Степанов, Д. и др. О столовых и магазинах райцентра [Текст] :
по материалам рейдовой бригады / Д. Степанов
// За урожай. — 1957. — 27 января. — С. 3.
Повседневная забота о человеке всегда должна быть в центре внимания руководителей торговых организаций и предприятий общественного питания. От того, как они будут обеспечивать население продовольственными и промышленными товарами, во многом зависит повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся.
С выходом в свет исторических решений XX съезда партии ряд торговых организаций значительно улучшили свою работу, внимательнее стали прислушиваться к голосу масс. Однако в работе отдельных магазинов и столовых остается желать много лучшего.
Состоянию работы торговых точек и сети общественного питания был на днях посвящен рейд, проведенный редакцией газеты, райкомом ВЛКСМ и торговым отделом исполкома райсовета. Ниже печатаются материалы рейдовой бригады.
Чувствуется забота о людях
В чайную Мелеузовского райпотребсоюза мы пришли утром. В обеденном зале тепло, чисто. На аккуратно расставленных столиках свежие скатерти с клеенками, на окнах тюлевые шторы. Чувствуется, что коллективу чайной много пришлось потрудиться, чтобы улучшить обслуживание посетителей и полнее удовлетворить их запросы.
Тот, кто пришел в чайную покушать, может раздеться, повесив пальто в раздевалке, помыть перед едой руки, а затем уже пройти в обеденный зал.
Мы поинтересовались наличием блюд. Заведующий чайной т. Высоцкий подал нам меню. Оно было довольно разнообразным. Большинство блюд были уже приготовлены, а некоторые, например, пельмени, подаются по первому требованию клиента.
В последнее время чайная практикует продажу обедов на дом. Любая хозяйка может приобрести здесь мясной фарш. Обеды на дом и фарш продаются со скидкой на 10 проц.
Улучшению обслуживания трудящихся способствует то, что коллектив чайной работает дружно, слаженно.
В книге жалоб и предложений мы прочитали ряд записей, в которых обедающие отражают качественное приготовление блюд и хорошее обслуживание.
Положительно и то, что в чайной принимаются меры к тому, чтобы облегчить труд рабочих кухни. Приобретены электрическая мясорубка и вентилятор.
Хочется, чтобы коллектив этой чайной не остановился на первых достигнутых успехах и еще лучше обслуживал посетителей.
Недостатки устранить можно и нужно
Работники прилавка призваны четко и культурно удовлетворять запросы покупателей. Однако произведенная проверка показала, что отдельные магазины не соблюдают распорядок дня. Так, дежурный магазин 19 января 1957 года открылся с опозданием на 20 минут и закрылся на 2 часа 15 минут раньше.
В магазине нет обязательного ассортимента продуктов, в продаже отсутствует соль, ванная посуда принимается только на обмен товаров. Мы были свидетелями того, когда продавец этого магазина т. Сиразетдинов грубо обращался с покупателями, а на законное их требование уплатить за сданную посуду деньги, он ответил: «На деньги я сам торгую».
В складе магазина ОРСа 5-го отделения Уфимской железной дороги мы обнаружили припрятанный сахар в количестве 30 кг.
— Зачем вы нарушаете правила торговли? — спрашиваем мы у продавца т. Лукиной.
— Меня попросили оставить 15 кг сахара для столовой, и я оставила, — в смущении говорит продавец. Чувствуется, что она застигнута врасплох и говорит неправду.
В 39-м мигазине ОРСа «Ишимбайнефть» из-под прилавка нами были извлечены два одеяла по цене 125 рублей. Хотя продавец Пьянова объяснила, что они оставлены для буровиков, это не оправдание. В этом случае они должны находиться на складе.
Заведующая этим магазином т. Пьянова груба с покупателями. На складе у нее полная антисанитария. Мешки с мукой лежат прямо на полу, около них кучи земли, результат работы крыс и мышей, в мешке находится изъеденная грызунами ливерная колбаса.
При проверке магазинов мы столкнулись и с такими фактами, когда продавцы работают съежившись от холода, натянув на себя несколько одежд. Характерным в этом отношении явился магазин № 23 ОРСа треста «Башкируголь». Продавец т. Лядова рассказала нам, что печь исправная, топить можно, но топить нечем. Вот уж поистине получалось смешно, что ОРС треста «Башкируголь» оказался без угля.
Сдвига в работе не видно
Когда мы подошли к столовой № 14 ОРСа треста «Башкируголь», то увидели прямо около кухни кучу отбросов, несмотря на то, что помойная яма находится в 10-15 метрах от кухонной двери. Здесь же в беспорядке валялась дрова, обрезки досок. У входа в столовую оставляла неприглядное впечатление покривившаяся, побуревшая от времени и потерявшая вид вывеска. В обеденном зале нет необходимых условий для посетителей. Отсутствует умывальник, раздевалка. На окнах — слой пыли. Обеды и грязная посуда подаются в одно окно. В узком коридоре, откуда идут двери на кухню, склады, в буфет, нагромождены в беспорядке пустые ящики,
бочки с гнилыми, покрытыми плесенью яблоками, которые уже давно подлежат списанию.
Пригласив заведующую тов. Маничкину, мы зашли на кухню. Сразу бросилась в глаза обвалившаяся от стен и плиты штукатурка, на окнах пустые банки из под соуса, посуда.
— Неужели так трудно оштукатурить стены и плиту и поддерживать на кухне порядок? — спросили у заведующей. Торопясь, она стала оправдываться, обвинять ЖКО ДОКа, что долго не производят ремонта, тем самым показывая неспособность или нежелание сделать что-либо своими силами.
По вине повара Ракитина в оцинкованном, сомнительной чистоты тазу содержится подлив к блюдам. Между тем, на складе столовой, что расположен здесь же, в подвальном помещении, имеются в наличии алюминиевые кастрюли.
В санитарном журнале мы ознакомились с записями работников санэпидстанции. Оказывается, много ценных предложений осталось невыполненными.
Прошло уже более полгода, как вышло в свет постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мероприятиях по улучшению работы предприятий общественного питания». Однако коллектив столовой во главе с заведующей т. Маничкиной сделал еще очень мало по наведению должного порядка и по культурному обслуживанию посетителей.
Недостатки, вскрытые рейдовой бригадой в торговых точках и предприятиях общественного питания, вполне устранимы на месте. Ликвидированы они будут лишь тогда, когда сами работники прилавка и столовых поведут борьбу за культуру торговли, за улучшение качества изготовляемых блюд и удешевление их стоимости, за полное удовлетворение запросов потребителей.
Члены рейдовой бригады: Д. Степанов — зав. торговым отделом райсовета,
А. Коган — врач санэпидстанции,
И. Лебедьков — общественный контролер госторгинспекции,
H. Штокова и В. Сухарев — представители райкома ВЛКСМ,
3. Степанова — сотрудник редакции.