Вперед, оглядываясь назад. О развитии народного образования Мелеузовского района за 70 лет

Танатаров, В. Вперед, оглядываясь назад :

о развитии народного образования Мелеузовского района за 70 лет

/ В. Танатаров. – Текст : непосредственный.

// Путь Октября. – 2000. – 26 октября. – С. 2.

 

   Сегодня мы начинаем публиковать материал В. С. Танатарова об истории развития образования в Мелеузовском районе за 70 лет. Автор родился и по­лучил семилетнее образование в Мелеузовском районе. Затем после окон­чания Стерлитамакского учительского института и заочно Башкирского госу­дарственного университета он на про­тяжении всей трудовой деятельности работал в системе народного образо­вания нашего района. Викторин Серге­евич Танатаров — заслуженный учитель школы РСФСР.

 

   Мелеузовский район, образованный 20 августа 1930 года, включал в себя тер­риторию Мелеузовской, Зирганской и Араслановской волостей Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (по дореволюционному административно-территориальному делению). В двадцатых годах основным видом образования были так называемые школы по ликвидации не­грамотности («ликбезы»), которые сыграли ог­ромную роль в искоренении такого позорного наследства, доставшегося нам от царизма, как сплошная неграмотность населения дореволюци­онной России.

   Школы были, в основ­ном, при церквах, двух­классные церковно-при­ходские училища (шко­лы). Средние школы в Зиргане и Мелеузе охва­тывали наибольшее коли­чество населения. В селе стандартные школьные здания (земские) были в Богородске (Трясино), Краснояре, Дмитриевке, Нурдавлетово, Дарьино (Партизанская школа).

   Образование нашего района совпало с нача­лом осуществления все­общего начального обра­зования, согласно которо­му все дети восьми, а за­тем и с семи лет должны быть охвачены обучени­ем в начальных школах. Четырехклассные на­чальные школы в 30-х го­дах у нас были открыты практически во всех насе­ленных пунктах. Открыва­лись даже в таких населенных пунктах, где было учащихся менее 10 человек (по 2-3 чело­века в классе!). Для такого количества школ катастрофически не хватало учителей и неред­ки были случаи, когда назначали в небольшие школы учителями лиц с семилетним образованием. Не хватало помещений. Под них использовались дома репрессированных кулаков и священников, размещались классы даже в ча­стных домах, где имелись свободные комнаты. Можно было наблюдать такую практику: идет урок, а учительница одновременно качает, люльку со своим ребенком…

   Даже в таких тяжелейших условиях закон о начальной образовании выполнялся и уже к 40-м годам приступили к переходу ко всеобщему семилетнему образованию. Если в начале 30-х годов в 5-е классы школ колхозной молодежи (ШКМ) принимались по направлению общих собраний колхозников (!), то открытые пятые-седьмые классы в Краснояре, Дмитриевке, Корнеевке, Нурдавлетово, Васильевке, Арасланове, Дарьино, Антоновке — дали возможность охватить всех сельских детей семилетним об­разованием. Правительством были приняты также меры по обеспечению педагогическими кадрами.         

   Открывались техникумы, классы с пе­дагогическим уклоном (например, в Мелеузов­ской средней школе), учительские институты (трехгодичные), а также широкая сеть заочно­го образования при техникумах и вузах. Глав­ным поощрением в получении специального образования были дополнительные оплачива­емые отпуска и повышение ставок заработной платы.

   Для нашего района настоящей кузницей, педагогических кадров стал Стерлитамакский учительский, а затем педагогический институт, через который прошло очень много наших пе­дагогических работников — учителей школ и вос­питателей детских садов.

   Большую роль в выполнении закона о на­чальном, а затем о семилетнем образовании сыграли такие замечательные педагоги, как Николай Петрович Дрозд (Партизанская шко­ла, директор), Иван Григорьевич Кузьмин (Трясинская школа, директор), Павел Михайлович Тихановский, а потом его дочь Юлия Павловна Степина (Красноярская школа, директора), Ахат Сулейманович Ибатуллин (Кутушевская шко­ла), Нургалей Сафеевич Ахмеров (Давлеткуловская школа).

   Некоторые учителя-энтузиасты и директора школ были пионерами важнейших для воспитания подрастающего поколения дел. Так, при Партизанской школе был впервые в райо­не создан пришкольный участок с плодово-ягод­ным садом и овощебахчевыми культурами биологом школы Елизаветой Викторовной Смоли­ной. Для учеников всех классов были органи­зованы горячие завтраки. Труд учителей высоко оценили партия и правительство: Председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Иванович Калинин вручил высшую награду страны — орден Ленина — учителю и директору Васильевской школы Марии Васильевне Старицыной, учителям Клавдии Петровне Ракитиной, Анне Фёдоровне Кичигиной.

   В Мелеузе, которое было селом, ко дню образования района функционировали средняя школа (девятилетка с педагогическим уклоном), чувашская и татаро-башкирская школы и две начальных – «массовая» и «образцовая». В 1931 году при средней русской школе открываются пятые татаро-башкирские классы, которые обособились, впоследствии в самостоятельную среднюю школу. Директором русской сред­ней школы до 1937 года был замечательный педагог и администратор Абдулла Галеевич Рахматуллин, завучем – М. М. Двойнин.

   Нужно отметить, что в те годы вопросов национальных взаимоотношений уделялось большое внимание. В расписание уроков рус­ской средней школы был включен, в числе обя­зательных предметов, башкирский язык. Вви­ду ограниченности школьных зданий (все 5-10 классы располагались в здании, которое зани­мает в настоящее время управление социаль­ной защиты), из сельской местности учеников не принимали. Одним из авторитетных педаго­гов Мелеуза был директор чувашской школы Артемий Иванович Филиппов, который обеспечил полный охват семилетним всеобучем всех детей чувашской национальности. Первое стан­дартное школьное здание в Мелеузе было по­строено в 1937-1938 г.г. (школа № 3).

   Заслуженным авторитетом пользовались учителя Михаил Васильевич Шляков, Сафей Гайнетдинович Баязитов, Надежда Федоровна Хохлова, Александр Николаевич Абрамов, Ва­силий Севастьянович Бакуров.

   Война прервала процесс перехода от все­общего семилетнего к среднему образованию. Тормозило и то, что обучение в 8-10 классах было платным. Поэтому бурное развитие народ­ного образования — строительство школ и детс­ких садов в Мелеузе — относится к 50-м годам.

   Первое здание школы на 280 мест с цент­ральным (а не печным, как во всех школах) ото­плением, канализацией и водоснабжением было построено трестом «Кумертаустрой в районе жилпоселка «ДОК» (сейчас школа № 5). Принятие этого здания было большим подар­ком для населения Мелеуза. В 1959 гаду сда­ется в эксплуатацию здание школы на 440 мест в районе ЗЖБК, построенное мостопоездом № 185 Министерства транспортного строитель­ства СССР. По предложению отдела народно­го образования в Мелеузе вводится нумерация школ: последняя школа получает № 1, школа на ДОКе — № 2, бывшая первая средняя школа — № 3, русская восьмилетняя — № 4, бывшая об­разцовая начальная школа — № 5, начальная школа в конторе мебельной фабрики — № 6 и школа в поселке сахарного завода — № 7.

 

В. Танатаров.

(Продолжение следует).

 

Танатаров, В. Вперед, оглядываясь назад :

о развитии народного образования Мелеузовского района за 70 лет

/ В. Танатаров. – Текст : непосредственный.

// Путь Октября. – 2000. – 31 октября. – С. 2, 3.

 

   В 50-е годы строительство набирало все новые темпы. Вышедшие в свет ряд по­становлений партии и правительства, направ­ленные на приближение обучения к жизни и со­вершенствованию народного образования, дали новый импульс развитию советской школы. Строительство новых школьных зданий, откры­тие сети заочных и вечерних школ, приобщение детей к труду в учебных мастерских и на опыт­ных участках, открытие пионерских лагерей, проведение традиционных туристских слетов и военно-спортивных игр «Зарница», «Орленок» способствовали значительному улучшению всей учебно-воспитательной работы с подрастаю­щим поколением. Выполнение Закона о всеоб­щем среднем образовании помогло в несколь­ко раз увеличить процент поступления молоде­жи в вузы и средние специальные заведения, резко сократить правонарушения среди подростков.

   В стране широко пропагандировался опыт приобщения школьников к сельскохозяйствен­ному труду в учебно-производственных брига­дах колхозов Ставропольского края и Рязанс­кой области. Министерство просвещения нашей республики направило в эти регионы в 1958 году группу заведующих районными отделами народ­ного образования для изучения данного опыта (в составе делегации был и автор этих строк).

   Делегацию из Башкирии тепло встретили в Ставропольском крае. Закрепили автобус и во­дителя, а маршруты посещения предоставля­ли выбирать самим, что исключило «показуху». При выборе объекта посещения пользовались обычной картой. В течение целой недели деле­гация знакомилась с так называемыми «культстанами», в которых проживали все летние каникулы школьники. Работа и отдых поражали своей организованностью и огромными расхо­дами на это важное дело. Условия жизни в культстанах были близки к условиям, какие были у нас в Домах отдыха в то время. В Рязанской области так же во всех колхозах были созданы такие бригады школьников, но условия были намного скромнее.

   Республиканское совещание работников народного образования в Уфе, где члены деле­гации рассказали об опыте Ставрополя и Ря­занщины, приняло обращение ко всей обще­ственности республики создавать учебно-производственные бригады в колхозах всех райо­нов республики. Это обращение подхватили повсеместно.

   В нашем районе первая производственная бригада была создана Зирганской средней шко­лой (директор школы И. М. Ващук, биолог М. Н. Зюляркина) на базе колхозов им. Салавата и «Трудовик». За бригадой закрепили земельные участки, необходимую сельскохозяйственную технику и опытных специалистов. Выпускники школы наряду с аттестатом зрелости получали документы на право вождения трактора и ком­байна. В течение 2-3-х лет во всех средних шко­лах создаются такие бригады, а во всех вось­милетних и крупных начальных школах в обязательном порядке — пришкольные учебно-опыт­ные участки.

   Для осуществления полного среднего обра­зования для всей молодежи нужна была более прочная материальная и техническая база, чем она была в то время. Не хватало помещении, мебели и учебных пособий. За короткое время исправить этот недостаток за счёт бюджетных ассигнований было невозможно. Поэтому пра­вительство республики обратилось ко всей об­щественности с предложением развернуть ини­циативное строительство за счет средств кол­хозов и промышленных предприятий. Это обращение подхватили и в нашем районе. За срав­нительно короткий срок были построены здания Васильевской (колхоз «Прибельский»), Хлебодаровской (колхоз им. Чапаева), Араслановской и Б-Мукачевской (колхоз «Нугуш»), Романовс­кой (колхоз «Новый путь») школ и несколько детских садов. Важным событием для Мелеуза и всего района было строительство пионерско­го лагеря им. Матросова, построенного на бе­регу р. Нугуш, на территории колхоза «Нугуш» (председатель колхоза Бураканов). Это строи­тельство всего за два месяца осуществили кир­пичный завод, ДОК, молочноконсервный комби­нат, «Сельхозтехника», мебельный комбинат и мясокомбинат. В этом прекрасном лагере за 20 лет отдохнули многие тысячи пионеров и школь­ников. О том, что это было действительно «ини­циативное» строительство, говорит тот факт, что после его завершения никто не захотел брать лагерь на свой баланс, так как следов финан­совых затрат ни у кого не осталось.

   Нужно отметить, что делами народного об­разования не просто интересовались, но и дер­жали под постоянным контролем первый секре­тарь райкома партии Г. М. Пакуев и председа­тель исполкома В. Г. Пустарнаков.

   С присоединением к нам Воскресенского района число учреждений народного образова­ния достигло 122 школ. В их составе были Мелеузовский и Верхоторский детские дома, Вос­кресенская вспомогательная школа, а также Дом пионеров и детские сады. В отношении детских домов следует напомнить, что в 40-е годы у нас в Мелеузе был дом для испанских детей, а в с. Дарьино — обычный детский дом. После ликви­дации испанского детдома на его место пере­вели Партизанский детский дом. Из этого вид­но, какая нагрузка была на отдел народного образования. Между тем штат сохранялся пре­жний — заведующий роно, два инспектора, зав. методическим кабинетом и бухгалтер. Заработ­ная плата была низкой — ниже ставки учителя. Если еще учесть, что транспорт отсутствовал, то можно представить, какие энтузиасты там работали. Одним из них был С. Г. Баязитов, награжденный орденом Трудового Красного Зна­мени. Он проработал инспектором роно более 20 лет, Все эти энтузиасты располагались в трёх маленьких кабинетах.

     Характерным моментом для данного периода жизни района был процесс укрупнения колхозов и совхозов. Этот процесс коснулся и народного образования. Для осуществления всеобщего начального образования, как отмечалось выше, школы открывались во всех населенных пунктах, независимо от наличия контингента учеников и школьных помещений. Но мно­гие малокомплектные школы, где с четырьмя классами по 2-3 человека в каждом, занимался один учитель, походили не на школу, а на свой прообраз — «ликбезы». Поэтому говорить о глубоких, разносторонних знаниях без современ­ной материальной и учебной базы не приходи­лось. Начался процесс слияния мелких школ с крупными, с одновременным выделением поме­щений под школьные интернаты. Там, где не было такой возможности, выделяли транспорт для подвоза школьников. Это дало возможность закрыть малокомплектные школы и за 5-7 лет закрылось около 20 школ.

   Но не все родители соглашались отдавать детей в интернаты, которые, в основном, были слабыми как в оснащении оборудованием, так и в соблюдении элементарных условий для жиз­ни и учебы. Подвоз детей также был далек от требований, необходимых для сохранения здо­ровья школьников. Поэтому родители стреми­лись переезжать ближе к школе и населенные пункты стали постепенно редеть, а затем и исчезать с лица земли. Можно привести пример по Тавлинскому сельсовету. В начале 50-х годов в его составе было 6 населенных пунктов, шесть колхозов и шесть школ: Корнеевская се­милетняя, Крадино-Михайловсиая, Покровская, Тавлинская, Ромодановская и Константиновская школы. Сейчас — только одна Корнеевская сред­няя школа. Конечно, грустно, что исчезают не­перспективные деревни, но все же в крупных школах знания школьникам даются более глу­бокие, прочные и разносторонние.

   Нельзя не отметить еще один поворот в на­шей жизни в конце 50-х — начале 60-х годов. Это хрущевские реформы. Ломка министерств и со­здание совнархозов (с еще большим штатом), а затем и объединение районов нанесли серьезный ущерб народному хозяйству. Ликвидация районов не была по-настоящему подготовлена: руководители райкомов партии и исполкомов райсоветов оставляли свои кабинеты и броса­лись захватывать себе кресло в более надеж­ном месте, а имущество растаскивалось. Но были и находчивые работники, которые исполь­зовали этот момент для пользы дела. Так, ди­ректор Юмагузинской средней школы Михаил Ильич Архипов, заняв несколько зданий райсо­вета, перевел школу на односменные занятия.

   Образовался огромный Мелеузовский рай­он, протянувшийся с севера на юг — от Салавата до Мурапталово, с запада на восток — от Нордовки до Привольного. В нем было 349 школ, 2000 учителей, 49 тысяч учащихся. Ясно, что управлять таким районом, а тем более руково­дить учреждениями народного образования было невозможно. Поэтому эта затея с реорга­низацией административного деления полнос­тью провалилась.

 

В. Танатаров.

(Продолжение следует).

 

Танатаров, В. Вперед, оглядываясь назад :

О развитии народного образования Мелеузовского района за 70 лет

/ В. Танатаров. – Текст : непосредственный.

// Путь Октября. – 2000. – 2 ноября. – С. 2.

 

   В 60-е годы Мелеузовский район и, особенно, Мелеуз быстро разви­вались. Если в первые годы образования района в нем проживало 44 тысячи чело­век, то к 1960-му году в районе насчиты­валось около 80 тысяч жителей, в том числе в Мелеузе — 22 тысячи человек. Прирост происходил как за счет приезда населения на строительство предприя­тий, так и за счет резкого увеличения рож­даемости детей, указывавшего на повышение благосостояния народа.

   Рост населения привел к переполне­нию школ и переходу некоторых из них на трехсменные занятия. Кроме того, су­ществующие школьные здания — восьмилетние школы № 4 и особенно № 5 (располагавшаяся в здании бывшей церкви), да и средняя школа № 3 — не соответство­вали самым элементарным санитарно-ги­гиеническим требованиям. Секретарь горкома партии Г. А. Деев и председатель исполкома райсовета В. Г. Пустарнаков добились от правительства республики строительства в районе в ближайшие годы школ и детских садов.

   Первое здание на 520 ученических мест было сдано в эксплуатацию в мар­те 1963 года. В этом здании разместились все учащиеся 1-8 классов школы № 5 и 9-10 классов школы № 2. Новой школе дали номер 2, а оставшейся на ДОКе восьми­летней школе — № 5 (потом и эта школа была реорганизована в СШ № 5). Новая школа для того времени была самая со­временная. Согласно проекту, были в нем и первый в районе спортивный зал и учеб­ные мастерские, физический, химичес­кий, лингафонный и другие учебные ка­бинеты, а в историческом — даже киноап­парат для демонстрации учебных филь­мов. Школа № 2 перешла на кабинетную систему обучения и наряду со школой № 1 стала центром методической работы учи­телей района.

   Стал внедряться так называемый дифференцированный подход в обучении учащихся. С 1965 года из числа учащих­ся, окончивших восьмые классы, по же­ланию и с учетом наклонностей и способ­ностей стали комплектовать классы с определенным уклоном, в которых добав­лялись часы данного профиля, и поручались лучшим учителям. Математический класс подбирал Владимир Михайлович Запрометов, химический — заслуженный учитель школы РСФСР Александр Ива­нович Алаторцев и учительница Вален­тина Ивановна Сахарова, гуманитарный класс — Ида Петровна Фёдорова и Люд­мила Михайловна Будаква. Польза была ощутимая: окончившие математический класс почти все успешно поступили и окончили технические вузы и средние специальные учебные заведения; хими­ческий — медицинские и фармацевтичес­кие вузы, а выпускники гуманитарного впоследствии стали учителями и воспи­тателями. К сожалению, следует отме­тить, что бюрократы от просвещения не поддержали это начинание. Поэтому приятно то, что сейчас это стали вновь вне­дрять, хотя и под другим названием и, конечно, на более высоком уровне.

   Дифференцированный подход к обу­чению и воспитанию, усиление внимания к наиболее способным, одаренным уче­никам даже в условиях всеобщего обязательного среднего образования способ­ствовали значительному повышению ка­чества знаний школьников. Этому помо­гала и практика оценки работы коллекти­ва школы не только по статистическим отчетам, но и по результатам проводи­мых в районе предметных олимпиад и по количеству поступающих в вузы и техни­кумы. Факты говорят, что выпускников из Мелеузовских школ № 1 и № 2 знали не только в вузах республики, но и в Моск­ве, Ленинграде, Куйбышеве.

   Передовые учителя зачастую за счет своего личного времени бесплатно рабо­тали с учениками, подающими большие надежды по тем или иным предметам. Так, в школе № 2 ученик 8-го класса Во­лодя Иванов, который по просьбе мате­ри был оформлен в школьный интернат на полное обеспечение за счет спецсредств школы, занял первое место в нашем районе, а по результатам олимпиады в Уфе его зачислили в девятый спецкласс Московского государственно­го университета. Сейчас он — доктор тех­нических наук.

   Школа № 1 лидировала по числу по­ступающих выпускников в вузы, имела высококвалифицированные кадры, но стесненность и вынужденный перевод на трехсменные занятия не позволяли раз­вернуть свои способности в полную силу. Поэтому инициатива директора школы В. И. Кузнецова и шефов школы — завода ЖБК, построивших двухэтажное здание, разрядили создавшуюся обстановку. В этом здании разместили начальные клас­сы и учебные кабинеты с современным оборудованием. А энергия и мастерство преподавателя Н. А. Гнетова преврати­ли их в центр методической работы учи­телей трудового обучения.

   Таким же инициативным способом по­строили автокласс и гараж при школе № 2, где в специально выделенный день юно­ши девятых и десятых классов изучали автодело с последующей сдачей экзаме­нов на права водителя-профессионала. С 1964 года права водителя получили около 500 человек. Эта форма производствен­ного обучения сохранена до сих пор.

   Нельзя умолчать и о «зигзагах» в на­родном образовании. Вот примеры:

  1. О начальной военной подготовке (НВП). В 1955 г. отменили этот учебный предмет, в 1965 г. — вновь ввели; в 1990 г. — отменили, а в текущем 2000 году он вновь вводится. А какие были оборудованные кабинеты с интересными экспонатами по патриотическому воспитанию молодежи! Все это разрушили и сейчас нужно созда­вать заново.
  2. Такая же картина с трудовым обу­чением, в частности, с подготовкой шофе­ров-профессионалов и др. направлений. В 1967 году наше министерство прекрати­ло финансирование уроков производ­ственного обучения и предложило по всей республике закрыть данные классы. Но дирекция и энтузиаст автодела, чьими ру­ками это было сделано — Константин Ге­оргиевич Сахаров — «нелегально» продол­жали подготовку шоферов. В 1971 году Министерство просвещения «спохвати­лось», что сделало плохо, вновь включи­ли эти часы в учебные планы средних школ. Оказалось, что Мелеуз — единствен­ный район, где не разрушили автоклассы, и за то, что не выполнили их бюрократи­ческое требование, школу № 2 наградили (бесплатно) автомашиной «Москвич».

   Своего рода производственное обуче­ние проводилось и на учебно-опытных уча­стках при всех общеобразовательных шко­лах. Выше говорилось о Зирганской сред­ней школе, где ученики получали элементарные знания по сельскохозяйственному производству, что способствовало подго­товке специалистов для колхозов и совхо­зов. Большая работа на пришкольном уча­стке проводилась в Воскресенской средней школе биологом Н. В. Васильевым. Не отставали от сельских и школы города.

   В 1960 году председатель исполкома Мелеузовского горсовета Л. А. Шанин при упорядочении наделов земельных участ­ков в черте города решением исполкома выделил два гектара земли между улица­ми Советской и им. Шлычкова для пришкольного учебно-опытного участка школе № 5. Под руководством биолога А. В. Танатаровой этот участок занял первое место в республике, экспонаты с участка демонстрировались дважды на Выставке достижений народного хозяйства в Моск­ве. Юные натуралисты школы награжда­лись медалями и грамотами ВДНХ.

   Крупные средние школы строились и в сельской местности. Корнеевская, Партизанская и Зирганская. Строительство типового школьного здания Юлдашской средней школы находилось под личным контролем Министра просвещения Ф. X. Мустафиной. Учитель этой школы Г. К. Гумеров удостоен звания «Заслуженный учитель школы РСФСР».

 

В. Танатаров.

(Продолжение следует).

 

 

Танатаров, В. Вперед, оглядываясь назад :

о развитии народного образования Мелеузовского района за 70 лет

/ В. Танатаров. – Текст : непосредственный.

// Путь Октября. – 2000. – 11 ноября. – С. 2.

 

   Изменение статуса рабочего поселка Мелеуза в город районного подчинения в 1958 году и город республиканского значения в 1977 году внесло существенные изменения в нашу жизнь. Разделение на две самостоятель­ные административно-территориальные едини­цы было в какой-то степени выгодно горожанам, но не выгодно селу. Пока еще существовал объединяющий орган — горком КПСС — различие не было ощутимым, но после его упразднения создалась угроза разрыва исторических связей между жителями района. Вот почему воссоеди­нение города с районом принималось как своевременная необходимость на пользу общего дела.

   Строительство химического завода дало мощный импульс развитию экономики, просвещения, медицины и культуры нашему городу и району. Строительство жилого комплекса в 32-м микрорайоне заставило форсировать стро­ительство школ и дошкольных учреждений. В 1971 году сдается школа на 1380 мест, что дало возможность разгрузить первую и третью сред­ние школы и закрыть школу № 4. В освободив­шемся здании разместилась школа рабочей молодежи (ШРМ), сыгравшая большую роль в осуществлении всеобщего образования.

   Средняя школа № 8 стала на целую ступень выше существовавших школ не только по коли­честву учащихся, но и по условиям для получе­ния полноценных и разносторонних знаний. Это­му способствовало оборудование всех учебных кабинетов наглядными пособиями и техничес­кими средствами обучения, а, главное, наличие молодого творческого коллектива учителей и воспитателей.

   Родители всегда стремятся отдать своего ребенка такому педагогу, который бы оправдал их надежды. Поэтому в восьмую школу был та­кой наплыв, что если в 1973 году занятия про­водились в одну смену, то к 1976 году стали переходить на трехсменные занятия. Выручи­ло строительство нового типового школьного здания для школы № 3. В первое время школа была не полностью загружена, но постепенно авторитет ее повышался и она становится в чис­ле ведущих школ города и района. Школу воз­главил молодой энергичный, творчески мысля­щий директор X. X. Каримов.

   Чтобы подтвердить роль учителя в учебно- воспитательном процессе во все времена мож­но в качестве примера взять двух учителей раз­ных поколений. Во-первых, учитель химии, зас­луженный учитель школы РСФСР Александр Иванович Алаторцев. Он преподавал химию в школах Мелеуза в 30-70 годы и во всех школах, где-отработал, оставались оборудованные ка­бинеты химии, получавшие высокую оценку Ми­нистерства просвещения республики. Во-вто­рых, учитель физкультуры Салават Идиатович Мусеев, начав работать в восьмой школе, так поставил спортивную работу, что большинство переходящих кубков района и города оказались на стендах школы. С переходом его в школу № 3 методический центр спортивно-массовой работы города переместился в эту школу.

   Вслед за третьей школой вводится в эксп­луатацию новое здание на ул. Шлычкова, куда переводится контингент учащихся школы № 2 (будущая гимназия № 1), а в старом здании раз­местился учебно-производственный комбинат (УПК). Вслед за этим открываются школы №№ 4 и 6. Таким образом, за описанный период ну­мерация школ с первой по восьмую сохрани­лась, но изменялись сами здания, согласно из­менившимся требованиям. А появившееся, но­вое здание, где разместилась гимназия № 9 (ди­ректор гимназии Танзиля Хибатулловна Малабаева), будет соответствовать требованиям длительное время в новом веке.

   Большие изменения происходили, в дош­кольном образовании. До 50-х годов в ведении роно был всего один детский сад, который рас­полагался вначале в маленьком доме (там, где сейчас размещается «Социнвестбанк»), а потом на площади райсовета, в здании бывшей мас­совой начальной, школы. В 80-х годах число их вместе с ведомственными яслями-садами достигло 25. Первым руководителем-методистом дошкольного образования справедливо счита­ется Александра Александровна Шлякова.

   Из стен наших школ вышло много людей, ставших известными далеко за пределами рай­она и республики. Это и Герои Советского Со­юза, и Герои Социалистического Труда, и уче­ные, и просто прекрасные люди, труженики всех отраслей народного хозяйства. Всех их учили и воспитывали великие труженики — учителя, не жалевшие времени и здоровья ради своей лю­бимой профессии. Между тем оплата труда учи­теля была и остается ниже, чём у работников, занятых непосредственно в сфере производства материальных благ. Поэтому главным стимулом работы педагога был не материальный, а мо­ральный. До шестидесятых годов учителя по­лучали правительственные награды «За непрерывный и безупречный педагогический труд»: за 30 лет — орден Ленина, за 25 лет — орден Трудо­вого Красного Знамени, за 20 лет — орден «Знак почета», за 12 и 15 лет — медали. Потом вводит­ся почетное звание «Заслуженный учитель шко­лы РСФСР», «Заслуженный учитель школы  БАССР», знак «Отличник народного образова­ния РСФСР», а сейчас «Отличник Республики Башкортостан». У нас этих высших наград удо­стоены (кроме вышеперечисленных) — «Заслу­женный учитель РСФСР» — В. Е. Федорова (шко­ла № 1), А. А. Десяткова (Андреевская началь­ная школа), С. Г. Исхакова (методист роно), С. И. Мусеев (школа № 3), X. X. Каримов (школа № 3).

   Когда восстанавливаешь в памяти то или иное событие, то обязательно вспоминаешь, кто из руководителей проявлял инициативу, помо­гал или «подталкивал» в решении того или дру­гого вопроса. В описываемый период кроме ук­репления материально-технической базы уч­реждений народного образования непосред­ственно занимался организацией спортивно-ту­ристических лагерей, лагерями труда и отдыха, художественной самодеятельностью школьни­ков первый секретарь горкома партий А. Г. Ша­рафутдинов, заведующий отделом пропаганды, а потом заместитель председателя исполкома горсовета Ю. Г. Азнагулов. В 80-е годы первый секретарь горкома Ф. М. Хасанов и председа­тели горсовета А. Н. Безденежных и П. Я. Масютин, руководители предприятий М. Г. Кашапов, С. С. Азнаев, Н. А. Горяйнов, С. М. Масютин, Н. И. Горячкин и многие другие.

   Сейчас школы переживают далеко не лучший период своей жизни. Новые типы школ в городе — гимназии, лицеи, колледжи, в селе — Сарышский и Восточный лицеи. Не нам судить, что сейчас удается и какой результат будет от этих начинаний. Анализировать и давать оцен­ку по-настоящему будут те, кто трудится над выполнением задач сегодняшнего дня.

   Залогом успеха является воссоединение города с районом. А совместная работа всей общественности с объединенной администра­цией, возглавляемой творчески мыслящим 3. X. Хайруллиным, поднимет народное образова­ние на новую ступень своего развития.

 

В. Танатаров.

 

P.S. О заголовке «Вперед, оглядываясь назад». Сейчас много возможностей для твор­ческой работы. Но не нужно изобретать ве­лосипед, а нужно совершенствовать его. Еще в древности один философ сказал: «не осквер­няй и не отвергай бездумно». Думаю, что опыт будет востребован во все времена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *