Этот урок составила Елена Коннова (ЦДБ), и любезно делится, коллеги, с вами.
Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться
Библиотечный урок для учащихся младших классов
Действующие лица:
Ведущий
куклы: Кузя, Незнайка
Библиотекарь: Ребята! Вы пришли сегодня в гости в удивительный дом. Здесь живут ваши друзья – книги. Как называется этот дом?
Дети: Библиотека.
Библиотекарь: В библиотеке много интересных книг. Молчаливые, они тихонько стоят на книжных полках и ждут своих читателей. Подойдет читатель к полке, возьмет книгу в руки, откроет первую страницу – и начнет книга рассказывать:
«Жила была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая… Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку…».
Вы догадались, ребята, какую книгу мы раскрыли?
Дети: «Красная шапочка» Ш.Перро.
Библиотекарь: Правильно. У вас есть, наверное, любимые книжки и любимые писатели.
Многие дети очень любят стихотворения С.Я.Маршака. Он много написал сказок, песен, загадок – целую большую книгу!
Чтение отрывка «Сказка о глупом мышонке»
Все вы уже слышали сказку о добром докторе Айболите, но не все, наверное, знают, что написал ее очень хороший советский писатель К.И.Чуковский.
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит
Многие его стихи вы заучивали наизусть:
Муха, муха, Цокотуха
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла…
Из какой это сказки?
Дети: Муха-Цокотуха.
Библиотекарь: Очень забавные книжки написал К.И.Чуковский. И в нашей стране и во всем мире читают дети его “Чудо-дерево”, “Мойдодыр” и другие сказки.
Ребята, а вы уже хорошо умеете читать? Давайте по очереди прочитаем отрывок из стихотворения В. Берестова «Читалочка».
Прочитать отрывок из стихотворения Валентин Берестов “Читалочка”:
Шум за ширмой.
Библиотекарь: Ой, кто это к нам пришёл?
Появляется Кузя и Незнайка.
Библиотекарь: Здравствуй Кузя, здравствуй Незнайка.
Кузя: Я хочу записаться в библиотеку.
Незнайка: И я хочу.
Они шумят, спорят.
Библиотекарь: Ой, Кузя, Незнайка в библиотеке нельзя шуметь, громко разговаривать. Здесь дети очень тихо себя ведут. И когда заходишь в библиотеку нужно здороваться.
Кузя: Здравствуйте тётенька библиотекарь.
Незнайка: Здравствуйте ребята.
Кузя: Мы больше так не будем себя шумно вести.
Незнайка: Ребята, а давайте поиграем. Мы будем загадывать вам загадки, а вы отгадывать из какой они сказки.
Кузя: Я первый.
Появилась девочка в чашечке цветка
И была эта девочка не больше ноготка
В ореховой скорлупке девочка спала
Вот какая девочка, как она мила.
(Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»)
Незнайка:
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?
(А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)
Кузя:
А с этим человеком
Всегда одна беда:
То он не то оденет,
То едет не туда…
В отцепленном вагоне
Он очень долго спал.
Друзья, в какую книжку
Тот человек попал?
(С.Я.Маршак «Вот какой рассеянный»)
Незнайка:
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
(«Снегурочка»)
Кузя:
А дорога – далека,
А корзинка – нелегка.
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
(«Маша и медведь»)
Ах ты, Петя-простота
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(«Петушок – золотой гребешок»)
Незнайка:
Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Кузя:
Колотил да колотил
По тарелке носом.
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(«Лиса и журавль»)
Незнайка:
Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке.
(«Колобок»)
Библиотекарь: Молодцы Кузя, Незнайка. Вы много книжек читали.
Кузя: Конечно. Мы теперь ещё больше прочитаем.
Незнайка: Будем много книг брать и аккуратно их читать.
Библиотекарь: Правильно. Книжка очень любит аккуратных читателей, долго им служит.
Но не все, к сожалению, могут похвастаться бережным отношением к книгам. И как бывает обидно, когда по вине неряшливых читателей разорванную книгу нельзя выдавать другим.
Вот послушайте стихотворение С.Я.Маршака «Книжка про книжку»
Чтение отрывка С.Я.Маршака «Книжка про книжку»
Вы догадываетесь, чем закончилась эта история.
Дети: Книги не выдержали такого обращения и убежали от Гришки.
Библиотекарь: Правильно. Они убежали в библиотеку. Пришлось отправить книги к книжному доктору. Там их обновили, починили.
Починили им страницы,
Переплеты, корешки,
Налепили ярлыки.
А потом в просторном зале
Каждой место указали…
От таких ребят, как Гришка Скворцов, трудно спастись книжкам и в библиотеке.
(Показать книжки одного автора в разном состоянии)
Одна книжка попала к аккуратному читателю, другая – к неряхе.
Книжка не умеет защитить себя от нерях. Зато вы сами можете стать книжкиными друзьями и помощниками, чтобы книгам хорошо жилось, чтобы они вам долго служили, учили вас и приносили радость.
Кузя:
Ребята ,давайте поиграем в хороших и плохих читателей. Если вы со мной согласны, то хлопайте в ладоши, а если нет, то топайте ногами.
Книжки любим мы читать
Аккуратно их листать.
Незнайка:
В книжку положу закладку
А на рванный лист-заплатку.
Кузя:
В книжках любим рисовать
Странички мять, обложки рвать.
Незнайка:
Прочитаем книгу мигом:
Кинем в друга книгой с криком.
Кузя:
Любим книги мы лечить
Клеить, складывать и шить.
Незнайка:
Будем с книгой мы дружить
Книгой друга будем бить.
Кузя:
Сделаем обложку книжке
И почтем её братишке.
Незнайка:
Прежде чем ложиться спать
Надо книжки все убрать.
Кузя:
А журналы все прочтя
Сложим стопочкой друзья.
Незнайка:
С фонариком под одеялом
Мы знакомимся с журналом.
Кузя:
А чтоб стих запомнить прочно
На учебнике спим ночью.
Незнайка:
Когда читаем мы стишки
Не едим мы пирожки.
Кузя:
На страницу между строк
Кляксу ставит мой дружок.
Незнайка:
Чтоб книги новенькими были
Будем их хранить от пыли.
Кузя: Молодцы ребята.
Незнайка: Вы хорошо знаете правила хороших и плохих читателей.
Кузя: А мы с вами прощаемся.
Незнайка: До свидания.
Дети: До свидания.
Библиотекарь: Ребята, я надеюсь, что знания, которые вы приобретаете при помощи книг, помогут вам в учёбе и вы будите частыми посетителями нашей библиотеки. А я с вами прощаюсь. До новых встреч.
Литература:
- Чуковский, К. Сказки [Текст] : сказки / К. Чуковский – Москва : РОСМЭН, 1998. – 167 с.
- Маршак, С. Стихи для детей [Текст] : стихи / С. Маршак – Москва : Сов. Россия, 1986. – 192 с.
- Берестов, В. Как хорошо уметь читать… [Текст] : стихи / В. Берестов – Москва : Самовар, 1990. – 111 с.
- Русские народные сказки [Текст] : сказки – Москва : ЭКСМО, 2010. — 132 с.