Книга – восьмое чудо света

Игру, когда-то проводила вместе с родителями на библиотечном уроке. Кое-что подкорректировала. А вы посмотрите этот урок в оригинале. Он интересен.

Восьмое чудо света

ЖЕЛТОНОЖКО Е. А. Восьмое чудо света [Текст] : игровая программа для учащихся 6—11-х классов / Е. А. Желтоножко // Читаем, учимся, играем. – 2009. – № 2. – С. 13-19.

В игре принимают участие 2 команды по 6 человек. Состав команд определяется по отборочному туру. В отборочных турах за правильный ответ ребята получают жетон, ну и обладатели большего количества попадают в команду.

Действующие лица:

Ведущие (1) и (2)

Реквизит:

  1. жетончики
  2. мешочек
  3. бочонки из игры лото
  4. призы победителям

 

ОТБОРОЧНЫЙ ТУР I

 «ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА»

(Участники отвечают на вопросы.) 

Вопросы

  1. Кто написал рассказ «Живая шляпа»? (Н. Н. Носов.)
  2. Из какой сказки выражение: «Остаться у разбитого корыта»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пуш­кина.)
  3. Кто выручил из беды Петуш­ка в русской народной сказке «Кот, Петух и Лиса»? (Кот.)
  4. В этой сказке всего по три: три героя, по три предмета у каж­дого. Назовите эту сказку. (Русская народная сказка «Три медведя».)
  5. Кто написал сказку «Алень­кий цветочек»? (С. Т. Аксаков.)
  6. «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были маленькие». Назовите это произ­ведение. («Приключения Незнайки и его друзей» Н. Н. Носова.)
  7. Кого вылепили старик со ста­рухой из снега? (Снегурочку из одно­именной русской народной сказки.)
  8. Кто помог своему бедному хозяину стать родственником ко­роля? (Кот в сапогах из одноимен­ной сказки Ш. Перро.)
  9. В одном густом тропическом лесу жил да был один забавный зверек, каких не бывает в природе. Он еще был другом крокодила Ге­ны. О ком идет речь? (О Чебураш­ке, герое сказки Э. Н. Успенского.)
  10. Кто написал сказку «Снеж­ная королева»? (X. К. Андерсен.)

 

ОТБОРОЧНЫЙ ТУР II

 

«НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ»

(Участники должны закончить по­словицу.)

Задание

  • Одна голова хорошо … (…А две лучше.)
  • Баба с возу… (…Кобылелегче.)
  • За двумя зайцами погонишь­ся… (…Ни одного не поймаешь.)
  • Терпение и труд… (…Все пе­ретрут.)
  • Яблоко от яблони… (…Неда­леко падает.)
  • Что посеешь… (…То и по­жнешь.)
  • Любишь кататься… (…Люби и саночки возить.)
  • Глаза боятся… (…А руки дела­ют.)
  • Без труда не вынешь… (…И рыбку из пруда.)
  • Дареному коню… (…Взубы не смотрят.)

 

ОТБОРОЧНЫЙ ТУР III

 «ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ»

(Участники должны по значению определить фразеологизм.)

 Задание

  • Если кто-нибудь зазнается, важничает, то про него так гово­рят. (Забирает нос.)
  • Дурачить, намеренно вводить б заблуждение. (Морочить голову.)
  • Описывая пережитый ужас, рассказчик говорит, что у него встали дыбом… (…Волосы.)
  • Если нам противно слушать что-либо нелепое, глупое, то мы говорим так. (Уши вянут.)
  • Испытывать нужду, голодать. (Класть на полку зубы.)
  • Создавать ложное впечатле­ние о себе. (Пускать пыль в глаза.)
  • Замолчать, перестать гово­рить. (Проглотить язык.)
  • Если что-то не удается, не ла­дится из-за отсутствия настрое­ния, желания, то мы говорим так. (Все валится из рук.)
  • Про человека, находящегося в мрачном, дурном настроении, в раздраженном состоянии, говорят так. (Встал не с той ноги.)
  • Намеренно не обращать вни­мания на что-либо, умышленно не замечать ничего предосудительно­го. (Смотреть сквозь пальцы.)

 

ВЕДУЩИЙ (1): Семь чудес света создали люди в древности: величественные египетские пира­миды, прекрасную статую Зевса в Олимпии, висячие сады асси­рийской царицы Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды Эфесской, исполинскую медную ста­тую бога Гелиоса в гавани острова Родос, Таликарнасский мавзолей и маяк в Александрии. Есть и еще одно чудо света, не менее удиви­тельное. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его цен­ностью. А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать. Это — кни­га. Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкают к воздуху, которым мы дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг.

 

ВЕДУЩИЙ (2): Книга! Она ведет нас от познания первых не­сложных истин все дальше и даль­ше. С книгой каждый из нас мо­жет путешествовать на много ве­ков вперед и на много веков назад, в историю. Но книга не только вовлекает нас в путешествие, учит, но и лечит. Издавна люди замети­ли положительное действие книги на здоровье и настроение челове­ка. В настоящее время этот метод широко используется. Он получил название «библиотерапия». Нача­ло методу положили первые цер­ковные библиотеки. Книги рели­гиозного содержания приносили верующим людям успокоение и надежду. В XVII веке в Англии врачи рекомендовали своим паци­ентам кроме лекарств чтение двух-трех страниц хорошего текс­та. Сегодня нашу игру мы и посвя­тим этому удивительному лекар­ству для души и всему тому, что с ним связано, — книге.

 

«СКАЗОЧНАЯ РАЗМИНКА»

(За минуту команды должны отве­тить на вопросы. За каждый пра­вильный ответ — 1 балл.)

Вопросы

Для команды 1

  1. «Бедный поп подставил лоб». Кому? (Балде.)
  2. Назовите жилище Бабы-яги. (Избушка на курьих ножках.)
  3. Какое второе название вол­шебной скатерти? (Самобранка.)
  4. Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка.)
  5. Назовите аппарат, на кото­ром Баба-яга совершает полеты. (Ступа.)
  6. Что потеряла Золушка? (Хрус­тальную туфельку.)
  7. Кого маленькая разбойница из сказки «Снежная королева» X. К. Андерсена дала в помощь Герде? (Оленя.)
  8. Что попало Каю, герою сказ­ки «Снежная королева», в глаз? (Осколок зеркала.)
  9. Какие цветы собирала пад­черица в сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»? (Подснеж­ники.)
  10. Как зовут куклу с голубыми волосами из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключе­ния Буратино»? (Мальвина.)
  11. Как звали художника из Цветочного города из сказки Н. Н. Носова «Приключения Не­знайки и его друзей»? (Тюбик.)
  12. Как звали медведя, обучаю­щего Маугли закону Джунглей? (Балу.)
  13. Назовите веселого человеч­ка-луковку из сказки Дж. Родари. (Чиполлинд.)
  14. Назовите лису — спутницу кота Базилио из сказки А. Н. Тол­стого «Золотой ключик, или При­ключения Буратино». (Алиса.)
  15. Назовите мальчика из сказ­ки А. Линдгрен, у которого самый лучшей в мире друг. (Малыш.)
  16. Какое было прозвище Дяди Степы из стихотворения С. В. Ми­халкова? (Каланча.)
  17. Назовите героя русской на­родной сказки, путешествующего на печи. (Емеля.)
  18. Что было содержимым Страшилы из сказки «Волшебник Изумрудного города» А. М. Вол­кова? (Солома.)
  19. Как звали Крокодила, друга Чебурашки? (Гена.)
  20. Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка из сказ­ки А. С. Пушкина? (Четыре.)

 

Для команды 2

  1. Из чего солдат варил кашу в сказке X. К. Андерсена? (Из то­пора.)
  2. Как звали шарманщика, смастерившего Буратино? (Папа Карло.)
  3. Как звали кенгуру из повес­ти-сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»? (Кенга.)
  4. Назовите музыканта из Цве­точного города. (Гусля.)
  5. Как звали царя из сказки А С. Пушкина? (Салтан илиДодон.)
  6. Назовите крысу старухи Ша­покляк. (Лариска.)
  7. Кто был самым ужасным в сказке «Волшебник Изумрудного города» А. М. Волкова? (Гудвин.)
  8. Что было оружием Железно­го Дровосека в сказке «Волшебник Изумрудного города» А. М. Вол­кова? (Топор.)
  9. Кто был самым умным ко­ротышки Цветочного города? (Знайка.)
  10. Какой герой русской сказ­ки поймал необыкновенную щу­ку? (Емеля.)
  11. Как звали почтальона из де­ревни Простоквашино? (Печкин.)
  12. Назовите товарища Соло­минки и Уголька из сказки брать­ев Гримм. (Бобовое зернышко.)
  13. Как звали пантеру, друга Маугли? (Багира.)
  14. Какая героиня потеряла хрустальную туфельку? (Золушка.)
  15. Кто говорил волшебные слова: «Лети, лети, лепесток, че­рез север на. восток»? (Женя из сказки В. П. Катаева «Цветик-се­мицветик».)
  16. В кого превратилось чуди­ще из сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»? (В принца.)
  17. Кем стал гадкий утенок из сказки X. К. Андерсена? (Лебе­дем.)
  18. Какой волшебный предмет был у Аладдина? (Лампа с джин­ном.)
  19. На чем совершили необык­новенное путешествие вокруг све­та капитан Врунгель, Лом и Фукс? (На яхте «Беда»).
  20. Кто попал в Зазеркалье? (Алиса.)

 

ВЕДУЩИЙ (1): Книга, хотя она и не живая, говорит с нами — о разных странах, временах и судьбах. Иногда о самой себе, о том, как, когда и почему она была написана. Откуда же берет начало книга? В очень далекие времена, когда люди не умели ни писать, ни читать, все знания они храни­ли не на книжных полках, а в сво­ей памяти. Они передавались от одного человека к другому, от од­ного поколения к следующему. Тех, кто рассказывал предания, называли сказителями. У древних греков, например, сказителей на­зывали аэдами. Они всегда были желанными гостями на пиру. По его окончании аэд брал в руки ли­ру и начинал петь о храбром воине Одиссее и других героях древне­греческой мифологии. У нас в Рос­сии сказители рассказывали сказ­ки, былины, которые были запи­саны лишь спустя века, после изобретения письменности.

 

ВЕДУЩИЙ (2): До появления письменности человек пользо­вался и другими способами пере­дачи и запоминания информации. Например, с помощью различных предметов, так называемых «гово­рящих вещей». Например, скифы, проживавшие на юге нынешней

 

ВЕДУЩИЙ (2): Книга! Она ведет нас от познания первых не­сложных истин все дальше и даль­ше. С книгой каждый из нас мо­жет путешествовать на много ве­ков вперед и на много веков назад, в историю. Но книга не только вовлекает нас в путешествие, учит, но и лечит. Издавна люди замети­ли положительное действие книги на здоровье и настроение челове­ка. В настоящее время этот метод широко используется. Он получил название «библиотерапия». Нача­ло методу положили первые цер­ковные библиотеки. Книги рели­гиозного содержания приносили верующим людям успокоение и надежду. В XVII веке в Англии врачи рекомендовали своим паци­ентам кроме лекарств чтение двух-трех страниц хорошего текс­та. Сегодня нашу игру мы и посвя­тим этому удивительному лекар­ству для души и всему тому, что с ним связано, — книге.

 

«СКАЗОЧНАЯ РАЗМИНКА»

(За минуту команды должны отве­тить на вопросы. За каждый пра­вильный ответ — 1 балл.)

Вопросы

Для команды 1 

  1. «Бедный поп подставил лоб». Кому? (Балде.)
  2. Назовите жилище Бабы-яги. (Избушка на курьих ножках.)
  3. Какое второе название вол­шебной скатерти? (Самобранка.)
  4. Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка.)
  5. Назовите аппарат, на кото­ром Баба-яга совершает полеты. (Ступа.)
  6. Что потеряла Золушка? (Хрус­тальную туфельку.)
  7. Кого маленькая разбойница из сказки «Снежная королева» X. К. Андерсена дала в помощь Герде? (Оленя.)
  8. Что попало Каю, герою сказ­ки «Снежная королева», в глаз? (Осколок зеркала.)
  9. Какие цветы собирала пад­черица в сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»? (Подснеж­ники.)
  10. Как зовут куклу с голубыми волосами из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключе­ния Буратино»? (Мальвина.)
  11. Как звали художника из Цветочного города из сказки Н. Н. Носова «Приключения Не­знайки и его друзей»? (Тюбик.)
  12. Как звали медведя, обучаю­щего Маугли закону Джунглей? (Балу.)
  13. Назовите веселого человеч­ка-луковку из сказки Дж. Родари. (Чиполлино.)
  14. Назовите лису — спутницу кота Базилио из сказки А. Н. Тол­стого «Золотой ключик, или При­ключения Буратино». (Алиса.)
  15. Назовите мальчика из сказ­ки А. Линдгрен, у которого самый лучшей в мире друг. (Малыш.)
  16. Какое было прозвище Дяди Степы из стихотворения С. В. Ми­халкова? (Каланча.)
  17. Назовите героя русской на­родной сказки, путешествующего на печи. (Емеля.)
  18. Что было содержимым Страшилы из сказки «Волшебник Изумрудного города» А. М. Вол­кова? (Солома.)
  19. Как звали Крокодила, друга Чебурашки? (Гена.)
  20. Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка из сказ­ки А. С. Пушкина? (Четыре.)

 

Для команды 2

  1. Из чего солдат варил кашу в сказке X. К. Андерсена? (Из то­пора.)
  2. Как звали шарманщика, смастерившего Буратино? (Папа Карло.)
  3. Как звали кенгуру из повес­ти-сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»? (Кенга.)
  4. Назовите музыканта из Цве­точного города. (Гусля.)
  5. Как звали царя из сказки А. С. Пушкина? (Салтан илиДодон.)
  6. Назовите крысу старухи Ша­покляк. (Лариска.)
  7. Кто был самым ужасным в сказке «Волшебник Изумрудного города» А. М. Волкова? (Гудвин.)
  8. Что было оружием Железно­го Дровосека в сказке «Волшебник Изумрудного города» А. М. Вол­кова? (Топор.)
  9. Кто был самым умным ко­ротышки Цветочного города? (Знайка.)
  10. Какой герой русской сказ­ки поймал необыкновенную щу­ку? (Емеля.)
  11. Как звали почтальона из де­ревни Простоквашино? (Печкин.)
  12. Назовите товарища Соло­минки и Уголька из сказки брать­ев Гримм. (Бобовое зернышко.)
  13. Как звали пантеру, друга Маугли? (Багира.)
  14. Какая героиня потеряла хрустальную туфельку? (Золушка.)
  15. Кто говорил волшебные слова: «Лети, лети, лепесток, че­рез север на. восток»? (Женя из сказки В. П. Катаева «Цветик-се­мицветик».)
  16. В кого превратилось чуди­ще из сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»? (В принца.)
  17. Кем стал гадкий утенок из сказки X. К. Андерсена? (Лебе­дем.)
  18. Какой волшебный предмет был у Аладцина? (Лампа с джин­ном.)
  19. На чем совершили необык­новенное путешествие вокруг све­та капитан Врунгель, Лом и Фукс? (На яхте «Беда»).
  20. Кто попал в Зазеркалье? (Алиса.)

 

ВЕДУЩИЙ (1): Книга, хотя она и не живая, говорит с нами — о разных странах, временах и судьбах. Иногда о самой себе, о том, как, когда и почему она была написана. Откуда же берет начало книга? В очень далекие времена, когда люди не умели ни писать, ни читать, все знания они храни­ли не на книжных полках, а в сво­ей памяти. Они передавались от одного человека к другому, от од­ного поколения к следующему. Тех, кто рассказывал предания, называли сказителями. У древних греков, например, сказителей на­зывали аэдами. Они всегда были желанными гостями на пиру. По его окончании аэд брал в руки ли­ру и начинал петь о храбром воине Одиссее и других героях древне­греческой мифологии. У нас в Рос­сии сказители рассказывали сказ­ки, былины, которые были запи­саны лишь спустя века, после изобретения письменности.

 

ВЕДУЩИЙ (2): До появления письменности человек пользо­вался и другими способами пере­дачи и запоминания информации. Например, с помощью различных предметов, так называемых «гово­рящих вещей». Например, скифы, проживавшие на юге нынешней территории России, как-то отпра­вили соседям послание, состоя­щее из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Это должно было оз­начать следующее: «Умеете ли вы летать, как мышь, прыгать по бо­лотам, как лягушка? Если не уме­ете, то попробуйте воевать с нами. Мы осыплем вас стрелами, лишь только вы вступите на нашу зем­лю». Но такой вид передачи ин­формации нередко приводил к не­пониманию и неправильному чте­нию послания. Спустя некоторое время наш древний предок понял, что, указывая, например, дорогу, можно нарисовать стрелку цвет­ной глиной на скале. Так появи­лись книги-идиограммы, которые писались очень долго, так как пе­редавать мысль с помощью карти­нок было сложно. Благодаря именно таким книгам пришла к нам татуировка, потому что рисо­вали на всем, даже на теле, таким образом сообщая о числе походов и побед человека.

 

«ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ»

(Из мешочка участники каждой команды по очереди достают себе бочонки лото.

Ведущий задает со­ответствующий вопрос. За каж­дый правильный ответ — 5 баллов.)

Вопросы

  1. Как называются книги, для изготовления которых использова­лось полезное ископаемое? (Глиня­ные таблички.)
  2. Как называлась древняя фор­ма книги, свернутая в трубку и на­писанная на папирусе? (Свиток.)
  3. Какой город стал родиной пергаментных книг? (Пергам.)
  4. Кору какого дерева исполь­зовали на Руси в качестве писче­го материала? (Кору березы — бе­ресту.)
  5. Как называется особый пис­чий материал, который изготовля­ется из тростника? (Папирус.)
  6. В какой стране изобрели бу­магу? (В Китае.)
  7. Как звали двух известных братьев, составивших первую сла­вянскую азбуку? (Кирилл и Мефо­дий.)
  8. Назовите один из способов передачи информации до появле­ния письменности, для которого нужны были разноцветные тон­кие шнурки и толстая веревка. (Узелковое письмо.)
  9. Как называются книги Древ­него Рима, для изготовления ко­торых применялся тот же матери­ал, что и для современных вещей, которые используют в случае от­ключения света в темное время суток? (Восковые книги.)
  10. Как называются листы, сделанные из тонко выделанной овечьей или козьей кожи? (Перга­мент.)
  11. В какой стране впервые появилось слово «библиотека»? (В Греции.)
  12. В переводе на русский язык это книголюб, то есть любитель и собиратель книг. Кто он? (Биб­лиофил.)
  13. Его называют «компасом» в книжном море. Это перечень всех произведений печати, имеющихся в библиотеке. Что это? (Каталог.)
  14. Как называется старинная рукописная книга? (Манускрипт.)
  15. Как называются славян­ские азбуки? (Кириллица и глаго­лица.)
  16. В перечень компонентов одного древнего рецепта входили: обрывки шелка, тряпки, отслу­жившие рыболовные сети, древес­ная кора. Что должно было по­лучиться из этих компонентов? (Бумага.)

 

ВЕДУЩИЙ (1): На Руси книги появились с принятием христиан­ства. Писали их летописцы в тече­ние года или даже нескольких лет. Писец должен был обладать чет­ким и красивым почерком. Каж­дая буква даже не писалась, а ри­совалась с помощью гусиных перьев или острых палочек. Пере­писанные листы украшались ри­сунками. Каждая книга была на­стоящим шедевром. Двух совер­шенно одинаковых книг не было и быть не могло. На книжные об­ложки помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки.

Жизнь без книг стала невоз­можной, а значит, их надо было где-то содержать. Так возникли книгохранилища, или библиоте­ки. О роли библиотек в жизни людей можно судить уже по тем образным наименованиям, кото­рые им издавна присваивали. Их называли храмами мудрости, па­мятью человечества, хранилища­ми сокровищ цивилизации.

 

ВЕДУЩИЙ (2): Слово «биб­лиотека» восходит к греческому слову «biblion» — «книга». Как только люди изобрели письмен­ность, появилась возможность собирать, накапливать знания, передаваемые от поколения к по­колению. Интересно, что уже первые библиотеки представляли собой не просто помещение, где хранили книги: это были настоя­щие библиотеки в полном смысле слова. Там имелись особые таб­лички, на которых записывали первые строки произведений, хранящихся в библиотеке, что по­могало удобно группировать и за­тем отыскивать требуемый лите­ратурный источник.

Основной способ собирания библиотек в Древнем мире — ко­пирование документов. Один из великих царей древности рассы­лал по городам опытных писцов, которые разыскивали драгоцен­ные книги и снимали с них копии. Копии снимались старательно и осмысленно. Таким образом за сравнительно короткий срок были собраны десятки тысяч текстов по всем известным в то время отрас­лям знания.

 

ВЕДУЩИЙ (1): Самая извест­ная древняя библиотека — Ниневийская, принадлежала ассирий­скому царю Ашшурбанипалу [1]. Она называлась «Дом наставле­ний и советов» и представляла со­бой огромное собрание глиняных табличек, которые по указанию царя были взяты из храмов и из домов знатных и образованных ассирийцев. Именно он рассы­лал грамотных писцов за издани­ями в другие города. Примеча­тельно, что эта библиотека имела тематический каталог. Все ее книги были распределены по те­мам: история, право, астрономия, математика, медицина, легенды и мифы. В каталоге отражалось на­звание произведения, а также ком­ната и полка, где следовало искать нужную табличку. До наших дней сохранилось 30 тысяч глиняных табличек, и на каждой из них до сих пор присутствует библиотеч­ный штамп: «Дворец Ашшурба­нипала, царя Вселенной, царя Ас­сирии».

 

ВЕДУЩИЙ (2): Древняя Гре­ция, или Эллада, славилась свои­ми учеными и философами, кото­рые создавали школы и академии, при которых открывались библио­теки. Они играли роль культур­ных центров. Одним из таких вы­дающихся людей являлся Аристо­тель [2]. Библиотека Аристотеля в Лике, в районе Афин, где великий античный философ читал свои лекции, насчитывала десятки ты­сяч свитков. После смерти учено­го его библиотека стала частью Мусейона, Храма Муз.

 

ВЕДУЩИЙ (1): Центром куль­туры Египта была Александрия, где правила династия Птолемеев. В начале III века до новой эры Птолемей I [3] создает свой Мусейон — по примеру афинского.

Это был огромный ансамбль: уни­верситет с учебными залами и жи­лыми помещениями, обсервато­рия, ботанический сад, зоопарк — и, конечно, библиотека. Птоле­мей II [4] расширил Александ­рийскую библиотеку, посылая во все концы света своих людей, ко­торые добывали самые ценные со­чинения. Птолемей III [5] издал указ, по которому всякий прибыв­ший в гавань, был обязан отдать или продать имевшиеся у него книги. Их передавали в библиоте­ку, а владельцам возвращали ко­пии с пометкой об их соответ­ствии оригиналу. Фонд библиоте­ки составлял 700—800 тысяч текстов на многих языках.

 

ВЕДУЩИЙ (2): Во II веке до новой эры была создана Пергамская библиотека, которая нахо­дилась в городе Пергаме. Пергамcкая библиотека уступала Алексан­дрийской библиотеке лишь по величине фонда, составлявшего 200 тысяч списков. Ее большую часть составляли медицинские трактаты — Пергам считался центром медицины. История биб­лиотеки завершилась в 43 году до новой эры, когда Пергам стал про­винцией Рима, и большая часть книг попала в Александрийскую библиотеку. Сегодня Пергам на­ходится на территории Турции, и развалины библиотеки входят в число туристических объектов.

 

ВЕДУЩИЙ (1): В 1037 году князь Ярослав Мудрый [6] осно­вал первую библиотеку в Киев­ской Руси. Она находилась в киев­ском Софийском соборе. Это было самое полное собрание письмен­ных памятников Древней Руси — Евангелие, книги пророков, жи­тия святых. Здесь хранились и важные государственные доку­менты. 500 томов — таким собра­нием в то время могли похвалиться не многие библиотеки Европы. Неизвестно, куда пропала библи­отека Ярослава Мудрого: воз­можно, она погибла во время большого пожара в 1124 году или была уничтожена в 1240 году во время разгрома Киева войсками Батыя [7].

 

ВЕДУЩИЙ (2): Одной из са­мых загадочных библиотек являет­ся библиотека Ивана Грозного [8]. Он обладал уникальным книж­ным собранием, которое хранил в глубоких подземельях Кремля. Иностранцы, видевшие книжное собрание, говорили, что там бы­ли, в числе прочих книг, очень редкие. После смерти царя его библиотека стала легендой, так как бесследно исчезла. Тайна биб­лиотеки не дает покоя историкам и археологам уже не одно столе­тие. До сегодняшнего дня поиски библиотеки так и не увенчались успехом.

 

ВЕДУЩИЙ (1): Библиотеки считались средоточием мудрости, и поэтому не каждый мог зани­мать должность хранителя книг. В Древнем Египте должность хра­нителя была государственной и передавалась по наследству, по­скольку ее могли занимать лишь те, кто обладал «высшими знания­ми». Хранитель также являлся воспитателем наследника египет­ского престола. По традиции, пост хранителя Александрийской биб­лиотеки по приглашению занима­ли выдающиеся ученые, филосо­фы и поэты. Многочисленные по­мощники библиотекаря имели свои строго определенные обя­занности: одни занимались уче­том рукописей, другие — их раз­бором, третьи снимали копии с тех сочинений, которые нельзя было купить, четвертые отвечали за предохранение фондов от моли и сырости.

 

ВЕДУЩИЙ (2): Как правило, на должности хранителя библио­теки были только мужчины, и вплоть до 1917 года в России госу­дарственная служба в числе сот­рудников государственных библи­отек для женщин была закрыта. Их неохотно принимали в библи­отеку даже в качестве так называе­мых вольнотрудящихся. Такое скромное место женщины зани­мали в библиотеках не только в России, но и в самых передовых западных странах. Для того чтобы попасть на службу в главную биб­лиотеку России — Императорс­кую публичную библиотеку, нуж­но было иметь не просто высшее образование, а специальные по­знания по разным отраслям науки: знание русского, французского, немецкого, латинского, греческо­го (или вместо одного из них — восточного) языков. Младший персонал должен был владеть рус­ским и тремя любыми иностран­ными языками. Стать почетным библиотекарем было труднее, чем академиком.

 

«ТЕМНАЯ ЛОШАДКА» 

(Каждая команда имеет право от­вета на заданный вопрос после пятнадцатисекундного обсужде­ния.

Командам предстоит отга­дать, кто именно из трех писате­лей или поэтов был библиотекарем. За каждый правильный ответ — 3 балла.) 

Вопросы

  1. Этот знаменитый писатель с 1812 г. и почти до самой смерти работал в Императорской публич­ной библиотеке Санкт-Петербур­га в должности библиотекаря. Прослужив почти 30 лет, он соста­вил каталог русских книг и полу­чил орден Св. Владимира 4-й сте­пени. Он жил при библиотеке в небольшой квартирке. Служба была ему по душе, ведь его окру­жали книги — спутники всей его жизни.
  • М. Е. Салтыков-Щедрин;
  • Н. В. Гоголь;
  • И. А. Крылов.
  1. Этот писатель, автор одного из известных детских произведе­ний, возвратившись в свой род­ной город Тобольск, работал пре­подавателем Тобольской гимназии. При гимназии была библиотека, для которой этот писатель много сделал: каллиграфически перепи­сал каталог, значительно увели­чил книжный фонд.
  • С. Т. Аксаков;
  • П. П. Ершов;
  • Н. Н. Носов.
  1. Этот великий русский писа­тель и поэт, живя в 1891 г. в Полта­ве, работал библиотекарем земской управы.
  • И. А. Бунин;
  • С. А. Есенин;
  • Ф. И. Тютчев.
  1. Этот русский писатель, окон­чив естественный факультет Лейпцигского университета, работал агрономом, а в течение ряда лет был сельским учителем и библио­текарем.
  • М. М. Пришвин;
  • К. Г. Паустовский;
  • Б. С. Житков.
  1. Этот русский писатель, пе­реводчик, литературный критик, языковед, создатель многих дет­ских произведений в 1957 году открыл на территории своей дачи в Переделкине детскую библиотеку, построенную на собственные сбе­режения. Впоследствии он пода­рил ее поселковому совету. Его называли «детский человек», он ежегодно проводил два праздника книги: «Здравствуй, лето» и «Про­щай, лето».
  • С. М. Михалков;
  • С. Я. Маршак;
  • К. И. Чуковский.
  1. Этот русский поэт был биб­лиотекарем Румянцевского музея до перенесения его в Москву.
  • А. И. Майков;
  • А. С. Пушкин;
  • А. А. Блок.

 

К сведению:

Среди знаменитых библиотекарей также были Н. И. Лобачевский [9] -выдающийся русский математик, Г. В. Лейбниц [Ю] – немецкий математик, физик и изобретатель, Якоб Гримм [И] -один из братьев-сказочников.

 

 «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»

(Команды должны ответить на вопросы. Каждый вопрос пред­ставляет собой набор слов, харак­теризующих одно и то же слово.

За каждый правильный ответ — 1 балл.) 

Вопросы

Для команды 1

  1. Гостиничный, цирковой, эстрадный, телефонный, инвен­тарный, порядковый, трехзнач­ный. (Номер.)
  2. Вязаные, кожаные, рабочие, теплые, ежовые. (Рукавицы.)
  3. Белый, черный, пышный, румяный, свежий, черствый, ржа­ной, пшеничный. (Хлеб.)
  4. Шоколадное, розовое, репей­ное, кукурузное, сливочное, мяг­кое, топленое, машинное. (Масло.)
  5. Воздушный, земной, елоч­ный, бильярдный. (Шар.)
  6. Потребительская, бельевая, баскетбольная, садовая, плетеная ивовая. (Корзина.)
  7. Шуршащая, свежая, вчераш­няя, мятая, еженедельная, стен­ная, областная, местная. (Газета.)
  8. Найденная, вычислитель­ная, городская, главная, базарная, привокзальная. (Площадь.)
  9. Мужской, женский, чистый, свежевыкрашенный, паркетный. (Пол.)
  10. Глазное, печеное, моченое, червивое, зеленое, красное, кис­лое, сладкое, наливное. (Яблоко.)
  11. Ночной, дневной, детский, массажный, обувной, белковый, заварной, масляный. (Крем.)
  12. Первый последний, элект­рический, пронзительный, мело­дичный, школьный, телефонный, дверной. (Звонок.)
  13. Колючая, чайная, краси­вая, душистая, красная, белая. (Роза.)
  14. Первый, хвостовой, почто­вый, прицепной, мягкий, голу­бой, спальный, переполненный, трамвайный, железнодорожный. (Вагон.)
  15. Слепой, частый, затяжной, грибной, проливной. (Дождь.)
  16. Золотой, морской, речной, сахарный. (Песок.)
  17. Трамвайный, машинный, детский, загородный, зоологичес­кий, ботанический. (Парк.)
  18. Желудочный, натуральный, концентрированный, березовый, томатный, яблочный. (Сок.)
  19. Полярная, белая, темная, звездная, бессонная. (Ночь.)
  20. Белый, удачный, жаркий, солнечный, пасмурный, рабочий, учебный, праздничный, выход­ной. (День.)

 

Для команды 2

  1. Скользкое, дегтярное, хо­зяйственное, детское, шипучее, душистое, банное. (Мыло.)
  2. Острые, крепкие, дырявые, золотые, вставные, молочные, ко­ренные. (Зубы.)
  3. Летающая, глубокая, мел­кая, детская, фарфоровая, супо­вая. (Тарелка.)
  4. Эмалированная, фарфоро­вая, морская, ушная. (Раковина.)
  5. Домашний, купальный, ра­бочий, медицинский, шелковый, ситцевый. (Халат.)
  6. Государственный, доиль­ный, телефонный, слуховой, опорно-двигательный. (Аппарат.)
  7. Пикейный, вязаный, спаса­тельный. (Жилет.)
  8. Долговая, оркестровая, глу­бокая, свежевырытая. (Яма.)
  9. Солнечные, песочные, ка­минные, электронные, башенные, настенные, бегущие, отстающие, говорящие. (Часы.)
  10. Анонимное, электронное, заказное, любовное, долгождан­ное. (Письмо.)
  11. Красная, жалобная, сбере­гательная, записная, телефонная, детская. (Книга.)
  12. Баскетбольное, садовое, парашютное, золотое, обручаль­ное. (Кольцо.)
  13. Пшеничное, кукурузное, футбольное. (Поле.)
  14. Ледяная, книжная, румя­ная, подгорелая, апельсиновая, арбузная, хлебная. (Корка.)
  15. Белая, серая, юркая, летучая, полевая, компьютерная. (Мышь.)
  16. Глубокий, сладкий, мерт­вый, цветной, тревожный, кош­марный, послеобеденный, гипно­тический. (Сон.)
  17. Дверной, одежный, рыбо­ловный, вязальный. (Крючок.)
  18. Туберкулезная, гимнасти­ческая, эстафетная, счетная, бере­зовая, сосновая, сучковатая. (Па­лочка.)
  19. Меловая, шоколадная, то­матная, зубная. (Паста.)
  20. Правильная, неправильная, смешанная, сократимая, барабан­ная, оружейная. (Дробь.)

(Подведение итогов игры. Награж­дение победителей.)

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] АШШУРБАНАПАЛ (669 — около 633 до н. э.), царь Ассирии, сын Асархаддона. (Подробнее см. с. 12.)

[2] АРИСТОТЕЛЬ (384 до н. э. — 322 до н. э.), древнегреческий уче­ный, философ, основатель Ликея, учитель Александра Македонского.

[3] ПТОЛЕМЕЙ I (305-282 до н. э.), сын македонского аристо­крата. Обеспечив господство гре­ческой прослойки, Птолемей I про­водил политику сближения двух культур, установив культ синкрети­ческого бога Сераписа. Задумав превратить Египет в центр культуры и искусств, основал в Александрии знаменитый Мусейон с прослав­ленной библиотекой.

[4] ПТОЛЕМЕЙ II ФИЛАДЕЛЬФ (285—246 до н. э.), продолжил внут­реннюю и внешнюю политику отца Птоломея I. При Птолемее Филадельфе — покровителе ученых и поэтов, Мусейон и Александрийская библио­тека достигли наивысшего расцвета. Был построен Фаросский маяк. 

[5] ПТОЛЕМЕЙ  III ЭВЕРГЕТ (246—222 до н. э.), сын Птолемея II. Женившись на дочери киренского царя, присоединил к Египту Киренаику. Захватил всю Сирию и Месопо­тамию, возобновил войну и в 243 до н. э. нанес Селевку II новое пораже­ние. В результате этих войн присо­единил к своему царству всю Сирию. 

[6] ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРО­ВИЧ МУДРЫЙ (около 980—1054), киевский великий князь (с 1019), сын Владимира Святославича и по­лоцкой княжны Рогнеды. Первый период жизни Ярослава Мудрого связан с борьбой за киевский прес­тол. Как только он повзрослел, отец посадил его княжить в Ростов, а около 1013 после смерти Вышеслава (старшего сына Владимира Свя­тославича) Ярослав становится нов­городским князем. С 1025 основная деятельность князя связана с прос­ветительством и христианизацией Руси. В 1036—1037 в Киеве по его приказу были построены крепост­ные укрепления («город Ярослава»), Золотые ворота с надвратной Бла­говещенской церковью, Софийский собор, основаны монастыри святых Георгия и Ирины. Прообразами этих построек были сооружения Констан­тинополя и Иерусалима. Они призва­ны были символизировать переме­щение в Киев центра православного мира. Завершение строительства совпало с созданием «Слова о зако­не и благодати» (1038). Тогда же была написана первая русская летопись — «Повесть временных лет». По свиде­тельству летописи, князь заботился о переводе на русский язык гречес­ких книг, которые составили основу библиотеки Софийского собора. Ярославу приписывается также сос­тавление первого свода «Русской Правды». При Ярославе Мудром за­вершился процесс объединения под властью киевского князя всех вос­точнославянских земель. В 1036 русские разгромили печенегов. Во внешней политике Ярослав добился укрепление авторитета Древнерус­ского государства. 

[7] БАТЫЙ (Бату-хан, Саин-хан) (1207—1255), монгольский хан, второй сын Джучи, старшего сына Чингисхана, завоеватель западных и северных земель Монгольской державы. После смерти отца в 1227 стал главой улуса Джучи. В зимнем походе 1237—1238 войско Батыя разорило древнерусские княжест­ва в бассейне Волги и Оки. Монго­лы сожгли большинство крупных го­родов Северо-Восточной Руси, массами истребляли местное насе­ление. В 1239 Батый начал новый поход на запад. В 1240 после осады был захвачен Киев. Древняя рус­ская столица была разрушена, большая часть населения уничто­жена или уведена в плен. Около 1243 заложил на Нижней Волге го­род Сарай-Бату — первую столицу своего государства, которое полу­чило название Белой Орды.

[8] ИВАН IV ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ (1530—1584), великий князь московский (с 1533), первый русский царь (с 1547), сын великого князя Василия III Ивановича и Еле­ны Васильевны Глинской. С конца 1540-х правил с участием Избран­ной рады. При нем начался созыв Земских соборов, составлен Судеб­ник (1550), проведены реформы управ­ления и суда (Губная, Земская рефор­мы). В 1565 была введена опричнина. При Иване Грозном установились тор­говые связи с Англией (1553), создана первая типография в Москве, покорены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства. В 1558—1583 велась Ливонс­кая война за выход к Балтийскому мо­рю, началось присоединение Сибири (1581). Внутренняя политика Ивана IV сопровождалась массовыми опалами и казнями, усилением закрепощения крестьян. 

[9] ЛОБАЧЕВСКИЙ Николай Иванович (1792—1856), русский математик, создатель неевклидо­вой геометрии (геометрии Лобачев­ского). Ректор Казанского универ­ситета (1827—1846). Открытие Ло­бачевского (1826, опубликовано в 1829—1830), не получившее при­знания современников, совершило переворот в представлении о при­роде пространства, в основе кото­рого более 2 тыс. лет лежало уче­ние Евклида, и оказало огромное влияние на развитие математичес­кого мышления. Труды по алгебре, математическому анализу, теории вероятностей, механике, физике и астрономии. 

 [10] ЛЕЙБНИЦ Готфрид Виль­гельм (1646—1716), немецкий философ, математик, физик, язы­ковед. С 1676 на службе у ганновер­ских герцогов. Основатель и пре­зидент (с 1700) Бранденбургского научного общества (позднее — Берлинская академия наук). По просьбе Петра I разработал проек­ты развития образования и государ­ственного управления в России. Реальный мир, по Лейбницу, состо­ит из бесчисленных психических деятельных субстанций — монад, находящихся между собой в отно­шении предустановленной гармо­нии («Монадология», 1714); суще­ствующий мир создан Богом как «наилучший из всех возможных миров» («Теодицея», 1710). В духе рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики («Новые опы­ты о человеческом разуме», 1704). Предвосхитил принципы совре­менной математической логики («Об искусстве комбинаторики», 1666). Один из создателей диффе­ренциального и интегрального ис­числений. 

[11] ГРИММ Якоб (1785—1863), немецкий филолог, основополож­ник германистики как науки о язы­ке и литературе. Брат В. Гримма. Иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук. (1854). Был, как и брат, представи­телем гейдельбергских романти­ков (кружок в Гейдельберге в 1805—1809), ставивших целью воз­рождение общественного и науч­ного интереса к фольклору. Осно­воположник мифологической шко­лы в фольклористике (книга «Не­мецкая мифология», 1835). Издал «Детские и семейные сказки» (1812— 1814), «Немецкие предания» (1816— 1818) (совместно с В. Гриммом). Главный труд братьев Гримм — «Немецкий словарь».

2 комментария к “Книга – восьмое чудо света”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *