Из кожи, глины и бумаги

Башурова, Т. Н. Из кожи, глины и бумаги [Текст] : устный журнал по истории книги

// Читаем, учимся, играем. – 2009. – № 2. – С. 10-12.

 

Из кожи, глины и бумаги

 

Действующие лица:

Ведущий

Чтец

 

СТРАНИЦА I

«ИСТОРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ПИСЬМА»

 

ВЕДУЩИЙ: Книги живут уже много тысяч лет, но не всегда они были такими, какими вы их види­те сегодня.

ЧТЕЦ:

Печатные книги возникли не сразу:

Писец переписывал каждую фразу.

Глаза уставали, дрожала рука.

И так продолжалось века и века.

Без людей, без друзей, в одиночку

Он на строчку нанизывал строчку.

Перепишет всего пару книг,

И глядишь — уже дряхлый старик.

 

ВЕДУЩИЙ: В очень далекие времена, когда люди не умели ни писать, ни читать, свои законы, верования и предания они храни­ли не на книжных полках, а в сво­ей памяти. Поколения за поколе­ниями уходили из жизни, а преда­ния оставались. Они передавались от одного человека к другому. Ис­тория знает так называемые бес­письменные цивилизации, где ог­ромное количество необходимых сведений просто заучивалось на­изусть жрецами, законоведами, учи­телями, а на дальние расстояния посылались «живые письма» — гон­цы. Даже поэмы в течение веков распространялись устно. Аэды и рапсоды — древние певцы, скази­тели — пели их наизусть на народных празднествах.

Когда запоминать многотысяч­ные строки стало трудно, первобытные сказители начали исполь­зовать ленточки или узелки, кото­рые помогали им. Так появилось узелковое письмо. Им владели древние китайцы, персы, мекси­канцы. Особенно преуспели в этом деле жители Перу в Южной Америке. В этой стране и сейчас еще встречаются пастухи, знаю­щие «язык узелков». Для узелко­вого письма требовалась толстая веревка и тоненькие разноцвет­ные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке шнурок особым способом, в зави­симости от содержания информа­ции. Чем ближе к веревке был узе­лок, тем важнее была вещь, о ко­торой шла речь. Черный узел обозначал смерть, белый — серебро или мир, желтый — золото, зеле­ный — хлеб. Если узел не был окра­шен, он обозначал число: простые узлы — десятки, двойные — сотни, тройные — тысячи/Чтобы прочи­тать такое письмо, нужно было обращать внимание на такие дета­ли: толщину шнурка, как завязан узел, какие узлы рядом, соедине­ны они между собой или нет.

На смену узелковому письму пришло письмо в картинках — пиктография. Племена увеличи­вались, и появилась необходи­мость передавать еще больше ин­формации, например, где лучше охотиться, где живут враждебные племена. И люди придумали де­лать небольшие рисунки на камне и дереве. На рисунках изображали то, что нужно сообщить. Если ря­дом нарисованы: маленький мед­ведь, стрелка и три палочки, это значит: «В трех днях пути водятся медведи». Такими рисунками че­ловек украшал и свое тело. Рисун­ки на теле говорили о числе похо­дов, силе и доблести.

Постепенно рисуночным пись­мом пользоваться становилось все труднее. Ведь так можно бы­ло передать только простые со­общения. А длинные предложе­ния приходилось рисовать долго и трудно. Для этого старались слож­ное изображение превратить в значок из двух-трех линий. Теперь каждый такой значок обозначал какое-то слово. Например, вол­нистая линия означала воду, а квадратик — камень. Такое знач­ковое письмо получило название «иероглифы». Искусство письма, как и вся древняя система знаний, находилась в руках жрецов. Неда­ром слово «иероглиф» означало «резьба жрецов». Чтобы стать об­разованным, человек должен был знать наизусть несколько сотен, а то и тысяч знаков. Грамоте учи­лись много лет.

ЧТЕЦ:

На плите, на саркофаге,

На папирусной бумаге

И на всем, что видит взгляд,

Иероглифы пестрят.

Рыбы, звери, птицы, точки,

Загогулины, кружочки…

Все знакомое почти,

А попробуй-ка прочти!

Буквы это или сразу

Вся египетская фраза?

Может, кончилась строка

Возле рыбы и цветка?

Овладеть бы вдруг случайно

Нам египетскою тайной,

Чтоб никто другой не мог

Разгадать секретных строк!

В иероглифах без риска

Я б писал тебе записку:

Рыба, взятая в кружок,

Цапля с клюшкой и конек.

Ну, а ты бы понял сразу

Зашифрованную фразу,

Пообедал бы скорей

И пошел играть в хоккей!

О. Тарутин

 

ВЕДУЩИЙ: А в Древнем Ва­вилоне писали на глиняных таб­личках. Но на глине очень трудно было выводить кривые линии. Поэтому вавилонские иероглифы скоро превратились в прямые черточки, похожие на клинышки. Такое письмо называлось клино­пись. Писец чертил палочкой знаки на мягкой глиняной плитке. Вдавив палочку в глину, он тут же вынимал ее. На плитке ос­тавался след. После этого плитку обжигали, и глиняная книга была готова.

Со временем письменность уп­рощалась. В разных странах стали употреблять один значок для обо­значения одного звука. Так появи­лось буквенное письмо. Найденный в Египте в 1799 году «Розеттский ка­мень» позволил французскому ис­торику Ж. Ф. Шампольону [1] сделать замечательное открытие. Он установил, что текст, высечен­ный иероглифическими письме­нами, содержал буквенные знаки, которые представляли собой уже не отдельные графемы, а единый алфавит. Так, путешествуя по странам и народам, буквы с камня переходили на папирус, с папиру­са на восковую дощечку, с воско­вой дощечки на пергамент или бе­ресту, с пергамента на бумагу.

 

СТРАНИЦА 2

«ПЕРВЫЕ КНИГИ»

 ВЕДУЩИЙ: Вся человеческая мудрость хранится в книгах. Из чего только не делали книги в древности. Наиболее древним ма­териалом для книг была глина и ее производные: черепки, керамика. Шумеры лепили плоские кирпи­чики-таблички и писали на них трехгранными палочками, выдав­ливая клинообразные знаки. Таб­лички высушивались на солнце или обжигались в огне. Затем го­товые таблички укладывались в ящик в определенном порядке — так получалась глиняная клино­писная книга. Ее достоинствами были дешевизна и доступность. В ХГХ веке археологи раскопали на берегах реки Тиф столицу асси­рийских царей Ниневею и обна­ружили там клинописную библио­теку, учрежденную царем Ашшурбанипалом [2]. Там хранилось около 20 тысяч глиняных книг, каждая из которых имела на себе клинописный штамп: «Дворец ца­ря царей».

«Египет — дар Нила», — счи­тал Геродот [3]. Всецело даром реки является и тростник-папи­рус, который для египтян был главным материалом для книг. Стебли срезанного тростника очищали от коры и из пористой сердцевины нарезали тонкие ленты. Их укладывали слоями, один поперек другого; сок папиру­са обладал свойствами клея. Вы­сушенный папирус полировали пемзой и морскими раковинами, подкрашивали и белили. Из-за хрупкости папирусные ленты ук­ладывались в специальные фут­ляры — капсулы. Так получался свиток.

Также книги делали из кожи животных, и назывался он перга­мент. Длительное время папирус и пергамент употреблялись одно­временно, но с III—IV веков ввиду упадка производства папируса в Египте книги из пергамента стали занимать первое место. Книга из кожи уже стала походить на совре­менную книгу. Обложки книг ук­рашали золотом и драгоценностя­ми. Такая книга была тяжелой, Ог­ромной и дорогой.

Берестяные книги возникли на Руси. Для их изготовления брали бересту, кипятили ее, соскаблива­ли внутренний слой коры, а затем обрезали, придавая нужную фор­му. Буквы процарапывали острым железным или костяным стерж­нем — писалом.

Во II веке до нашей эры в Ки­тае была изобретена бумага. Ее из­готовляли из старого тряпья, во­локон конопли, древесной коры. Все это брали, разминали в огром­ных чанах, а полученную массу пропускали через сито. Оставался слой, который и становился по­том листом бумаги. Первые книги из бумаги были очень дорогими, и пользовались ими только богатые люди.

 

СТРАНИЦА 3

«НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ»

 ВЕДУЩИЙ: Для распростра­нения книг появился печатный станок. Первая печатная маши­на была изобретена в Германии Иоганном Гутенбергом [4] в XV ве­ке. На этой машине работали вруч­ную. В 1453—1454 годах И. Гутен­берг напечатал свою первую книгу— «Библию». Часть тиража была на­печатана на бумаге, часть — на пергаменте. «Библию» называли 42-строчной, потому что в ней на каждой странице набрано и отпе­чатано 42 строчки текста в два столбца. Всего книга насчитывала 1282 страницы.

Первопечатником в нашей стране стал Иван Федоров [5], который в 1564 году выпустил первую пе­чатную книгу на русском языке «Апостол».

С развитием науки и техники печатные станки превратились в современные печатные машины. Работали они уже на электричест­ве. Созданы современные типогра­фии — книжные фабрики. Станки печатают цвета один за другим на листе бумаги, из которого потом получается несколько страниц. Отпечатанные страницы склады­ваются в правильном порядке, за­тем обрезаются до нужного разме­ра, переплетаются и становятся книгой. Затем книги попадают в книжные магазины и в библиоте­ки. Вот какой долгий путь прохо­дит книга.

Книга предназначена для то­го, чтобы передавать знания, на­копленный опыт, ценную инфор­мацию, образное представление о мире и является важнейшим средством образования и воспи­тания. Читая книги, мы можем превращаться в путешественни­ков и сказочных героев, ученых и волшебников. Еще важнее то, что мы можем переноситься в разные времена и во все концы земного шара, чтобы наблюдать, изучать, понимать себе подобных, все жи­вое и неживое. Книги — это судь­бы людей, это жизнь во всех ее противоречиях, это сложность человеческих отношений, тон­кость и глубина психологии ха­рактеров, проведенные через ав­торское миропонимание и миро­восприятие.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 [1] ШАМПОЛЬОН Жан Франсуа

(1790—1832), французский египто­лог, основатель египтологии, иност­ранный почетный член Петербург­ской академии наук (1826). Изучив трехъязычную надпись на Розеттском камне, разработал основные принципы дешифровки древнееги­петского иероглифического пись­ма. Abvop первой грамматики древ­неегипетского языка.

 

[2] АШШУРБАНИПАЛ (669 — около 633 до н. э.), царь Ассирии, сын Асархаддона. Вел военную и дипломатическую борьбу за сохра­нение Ассирийского государства. В первые годы царствования со­вершил ряд походов против вос­ставшего Египта, вновь покорил его, но ненадолго (около 655 Еги­пет окончательно отпал от Асси­рии). На западе покорил Тир и Арвад. На востоке и севере успешно боролся с киммерийцами, скифа­ми, персами и мидянами. На юге столкнулся с антиассирийской ко­алицией (Вавилонией, Эламом, арамеями, халдеями и др.) во гла­ве с правившим в Вавилонии его братом Шамашшумукином. Овла­дев Вавилонией (648), поодиночке разбил ее союзников. В последние годы жизни разгромил Элам (639) и совершил поход против аравий­ских племен. По его приказу были собраны десятки тысяч древних исторических, религиозных, маги­ческих и научных текстов. Библио­тека Ашшурбанипала открыта в ре­зультате раскопок 1849—1854 на месте Ниневии.

 

[3] ГЕРОДОТ (около 484до н. э,— около 426 до н. э.), древнегречес­кий историк, названный Цицеро­ном «отцом истории» («О законах», 1,1,5). Автор сочинений, посвя­щенных описанию Греко-персид­ских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта; дал первое систематическое опи­сание жизни и быта скифов. Мону­ментальный труд Геродота, посвя­щенный истории Греко-персид­ских войн и описанию стран и народов, воевавших с перса­ми, — первое полностью до­шедшее до нас историческое сочинение древности и одновре­менно первый в истории античной литературы памятник художест­венной прозы. Первоначально он носил название «История»; в III ве­ке до н. э. александрийские уче­ные разделили его на девять книг, дав каждой из них имя одной из девяти муз — первая книга полу­чила имя музы истории Клио.

[4] ГУТЕНБЕРГ Иоганн (между 1394 и 1399—1468), немецкий изобретатель книгопечатания в Ев­ропе. Напечатал 42-строчную Биб­лию — первое полнообъемное печат­ное издание в Европе, признан­ное шедевром раннего книго­печатания

 

[5] ФЕДОРОВ Иван (настоящее имя Иван Федорович Московитин) (около 1510—1583), основатель книгопечатания в России и на Укра­ине. Учился в Краковском универ­ситете в 1529—1532, получил сте­пень бакалавра. В 1530—1550, по-видимому, принадлежал к окру­жению митрополита Макария и с ним приехал в Москву, где занял должность дьякона (не позднее 1563) в Кремлевском храме Николы Гостунского — одного из самых за­метных в московской иерархии. В 1564 в Москве совместно с П. Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу «Апостол». Позднее работал в Белоруссии и на Украине. В 1574 выпустил во Львове первую славян­скую «Азбуку» и новое издание «Апостола». В 1580—1581 в Остро­ге издал первую полную славян­скую Библию («Острожская Биб­лия»). Известен и как пушечный мастер: изобрел многоствольную мортиру.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *