Потребность живой души

Баранова, Е. Потребность живой души

 / Е. Баранова. – Текст : непосредственный.

// Путь Октября. – 1989. – 14 октября. – С. 3.

 

   Раздел «Народное ис­кусство» в Воскресен­ской картинной гале­рее создан при участии жителей села.

 

   Аиткина гора…

   Существует ли еще та­кая точка, позволяющая столь многопланово, пано­рамно увидеть село Вос­кресенское и его окрест­ности?

   Свидетелями многих со­бытий здесь были прихот­ливо вьющаяся у ее подно­жия река Тор, старый пруд, господский дом, Воскресенский медепла­вильный завод, архитекту­ра которого поражает ра­циональностью, свидетель­ствует о высоком мастер­стве зодчего.

   Здесь протекала жизнь нескольких поколений на­ших предков, в каждую из сохранившихся построек они вложили нечто сокро­венное, что наверняка хо­тели оставить нам в наследство: трудолюбие, ма­стерство, чувство красоты.

   А доводилось ли вам бывать в старых покину­тых воскресенских домах? Совсем недавно их напол­няла жизнь, которая ни­когда не возродится. Но вместе с щемящим чувством по ушедшему из жиз­ни человеку в каждой ве­щи этого дома ощущается что-то живое, преодоле­вающее время и вселяю­щее веру в то, что нет ничего проходящего бес­следно.

   Так в коллекции разде­ла «Народное искусство» Воскресенской картинной галереи появились старый дореволюционный фонарь, лампада, самодельные ве­сы, принадлежавшие куз­нецу Н. И. Ракитину. Из опустевшего дома ушед­ших из жизни воскресенцев Зюзиных их родственницей Е. М. Ащеуловой были переданы в дар му­зею личные вещи врача Э. И. Корлейса. И за каж­дой вещью — ощущение бесконечного многообра­зия связей и смыслов.

   Для воскресенской му­зейной коллекции свойст­венно нетрадиционное от­ношение к историческому материалу. Вероятно, именно такой подход к истории села, при котором любой старый фотоснимок — бесценный документ времени, способный до­полнить наше представле­ние об ушедшей эпохе, позволил совершенно по-новому передать атмосфе­ру жизни села Воскресен­ского, основанного два с половиной столетия назад. Поэтому важно внимание к деталям, мелочам, подробностям быта воскресенцев, когда все наделе­но особым смыслом. Каж­дый предмет, от ткацкого станка и сохи до очень маленькой, легко умещаю­щейся в сжатой ладони табакерки, декорирован­ной вырезанными в берес­те насечками, (эти вещи переданы музею В. П. Де­сятковым) хранит черты времени, традиции, уходя­щие корнями в народное творчество Древней Руси.

   В доме Анны и Раисы Корнеевых посчастливи­лось увидеть давние тра­диции воочию. Эти жен­щины вышивают и по сей день. Сколько же в памя­ти своей они сохранили элементов орнамента и цветовых сочетаний! Со­храняют они и традиции в убранстве избы. В их семье умели ткать, исстари. До­рожки, что на полу, ткала мать, а они до сих пор не потеряли яркости кра­сок. Даже простенькие лоскутные накидки на табу­реты сделаны ими удиви­тельно искусно.

   Небольшая салфетка с растительным узором, ко­нопляная скатерть, ворот­нички и вязаные чепчики… Передала музею эти заме­чательные произведения народного искусства Е. П. Климова в возрасте 86 лет. Воскресенские мастерицы- вышивальщицы применяли множество приемов узор­ного шитья. Изделия Е. П. Климовой созданы косым стежком, двусторонней счетной гладью, росписью, набором, крестом. Пора­жает богатство швов и приемов украшения ткани. Не перестаешь любовать­ся безукоризненно выпол­ненными узорами. Удиви­тельно, что создала их женщина, не получившая никакого художественного образования, создала так, как обучили ее тетки, се­стры, перенявшие руко­дельное искусство от без­вестных предшественниц.

   Близка к эмоционально­му воздействию вышивка А. В. Щербаковой, М. М. Барановой. Для их полоте­нец и скатертей характер­на полоса стилизованного растительного узора в ви­де соединенных в непре­рывную гирлянду пышных соцветий и плодов, чере­дующихся с узкими ряда­ми орнамента из свисаю­щих семян, коробочек, кистей. Но каждая из ве­щей неповторима.

   Так же неповторимы и изделия из керамики. Ра­бота с глиной имеет в Воскресенском давние тра­диции. Один из гончарных промыслов находился в д. Ромадановка. Народные мастера, как и заведено было исстари, лепили и обжигали посуду, игрушки, трубки. Керамические изделия, вошедшие в экс­позицию музея, орнамен­тированы очень просто — разными полосками. Некоторые из них покрыты гла­зурью, чаще всего корич­невой, зеленой, желтой — обычные цвета глазурованной посуды, орнамент в большинстве своем на­столько хорошо увязан с формой, что производит впечатление в каждом случае единственно возмож­ного.

   Зеркало, изготовленное воскресенским умельцем Силантьевым... Заключенное в лаконичную резную раму старого дерева, окаймляющую его упру­гим обрамлением, все произведение представля­ется хорошо сработанной руками мастера вещью.

   Фонарь с вырезанными из листового металла си­луэтами, эффективно выделяющимися на осве­щенной поверхности…

   Иконы, книги, фотоснимки, документы, поддужные колокольчики, лампы, под­свечники обрели в музее вторую жизнь, определяя ее во времени.

   Экспонатов, рассказываю­щих о работе медепла­вильного завода, немного. Сведения, которые они до нас доносят, отрывочны, в чем-то предположительны. Поэтому вдвойне цен­но то, что удалось найти сегодня.

   Создавались фондовые коллекции при участии местных жителей: В. П. Десяткова, В. И. Хрипу­нова, Н. В. Васильева, А. В. Блохиной. И. П. Абрамова, В. И. Десятковой, X. Н. Рамазановой, Р. А. Курбангалиной и многих других, кому музей обязан своим рождением. М. И. Инчагова подарила музею то, чем дорожила многие го­ды, — альбом истории края.  Создание в стенах гале­реи раздела «Народное искусство» нашло большую поддержку и организато­ров галереи — художни­ков Москвы. В. А. Бабицын из личной библиоте­ки передал в дар музею редчайшие издания по ис­тории Башкирии.

   Была мачта, была идея необходимости селу му­зея. Она осуществилась. Коллекция живет, пополняется новыми экспонатами, ставит все новые вопро­сы и побуждает к новым поискам.

Е. Баранова,

экскурсовод Воскресен­ской картинной галереи.

 

 

На снимках: Экспозиции раздела

Фото Б. Яворского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *