Пильнов, М. Новый завод вступил в строй [Текст] / М. Пильнов
// Путь Октября. — 1977. — 2 августа. — С. 3.
Все мы хотим видеть свой город благоустроенным и прежде всего улицы, одетые в асфальт. Путь к этой цели теперь значительно сократится — пущен к эксплуатации еще один новый асфальтный завод с первоначальной мощностью 10 тысяч тонн асфальтовой смеси в год, к будущему году его мощность возрастет до 15 тыс., а затем и удвоится.
С начальником РСУ ДОР Р. Мухаметшиным, чьей организации принадлежит это новорожденное детище, мы идем на открытую площадку, где под синим куполом неба установлено и уже во всю действует новое оборудование.
У бункера попыхивает выхлопной трубой трактор «Беларусь» с навесной бульдозерной лопатой и время от времени подгребает гравий. Он подается в крутящийся барабан, в котором поддерживается температура свыше 200 градусов, сушится и поступает в дозатор. Здесь гравий сортируется по фракциям, обогащается минеральными добавками и в специальном смесителе вступает в соединение с битумом. Весь процесс автоматизирован, и та или иная марка приготавливается по заданной программе. На весь цикл (приготовления 700 килограммов асфальтовой смеси) затрачивается около пяти минут. Автомобиль подставляет под люк кузов и через семь-десять минут, загруженный асфальтом, берет направление на одну из улиц города. Сейчас асфальт нового завода поступает в 32 микрорайон.
— Какова суточная мощность? — спрашиваем у начальника АБЗ В. Г. Прядко.
— 200-300 тонн. В час 25 тонн смеси. Суточной продукции достаточно покрыть 1,5 тысячи квадратных метров дорог, площадей, тротуаров. Только в этом году мы дадим столько асфальта, сколько не получал его Мелеуз за последние пять лет…
Задуман завод был давно, а построили буквально за полгода, как только стало прибывать оборудование. Строили хозспособом. Владимир Сенченко, Зиновий Юдин, Владимир Вандышев и другие учились наносить на металл правильный огненный шов, монтировать оборудование и устранять небольшие заводские недоделки, кое-что и переделывать, а со временем и отлаживать, регулировать узлы. Вчерашние разнорабочие сегодня стали квалифицированными операторами-машинистами и выпускают отличную продукцию.
И еще одна немаловажная деталь — а как завод ведет себя в смысле технологических выбросов в атмосферу? Оказывается, для беспокойства нет оснований. Работает он на специальном печном топливе, которое сгорает почти полностью, а со временем перейдет на газ. Так что над новым АБЗ не увидишь дымовых хвостов, сама установка — последней модификации.
Шумит, перемешиваясь, в сушильном барабане гравий. Где-то в чреве битумовара буйствуют форсунки. На пульте управления оператора перемигиваются лампочки.
От нового завода одна за другой уходят машины с готовой продукцией, в которой больше всего нуждается наш строящийся город.
М. Пильнов.