Беляничев, В. 50 лет назад начинался завод ЖБК
/ В. Беляничев. – Текст : непосредственный.
// Путь Октября. – 2005. – 15 января. – С. 2.
В январе 1955 года началось строительство Мелеузовского завода железобетонных конструкций. Строительство осуществлялось под контролем Министерства транспортного строительства. Строительный трест «Уфатранстрой» поручил эту важную работу строительному участку № 1 (начальник участка В. В. Джабидзе, гл. инженер В. А. Червяков). Так как 1-й участок дислоцировался в районном поселке Ермолаево и часть в г. Кумертау, то с устройством кадров проблем не было. Необходимость строительства завода возникла из-за возросшей потребности в железобетонных конструкциях при строительстве железной дороги Москва — Байкал, а также для развития и благоустройства железнодорожной станции. Успешному строительству завода способствовало наличие небольшой строительной базы — пилорамы, столярного цеха, балластного карьера, наличие подъездных путей, локомотивного депо с парком паровозов.
Почти одновременно со строительством завода шло возведение деревообрабатывающего комплекса. Но строительство было заморожено и перепрофилировано. Сейчас можно наблюдать, как помещение запроектированной пилорамы превратилось в заводскую столовую, а помещение сушилки и столярный цех — ЦРММ, потом завод РТО, теперь завод «Метакон». Но это потом, а сначала Башкирский обком комсомола объявил строительство завода ударной комсомольской стройкой. Курировали строительство партийное и комсомольское руководство района: первый секретарь райкома КПСС Г. М. Пакуев, комсомольские вожаки И. И. Чуриков и П. Н. Федоров.
В начале января 1955 г. начали прибывать первые добровольцы. На строительство завода трест направил два экскаватора, автосамосвалы, бульдозер, автокран и прочую технику. Я с первым десантом комсомольцев прибыл в составе бригады экскаваторщиков (бригадир Абакумов). Так как земляных работ было очень мало, то наша бригада использовалась в балластном карьере. В Мелеузе трест не имел жилого фонда, поэтому прибывших временно размещали по квартирам.
Были сформированы две комсомольские бригады: плотников — Сиразетдинова и разнорабочих — Петрова. Впоследствии появились бригады других профессий. Бригада Сиразетдинова быстро собрала три щитовых домика, куда и поселили первых строителей. Но жилья не хватало. Зимой оборудовали несколько железнодорожных вагонов, так называемых «теплушек». В одну из них мы с женой поселились.
Большие силы были брошены на строительство жилых домов, школы, электроподстанции. Завод построили за один год, хотя достраивался и развивался он еще много лет.
Эта фотография сделана 11 ноября 1955 года. Автор этих строк стоит внизу. В преддверии XX съезда КПСС коллективы предприятий, участки и бригады брали повышенные обязательства, в том числе и наша бригада. Я не ставил задачу описать весь цикл строительства. Об этом надо написать книгу. Просто я хотел напомнить всем, кто принимал участие в строительстве завода, о юбилее, с которым связана наша молодость.
Список первостроителей внушителен. Заранее хочу извиниться перед теми, кто не отмечен. Было бы не справедливо не упомянуть руководство 1-го стройучастка треста «Уфатранстрой». Это начальник участка Джабидзе, главный инженер Червяков, механики Аспидов, Веревкин, секретарь партбюро Ермилов, председатель профкома Филиппова, секретарь комсомольской организации Кудряшов. Бригадиры Петров, Сиразетдинов, Гуров, Соловьева, Абакумов, механизатор Алышев, водители Гизатуллин, Данилов, прорабы Филиппов, Резник, Вдовченко, электросварщик Альперт, арматурщик Калабухов, бетонщик Чудинов, а также транспортники: начальник станции Самушкин, начальник железнодорожного депо Афанасьев, машинист паровоза Бондаренко. Вспомните эти первые дни, вошедшие в историю завода.
В. Беляничев,
ветеран труда.