже о том, чтобы просто уехать.

   Чудом, называемым человеческим сочувствием и желанием помочь, за­ведующий роно выдал способному, умному юноше дубликат аттестата на свой страх и риск. И он поступил в мединститут в Уфе. Она, решив учиться вместе с ним, через год то же поступила в институт, и он, что­бы быть с ней на одном курсе, ос­тавил с таким трудом давшееся студенчество и снова пошел учительствовать. А через год они уже учи­лись вместе.

   В день их последнего государст­венного экзамена началась война. Она была активисткой, комсомол­кой и ее сразу отправили на фронт. А он никогда ни любил общественную работу, не вступал ни в пио­нерию, ни в комсомол – говорит:

   «Не лежала душа — и все тут». Они, кстати, часто ссорились из-за этого. Его всегда влекли только наука, учеба. И как способного выпускни­ка его оставили в ординатуре в Уфе. Всю войну он оперировал, постоянно ездил по госпиталям, почти не бывал дома. А в своей комнате в коммуналке поселил мо­лодую семью, эвакуированную из Ленинграда, с которой потом почти всю жизнь прожил одним домом.

   Она погибла под Сталинградом, в 43-м. Он не верил. Все ждал. Она вернется, найдется, это просто ошибка. Потом, когда понял, что надежды нет, а одному, вроде бы, нельзя — женился. Это было уже в 48-м году, в Ленинграде, куда он приехал к своим военным друзьям и жил теперь уже у них в комму­налке.

   У него родился сын. Все склады­валось, кажется, неплохо. Но через два года они с женой развелись — не было в доме того тепла, у ко­торого можно отогреть душу и сердце. Ее призрак стоял перед глазами.

   Больше он не женился. Так и прожил почти всю жизнь – один. Пятьдесят лет проработал врачом в Ленинграде. Сначала хирургом, по­том — рентгенологом. Имеет кате­горию, отличия.

   Изредка он приезжает в родную деревню. Ходит по грибы, вспо­минает. И в этот раз, за накрытым столом, выпив рюмку, сказал:

   — Сколько лет прошло, а я все помню ее. Не могу забыть. Кажется, иногда, как живую вижу.

   Сейчас ему — 79 лет.

   Мы много спорили и рассуж­дали по поводу этой истерии.

   Один говорил:

   — А не слишком ли это жестоко — ради какой-то призрачной любви оставить жену с маленьким ребен­ком. С собственным ребенком?

   — Другой спрашивал:

   — А если он не был с ней счаст­лив? Разве человек не имеет пра­ва жить так, как хочет?

   Третий вздыхал:

   — По-моему, это просто идеали­зация своей жизни.

   А давний мой друг, художник сказал:

   — Самое сложное — это любить одного конкретного живого человека. Понимаете, есть любовь и предмет любви. Любовь – это там, внутри. Это чувства, эмоции, переживания, мечты. Наконец, это тре­бования к предмету любви. Живому человеку соответствовать этим требованиям очень сложно. Иное дело -призрак. Человек ушедший, умерший. Любить его не трудно — он только в мечтах и, естественно, в них он идеален. До его высоты жи­вому не подняться. Но это не жизнь, и не любовь. Это иллюзии. Хотя, конечно, так — намного легче. Любить — большое искусство. Гораздо большее, чем быть любимым. Помните старую песню: «Как страшно, если вдруг тебя разлюбят, еще страшней, когда разлюбишь ты…»

   Они были первом любовью друг для друга. Союз их расстроился случайно, из-за пустяка. Так часто бывает не только в юности, но и всегда, когда сильно любишь. Он женился. Она вышла замуж. Они встретились много-много лет спустя, когда в волосах белела седина, дети были уже взрослыми, и он оказал: «Мы должны быть вместе. Не так уж много нам осталось».

   А Она поосторожничала, и Он ушел, и больше не позвонил.

   Человек, который рассказал мне эту историю, закончил так:

   — До последних дней она всем рассказывала, что только из благородства, из желания сохранить семью отказалась от любви. А сама никог­да не была по-настоящему счастлива, плакала украдкой. Когда она умерла, муж ее, знакомый мое­го отца, признался ему, что всегда знал — она его не любила, и всю жизнь страдал, и уйти не мог.

   Весна… Любовь. Сколько умных голов трудились над их загадками, пытаясь проследить — откуда берется эта сила, способная поднять из тьмы и в тьму обрушить, пронумеровать ее стадии и разложить по полочкам. И никто не добился этого. И так же, как века назад, гадают люди — откуда, почему, и, вдыхая аромат весны, влюб­ляются до головокружения — как в первый раз, даже зная, что это не всегда – счастье. Маяковский написал как-то по этому поводу стремительное, без точек и запятых,  стихотворение:

Любит? Не любит? Я руки ломаю

И пальцы разбрасываю разломавши

Так рвут загадав и пуская по маю

Венчики встречных ромашек

Пускай седины обнаруживает стрижка и бритье

Пусть серебро годов вызванивает уймою

Надеюсь верую вовеки не придет

Ко мне позорное благоразумие.

О. Медведникова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *