Язык моих предков

 Михеева, Т. А. Язык моих предков [Текст] : сценарий для учащихся 5-7-ых классов / Т. А. Михеева

//Читаем, учимся, играем. – 2009. – № 2. – С. 8-9.

 

Язык моих предков

 Подготовка: выставка «Кто придумал азбуку».

Понадобятся: карточки с пословицами; шнурки разной длины, толщины, цвета; бумага для рисования; карандаши.

 

Действующие лица:

Библиотекари (1) и (2)

Чтец

 

БИБЛИОТЕКАРЬ (1): Сейчас даже странно подумать, что было время, когда люди не умели чи­тать и писать. Все знания переда­вались устно.

 

БИБЛИОТЕКАРЬ (2): Но вот появилась письменность – великое изобретение человечества. Она поз­волила людям сохранить знания, которые иначе были бы непремен­но забыты. 24 мая считается днем памяти первоучителей славянских народов — святых Кирилла и Мефодия. Они создали первую сла­вянскую азбуку. Благодаря этим людям славяне обучились грамоте.

 

БИБЛИОТЕКАРЬ (1): Ребята, а вы знаете, как люди передавали друг другу различные сообщения, когда не было букв?

(Ребята отвечают.)

Много тысяч лет тому назад наши предки стали украшать сте­ны своих жилищ различными ри­сунками. Так, на каменных пеще­рах можно было увидеть множест­во изображений птиц, зверей, людей, лодок. Такое письмо назы­валось пиктографией.

 

БИБЛИОТЕКАРЬ (2): Ребята, скажите, а сейчас, в современной жизни, используются ли где-либо пиктограммы, то есть рисунок-письмо? (Да, к ним можно отнести знаки уличного движения, вывески, указатели, гербы государств, горо­дов и т. д.)

(Ребята отвечают.)

 

«НАРИСУЙ ПОСЛОВИЦУ»

(Участникам раздаются карточки с пословицами. Участникам нужно проиллюстрировать пословицу, а зрителям – отгадать ее.)

 Карточки

  • Учился читать и писать, а вы­учился петь да плясать.
  • Аз, буки и веди, страшат, что медведи.
  • Что написано пером, то не вырубишь топором.
  • Азбука — к мудрости сту­пенька.

 

БИБЛИОТЕКАРЬ (1): Извест­ны и другие способы письма. Например, южно-американские индейцы пользовались узелковым письмом – кипу. К толстому шнуру или палке они крепили шнуры потоньше. О чем идет речь, узнавали по цвету шнура. Желтый цвет означал золото, бе­лый – серебро, красный – вои­нов. А число узелков на шнуре свидетельствовало о количестве людей или предметов. А в Север­ной Америке индейцы передавали информацию с помощью вампума. На шнуры нанизывали рако­вины разной формы, окрашен­ные в различные цвета. Красный цвет означал войну, черный – уг­розу, белый – мир, счастье, бла­гополучие.

 

«УЗЕЛОК ЗАВЯЖЕТСЯ»

(Участникам раздают шнурки раз­ной толщины, длины и цвета, Необ­ходимо написать с помощью кипу сообщение друг другу.)

 БИБЛИОТЕКАРЬ (2): В III ве­ке до нашей эры на Востоке по­явились иероглифы. Это знаки, которые обозначали целые слова. В Китае иероглифов приблизи­тельно 50 тысяч, а пишутся и чи­таются они не слева направо, как у нас, а сверху вниз.

 

БИБЛИОТЕКАРЬ (1): В рус­ском письме тоже есть элементы иероглифического письма. На­пример, знаки «+» , «—», «=». Знак «+» можно прочитать по-разному: и как плюс, и как прибавить, и как сложить; знак «—» – как минус, отнять, вычесть; знак «=» – как знак равенства, равняется, равно.

 

БИБЛИОТЕКАРЬ (2): А теперь, ребята, отгадайте загадку:

Черные, кривые, от рождения немые.

Станут вряд – сразу заговорят.

(Буквы.)

(Ребята отвечают.)

Буквы составляют алфавит. Славяне еще не знали букв, а вот финикийцы — народ, который в I тысячелетии до нашей эры на­селял восточное побережье Сре­диземного моря, уже имел свой алфавит, состоящий из 22 букв. Интересно, что на письме отра­жались только согласные буквы, а гласные додумывались по смыслу.

 

БИБЛИОТЕКАРЬ (1): Каких только письменностей не сущест­вовало на свете! Но, несмотря на то, что в разных странах писали по-разному, во все времена и у всех народов почитались и уважа­лись люди, которые создавали письменность. Вот и мы ежегод­но чтим память двух просветите­лей – солунских братьев Кирилла и Мефодия, которые родились в начале IX века в Греции в городе Солуни. Отсюда их назвали Солунскими братьями. Это были очень образованные и мудрые люди.

 

БИБЛИОТЕКАРЬ (2): Стар­ший брат Мефодий был назначен правителем одной из областей на Балканах, позже постригся в мо­нахи и ушел в монастырь. Кирилл был библиотекарем патриарха, затем преподавал философию в Константинополе, за что и полу­чил прозвище Философ. Его на­стоящее имя – Константин. А имя Кирилл он взял перед смертью при пострижении в монахи.

 

БИБЛИОТЕКАРЬ (1): В 863 го­ду оба брата были приглашены во дворец города Константинополя, где император поручил им отпра­виться в Моравию, современная территория Чехии, чтобы читать проповеди на славянском языке в недавно принявшей христианство стране. Но древние славяне не имели своей письменности, зна­чит, не могли читать. А известные тогда книги были на греческом языке, который славяне не пони­мали. Перед братьями поставили нелегкую задачу. И вот они реши­ли, прежде составить славянскую азбуку и перевести книги с гречес­кого на славянский.

 

БИБЛИОТЕКАРЬ (2): Кирилл и Мефодий разработали для сла­вян собственную оригинальную письменность. Первая азбука по­лучила название глаголица и состо­яла из 38 букв. Посмотрите на эти непонятные нам начертания. Сколь­ко здесь своеобразных, не похожих на другие алфавиты букв!

(Библиотекарь (2) показывает пла­кат с глаголицей. Команды пыта­ются прочесть названия букв.)

 

БИБЛИОТЕКАРЬ (1): Солунские братья часть букв взяли из греческого алфавита, часть при­думали сами. Они переписали для своего народа с помощью но­вого алфавита несколько биб­лейских книг. За этот подвиг — создание славянской письмен­ности – братья были причислены к лику святых. Деятельность Кон­стантина и Мефодия встретила сопротивление немецкого духове­нства, выступавшего против сла­вянского письма.

 

БИБЛИОТЕКАРЬ (2): Только три языка в мире – еврейский, ла­тынь и греческий – были угодны в те времена. После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их уче­ники. И уже позже, в Болгарии, ученики просветителей изобрели вторую и главную славянскую аз­буку. Вы знаете, как она называ­лась и почему? (Кириллица, по име­ни одного из братьев.)

(Ребята отвечают.)

В кириллице буквы имеют бо­лее простую и ясную для нас фор­му. Именно эта азбука стала осно­вой русской «Азбуки». А почему этот учебник получил такое назва­ние?

(По названию первых букв — «аз» и «буки».)

(Ребята отвечают.)

 

ЧТЕЦ:

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как Аз да Буки,

В – как Веди, Г — Глагол.

И учитель для науки

По субботам их порол.

<…>

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину.

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На церковном языке.

Н. Кончаловская. Как церковный

грамотей в старину учил детей

 

БИБЛИОТЕКАРЬ (1): Шли вре­мена. Люди постепенно упрощали кириллицу, исключали из нее не­которые буквы. Так появился сов­ременный алфавит. Сколько в нем букв?

(Ребята отвечают.)

 

БИБЛИОТЕКАРЬ (2): А знаете ли вы, на чем писали иероглифы, рисовали рисунки и выводили первые буквы наши предки?

(Ребята отвечают.)

Писали на стенах пещер, гли­няных табличках, папирусе, коже животных, пергаменте, бересте, пальмовых листьях, тканях, ме­таллах. А во II веке нашей эры ки­тайцы изобрели то, без чего не бы­ло бы книгопечатания, – бумагу. И теперь мы не перестаем любо­ваться красочно иллюстрирован­ными книгами.

 

БИБЛИОТЕКАРЬ (1): Посмот­рите, как красивы страницы этих книг! Мы удивляемся и восхища­емся творениями человека, но не стоит забывать первоучителей, ибо благодаря трудам этих людей сегодня мы с вами можем про­честь любую книгу, написать лю­бой текст, передать информацию следующим поколениям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *