Литературная игра «ЖАНРЫ»
Классные занятия по литературе и внеклассное чтение знакомят учащихся с произведениями самых различных литературных жанров.
Школьный курс поэтики дает даже общее определение жанра и уточняет такие понятия, как: новелла, повесть, роман, басня, баллада, поэма и т. д. Однако учитель литературы не располагает достаточным количеством учебных часов для закрепления в памяти учащихся и более углубленной проработки отдельных жанровых признаков.
Литературная игра «Жанры» еще раз напомнит учащимся о жанровых различиях и поможет библиотекарю провести своеобразную тренировку на различение важнейших жанров.
Прежде чем проводить игру, учащимся необходимо напомнить самое определение жанра и перечислить знакомые им литературные жанры. Вместе с тем нужно кратко рассказать учащимся о тех изменениях, которые испытывают в своем развитии различные литературные жанры в связи с социальноисторическими процессами. На ряде примеров надо показать, что жанры не есть что-то раз навсегда утвердившееся и неизменное.
Игра «Жанры» требует несложных приготовлений.
Нужно: нарезать небольшие карточки одинакового размера. Бумага должна быть плотной. На каждой карточке пишут Фамилию автора и заглавие произведения. Для каждого жанра заполняют по четыре авторских карточки.
Так, например:
Новеллы:
Пушкин — «Станционный смотритель», «Метель»;
Лермонтов — «Тамань»;
Серафимович — «Стрелочник».
Повести:
Пушкин — «Дубровский», «Капитанская дочка»;
Гоголь — «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Романы:
Гончаров — «Обломов»;
Тургенев — «Отцы и дети»;
Достоевский — «Преступление и наказание»;
Толстой — «Анна Каренина».
Поэмы:
Пушкин — «Кавказский пленник»;
Лермонтов — «Мцыри»;
Блок —«Двенадцать»;
Маяковский — «Хорошо».
Басни:
Крылов — «Квартет», «Волк и ягненок»;
Д. Бедный — «Свеча», «Кларнет и рожок».
Оды:
Ломоносов — «Ода на взятие Хотина» 1739 года;
Державин — «Фелица»;
Пушкин — «Вольность»;
Маяковский — «Ода Революции».
Баллады:
Жуковский — «Лесной царь»;
Пушкин — «Воевода»;
Лермонтов — «Воздушный корабль»;
Тихонов — «Баллада о синем пакете».
Комедии:
Фонвизин — «Недоросль»;
Грибоедов — «Горе от ума»;
Гоголь — «Ревизор»;
Островский — «Свои люди — сочтемся».
Трагедии:
Софокл — «Антигона»;
Корнель — «Сид»;
Шекспир — «Гамлет»;
Пушкин — «Борис Годунов».
Путешествия:
Радищев — «Путешествие из Петербургав Москву»;
Карамзин — «Письмарусского путешественника»;
Пушкин — «Путешествие в Арзрум»;
Гончаров — «Фрегат Паллада».
Мемуары:
Герцен — «Былое и думы»;
Тургенев — «Литературные и житейские воспоминания»;
Короленко — «Записки моего современника»;
Горький — «Мои университеты».
Сатирические сказки:
Салтыков-Щедрин — «Премудрый пескарь» и «Карась-идеалист»;
Толстой — «Сказка об Иване»;
Горький — «О чиже, который лгал, и о дятле — любителе истины».
- Когда карточки готовы, их тасуют и раздают поровну участникам игры. Посередине стола кладут какой-нибудь предмет, например, обычную школьную резинку.
- Первый из играющих открывает какую-нибудь свою карточку и кладет ее на стол перед собой. То же самое делают по очереди и другие. Все внимательно следят за карточками остальных участников игры.
- Если кто-нибудь заметит на столе две карточки, обозначающие произведения одного и того же жанра (например, две повести: «Капитанская дочка» и «Старосветские помещики»), он быстро кладет руку па резинку.
Тот, кто «прозевал», отдает ему свои карты. Выигрывает тот, кто соберет все карты.
Очень часто играющие спешат и ошибаются. Они ударяют по резинке в то время, когда на столе нет двух карточек с наименованием произведений одного жанра. В таких случаях ошибающийся отдает свои карточки в штрафную колоду, которую складывают под резинку.
Примечание.
В штрафную колоду и выигравшим передают только собранные карты.
Карты, полученные при раздаче, остаются на руках.
Если проштрафившийся не собрал ни одной карты, за ним записывают долг.