Никифоров, Д. Мелеузовский элеватор: годы становления, этапы развития
/ Д. Никифоров. – Текст : непосредственный.
// Путь Октября. – 2015. – 30 июля. – С. 3.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР,
член политбюро ЦК КПСС В. И. Воротников вручил Всесоюзное Красное знамя
по итогам социалистического соревнования
В 1924 году в Мелеузе, на базе Государственной заготовительной конторы № 14 Башкирского наркомпрода, которая закупала от частных лиц не только зерновые культуры, но и мясомолочную продукцию, было образовано новое предприятие под названием «Хлебкооп» во главе с Василием Фёдоровичем Кичигиным.
Все закупленные ресурсы хранились в амбарах бывшего купца Герасима Андреевича Попова. Часть зерновых перерабатывали в муку на его же мельнице № 12 и расходовали на нужды бедняков. В то время существовал для средне-зажиточных людей закон госповинности, согласно которому они на своих лошадях должны были доставлять сельскохозяйственные продукты в города Стерлитамак и Оренбург.
По рассказу бывшего бухгалтера того времени Василия Дмитриевича Недоспасова, зарплату работникам выдавали по 50% деньгами и зерном. В 1926 году принимали только зерно и переименовали в «Союзхлеб». Малочисленный коллектив в своём арсенале уже имел для хранения зерна три склада из сосновых досок ёмкостью по тысяче тонн каждый.
Для подработки зерна были веялки ручные, товарные весы, но из «механизмов» по-прежнему оставались мешки, лопаты, металлические лотки, пудовки и вёдра. Начинали сушить влажное зерно на большой печке, отапливаемой дровами, где был установлен огромный металлический лист. Называли её зерносушилкой «Росстригино». На ней можно было просушить за сутки 3,5-4 тонны зерна.
В 1929 году к зернохранилищам «Союзхлеб», которые находились на берегу реки Белой, причалила первая самоходная |баржа. Она привезла для новообразованного колхоза строительные материалы, семена, соль. В обратный путь, в Уфу, г она уходила, гружённая зерном.
В 1932 году предприятие переименовали в «Заготзёрноток». В 1935 году в Мелеузе появились автомашины «полуторки» грузоподъёмностью 1,5 тонны, на лошадях зерно возили только в заготзерно.
В период Великой Отечественной войны, в коллективе трудились в основном женщины, подростки и пожилые люди. Руководил ими приёмщик зерна, завскладом, участник войны, инвалид I группы (на одной ноге) Нестер Константинович Михеев, а помогали ему П. Ситников и А. Г. Абсаттаров.
С Победой вернулись домой защитники Отечества и стали трудиться. В связи с увеличением производительности труда в сельском хозяйстве, урожайность посевных площадей и сдача хлеба государству выросли вдвое. Назрела необходимость строительства новых механизированных зернохранилищ.
В 1948 году рядом с железной дорогой Ишимбай-Бабай (Кумертау) начали строить новые зернохранилища ёмкостью 2500-3200 тонн из бутового камня и кирпича. «Заготзерно» переименовано в «Хлебоприёмный пункт». За короткий промежуток времени было построено 11 складов с верхними и нижними транспортёрами. Шесть из них предназначались для временного хранения сырого зерна. Они были оборудованы щитами активного вентилирования. Появились восьми- и десятиметровые передвижные транспортёры, самоподаватели, заработала первая стационарная зерносушилка «Висхом» взамен малопроизводительных сушильных агрегатов на резиновом ходу типа «Кузбасс», на приёмных точках начали действовать разгрузчики.
Для выработки электроэнергии в это время уже работала своя электростанция, приводимая в действие дизельным двигателем марки «Макларен» мощностью 50 кВт, позже установили ещё одну электростанцию марки КДП-100, такой же мощности.
Всё это хозяйство обслуживали посменно Александр Егорович Дегтярёв, Иван Николаевич Воробьёв и Иван Дмитриевич Фёдоров. Были недостатки у этих электростанций: заглох двигатель — это «ЧП» для коллектива, а для механизмов — «мёртвый час». Когда мощность установок не стала обеспечивать растущую потребность в электроэнергии, то по договорённости с администрацией молокозавода по воздушной линии подключались к ЛЭП, принадлежащей заводу. Вот тогда надобность в своих электроустановках отпала.
В те времена не у всех жильцов были, часы, и заводчане придумали оповещать о текущем времени при помощи сигнальных-гудков. В семь часов звучал первый гудок, в 7.30 — второй, а после третьего рабочие должны были начинать трудиться. Этими сигнально-паровыми часами пользовались и работники хлебоприёмного пункта, налаживая трудовую дисциплину в коллективе.
Дмитрий Никифоров,
ветеран труда.
Никифоров, Д. Мелеузовский элеватор: годы становления, этапы развития
/ Д. Никифоров. – Текст : непосредственный.
// Путь Октября. – 2015. – 1 августа. – С. 3.
Работники конторы элеватора (1976 год)
Быстрыми темпами начала развиваться техническая база предприятия, когда на территории хлебоприёмного пункта в 1954 году начали строить элеватор под руководством Михаила Ипполитовича Шишкова. Со всей страны в адрес Мелеуза поступали по железной дороге различные строительные материалы, сушильные агрегаты, запасные части к ним, кабельная продукция, самоходные подаватели зерна, вагонозагрузчики, автомобилеразгрузчики бокового опрокидывания для большегрузных машин, горюче-смазочные материалы.
Строгий учёт прихода и расхода всех ценностей вёл бухгалтер материального стола Владимир Иванович Серёгин. В это же время ко всем складам проложили железнодорожные линии, на погрузочные точки установили вагонопогрузчики, Для взвешивания вагонов построили весы. Для подработки зернобобовых культур вместо машин «Змейка», «Зорька», «Клинтон» пришли высокопроизводительные сепараторы, современные сушилки «СЗС-2», «ЗСВ-47», «ДСП-24», «ДСП-32». Автомобили «КамАЗ» разгружались на точках приёма с боковым опрокидыванием.
В 1960 году новый элеватор принял в свои силоса первые 25 тысяч тонн добротного зерна. Были построены временное жильё для работников (два барака), административный корпус, в котором размещались контора, лаборатория, клуб с киноустановкой, столярная мастерская со всеми деревообрабатывающими станками, где трудились плотники Астафуров, В. Свечников, столяр Н. Савин, каменщик А. Фаисханов.
В новом цехе Александр Владимирович Чуров руководил механизаторами. На радость животноводам района новый комбикормовый цех начал вырабатывать продукцию для крупнорогатого окота и свиней. Все топки зерносушилок были переведены с твёрдого топлива (каменного угля) на жидкое (керосин). Для хранения горюче-смазочных материалов установили цистерну, вырыли землянку. Всем этим хозяйством управлял Яков Корнеевич Лобода.
Вагоны грузоподъёмностью 62 тонны загружались через верхние люки за 20 минут, а переставляли их мотовозом. Для медицинского пункта тоже выделили помещение. Фельдшером трудилась мать бывшего главного редактора газеты «Путь Октября» Ларисы Аркадьевны Михляевой — Полина Петровна.
Расширение элеватора продолжалось до 1978 года. Было пристроено ещё пять силосных корпусов, увеличив, тем самым общую складскую ёмкость.
В период заготовительной компании коллектив элеватора при помощи двадцати автомобильных разгрузчиков принимал от хлебосдатчиков до пяти тысяч тонн в сутки зернобобовых культур. Производительность зерносушилок достигла трёх тысяч тонн при снижении влажности до 15,5%. Погрузочные точки на железной дороге за 24 часа загружали по 20 крытых вагонов. В урожайные годы в государственные закрома заготавливали 200-220 тысяч тонн зернопродуктов.
Для обеспечения дешёвыми продуктами питания завели подсобное хозяйство, где содержались лошади, крупнорогатый скот, свиньи. Имели собственную пасеку.
К 1970 году Мелеузовский элеватор стал одним из высокомеханизированных хлебоприёмных предприятий на юге Башкортостана. В годы бурного развития элеваторного хозяйства более 15 лет возглавлял коллектив Геннадий Васильевич Ерофеев. Под его руководством в 1976 году Мелеузовский элеватор достиг наивысших производственных показателей среди хлебоприёмных предприятий СССР и был удостоен Красного знамени ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС И ЦК ВЛКСМ. В том же году «Хлебоприёмный пункт» был переименован в «Элеватор».
Огромную работу провели за прошедший период по механизации ручного труда рационализаторы — главные инженеры Авхади Зулькарнаёвич Давлетбердин, Дамир Мударисович Куватов, Юрий Терентьевич Горбунов, главный энергетик Пётр Александрович Дегтярёв и его брат Леонид Александрович, механики Александр Владимирович Чуров, Анатолий Алексеевич Петров, Виталий Прохорович Гаврилов, начальники производственных участков Михаил Иванович Петушков, Николай Петрович Крупчинов, старший сушильный мастер Пётр Иванович Гаврилов (награждённый медалями «За трудовое отличие», орденом Трудового Красного Знамени, орденом Ленина), токарь Зиннур Валиуллович Халитов (орденом Трудовой Славы III степени), сушильный мастер Гайша Батыргалеевна Мулюкова, транспортёрщица Мария Несторовна Серёгина (обе удостоены Правительственных наград).
Шагай в ногу ср временем, элеватор и сегодня является не только хранителем продукции растениеводства, но и переработчиком. Производит комбикорма в большом ассортименте, муку, из которой выпекает хлеб, хлебобулочные изделия и другую продукцию.
После реконструкции цеха карбамидного концентрата с 1991 года комбикормовый цех производил продукцию, обеспечивая кормами животноводов Мелеузовского, Фёдоровского, Кугарчинского, Зианчуринского районов. Ежедневно по заявкам населения города и района в розничную торговлю отгружалось до 30 тонн продукции шести наименований.
После реконструкции цеха в 1995 году, его производительность была доведена до 200 тонн в сутки. Цех производил полнорационные россыпные комбикорма для откорма крупнорогатого скота, свиней до жирных и мясных кондиций, для поросят, птицы, а также различные по составу кормовые смеси. Учитывая спрос покупателей, была освоена в комбикормовом цехе и мелкая фасовка.
В условиях рыночной экономики ввод в эксплуатацию в 1997 году мельницы МВС производительностью 24 тонны в сутки явился ещё одним шагом развития предприятия в направлении переработки имеющегося сырья. Производство муки велось согласно ГОСТу, мука пользовалась большим спросом. В процессе выработки получали ещё крупу манную и отруби, что также пользовалось большим спросом у населения.
Пекарня на элеваторе действует с 1995 года, её мощность — три тысячи булок хлеба в сутки. Наряду с высшим и первым сортами хлеба коллектив освоил новые технологии по выпуску хлеба ржаного, рижского, столичного, житного, минского, булочек и батонов. В структуре пекарни с 1996 года действует макаронная линия мощностью 0,75 тонны в сутки, которая производит девять видов макаронных изделий всех сортов с хорошими вкусовыми качествами.
Цех по производству круп мощностью три тонны в сутки выпускал различные виды круп: ячневую, перловую, полтавскую, артек, гороховую. На сегодня пока остановлен. Вот такое развитие получила ранее бывшая контора № 14 Башкирского наркомпрода. В настоящее время ООО «Мелеузовский элеватор» под руководством Николая Михайловича Свинолупова продолжает славные традиции предприятия.
Дмитрий Никифоров,
ветеран труда.