Миронов, В. Что может комитет : интервью / В. Миронов ; записала А. Никитина ;
фото Р. Шайбакова. – Текст : непосредственный.
// Путь Октября. – 1989. – 3 июня. – С. 2.
Актуальные стороны деятельности комитета по охране природы — тема беседы нашего корреспонденте и председателя комитета В. Я. Миронова.
— Владимир Яковлевич, год назад в стране и в республике, а совсем недавно и у нас в городе были созданы комитеты по охране природы. С какой целью они организованы?
— Сама обстановка заставила взглянуть на скопившиеся экологические проблемы по государственному. Ведь они выдвинулись в ряд самых острейших. Достаточно сказать, что после проблемы предотвращения ядерной катастрофы человечество волнует именно проблема предотвращения экологической катастрофы. А по их остроте и по количеству наша страна тоже в числе ведущей. В последнее время становится привычным показателем сложной экологической обстановки у нас отношение иностранных дипломатов к продуктам питания, выращенным на наших землях: они просто не пользуются продуктами нашего питания, а американские дипломаты получают до 30 процентов надбавки к своему заработку. Более 100 городов в стране, в которых превышение допустимых санитарных норм составляет в 10 раз. Разве это не может не тревожить? Есть случаи массовых отравлений от выбросов предприятий. Функция Госкомприроды фактически заключается в непосредственном контроле за природоохранной деятельностью. Уже год действуют союзный и республиканский комитеты по охране природы. И, казалось бы, сложилась определенная картина. Но до сих пор до конца не решены многие организационные вопросы. Вызывает сомнение правильность их создания при Советах Министров. Новая организация бюджетная, которая не может похвалиться своей независимостью. А ведь предполагалось ее подчинение Верховному Совету. Сразу же мы столкнулись с большими финансовыми трудностями. Фактически все оснащение комитета сегодня — это стол и стул. Отсутствие транспорта, своей лаборатории — главные из них.
— Каковы, на ваш взгляд, самые актуальные экологические проблемы сегодня стоят в нашем городе, районе?
— Фактически они схожи везде. Охрана воздуха, воды, почвы для нас так же актуальна, как и для других регионов. Хотя сегодня говорят об относительном благополучии у нас. Но если в других городах количество выбросов измеряется сотнями тысяч тонн, то для нашего небольшого города настоящие выбросы весьма ощутимы. Тем более мы пока не владеем данными о среднесуточной их концентрации.
Не на пользу идет сложившееся мнение у некоторых руководителей предприятий, видящих в комитете по охране природы очередную бюрократическую организацию. Поэтому и к вопросам планирования природоохранной деятельности они подходят формально. Достаточно сказать, что в разосланной специальной форме, содержащей актуальные вопросы планирования охраны природы, они видят лишнюю бумажку. Почти никто эту форму в комитет не сдал.
— Какими правами наделен комитет по охране природы?
— Надо сказать откровенно, права четко пока не определены. Просто часть функций других министерств передали нам. За нарушение водного законодательства комитет вправе штрафовать должностных лиц до 100 рублей, граждан — до 50. За нарушение охраны воздуха и земель такими полномочиями располагают только административные комиссии исполкомов. В соответствии со специальным указанием руководители промышленных предприятий, строительных организаций в случае отсутствия нарушений водного законодательства при наличии справки, выданной гидрохимлабораторией, премируются. Зачастую на бумаге все выглядело нормально. Сейчас такие справки будет выдавать комитет по охране природы. У комитета есть право приостанавливать деятельность предприятий, которые загрязняют окружающую сроду.
— Скажите, от чего прежде всего будет зависеть решение проблемы охраны природы?
— На мой взгляд, только экономические методы охраны окружающей среды смогут принести положительные результаты. С 1991 года в стране вводится плата за использование ресурсов, за выбросы. Но, к примеру, в столице республики и городе Салавате сессии народных депутатов решили ввести указанную плату с 1 июля 1989 года. Превышение размеров разрешенных выбросов повлечет за собой увеличение платы в несколько раз. Думается, это заставит хозяйственников по-иному взглянуть на проблему охраны природы.
— Владимир Яковлевич, в последнее время Госкомприроде все чаще приходится выступать в роли арбитра в спорах между общественностью городов и ведомствами, насаждающими в них свои производственные объекты. Не исключением является и наш город, в котором очередным объектом должно стать производство аммиака. Как вы относитесь к таким планам химического завода?
— Изучив предложенный проект строительства, мы сделали свое определение. Вывод таков: необходимо провести экологическую экспертизу. В том виде, как его предлагают проектировщики, производство аммиака строиться не должно. Сразу же увеличатся на 1 тыс. тонн плановые выбросы вредных веществ. Не решены вопросы утилизации выбросов при пуске и аварийных остановках. Предлагаемый факел — это не очистка. Также не решен вопрос сброса солесодержащих стоков. Считаю, неудачно выбрана сама площадка вблизи реки Белой, ведь аммиак очень хорошо растворяется в воде. К тому же, близки грунтовые воды. В проекте неправильно выполнен расчет рассеивания вредных веществ. Он сделан без учета фоновых концентраций для города.
До начала строительства новых объектов необходимо решить вопросы с переработкой отходов производств — фосфогипса, огарка. А аммиак нужно использовать тот, который уже есть в стране.
— Спасибо за то, что вы пришли к нам в редакцию и поделились своими мыслями. Мы знаем, что ваше самое большое желание, — это чтобы homo sapiens, человек разумный, поступал действительно разумно. Желаем, чтобы оно обязательно сбылось.
Интервью взяла А. Никитина.
Дымящие грубы промышленных предприятий — это «горячие точки»,
где ежедневно сталкиваются интересы Человека и Природы.
Так неужели на пороге XXI века Человек не прочувствует себя частью Природы,
не научится взаимодействию с остальными ее частями,
но поймет ее законов и не станет жить в соответствии с ними?
Фото Р. Шайбакова.