Поспелов, С. Тоска [Текст] С. Поспелов
Путь Октября. – 1971. – 29 апреля. – С. 4.
Гриша Карев сидит на краю парового поля, смотрит, не открывая глаз, на движущийся в его сторону начавший загонку трактор. Мерно и мощно гудит мотор. Тянется из-под плуга черная, как тушь из-под пера, широкая полоса. Полуденное солнце немилосердно печет его светловолосую, непокрытую голову. Сидит он молча, неподвижно, словно ничего не видит и не слышит, кроме гудящего трактора.
— Заметит ли его сегодня Павел Сидорович, — думал парнишка. Бывало, увидит, остановится и, улыбаясь, крикнет:
— Садись, Гриша, практикуйся! А сам подвинется на свободное сидение. — Научишься, смотришь — замена будет.
Гриша с замираньем сердца садился на место тракториста, включал скорость, старался за рычаги и пахал или культивировал до тех пор, пока Павел Сидорович не отстранял его.
— Хватит, устал, наверное, остановись!
Парень послушно выполнял указания наставника, сияющий, прыгал из кабины на рыхлую пашню и шел домой к матери поделиться радостью. И вдруг эта радость оборвалась. Может, ненадолго, — утешал себя юноша, заживет переломленная нога у Мишки Кожухова, тогда все забудется. А тракторист тут не причем. Он сам схулиганил, вздумал на ходу в кабину залезть. Вот теперь из-за него и мы страдаем, на что уж такой хороший человек, как Павел Сидорович, а может проехать вот сейчас и внимания не обратить на меня.
Ругает их председатель. Чтобы, говорит, у меня ни одного подростка и близко у тракторов не было! И чего он так на нас взъелся? Надо же такое, в разгар посевной нашел время придти в школу. Собрали нас, старшеклассников, в зал по физкультуре и давай! Вроде, добром начал:
— Дорогие мои будущие механизаторы! Прошу запомнить, что ни один из вас не попадет на трактор, пока не окончит, среднюю школу. Это не каприз председателя, а необходимость…».
Пока Гриша размышлял, трактор приблизился и, не сбавляя газа, прошел мимо, опахнув его газом.
Дымит, как паровоз. Пора кольца менять. Не замечает…
Домой Гриша не пошел, а отправился на речку, охваченный непонятной тоской. Бродил бесцельно по берегу, лежал на траве, подложив ладони под голову, бессмысленно рассматривал темно-голубую даль неба. Он считал себя сейчас самым несчастным человеком.
В надежде на то, что после школы сразу же будет трактористом, готовился к экзаменам плохо и завалил математику.
… Уже вечерело, солнце двигалось к закату. Комариные стаи гудели над погруженным в раздумья Гришей.
— Второгодником не останусь, уеду в город, на производство, — решил он. — Читал в газете, на химический завод требуются трактористы.
Выследив, когда Николай Иванович подъедет к правлению колхоза, Гриша захватил заранее написанное заявление и отправился к нему. Постучав в дверь кабинета и, не получив ответа, открыл ее, подошел к столу. Николай Иванович мельком взглянул на бумажку и на лицо подателя просьбы:
— Что так, или мать выпорола за то, что в школу не ходишь?
Гриша высокомерно посмотрел на председателя и тоном, не похожим на его, ответил:
— С чего бы она порола меня, чай я взрослый!
— Не вижу, что взрослый. И без согласия матери никакого отходничества не получишь!
— А трактористов всех я спрашивал. Никто из них даже восьмилетнего образования не имеет. Большинство четырехклассное, военного времени, а с Доски почета не сходят.
— Чудак ты, Гриша Карев! Четырехклассное, военного времени. Да знаешь ли ты — эти люди такое пережили, что, может, ни одному поколению человечества не доведется увидеть! Они окончили, своего рода, академию. Необоримую силу любви к труду и справедливости — вот какой аттестат они получили! Прекрасный, высшего класса работой завоевали себе почет в обществе. Стало быть, и место им на Доске почета. И тебе не отказано — будешь и трактористом, а пока молод — учись.
… Белокурый юноша стоял у стола начальника отдела кадров и слушал его.
— Работают на тракторах совершеннолетние, а ты вчера только паспорт получил. Чего спешите работать, не учитесь? Даже за восьмой класс экзамены не сдал.
— Так я буду учиться в вечерней, только примите трактористом!
— Я же объяснил, что трактористом принять пока нельзя…
Положив паспорт и справку об отходничестве в карман, Гриша вышел опечаленный в коридор и опустился на стоявший у стены чемодан.
— И этот твердит об учебе. Ну, куда мне деваться? Подумал бы он об этом. Раз так уж нужно, я бы ив самом деле стал учиться в вечерней. Вернуться домой — засмеют. А куда податься, не придумаю.
В это время проходил по коридору тот самый начальник, что отказал ему в приеме на работу.
— Карев, ты все еще здесь?
Гриша вскочил с места.
— Если уж так необходимо тебе работать, можно принять учеником на ремонт тракторов, даже слесарем по первому разряду, учитывая, что ты изучал трактора. Но с условием, что будешь заниматься в вечерней школе. Старшим у тебя будет прекрасный человек с золотыми руками. Он многих за свою жизнь отличными мастерами сделал.
От этих слов начальника в коридоре как будто бы потеплело. Куда-то исчез сквозняк, дующий в неприкрытые окна, и словно на небе появилось еще одно солнце, светлее стал окружающий мир.
И началась у Гриши Карева трудовая жизнь. В письмах матери он писал: «Устроился я хорошо. Работаю слесарем на ремонте тракторов. Старший у меня Иван Гаврилович, такой человек, что не найду и слов высказать. Наверное, лучше отца родного, хотя я и не знаю, какие бывают отцы. Он даже в общежитие приходит проведать меня. А комната у нас замечательная, и ребята живут со мной неплохие…».
Не шли, а летели для Гриши заполненные трудом и учебой дни. Было и свободное время. Тогда он с товарищами ходил в кино, на танцы, выполнял комсомольские поручения. И все-таки тосковал он по родным просторам, стараясь скрыть это от ребят и даже от самого себя.
Однажды Карев неожиданно получил письмо от одноклассницы Гали Леоновой. Девушка писала, что заканчивают они десятый класс и часто вспоминают его. Что завершено строительство Дома культуры. Дворец получился такой, что иной город позавидовать может. В селе стало веселей. И еще новость: в колхоз приехал после окончания института художественный руководитель и обнаружил много талантов. И в их классе оказались солистки… Письмо заканчивалось словами: «Приезжай, Гриша, скучаем мы…»
Когда он оставался один в комнате, вынимал из внутреннего кармана пиджака сложенный вчетверо тетрадный лист, бережно разворачивал его и снова читал милые сердцу строки…».
Прошла еще одна зима. С наступлением весны сильнее стало щемить Гришино сердце. Закончились в школе занятия. Свободного времени стало больше, и он не знал, как его скоротать. Гришу неудержимо тянуло в родные места.
— Может, уволиться уехать? — не раз он спрашивал себя. — А что скажет председатель? Я нагрубил ему. Он добрый, такие люди зла не помнят, — отвечал себе Карев.
И все же уволиться не решался. После работы он заходил в душевую, мылся, переодевался в выходную одежду и шел в столовую. Ребята, обычно, уезжали в город или на Белую, а Гриша все чаще и чаще оставался в общежитии. По-соседству с ними жил воспитатель, человек одинокий, не молодой, с доброй душой. Гриша подружился с ним. Воспитатель хорошо играл на скрипке и Карев часами засиживался у него. Когда он играл, наступала такая тишина, что, казалось, кроме тоскующих звуков скрипки и его, Гриши, ничего на свете не было. А скрипка пела, жаловалась на одиночество, звала куда-то в даль. Гриша не замечал, как летело время, и вдруг мелодия обрывалась, ему становилось неловко, не по себе. Словно не стало такого, без чего и жить нельзя. Тогда он уходил к себе в комнату — уединялся, охваченный тоской, погруженный в воспоминания. Перед юношей выплывало, как из тумана, родное село, он ходил по его улицам, жил….
Однажды Гриша поведал о своей тоске Ивану Гавриловичу. Он посмотрел парню в глаза и сказал:
— Ну, что поделаешь? Видимо, не ко двору ты пришелся. Раз тоска тебя по родным местам одолела, не приживешься у нас, увольняйся. Смолоду бывало такое и у меня, но быстро проходило. Опахнет как огнем и затухнет. А у тебя, говоришь, не проходит? Наверное, девушка там осталась?
Гриша покраснел, но ничего не ответил.
— Езжай, голубчик: зов сердца — дело не простое.