Баранова, Е. Потребность живой души
/ Е. Баранова. – Текст : непосредственный.
// Путь Октября. – 1989. – 14 октября. – С. 3.
Раздел «Народное искусство» в Воскресенской картинной галерее создан при участии жителей села.
Аиткина гора…
Существует ли еще такая точка, позволяющая столь многопланово, панорамно увидеть село Воскресенское и его окрестности?
Свидетелями многих событий здесь были прихотливо вьющаяся у ее подножия река Тор, старый пруд, господский дом, Воскресенский медеплавильный завод, архитектура которого поражает рациональностью, свидетельствует о высоком мастерстве зодчего.
Здесь протекала жизнь нескольких поколений наших предков, в каждую из сохранившихся построек они вложили нечто сокровенное, что наверняка хотели оставить нам в наследство: трудолюбие, мастерство, чувство красоты.
А доводилось ли вам бывать в старых покинутых воскресенских домах? Совсем недавно их наполняла жизнь, которая никогда не возродится. Но вместе с щемящим чувством по ушедшему из жизни человеку в каждой вещи этого дома ощущается что-то живое, преодолевающее время и вселяющее веру в то, что нет ничего проходящего бесследно.
Так в коллекции раздела «Народное искусство» Воскресенской картинной галереи появились старый дореволюционный фонарь, лампада, самодельные весы, принадлежавшие кузнецу Н. И. Ракитину. Из опустевшего дома ушедших из жизни воскресенцев Зюзиных их родственницей Е. М. Ащеуловой были переданы в дар музею личные вещи врача Э. И. Корлейса. И за каждой вещью — ощущение бесконечного многообразия связей и смыслов.
Для воскресенской музейной коллекции свойственно нетрадиционное отношение к историческому материалу. Вероятно, именно такой подход к истории села, при котором любой старый фотоснимок — бесценный документ времени, способный дополнить наше представление об ушедшей эпохе, позволил совершенно по-новому передать атмосферу жизни села Воскресенского, основанного два с половиной столетия назад. Поэтому важно внимание к деталям, мелочам, подробностям быта воскресенцев, когда все наделено особым смыслом. Каждый предмет, от ткацкого станка и сохи до очень маленькой, легко умещающейся в сжатой ладони табакерки, декорированной вырезанными в бересте насечками, (эти вещи переданы музею В. П. Десятковым) хранит черты времени, традиции, уходящие корнями в народное творчество Древней Руси.
В доме Анны и Раисы Корнеевых посчастливилось увидеть давние традиции воочию. Эти женщины вышивают и по сей день. Сколько же в памяти своей они сохранили элементов орнамента и цветовых сочетаний! Сохраняют они и традиции в убранстве избы. В их семье умели ткать, исстари. Дорожки, что на полу, ткала мать, а они до сих пор не потеряли яркости красок. Даже простенькие лоскутные накидки на табуреты сделаны ими удивительно искусно.
Небольшая салфетка с растительным узором, конопляная скатерть, воротнички и вязаные чепчики… Передала музею эти замечательные произведения народного искусства Е. П. Климова в возрасте 86 лет. Воскресенские мастерицы- вышивальщицы применяли множество приемов узорного шитья. Изделия Е. П. Климовой созданы косым стежком, двусторонней счетной гладью, росписью, набором, крестом. Поражает богатство швов и приемов украшения ткани. Не перестаешь любоваться безукоризненно выполненными узорами. Удивительно, что создала их женщина, не получившая никакого художественного образования, создала так, как обучили ее тетки, сестры, перенявшие рукодельное искусство от безвестных предшественниц.
Близка к эмоциональному воздействию вышивка А. В. Щербаковой, М. М. Барановой. Для их полотенец и скатертей характерна полоса стилизованного растительного узора в виде соединенных в непрерывную гирлянду пышных соцветий и плодов, чередующихся с узкими рядами орнамента из свисающих семян, коробочек, кистей. Но каждая из вещей неповторима.
Так же неповторимы и изделия из керамики. Работа с глиной имеет в Воскресенском давние традиции. Один из гончарных промыслов находился в д. Ромадановка. Народные мастера, как и заведено было исстари, лепили и обжигали посуду, игрушки, трубки. Керамические изделия, вошедшие в экспозицию музея, орнаментированы очень просто — разными полосками. Некоторые из них покрыты глазурью, чаще всего коричневой, зеленой, желтой — обычные цвета глазурованной посуды, орнамент в большинстве своем настолько хорошо увязан с формой, что производит впечатление в каждом случае единственно возможного.
Зеркало, изготовленное воскресенским умельцем Силантьевым... Заключенное в лаконичную резную раму старого дерева, окаймляющую его упругим обрамлением, все произведение представляется хорошо сработанной руками мастера вещью.
Фонарь с вырезанными из листового металла силуэтами, эффективно выделяющимися на освещенной поверхности…
Иконы, книги, фотоснимки, документы, поддужные колокольчики, лампы, подсвечники обрели в музее вторую жизнь, определяя ее во времени.
Экспонатов, рассказывающих о работе медеплавильного завода, немного. Сведения, которые они до нас доносят, отрывочны, в чем-то предположительны. Поэтому вдвойне ценно то, что удалось найти сегодня.
Создавались фондовые коллекции при участии местных жителей: В. П. Десяткова, В. И. Хрипунова, Н. В. Васильева, А. В. Блохиной. И. П. Абрамова, В. И. Десятковой, X. Н. Рамазановой, Р. А. Курбангалиной и многих других, кому музей обязан своим рождением. М. И. Инчагова подарила музею то, чем дорожила многие годы, — альбом истории края. Создание в стенах галереи раздела «Народное искусство» нашло большую поддержку и организаторов галереи — художников Москвы. В. А. Бабицын из личной библиотеки передал в дар музею редчайшие издания по истории Башкирии.
Была мачта, была идея необходимости селу музея. Она осуществилась. Коллекция живет, пополняется новыми экспонатами, ставит все новые вопросы и побуждает к новым поискам.
Е. Баранова,
экскурсовод Воскресенской картинной галереи.
На снимках: Экспозиции раздела
Фото Б. Яворского.