Баранова, Е. С любовью к людям
/ Е. Баранова. – Текст : непосредственный.
// Путь Октября. – 2005. – 26 мая. – С. 6.
«Именно воскресенский период определил весь мой дальнейший путь в искусстве…
Свой первый башкирский этюд храню и поныне как бесценную реликвию».
Алексей Ткачев,
народный художник СССР, академик Российской Академии художников.
В канун юбилея Великой Победы в Москве состоялось уникальное событие — открытие выставки «Школа в годы Великой Отечественной войны», имеющей непосредственное отношение к уральской земле. В выставочном комплексе Московского академического художественного лицея Российской Академии художеств (МАХЛ РАХ), бывшей Московской средней художественной школы (МСХШ), разместились произведения учащихся и педагогов МСХШ военного времени, в том числе периода эвакуации в село Воскресенское Башкирии (1941-1943 г.г.).
Исторические условия рождения школы (1939 г., главный инициатор И. Грабарь), суровые военные годы ее существования, вся последующая творческая и общественная деятельность ее выпускников ныне представляется значительным явлением отечественной художественной культуры второй половины XX и начала XXI веков.
Две холодные военные зимы, прожитые в уральском селе Воскресенское, стали определяющими в творческом становлении более 150 юных дарований, в понимании ими истинных жизненных ценностей, способствовали раскрытию их таланта. Не случайно, что первые выпускники МСХШ 40-х годов вписали яркую страницу в изобразительное искусство нашей страны послевоенного времени и стали классиками российского изобразительного искусства: В. Гаврилов, В. Иванов, Г. Коржев, П Оссовский, В. Стожаров, А. Тутунов, А. Горский, И. Сорокин, И. Попов, А. Марц, В. Бабицын, А. Ткачев, П. Никонов, С. Кусков, Б. Немечек, И. Архипов, Н. Терещенко, Н. Гольц, К. Власова, Н. Воробьева, Р. Кобозев и многие другие. Служение искусству стало главным и в жизни В. Пурыгина, Р. Столярова, Л. Шитова, О. Буткевича, Т. Скородумовой, Т. Лившиц, К. Бахтеевой, Л. Котлярова, В. Меньшикова, П. Бунина, Р. Максютова, В. Дворецкого, Н. Гончарова, Н. Сапожниковой, И. Аристовой и многих-многих других.
Уже тогда в занесенном снегом, затерянном в бескрайних башкирских просторах селе московские мальчишки и девчонки предопределили свою будущую роль, свою ответственность перед людьми, давшими им возможность учиться; чувствовали ответственность перед реалистической традицией в искусстве. Это просматривается сегодня в потемневших от времени портретах, пейзажах, композициях, которые поражают живой непосредственностью восприятия мира, верностью натуре, увиденной и воплощенной правдой. Дух и духовность присущи этой необыкновенной выставке, разместившейся на двух этажах обширной экспозиционной площади.
На торжества по случаю открытия выставки съехались художники-выпускники школы разных лет, педагоги, прославленные мастера изобразительного искусства, руководители ведущих учреждений культуры России, актеры, зарубежные гости.
В. Бабицын. Портрет девочки-башкирки.
1942 г., бумага, карандаш
В. Бабицын. Сидящий старик.
1941 г. бумага, карандаш (дар автора Воскресенской галерее. 1987 г.)
Неизвестный автор. Портрет девочки в белом платке.
1942 г., бумага, карандаш (дар Г. Коржева Воскресенской галерее)
эти работы экспонировались на московской выставке
Собравшихся приветствовали Т. Салахов, вице-президент РАХ, Герой Социалистического Труда, народный художник СССР; А. Шмаринов, действительный член РАХ, народный художник СССР; А. Бичуков, ректор МГАХИ им. В. Н. Сурикова; Л. Жукова, заведующая отделом художественного воспитания РАХ; Т. Куник, директор МАХЛ РАХ; гости зарубежных стран.
В. Иванов, художник-«воскресенец», академик, народный художник СССР, один из главных организаторов выставки, сказал: «Чувство родины военного времени в пейзаже, в изображении людей достигает в работах учеников такой высоты, что по моему убеждению, такой силы выражения не было в советском искусстве. Это вершины. Совсем дети, они сумели создать образ натуры. Эта тайна искусства присутствует во многих работах, представленных на выставке».
А. Горский, К. Власова (посетила с. Воскресенское в 1995 г. в дни его 250-летия), Н. Терещенко, Р Натапова, О. Ивашов-Мусатов и другие художники-«воскресенцы» в своих выступлениях, беседах тепло и благодарно говорили о том, что МСХШ для них, художников старшего поколения, — святыня художественной культуры, что в мировом искусстве сегодня нет ничего подобного.
Ф. Исмагилов, заслуженный художник РБ, лауреат государственной премии РБ им. С. Юлаева, директор БГХМ им. М. В. Нестерова поблагодарил организаторов выставки, отметил высочайший профессиональный уровень, художественную исполнительскую культуру юношеского рисунка военного времени, совершенство творческого мастерства. Он пригласил присутствующих посетить Башкортостан, наши музеи.
Мне также была доверена огромная миссия — представлять Республику Башкортостан, Мелеузовский район, сделать сообщение перед собравшимися. передать в дар москвичам, зарубежным гостям буклеты, фотоматериалы, публикации местных газет о галерее, о нашем крае, зажечь свечу в память об ушедших художниках-«воскресенцах»…
Много благодарственных слов прозвучало в тот день в конференц-зале в адрес руководства Республики Башкортостан, Министерства культуры и НП РБ, Союза художников РБ, БГХМ им. М. В. Нестерова, администрации Мелеузовского района и г. Мелеуза, всех воскресенцев за приют, оказанный в годы войны, за участие в жизни Воскресенской картинной галереи сегодня.
На выставке зритель смог увидеть и ряд графических листов из коллекции Воскресенской галереи. Значительным событием явилось и то, что теперь картинная галерея с. Воскресенское, созданная в 1971 г. по инициативе и непосредственном участии художников Москвы, наряду с новой информацией о художниках-«воскресенцах», фотоматериалами, книгами, воспоминаниями, пополнилась и новыми произведениями авторов, чьи имена ранее здесь не были представлены.
Вдова Игоря Леонидовича Мануйлова (1928-2000 гг.), Нина Васильевна передала в дар работы мужа: три эскиза военного времени к картине «Проводы на войну».
В. Винокур (род. 1927 г.), живописец, иллюстратор книг, подарил акварельные пейзажи, выполненные им с натуры в 1959 г. во время послевоенной поездки в Воскресенское.
Вдова И. Година (1926-2000 гг.), Татьяна Михайловна Токарева передала в дар галерее фотоматериалы о жизни и творчестве мужа, рассказала о нем. Именно в с. Воскресенское в особых условиях того времени проявился в полной мере его незаурядный талант, сформировалось творческое лицо, которое он сохранил до конца своих дней. Он был ведущим художником издательства «Деггиз». Книги с его рисунками пользовались и пользуются огромной популярностью, их коллекционируют библиофилы.
Незабываема и встреча с Р. Натаповой, участницей многочисленных художественных выставок, а также ежегодных, приуроченных к Дню Победы. Ведь она по возвращении из эвакуации в 1943 г., добровольцем ушла на фронт.
…Встречи с художниками, с родственниками теперь ушедших «воскресенцев», беседы с работниками МАХЛ, сотрудниками музеев, в частности, Третьяковской галереи, с Е. Корлейс — дочерью доктора Э. Корлейса (1870-1927 гг.), в бывшем жилом доме которого ныне размещается Воскресенская картинная галерея, и другими интересными людьми пополнили архив галереи новыми материалами, явились чрезвычайно плодотворными, обогатили новыми сведениями историю нашего края.
И потому выражаю огромную признательность Российской Академии художеств, Московскому академическому художественному лицею, Министерству кульнуры НП РБ, БГХМ им. М. В. Нестерова, администрации Мелеузовского района и г. Мелеуза, администрации с. Воскресенское и всем людям, помогавшим осуществить эти встречи.
Е. Баранова,
заведующая Воскресенским филиалом БГХМ им. М. В. Нестерова.
На снимке автор статьи в кругу
художников-«воскресенцев» Р. Натаповой и В. Винокура