Медведникова, О. «Ах, гостиница моя, ты гостиница…» [Текст] : фоторепортаж
/ О. Медведникова
// Путь Октября. — 1996. — 15 декабря. — С. 2.
Были времена, да, уже почти забытые, когда в гостиницах администраторы выставляли таблички «Мест нет» и, даже не поворачиваясь к посетителям, выразительно показывали на них кивком головы. Теперь, когда в глухой тишине гостиницы «Агидель» хлопает входная дверь — это радость. Может быть, кто-то и остановится.
Вестибюль гостиницы, особенно на снимке, вполне респектабелен
— По сравнению с прежними годами гостиница загружена процентов на двадцать, — признается директор Валентина Владимировна Кулебякина.
Директор гостиницы «Агидель» В. В. Кулебякина: «Гостиница все равно нужна, на вокзале жить человек не станет»
Мало люди стали ездить. Да и цены в гостинице «кусачие» — в среднем 60 тысяч за номер. Спускаются они «сверху», в них закладывается вся калькуляция, но ответ за них держать приходится непосредственно работникам. При этом одноместный стоит 72 тысячи рублей, а двухместный номер высшей категории — 85 тысяч с человека. А «люксовость» этого номера заключается в двух комнатках, телевизоре, телефоне и холодильнике — все далеко не последней модели. В остальном же условия элементарные: санузел, минимум мебели, телевизоров в номерах практически нет — не окупаются расходы.
Есть, правда, трехместные номера, где за койко-место берут 30 тысяч, но жить в них желающих нет — очень уж они неприглядны, даже туалет отсутствует. А самыми ходовыми в последние годы стали номера одноместные, несмотря на стоимость. Видно, это не смущает — платят — то гости не свои кровные. Живут сейчас в гостинице сплошь командировочные да изредка случаются массовые заезды спортсменов или каких-нибудь делегаций. Приезжающие по личным делам, если таковые и встречаются, видно, ищут другое жилье. Не живут в гостинице и лица с Кавказа и Востока, которых на улицах города — пруд пруди. Здесь дело, наверное, не в деньгах, а в том, что в гостинице при регистрации требуют паспорт и передают данные о проживающих в службы занятые регистрацией иностранцев. А у нас сейчас, куда ни глянь, везде заграница. Коммерсанты — те и подавно втакой гостинице не остановятся, у них квартиры в наличии.
Так что, подстраиваясь к новому времени, гостинице «Агидель» очень многое пришлось переменить, чтобы не вылететь в трубу полного банкротства, так как с 1991 года жилищно-коммунальные предприятия типа нашей гостиницы перестали росчерком пера считаться планово-убыточными и были сняты с бюджетного содержания. Стала гостиница муниципальной, хотя что она может взять от города и что дать ему сама — вопрос, как говорится, полемичный.
Вдвое сократился за последние годы персонал «Агидели». Вместо 43 человек остались 21. Дежурная, например, на три этажа — одна. Многие — совмещают несколько должностных обязанностей. Второй этаж сейчас — практически нежилой. На третьем и четвертом, наиболее теплых, номера по одну сторону коридора сделали все одноместными — в угоду спросу, который, как известно, по рыночным законам диктует предложение. Урезали расход до предела — за пять лет не купили ни единого стула, не то что комплектов мебели. Считая каждый рублик, белье в прачечную стали возить в Салават — оказалось дешевле. С учетом арендной платы, вносимой за занимаемые помещения рестораном «Агидель», парикмахерской и магазином, хотя последние — совсем крохи, концы с концами в гостинице кое-как сводили. Зарплату, пусть и небольшую, в среднем 300 тысяч рублей в месяц, платят здесь регулярно и без задержки.
Девять лет работает в гостинице Раиля Рашитовна Радчик. Несмотря на ночные смены и работу сутками, здесь многие трудятся подолгу — нравится работа: чисто женская, домашняя.
Ремонт — своими силами. Римма Ивановна Ермолаева одна и белит, и красит номера от потолка до пола
Выкраивали даже на внутренний ремонт своими силами. Конечно, небогатый — куда там: потолки побелить, стены и полы подкрасить. Но нынешний год посадил-таки гостиницу в «яму» убыточников. Не освободили от налога на имущество то ли по халатности, то ли по забывчивости, то ли продуманно, но забывчивостью прикрываясь, — а освобождали от него ежегодно, как и другие предприятия жилищно-коммунального хозяйства. И сколько ни обращалась директор «Агидели» по инстанциям вплоть до Минжилкомхоза, все извиняются, но налог не снимают. А это 30 млн. рублей, налоговая инспекция, которая строжает год от года, ни на какие поблажки, естественно, не пойдет. Раз нет в перечне освобожденных — платите, а жить-то, спрашивается, как?
Гостиница для приезжих — лицо города.
— Уж очень обшарпанный вид у этого лица, — в голос твердят работницы «Агидели». — Здание нуждается во внешнем ремонте, да и внутри капитальный ремонт был бы очень кстати. Системы тепло- и водоснабжения устарели, часто случаются порывы. Весной этого года порыв в трубах отопления залил все три этажа гостиницы. В номерах слева по коридору его следы по сей день заметны. Хорошо, что на втором этаже почти не живут — иначе постоянно затопляли бы ресторан. Крыша течет. Мебель обшарпанная, линолеум — в заплатках, покрывала и шторы — старенькие, еще рублевые. Одно, чем можно похвалиться, — чистота. Латаные полы до блеска вымыты.
— Разве так мы бы хотели встречать гостей, — сетуют женщины. — Но ничего не поделаешь…
— Не верю, что все так и будет продолжаться, — оптимистически заявляет Валентина Владимировна. — Кончится это время тяжелое, купим мы еще и итальянскую мебель, и ковры…
И, заметив наши соболезнующие взгляды, останавливается:
— Ну, хоть помечтать-то можно…
В этом году гостинице «Агидель» исполнилось 25 лет — четверть века. Ресторан отмечал юбилей банкетом, а гостиница решила не отмечать, лучше пустить деньги на ремонт номеров. Может, поэтому, может, и по другим причинам никто про гостиницу в юбилейный день не вспомнил и с праздником не поздравил.
О. Медведникова.
Фото С. Сеитова.