У «Зернышка» — тридцатипятилетие!

Пильнов, М. У «Зернышка» — тридцатипятилетие!

 / М. Пильнов ; фото из архива. – Текст : непосредственный.

// Путь Октября. – 2010. – 13 марта. – С. 4.

 

  «Зернышко» — это название нашей известной в стране сельской люби­тельской киностудии. Родилась она в канун 30-летия Великой Победы. В расцвет своей журналистской моло­дости я и мысли не допускал, что од­нажды свяжу себя с любительским кино на всю жизнь.

   …Как-то смотрю по телевизору пе­редачу из Уфы. Молодой человек при­ятной наружности говорит:

   — Во всех городах республики и в ряде районов появились кружки и лю­бительские студии. У нас их, напри­мер, семнадцать. А в Мелеузе, где строится и расширяется крупнейшее химическое предприятие, из кинолю­бителей никого. Надумаете, приез­жайте ко мне в Салават, во Дворец химиков, помогу…

   Это выступал руководитель город­ской любительской киностудии Вале­рий Фершалов, ставший впослед­ствии моим первым наставником.

   Жена и говорит:

   —  Съездил бы, узнал бы, что это за любительское кино. Сын женится, ре­бятишки пойдут, хоть память о себе оставим.

   —  Заманчиво, — соглашаюсь, — толь­ко что это за киноаппаратура, да и где её взять? И стоит, небось, больших денег. У нас в «Культтоварах» одни фотоаппараты «Смена».

   В первое же воскресенье мчусь на «Жигулях» в Салават. Дворец хими­ков. где в солидном помещении кинолюбителей заведует Фершалов. Уз­нав, зачем я к нему, прямо обнял:

   —  Вот, молодец, садись, рассказы­вай о себе какие возможности?

   Не буду описывать подробности, только скоро он мне и кинокамеру у них в магазине подобрал («восьмё­рочка», 375 руб. стоила), со време­нем — кинопроектор и рассказал, с чего начинать и вообще, кто такой из себя кинолюбитель.

   С сыном Леонидом снимали всё, что попадалось на глаза, благо киноплен­ки, проявители тогда стоили копейки. Однажды сообразили, что в этом году предстоит 30-ле­тие Великой Побе­ды. Кто, как не ты, знаешь в районе всех ветеранов войны. Тебе и кар­ты в руки!

   Снимаем свой первый любитель­ский фильм «В па­мяти всех, в серд­це каждого» и на показе его в Доме культуры у нас был успех. Кого раньше люди ви­дели в кино? Чле­нов правитель­ства, абстрактные лица. А здесь — самих себя.

   Однажды из Салавата — телефон­ный звонок:

   —  Слух, дошел, что вы сняли фильм? Говорю: «Да, показываем».

   —  Что же вы молчите, у нас в ближай­шие дни — смотр, везите на просмотр.

   Скажу коротко. Наш фильм на «узенькой» плёночке был единодуш­но признан лучшим и рекомендован на смотр в Уфу. И вот мы с сыном в Уфе, во Дворце «Юбилейный». Идёт смотр. Нашему фильму — бурные ап­лодисменты. На третий день — подве­дение итогов. Режиссёр-критик «Мосфильма» Елена Зайцева просит нас с сыном подняться на сцену.

   —  Вот, товарищи, семейная студия Пильновых из Мелеуза. Без слез нельзя смотреть на многие кадры, у войны ведь все потери безвозвратны.

   Только, дорогие ребята, не зазнавай­тесь. Это что же вы трансфокатором как на гармошке играете, то резко приблизите лицо человека, то внезапно его отодвинете? Переснимите отдель­ные сюжеты, когда поедете в Москву.

   — Так они первый раз у нас на смот­ре, учить будем!

   Эти слова — моего друга и учителя, заслуженного работника культуры РБ и РФ Рамиля Исмагиловича Кильмаматова, ныне известного фотохудож­ника в мире, который на долгие деся­тилетия вошел в нашу жизнь.

   На следующий республиканский смотр мы привезли пять фильмов на разные темы, два из которых были отобраны в Москву. На этом смотре все пять премий были присуждены нам. Восемь союзных кинофестива­лей прошли в нашей республике, не­сколько — в нашем районе. Мы вы­растили 38 кинолюбителей, прекрас­ные фильмы создали ребята под руководством учителя Алексея Алек­сандровича Данилова, председате­ля профсоюза управления сельского хозяйства Анатолия Николаевича Прокудина. А сколько нам оказывал внимания первый секретарь горко­ма партии Адгам Ганеевич Шарафут­динов, трудно оценить. С благодар­ностью говорю и о Галее Галяутдиновиче Хайритдинове, возглавляв­шем несколько кинофестивалей у нас, в Мелеузе.

   Любительское кино привело нас однажды с сыном на главную киносту­дию страны — «Мосфильм», где мы, снимая копии с фильма о председа­теле колхоза «50 лет СССР» Закире Гиззатовиче Аитове, познакомились со многими кинорежиссерами — Гри­горием Чухраем, Сергеем Бондарчу­ком, артистами. Курировал нас пре­красный кинорежиссер Владимир Алексеевич Глазков («Чистое небо»). Часто мы обедали вместе с актером Петром Сергеевичем Вельяминовым («Вечный зов»), которого я не раз при­глашал на отдых на Нугушское водо­хранилище. С ним было просто, бла­го он с того же года, как и я.

   Мы — хроникёры жизни города и рай­она. За 35 лет было снято около ста фильмов на разные темы. Про «По­луторку» я уже не говорю, её 12 мая 1986 г. показали по Центральному те­левидению. Недавно в Уфе состоя­лось подтверждение нашей студии звания «народной». Их в республике с этим званием осталось всего две — в Уфе и в Мелеузе.

   Руководитель студии Николай Дрямов проинформировал меня: «В ос­нове отчета был фильм о вас, Миха­ил Григорьевич — «В плену вечной мо­лодости». Сейчас у него в студии — новая цифровая видеокамера и ребя­тишки, липнущие к этому прекрасно­му виду народного творчества. Любая любительская кинокартина — это отго­лосок твоего сердца, на всю оставшу­юся жизнь… „

 

Михаил Пильнов,

ветеран войны, заслуженный работник культуры РБ,

почетный гражданин города и района.

 

На снимке: М. Г. Пильнов и Р. И. Кильмаматов (2000 г.)

Фото из архива.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *