Медведникова, О. Это моя земля [Текст] / О. Медведникова
// Путь Октября . — 1987. — 1 августа. — С. 4.
Постарел бревенчатый мост через реку Тор. Время белит до седины даже дерево. Елена Георгиевна легко ступает на настил, кивает на перила:
— Скоро его снесут. Поставят новый, навесной. А жаль — он ведь многое помнит.
Скрипят под ногами доски. Голубеет в щелях река. Мы взойдем по мокрой после дождя тропинке, звякнет ключ в замке, стукнет за спиной калитка — и откроется дверь в желто-розовый кирпичный особняк. Этому дому у нас равных нет. Здесь — уникальная, единственная в своем роде в республике Воскресенская картинная галерея, зарождавшаяся как народная, а ныне — филиал Башкирского государственного художественного музея имени М. В. Нестерова.
Галерее — шестнадцать лет. Шестнадцать лет замирают перед ее картинами люди, уносят на ее залов свет в своих душах. Здесь рядом со стремительным, бушующим разливом реки Тор и Синими Венцами, что окружают Воскресенское, — Москва современная и в сюжетах истории, рядом с сельскими пейзажами — Венеция и городские улицы… Какие картины, какие имена: Иван Сорокин — народный художник РСФСР — его манера живописать, неповторима, «Ночной кремль» ярок и праздничен. Виктор Иванов — лауреат Государственной премии СССР, член-корреспондент Академии художеств, народный СССР — пейзаж «Село Исады, Рязанская область» — это его родина. Автопортрет Иванова в числе лишь четырех советских художников помещен в галерее Уффици во Флоренции. Петр Оссовский — лауреат Государственной премии, народный художник СССР — его «Московская окраина» — светлое и чистое воспоминание о родном уголке столицы. Владимир Стожаров — член-корреспондент Академии художеств, лауреат Государственной премии СССР имени И. Е. Репина, «Северное село Важгорт» — мирно и спокойно пасутся кони на зеленой траве перед сараем. Гелий Коржев — профессор, член-корреспондент Академии, лауреат Государственной премии, этюды к картинам «В дороге», «Осень», «Утро» — небольшие портреты женщин, написанные, кажется, так стремительно, словно рука не успевала за мыслью, — за ними большой мастер. Михаил Добросердов, братья Тутуновы, Надежда Воробьева, Виктор Бабицын, Валентин Дурыгин, Леонид Шитов — перечесть ли их всех, выпускников и преподавателей Московской средней художественной школы, два военных года проживших в Воскресенском в эвакуации и в знак памяти и благодарности спустя годы преподнесших селу этот бесценный подарок — более 100 своих работ.
В феврале нынешнего года в галерее произошло большое событие — она пополнилась еще 130 работами художников, вновь переданных ими в подарок галерее и, как писал однажды П. Л. Оссовский: «Дорогому сердцу моему селу Воскресенскому, давшему мне путевку в жизнь». Эти работы получили в дар и привезли экскурсовод галереи Елена Георгиевна Баранова и ее муж парторг колхоза «Ленинское знамя» Юрий Александрович Баранов. Елена Георгиевна, — а именно она немного времени назад возобновила прерванные было связи с москвичами, нашла в них добрых друзей и помощников — вспоминает московский февраль:
— Это были один из самых счастливых дней в нашей жизни. Художники шли и шли к нам в гостиницу, мы шли в их мастерские. Помню, договариваемся о встрече у станции метро: «Я буду в бежевой куртке, с синей сумкой»… И мы спешим на свидание.
Надежда Дмитриевна Воробьева, одна из первых откликнувшаяся на письма Барановой и сообщившая много интересных сведений, подарила билеты в Колонный зал Дома Союзов, а перед концертом принесла подарок — портрет Ирочки Никоновой. Девочка была в эвакуации вместе с юными тогда художниками, совсем одна, ее все опекали, а она позировала. Коржев подарил рисунки Н. И. Терещенко — воскресенские мальчишки, девочка в шали до бровей. X. А. Аврутис — три своих картины, его работ в галерее до сей поры не было. Появились две светлые картины В. А. Будихина: двор колхоза «Оборона» 1941 года; две работы А. Ф. Суханова Воскресенской поры: «Разлив реки Тор»; «Фигура» — и даже в них, этих юношеских работах, уже проступает сквозь линии и краски трагизм таланта художника.
Талант — он здесь, в Воскресенском, в каждой картине. Какая радость — видеть его. Но только рядом с радостью из зала в зал неизменным спутником ходит горечь, покрывает уголь пепел погасших искр.
Умер от тяжелого приступа астмы известнейший, титулованный заслуженными званиями художник кино Борис Константинович Немечек — здесь, в галерее, его эскизы к фильму «Чистое небо». Он не считал себя серьезно больным, работал над фильмом «Легенда о любви», собирался в Турцию…
На письмо Барановой ответила жена Немечека Элеонора Константиновна. Сама предложила передать галерее его рисунки Воскресенской поры. И написала, что разбирая бумаги мужа, в его рабочем блокноте обнаружила запись фамилии известных художников, их годы жизни и рядом — короткая приписка: «Надо спешить».
Удар, еще удар — часы в галерее отмеряют ушедшее время. Как быстро кончается жизнь. Как неудержимо, необратимо катится она к последнему краю. Успеть бы — дописать, досказать, додумать. Успеть бы — оставить что-то после себя. А мы беспечны, словно мы бессмертны.
Умер преподаватель МСХШ Григорий Михайлович Шегаль. В галерее остались три голубых сумеречных этюда. Умерла его дочь — Елена Григорьевна — Ляля Шегаль. Осталась «Зойка» — портрет курносой девочки на фоне пестрой занавески. Умер Стожаров — остались кони на росистой траве…
Один из этюдов Шегаля «У водопоя» особенно любят старики-воскресенцы. А колодца того уже нет. И нет Рябовой кузницы, так мастерски изображенной В. А. Бабицыным — инициатором создания галереи — на рисунке тех, военных лет. Только мальчишки все еще приносят Елене Георгиевне найденные на берегу речки Чечорки, где стояла кузница, подковы и колокольчики, что лились под дугу. Нет церкви, в которой — исторический факт — служил молебен Пугачев. И с каждым годом ветшает, ветшает завод, где отливали для него пушки.
Баранова бережно показывает собранные в музее предметы народного быта, снимки:
— Вот корзина. Деда, что ее сплел, уже нет. А она осталась — и сколько же в ней сердца, души, рук человеческих. Вот табакерка. Ее житель села — Десятков принес, сказал: «Берегите»… Вот хозяин дома, где мы сидим.
На стол ложится фотография доктора владельца завода Пашкова — Эдгарта Корлейса. Здесь же, в комнате, на полке — его старинные книги. О Корлейсе упоминать почему-то не принято, а если и упоминают — не по доброму. Говорят, врач бывал груб и жесток. Но многие из старожилов ему здоровьем обязаны. И когда пришла революция, Корлейс не потянулся за хозяевами в чужие края, остался на родине. Похоронен он в больничном саду, под окном операционной — так завещал. А дети и внуки его — врачи. Целая династия.
Елена Георгиевна память хранит о всех, чьи судьбы — часть судьбы села.
— Так и должно быть, — она считает. — Я здесь родилась. Здесь выросла. Здесь мои родители живут. Это моя земля.
И те художники, что здесь подростками и юношами прожили в эвакуации два года, об этой земле, как о родной помнят, и говорят о себе: «Мы — воскресенцы». Они тоже здесь выросли: воскресенская пора стала решающей в становлении мальчиков и девочек как художников, имена многих из которых сегодня известны не только стране — миру. Это признано всеми. Так, один из них — Хаим Аврутис, много лет спустя, вспоминая, писал: «Из разбросанных по окраинам огромного села общежитий спешат дети войны в свой единственный родной дом — школу. Оборванные, в лаптях, в самодельных пальтишках и куртках, с обмороженными руками и лицами. … И над голодом, болезнями, утратами, над полусиротским военным отрочеством витает оно, недосягаемо прекрасное и родственно близкое искусство.
… А на базарной площади провожали на фронт. Гармошки, лошади в лентах, расписные кошевы (сани). Вот тронулись, брякнули колокольцы. Толпа всколыхнулась, закричала, завыла, бабы бегут вслед и падают ничком в снег… Эти картины стали не воспоминанием только, но чем-то гораздо большим, частью моей биографии».
Художники стремятся помочь галерее всем, чем могут. Это и подаренные работы, и теплые письма, и радость, с которой встречали Барановых в Москве. Тогда они не все смогли сделать — хотели отобрать в запасниках московских музеев картины для галереи, но не смогли. Это взяли на себя москвичи. И немного времени спустя Иван Дмитриевич Архипов, — те, кто был в галерее, вспомнят его яркие линогравюры по русским былинам и сказам, оформленные им книги, — уже писал: «Мы с Виктором Алексеевичем Бабицыным 14 апреля отобрали в запаснике Дирекции выставок на Гоголевском бульваре для Воскресенского музея разные работы. Там представлено более 20 художников.
Составлен протокол, но подписей под протоколами еще нет. Я буду следить до конца за прохождением дел, и как появятся новые вести, Вам напишу.
Пишу письмо и представляю — какая сейчас весна в Воскресенском!».
… А в Воскресенском те 130 подаренных бесценных работ до сих пор не могут быть выставлены. Большая их часть без рам: просто холст, листы бумаги. И за прошедшие полгода — невероятно, но это так — сотрудники музея имени Нестерова не нашли времени для того, чтобы произвести их учет и направить в Воскресенское реставратора, который оформил бы картины и рисунки для выставки. А сами работники сделать это не имеют права — квалификация не позволяет.
Так и хранится привезенное богатство в разных комнатах музея. Гостям картины не показывают — берегут.
Пошли дожди. В одной из комнат музея, где стоит часть картин в рамах, опять потекла крыша. Мы входим комнату — у порога растекается лужа. На дворе — август. Скоро осень, реставратора все нет.
— Постоянно звоню в музей. Они все обещают, но, по-видимому, не могут. Они приедут, я верю! — это единственное, чем она может помочь картинам — милая, интеллигентная Елена Георгиевна Баранова: звонить, ждать и верить. Большего одна она сделать не в состояния.
Но ведь работает она в галерее не одна! Есть заведующий. Владимир Иванович Калабухов, должны бы быть единомышленниками. Стали они ими? Баранова промолчит в ответ, но за молчанием — несогласие…
Вновь и вновь повторюсь: Воскресенская галерея уникальна. Это очень хорошо понимают районные руководители, стремясь непременно привезти сюда гостей всех рангов. Гости восхищаются поистине чистосердечно. Разве не свидетельство тому большая статья «У Синих Венцов Урала», появившаяся в «Правде» после приезда в Воскресенское корреспондента газеты, и то, что в дни, когда художнику Оссовскому была присуждена Государственная премия СССР, залы галереи, где есть и его картина, показывались по телевидению? Да, гости восхищаются и… уезжают. Честно сказать, им немного дела до крыши, которая течет, до того, что нет рам для картин, и полгода не едет реставратор…
Но почему же до этого нет дела тем, кто после гостей остается здесь и имеет в районе все возможности, силы и власть (здесь в первую очередь имеется в виду исполком районного Совета народных депутатов), чтобы решить, наконец, с уфимским музеем вопросы о постановке картин на учет и оформлении выставки новых поступлений, чтобы хранить богатство района так, как оно того заслуживает? Почему им нет дела до того, что в такой же степени уникальный завод рушится, и хотя в Москве заканчивается проект его реставрации, но от проекта до работ — всем известно — еще годы ожидания и никто с этим не торопится? Почему они идут мимо памяти, которую завтра, возможно, восстанавливать будет поздно?
Разве эта земля для них чужая?
О. Медведникова.