«Суд матери»

Рахматуллина, Р. «Суд матери»

 / Р. Рахматуллина ; фото Л. Сорокиной. – Текст : непосредственный.

// Путь Октября. – 1980. – 19 января. – С. 4.

 

   В районном и сель­ских Домах культуры идет премьера спектак­ля А. Атнабаева «Суд матери», поставленного студией башкирского дра­матического театра рабо­чей молодежи «Молодая гвардия» города Мелеуза. Она посвящается 35-летию Победы советско­го народа над фашистской Германией.

   События в драме раз­вертываются в одной из башкирских деревень.

   Мужчины ушли на фронт, остались в дерев­не одни женщины, ста­рики и дети. Вся тяжесть работ пала на их плечи. Но они никогда не уны­вали от трудностей. Артистами студии представ­лены они как мужествен­ные, сильные духом лю­ди. Например, Мунавара (Гамира Бураканова) скрывает от семерых де­тей своих весть о гибели их отца и принимает решение передать накоп­ленные для строительст­ва дома деньги в фонд обороны; Ильбика (Ра­миля Кутлугужина) на­ходит в себе мужество, узнав о гибели мужа и одного из сыновей, тру­диться без устали во имя победы над врагом.

   Но главным стержнем драмы становится траге­дия Ильбики, второй сын которой оказался дезер­тиром. Хамат бежал с фронта и просит мать спрятать его, Один сын герой, второй — дезер­тир. Ильбика в отчая­нии: что скажут люди? Она прячет Хамата в под­пол, чтобы скрыть до по­ры, до времени свою ви­ну перед людьми, чтобы определить собственное отношение к сыну. В ней борются два чувства — материнское и граждан­ского долга. Второе по­беждает в ней: она при­нимает решение передать сына органам власти.

   В роли Хамата самый молодой артист студии — учащийся ГПТУ-60 Фануз Гизатуллин.

   Образ героя, его харак­тер, речь и лирическое отступление, выраженное в форме воспоминаний матери, также помогают актеру полнее раскрыть настоящее лицо труса, дезертира.

   Фануз Гизатуллин, вкладывая всю силу и та­лант, сумел показать зрителям, как трусость приводит к преступле­нию, раскрыл «ду­шу» дезертира, стремя­щегося сохранить свою жизнь путем предатель­ства. «Если победят на­ши, я не смогу выйти из этого подпола! — говорит Хамат. — Он станет для меня могилой. А если придут немцы…  Я вый­ду. Они меня простят». Эти высказанные слова предателя встречают яростные возмущения мате­ри, и после глубоких ду­шевных переживаний Ильбика выносит Хамату справедливый приговор, завоевывая тем са­мым право снова смот­реть людям прямо в глаза. Она застрелила родного сына.

   Занавес. Зрители дол­го аплодировали артис­там. Приговор матери воспринимается как приговор сидящих в за­ле, приговор всего наро­да.

   Жители города и рай­она тепло приняли спек­такль. Понравилась иг­ра самодеятельных арти­стов Гульфиры Башаро­вой, Гамиры Буракановой, Лилии Алиевой, Гульнур Габбасовой.

   Удачно и на высоком уровне исполнена роль Габтельгаты. Роль это­го простого старина-сто­рожа, имеющего боль­шой жизненный опыт, сыграл Рамиль Кутлугужин.

   Зрители хорошо запом­нили его как капитана Камиля Айбулатова из пьесы И. Абдуллина «Лунные вечера Айсылу». Рамиль Кутлугужин и в этот раз завоевал лю­бовь зрителей.

   Есть и недостатки. У зрителей вызывает удив­ление, что Максума Гу­байдуллина в пьесе за­нята в двух ролях: Самарии и Одетты. Это со­вершенно противополож­ные образы. Ту мысль, что хотел высказать ав­тор через этот образ, ак­тер должен правильно до­нести и сыграть перед зрителями. Естественно, создать два противопо­ложных образа трудно. И еще. Серьезное внима­ние нужно обратить на речь Одетты, где много искажений башкирских слов. Недоработана и роль Салима.

   Артисты студии с этим спектаклем будут выс­тупать и на городском смотре, посвященном 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина. За оставшееся время они должны устранить имею­щиеся недостатки.

   Спектакль поставлен режиссером студии С. Якуповым.

Р. Рахматуллина.

На снимке: Гуль­нур Габбасова и Фанис Каюпов

в ролях Ирки и Галимьяна

Фото Л. Сорокиной.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *