Информационно-библиографические пособия: виды и формы. Семинар

Информационно-библиографические пособия: виды и формы

 Виды издательской продукциипрезентацию можно скачать

Малые формы библиографии

Цель: познакомиться с видами информационно-библиографических пособий, методикой их составления. Первая консультация посвящена малым формам библиографии.

         В последнее время большое значение приобрела издательская деятельность библиотек, как одно из направлений информирования пользователей, продвижения книги и чтения.

         Библиотеки выпускают широкий круг информационно-библиографической продукции для разных категорий пользователей, ориентируясь на их читательские запросы и потребности, учитывая возрастные особенности.

 

ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ 

ПОСОБИЯ: ВИДЫ И ФОРМЫ

Основополагающим документом информационно-библиографической деятельности является ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография: Термины и определения». Он выделяет три основных типа библиографических пособий – 

  • библиографический указатель,
  • библиографический список
  • библиографический обзор,

хотя известны и другие типы пособий, которые можно рассматривать уже как варианты названных.

         Согласно ГОСТу библиографическое пособие – это упорядоченное множество библиографических записей. То есть наличие библиографического списка или библиографической записи отличает библиографическое пособие от информационного.

Библиографическая запись — наименьшая единица библиографического списка, состоящая 

из заголовка и библиографического описанияодна из форм библиографической информации. Используется для идентификации документа и осуществления библиографического поиска.

С 1 января 2009 года введён в действие новый ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка», разработанный ФГУ «Российская книжная палата» 

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

В России формат записи устанавливается стандартами ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок» и ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание» 

(введён с 1 июля 2004, до этого действовал ГОСТ 7.1-84).

 

         Библиографические пособия можно разделить на две группы: пособия крупных и пособия малых форм.

Крупными формами признано считать библиографические указатели, путеводители, очерки и обзоры, библиографические антологии и энциклопедии. 

Малые формы библиографии – списки литературы, памятки, закладки, листовки, планы чтения и т. д.

В библиотеках в последнее время приобрели популярность именно малые формы рекомендательной библиографии. Они оперативны, помогают своевременно донести до читателя информацию о новой литературе, писателях, учебных заведениях, обо всем, что интересно молодому пользователю. Такие пособия отличаются мобильностью, актуальностью, умением реагировать на различные ситуации, возникающие по ходу профессиональной деятельности как библиографа, так и пользователя библиотеки

Существуют и другие виды классификации библиографических пособий.

Чаще всего муниципальные библиотеки, в т. ч. работающие с детьми и подростками, выпускают следующие виды библиографических пособий: закладки, буклеты, памятки, рекомендательные списки, планы чтения; реже издаются библиографические указатели. У нас большое распространение приобрели также такие информационно-библиографические пособия как дайджесты.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАКЛАДКА – одна из малых форм рекомендательной библиографии, цель которой – пробудить читательский интерес к определенной книге, автору или теме. 

Библиографическая закладка представляет собой полосу бумаги разного размера (чаще узкую). На одной стороне закладки помещается название и изображение обложки книги, к которой она составлена (заглавная книга), а на обратной стороне содержится информация о других изданиях, близких к ней по тематике или жанру, которые имеются в фонде или список других произведений этого же автора. Наряду с художественной литературой закладка может включать и научно-популярную литературу по этой же теме.

Формат закладки: ширина – 5 – 8 см, высота – 25 – 30 см. В закладке дается обычно до 10 названий. Здесь можно использовать не только индивидуальные, но и групповые аннотации, тексты, связывающие книги между собой. 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАКЛАДКА отличается от библиографической отсутствием рекомендательного списка. Если информационная закладка посвящена молодому писателю, то она, как правило, содержит информацию об этом писателе, его фотографию, фото обложки его книги, небольшой отрывок из произведения. Желательно, чтобы в информационной закладке указывалось наличие данной книги в фонде библиотеки и/или ссылка на интернет-ресурс, с которого взята информация. Закладка близка к плану чтения, но, в отличие от него, отталкивается не от темы, а от конкретной книги.

  

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТКА – малая форма библиографического пособия, предназначенная для помощи читателям в первоначальном знакомстве с книгами о деятельности какого-либо лица или об общественно значимом событии. Памятка рекомендует читателю минимум литературы, связанной с памятной датой, узким вопросом.

Цель памятки, посвященной определенной личности, – познакомить читателя с основными произведениями определенного лица (писателя, деятеля искусства и др.) и помочь в изучении его жизни и творчества. Для памятки отбираются наиболее ценные издания его произведений, имеющиеся в библиотеке, а также литература, посвященная его жизни и творчеству: воспоминания, издания документального и биографического характера, художественные произведения разных жанров. Наряду с моноизданиями рекомендуются также главы из книг, вступительные статьи, очерки, материалы из журналов и сборников, посвященные данному лицу. 

Разделы памятки следуют друг за другом в определенном порядке:

  • предисловие (или введение) с краткой биографической справкой(необходимые фактические сведения и информация об истории создания произведений);
  • обзор основных произведений;
  • список основных изданий и публикаций (если в библиотеке одно и то же произведение представлено в разных изданиях, то выбирают одно, более новое издание или издание, оснащенное научно-справочным аппаратом);
  • краткий список литературы о жизни и творчестве (сначала приводят библиографические описания книг, характеризующих жизнь и творчество в целом, а затем литературу об отдельных периодах и конкретных произведениях).

Тот же самый принцип используется при составлении библиографической памятки о каком-либо значимом событии: описание события, по возможности фотография или иллюстрация и рекомендательный список литературы.

Библиографическую памятку можно использовать для первоначального ознакомления с темой, творчеством автора, но не для углубленного изучения. Часто библиотекари оформляют памятки в виде буклета, т.е. издания в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любым способом в два или более сгибов.

 

ПЛАН ЧТЕНИЯ

составляется в том случае, когда читателю в целях самообразования, расширения общекультурного или профессионального кругозора необходимо изучить определенный вопрос. Библиотека предлагает ему помощь в организации рационального чтения: в ходе беседы с читателем выясняется, что и в каком объеме его интересует, какие книги или статьи он уже прочитал. Выявляется литература, отбирается нужное количество книг и статей (обычно не более пяти-семи наименований), которые и составляют «обязательный минимум». Читателю разъясняется, почему нужно изучать литературу именно в предложенном порядке, а не иначе, с какими произведениями важно познакомиться в самом начале, с какими позже, на что следует обратить особое внимание.


Библиографический список включает сведения о произведениях, как правило, по узкой, конкретной теме или вопросу. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК – это библиографическое пособие, состоящее из совокупности библиографических записей небольшого объема, с простой структурой, понятной пользователю, не имеет справочного аппарата. 

 

В качестве синонима используется термин «список литературы». Может быть как самостоятельным пособием, так и частью другого издания (внутрикнижный, внутригазетный, внутрижурнальный, пристатейный, прикнижный). Также библиографический список часто сопровождает неопубликованные документы: диссертации, научные отчеты и т.п.

Библиографический список, как и любое другое пособие, должен содержать:

  • название,
  • указание на форму пособия (рекомендательный список литературы),
  • выходные данные,
  • хронологические рамки предлагаемых документов, год издания. 

 

Наиболее распространенными и простыми библиографическими списками являются списки-закладки «С чего начать» и «Что читать дальше». 

1) Список-закладка «С чего начать». 

Он составляется в тех случаях, когда читателю нужна помощь в самостоятельном изучении интересующего его вопроса. В отличие от обычного списка литературы, список «С чего начать» рекомендует первые книги для чтения, близкие по содержанию и степени доступности (3 – 5 названий), которые дают лишь самые основные сведения по теме. Этот вид пособия рассчитан на читателей-неспециалистов, главным образом, молодежь. Литературу из такого списка можно читать по выбору. Также пишут небольшой вступительный текст и аннотации. Текст содержит краткую характеристику темы, раскрывает ее значение. В аннотации желательно показать специфику каждой книги – по содержанию, форме изложения, подчеркнуть ее значение в ряду других книг. Таким образом, списки «С чего начать» не ставят перед читателем задачи обязательного чтения всех произведений подряд. Они сочетают оперативность и краткость информации о литературе с элементами рекомендации, популяризации книг по наиболее интересным темам краеведения. 

 

2) Список-закладка «Что читать дальше…». Он позволяет читателю расширить, углубить знания об интересующих его вещах. Известно, что книга, которая произвела сильное впечатление, вызывает желание знать как можно более подробно обо всем, что связано с ее героями, желание прочитать другие интересные произведения по этой же теме. Здесь может оказать помощь небольшой список, который оформляется как закладка в определенную книгу (роман, повесть, мемуары) на ту или иную тему. 

Произведение, к которому составлена закладка, называется заглавным. Составляя такой список, библиотекарь должен хорошо знать содержание произведения, представлять, какие чувства оно вызовет у читателя, суметь «переключить» внимание читателей на другие книги (может быть, с книги невысокой художественной ценности, на более глубокие произведения, или на произведения, незаслуженно забытые читателями). 

 

Формат закладки: ширина – 5 – 8 см, высота – 25 -30 см. В закладке дается обычно до 10 названий. Помимо произведений художественной литературы, в нее можно включать и научно популярные книги. Здесь можно использовать не только индивидуальные, но и групповые аннотациитексты, связывающие книги между собой. Раскрывая основное содержание, главную идею книги, можно пересказать интересный эпизод, чтобы привлечь внимание читателей. Часто в закладках рекомендуются однотипные произведения, очень похожие по сюжету. В этих случаях составляют групповые аннотации. 

Списки «Что читать дальше» не предусматривают соблюдения определенной последовательности в чтении произведений. Они предоставляют читателю возможность выбора (взять те книги, которые его больше интересуют). При оформлении закладки на лицевой стороне (или на обложке) приводят библиографическое описание заглавного произведения, могут дать здесь же краткую аннотацию. Но чаще всего для связи с другими произведениями служит текст, который помещается в основной части пособия. 

Готовая закладка тиражируется и вкладывается в ту книгу, к которой она составлена. Выдается вместе с книгой. После чтения литературы по закладке, можно предложить читателю рекомендательный указатель по нужной ему теме.

 

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК литературы имеет более сложную структуру, чем библиографическийСоставляется рекомендательный список, как правило, по наиболее важным или актуальным темам, например, «Деловая этика и этикет», «Совет да любовь» (о свадебных обрядах и обычаях), «Природа и человек», роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина в литературоведении, изобразительном и музыкальном искусстве и т.п.

В соответствии с читательским и целевым назначением отбираются печатные и электронные документы, опубликованные в течение последних 3-5 лет. Объем обычного рекомендательного списка невелик – 15 – 20 названий книг и статей. Обязательно должны быть

предисловие, можно давать вводный текст к разделам пособия (если они есть). Аннотации должны быть четкими, краткими, продуманными. 

Произведения группируются по разделам, причем вначале обязательно помещают общий раздел, где рекомендуются книги и статьи по теме в целом, а затем 2 -3 частных раздела. 

Внутри разделов сначала приводятся библиографические описания наиболее ценных, интересных и доступных материалов.

 

Структура рекомендательного списка внутри раздела может предусматривать следующее делениекниги, материалы периодической печати, информация сети Интернет, мультимедийные издания в алфавите авторов и произведений. К рекомендательному списку дается краткое предисловие, а к каждому разделу – небольшие вводные тексты или цитаты, объясняющие суть раздела.

 

Рекомендательные пособия «малой формы» для молодых читателей – лишь первая ступень к формированию читательских интересов, серьезной самообразовательной работе. Следующая ступень – это самостоятельное использование печатных рекомендательных пособий. При составлении пособий «малой формы» нужно учитывать, что они оформляются красочно, снабжены обширными рекомендательными аннотациями, которые написаны живо и занимательно

 

Общеизвестно, что чаще всего в библиотеках составляют рекомендательные пособия. Наряду с традиционными жанрами рекомендательных библиографических пособий (рекомендательные списки, указатели, беседы о книгах, закладки и т.д.), о которых мы говорили ранее,  возникли новые типы изданий:

библиографические антологии,

энциклопедии,

очерки,

путеводители, в которых важное значение принадлежит тексту: аннотациям, вводным текстам к разделам, связующим текстам. В некоторых пособиях фактографические данные выполняют не меньшую роль, чем библиографические. Фактографические сведения часто оформляются в виде вводных справок к разделам пособия.

Фактографические фрагменты текстов пишутся популярным стилем, что обеспечивает их доступность, подготавливает читателя к восприятию библиографического материала.

Давайте познакомимся с некоторые особенности подготовки

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ, АНТОЛОГИИ, ХРОНИКИ.

 БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

 

Библиографическая энциклопедия – рекомендательное библиографическое пособие, обладающее сложной структурой, содержащее библиографическую и справочную информацию, представленную в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке.

Популярная библиографическая энциклопедия представляет собой максимально полный круг сведений о теме, предмете, жанре литературы, человеке, регионе, изложенных на популярном уровне. Термин «энциклопедия» обозначает «систематизированный свод знаний», «справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке».

Библиографы Российской государственной библиотеки стали употреблять термин «библиографическая энциклопедия» в 1980-е гг. Он был введен для обозначения нового жанра рекомендательных библиографических работ, которые объединяют в себе библиографические и литературоведческие жанры. Первым опытом аналитико-синтетического произведения в жанре энциклопедии сталаработа А.М. Горбунова «Сквозь даль веков», опубликованная в 1975 г. Автор работы — новатор, который и определил специфику этого жанра

 

В библиографической  энциклопедии  библиографическая информация сочетается с фактографической, фактографические материалы размещаются в начале разделов и глав. Фактографический текст энциклопедии создается с помощью широкого использования документов разных видов, которые цитируются, пересказываются, приводятся фрагменты текстов, исторические документы, высказывания критиков, отзывы видных деятелей, рассказывается о прототипах героев, раскрывается история создания произведения и т.д. Библиограф дает возможность пользователю расширить свои знания с помощью энциклопедии без обращения к рекомендованной литературе, но на ее основе. Читатель должен сам выйти на необходимые ему книги. Списки литературы в конце разделов (структурных подразделений) не аннотируются, так как по ходу текстов разделов идут ссылки на литературу.

Библиографическая энциклопедия может иметь тематическую структуру: выделяются разделы по определенной тематике, которые группируются в логической последовательности. Группировка материала может осуществляться и в хронологической, алфавитной последовательности.

В библиографическом источнике используются непринужденная доверительная беседа с читателем, столкновение мнений различных авторов, малоизвестные факты и цифры из книг, интересные цитаты, стихотворные отрывки, вопросы читателям-знатокам и т.д.

Нельзя не обратить внимание на роль библиографа — составителя подобного жанра библиографического пособия. Это должен быть специалист высокого уровня, который хорошо знает не только процесс библиографирования, но и существо темы пособия.

Основными элементами справочно-методического аппарата являются предисловие, введение, вспомогательные указатели (географический, персоналий и др.). В оформлении печатных и электронных энциклопедий широко используются карты, фотографии, репродукции картин. 

Благодаря некоторым исследователям, таким, как С. П. Бавин, Г.Л. Левин в практику рекомендательной библиографии вошел термин «популярная библиография». С таким подзаголовком были опубликованы работы С.П. Бавина «Зарубежный детектив XX века (в русских переводах)»  и A.M. Горбунова «Панорама веков. Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века». 

Библиографическое пособие С. П. Бавина содержит перечень всех авторов зарубежного детектива (свыше 300 имен) и их произведений, изданных на русском языке за тридцать лет (1960–1989), а также очерки о творчестве почти 50 писателей. «Панорама веков. Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века» дает представление с всемирной литературе как совокупности явлений, системе культурных ценностей, связанных между собой традициями и сохранившимися до наших дней благодаря практике многовекового чтения. Материал здесь расположен по крупным культурно-историческим периодам. Разделы открываются беседами об особенностях литературного процесса соответствующего периода, а в портрете каждого писателя освещается его творческий путь. Библиографические записи располагаются в хронологическом порядке.

Традиционным для популярных изданий приемом привлечения внимания читателей можно назвать сопровождение основного текста различной визуальной ориентацией. В работе «Панорама веков» это проявляется «в виде знаков, словесных символов, идеограмм, типа «История», «Жизнеописание» и т. д.» 

 

Именно С.П. Бавин ввел термин «популярная библиографическая энциклопедия». Он (термин) включает следующие признаки: популярность, библиографичность и энциклопедичность.

Популярность состоит в преимущественном обращении к известным именам в литературной общественной жизни прошлого, в рекомендации доступных изданий. Библиографичность – это научно организованная, систематизированная информация о книгах.Энциклопедичность выражается в широте охвата социально-политических, историко-культурных и историко-литературных сюжетов и проблем. Принцип энциклопедизма требует информационной емкости библиографических произведений (научность и глубина исследования, представительство состава имен (книг), сочетания исторического анализа с конкретными библиографическими характеристиками. 

Создание популярных или рекомендательных библиографических работ энциклопедического характера обусловлено потребностями читателей в целостном, систематизированном представлении о науках.

Важен еще один аспект: в энциклопедии преобладают информационные элеиенты. Тем более что жанр энциклопедии характеризуется не столько широтой охвата документов, а объединением в одном труде разных уровней представления информации, т. е. документографии, отраслевых исследований, публикаций, фактографии, изографии и справочных материалов.

За синтетическими жанрами документографических работ (в том числе персонального характера) – будущее. Потому что они «открывают… новые горизонты и возможности более интенсивного и многоаспектного раскрытия содержания «документного» потока, более эффективного удовлетворения потребностей» науки и практики.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ  АНТОЛОГИЯ

 

Включает собрания стихов, поэтических произведений, может посвящаться поэтическим произведениям о крае или поэзии автора определенного региона (населенного пункта). Адресована в первую очередь любителям художественной литературы. В антологии размещаются стихотворения, фрагменты произведений, биографии поэтов, высказывания критиков. Принято отображать большой период времени. Состав справочно-поискового аппарата и оформление библиографических антологий аналогичны энциклопедии. Библиографическая информация сочетается с фактографической, фактографические материалы размещаются в начале разделов и глав. Списки литературы даются в конце разделов, не аннотируются, т.к. по ходу текстов разделов идут ссылки на литературу.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ХРОНИКА (ХРОНОГРАФ) посвящена, как правило, краеведческой тематике. Записи в этом виде пособия группируются в хронологической последовательности событий. Объектом отображения могут быть факты и события любого происхождения, не обязательно только юбилейные, но и те, которые не празднуются, однако память о них важна для местной истории (даты великих пожаров и др.).

Для заглавий используется дата и название события или факта. После заглавия размещается фактографическая справка или используется текст – фрагмент из документа. Особое значение имеет цитирование воспоминаний, которые передают неповторимое восприятие событий, а также иллюстративный материал. В конце справки приводится список литературы.

Источник:  Зыгмантович С. В. Подготовка библиографической продукции библиотеками: науч.-практ. пособие / С. В. Зыгмантович. – Минск : Новое знание, 2009. – 229 с. – (Профессионалам библиотечного дела). 

Продолжаем знакомство с видами информационно-библиографических пособий, методикой их составления. Сегодня мы рассмотрим дайджесты, которые приобрели в библиотеках большую популярность.

 

ДАЙДЖЕСТЫ

В современных источниках термин «дайджест» определяют по-разному:

1.«периодическое издание, печатающее (обычно в сокращении) материалы из других изданий; краткое изложение художественного произведения»; «краткое, сжатое изложение каких-либо сведений, сообщений и т. п.»;

  1. Дайджест (от  лат. digest –  краткое  изложение) –  это  фрагменты  текстов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, реже рефе-раты), подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщающими публикациями, и находящиеся в сфере интересов реальных  или потенциальных читателей.  

 

Основная функция дайджеста – донести до читателя только главные идеи и факты, которые содержатся в источнике. Дайджесты могут содержать аналитические обзоры, статистические данные, фрагменты текстов публикаций, официальные и нормативные документы, подобранные по определенной теме и др. Каждый фрагмент, извлеченный из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом.

Отличие дайджестов от указателей состоит в том, что при составлении указателей группируют документы, а при составлении дайджестов – фрагменты текстов.

Для дайджестов характерны: узость тематики, различие аспектов рассмотрения проблемы, несовпадение точек зрения различных авторов и т.д. Просматриваются при отборе материала как книжные, периодические издания, так и интернет-публикации.

Форма подачи материала в виде дайджеста  своевременна и актуальна. Она позволяет с минимальной затратой времени познакомиться как с последними новинками изучаемой темы, так и с  массивом документов. 

Сложные термины, встречающиеся в работе, разъясняются  в словаре. 

Рекомендации  предназначены  в  первую  очередь  работникам  библиотек. А также они могут быть полезны студентам высших и средних специальных учебных заведений, учащимся школ,  всем, желающим научиться составлять дайджест.  

Цель:  Дайджесты создаются тогда, когда возникают новые направления в исследованиях и разработках по актуальным проблемам науки и общественной жизни, при повышенном и устойчивом интересе различных групп пользователей, но при  этом  нет обобщающей работы.  

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:  

1.Знакомство с содержанием первичного документа. 

2.Выявление в тексте документа основных направлений темы. 

3.Выбор в  соответствии  с  заданным перечнем  тем, необходимых  включению в дайджест; 

4.Составление дайджеста на основе выбранных фрагментов из текста первичного документа. 

 

Читательское назначение:

Это основные  группы потребителей библиографической информации,  т.е. круг тех, для кого составляется дайджест. 

 

Объекты для составления дайджеста:  

1.Организации,  учреждения,  общественные  объединения,  партии (например, публикации, посвященные собственной фирме или деятель-ности какого-либо круга организаций в целом, например, публикации, посвященные библиотекам). 

2.Персоналия. 

3.Географический объект (район, город, регион, страна). 

4.Вид деятельности. 

5.Товары, продукты, услуги, материалы, оборудование.

 

Структура дайджеста 

Структура дайджеста имеет следующий вид: 

1.Титульный лист. 

2.Оглавление. 

3.Предисловие (от составителя) или обращение (к читателям). 

4.Основной текст, обычно разделенный на разделы и подразделы. 

5.Список использованной литературы. 

6.Приложения. 

 

Методы преобразования информации 

В  качестве  основного метода используется  экстрагирование,  т.е. извлечение из документа наиболее ценных в смысловом отношении цитат. Так  же  при  составлении  дайджестов  используется  методика  нормализованного  свертывания,  в  результате  которой  изменяется  физический  объем  документа, но при этом информативность его не уменьшается.

 

ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ДАЙДЖЕСТА 

 

Подготовительный этап 

  1. Разработка плана-проспекта 

План-проспект –  основной  документ,  определяющий  направления  работы над дайджестом. План-проспект необходим, чтобы четко и ясно представлять будущее  издание.  Своевременно  увидеть  все  просчеты  и  устранить  их.  В  плане-проспекте  излагается  подробное  содержание  будущего  дайджеста. В  отличие  от дайджеста  информация  выдается  в  нем  коротко,  соблюдая  последовательность основного издания. В нем также как, и в основном издании существует несколько этапов. План-проспект – миниатюра основного издания. Помогает  эффективно и рационально организовать будущую работу. 

 

Главная задача начального этапа – установление целевого и читательского назначения. Для этого необходимо выполнить следующие операции: 

 

1.1. Установить целевое (для чего) и читательское (для кого) назначение будущего дайджеста. 

Существуют  различные  подходы  к  классификации  читателей. Можно  исходить из их возраста, общеобразовательной или специальной подготовки. Особо интересной  представляется  структура,  в  основу  которой  положена  профессиональная деятельность читателей, их должностной статус. 

 

Основные группы потребителей библиографической информации: 

1.Руководители всех рангов. Чем выше ранг руководителя, тем разностороннее  его  информационные  потребности.  На  их  формировании  сказывается культурно-экономический профиль региона и административно должностное положение  руководителя.  Руководитель,  имея  определенную  базовую  подготовку, проявляет большой профессио-нальный интерес к информации по своей специальности. 

 

2.Специалисты, занятые в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры, врачи, экономисты, учителя, агрономы, зоотехники и т.д. 

 

3.Предприниматели. Каждый из них заинтересован в сведениях о рынке, ценообразовании, налогах, пошлинах и т.д.

 

4.Студенты высших и средних специальных учебных заведений, учащиеся профессионально-технических училищ и средних школ. 

 

Целевой  и  читательский  адрес  формируется  достаточно  конкретно:  следует избегать таких расплывчатых определений, как «пособие предназначено широким  кругам  читателей», «пособие  будет  полезно  всем,  кто  интересуется  прошлым и настоящим родного края». Попытка подготовить пособие, которое бы одновременно преследовало цель оказать помощь науке и «всем, интересующимся данной проблемой» ошибочна.

 

Кроме основной указываются и другие группы читателей, которым может быть полезна содержащаяся в пособии информация. 

 

1.2.Выбрать и изучить тему. Тема изучается с точки зрения новизны, актуальности, интереса к ней читателей,  обеспеченности  литературой. Она  должна  быть  общественно  значимой, соответствовать  реальным  и  потенциальным  потребностям  пользователей  библиотеки. Составителю необходимо разобраться в основной проблеме, относящейся к теме. Тему можно рассматривать со всех или некоторых сторон, захватывать или не захватывать прилегающие отрасли знаний, рассматривать вопрос только в теоретическом, практическом или историческом разрезе.

 

1.3.Определить вид, тип и жанр. 

В плане-проспекте следует также определить виды изданий, которые будут включены. Это могут быть книги, журнальные статьи и другие виды печатной и непечатной продукции. Определяя, какие виды литературы охватит пособие, составителю необходимо  учитывать  их  значение  для  освещения  предмета (например,  для  исторической тематики – законодательные акты, мемуары, переписка, дневники и т.д.)

 

1.4.Определить объемы, сроки составления пособия 

Составитель дайджеста в плане-проспекте указывает количество страниц будущего издания и сроки, в которые оно будет готово. 

 

1.5 Выбрать оформление 

Оговаривается способ печати издания – типографский или «собственными силами», вопросы внешнего и внутреннего оформления будущего дайджеста (обложка, переплет, внутреннее оформление, иллюстративный материал). Обсуждается  и  утверждается  план-проспект,  чаще  всего,  научно-методическим советом библиотеки. Он принимает силу официального документа, которым призваны руководствоваться все составители.

 

Основной этап

2.Разработка плана 

 

План представляет  собой  составленный  в определенном порядке перечень разделов и вопросов, которые должны быть освещены в дай-джесте. Правильно построенный план  работы помогает  эффективно  организовать материал,  обеспечивая последовательность его изложения. В процессе работы план может уточняться. 

Могут  расширяться  отдельные  разделы  и  подразделы,  вводиться  новые  за  счет материала,  представляющего  интерес.  Другие  подразделы,  наоборот,  могут  сокращаться  либо  опускаться. Изложение  вопросов  темы  должно  быть  последовательным, логичным. 

 

З. Выявление произведений печати и библиографический поиск 

Задача данного этапа — установить наличие в библиотеке литературы по данной теме, а также материалов, отсутствующих в данной библиотеке. Оценка документа на данном эта пеносит предварительный характерСоставитель обследует разные источники: каталоги, картотеки, соответствующие  разделы  фонда,  библиографические  издания,  базы  данных,  справочно-правовые системы, Интернет. 

Обследованию подлежат не только опубликованные, но и рукописные материалы (краеведческие и др.). При выявлении литературы по узким и новым проблемам, не получившим широкого  отражения  в  печати,  эффективным  является  метод «снежного  кома», суть которого заключается в следующем. Взяв самую новую публикацию по данному вопросу, составитель выписывает все содержащиеся в ней ссылки на работы  других авторов по той же теме. Затем он берет эти работы и проделывает то же самое, повторяя эту процедуру до тех пор, пока ссылки не начнут повторяться. 

 

4.Изучение произведений печати  

Главная  задача –  установление  соответствия  выявленных  произведений  печати теме дайджеста. Это достигается путем просмотра. В процессе изучения  книг и статей осуществляется окончательный отбор. 

 

5.Библиографическая группировка 

Основная задача данного этапа – выбор оптимальной структуры (построения), т.е.формирование будущего дайджеста. 

 

5.1 Единицей  группировки  являются –  фрагменты  текстов (иногда очень небольшие по объему). Если  цитата,  включенная  в  дайджест  начинается  не  сначала (не  сначала предложения) или заканчивается не полностью (не заключительным словом предложения), то ставится многоточие (…). Например: … сколько нам открытий чудных /Готовят просвещенья дух, / И опыт… И гений… И случай…. При необходимости изменения какой-либо части слова или самого слова – они заключаются в квадратные скобки [ ]. Например: Что в [моем] имени тебе?; …Вновь я посетил [а]/ Тот уголок земли…. Каждый фрагмент, извлеченный из  текста,  должен  сопровождаться  ссылкой на описание документа в целом. Например (1.– С. 5–6). 

 

5.2.Выбор  оптимального  построения  основных  делений –  разделов, 

подразделов и более дробных делений, порядка их следования друг за другом. Затем  составитель  озаглавливает  каждый,  устанавливает  порядок  их  следования  и  логическую соподчиненность. Зависит  от  темы,  характера  и  содержания  представленной  литературы  в строго хронологической последовательности, в логическом порядке – от общего к  частному. 

 

Группировка материала может быть

  •  тематической; 
  •  хронологической – (временная последовательность); 
  •  логической – (внутренняя закономерность):
  •  от частного к общему; 
  •  от общего к частному 

 

Из практического опыта составитель данного издания рекомендует составление  дайджеста  с  помощью  копий  основных  фрагментов  тек-ста,  склеенных  в нужной  последовательности.  Копии  фрагментов  документов  вырезают,  складывают (склеивают  и  др.)  в  нужном  порядке.  После  проверки  набирают  текст  на компьютере. 

Заключительный этап 

 

  1. Подготовка  текста предисловия и  других  вспомогательных  элементов

 

Главная  задача –  раскрыть  читателям  замысел  составителя,  помочь  свободно ориентироваться в дайджесте. 

 

6.1. Предисловие 

Предисловием должно открываться любое, даже сравнительно небольшое пособие. Здесь дается характеристика целевого и читательского назначения пособия, приводятся  сведения  об  отраженной  в нем  литературе,  разъясняется  общий принцип группировки материала (при этом разделы дайджеста не перечисляются, для  этой  цели  служит  оглавление),  перечисляются  вспомогательные  указатели

 

Оценивается  актуальность,  т.е.  важность,  злободневность,  современность  тематики дайджеста. Определяется новизна, т.е. что нового, раннее не известного,  составители привнесли в изучаемую проблему.

 

6.2. Приложения 

Художественное  оформление предполагает использование  различных иллюстративных материалов. Это могут быть: фотографии, фотокопии обложек или титульных листов изданий, портреты деятелей науки, культуры, искусств, краеведения, таблицы,  графики. Карты  в  краеведческих  пособиях. Это  дополнит  и  раскроет  основной  материал.  Важно  при  этом,  чтобы  картографические приложения были не только дополнением к указателю, но и логически связаны с  основным текстом пособия. 

 

6.2.1. Словарь основных терминов (в случае необходимости). 

 

6.2.2. Дайджест может содержать вспомогательные указатели:

Предметный  указатель  представляет  собой  перечень  расположенных  в алфавитном порядке предметных рубрик со ссылками на соответствующие страницы. Наличие  предметного  указателя  значительно  повышает  информативность издания. 

Именной указатель содержит сведения о составителях, редакторах, и других лицах, принимавших участие в создании. При необходимости именной указатель можно «раскрыть» за счет приведения полных имен и отчеств, дат рождения  и  смерти,  рода  деятельности,  заслуг и  т. п. Это  дает  читателю  дополнительную информацию. В  круглых  скобках  дается  пояснение «о  нем», «о  ней». Например: Василий  Иванович  Шуйский,  князь,  боярин;  Троекуров  Роман  Федорович,  кн. (1606-1607); Иванов П. И. (о нем).

 

Указатель  географических  названий широко  практикуется  в  краеведческих  дайджестах.  Перечень  понятий  географического  указателя  целесообразно сопровождать характеристиками (озеро, море, возвышенность, река и т.д.). 

Список принятых условных сокращений. 

Например: к.п.н..- кандидат педагогических наук, П – предприятие; РАН – Российская Академия наук; о – озеро. 

 

  1. Редактирование дайджеста 

На  заключительном  этапе  выполняется  редактирование  всех  текстов,  в процессе  которого  устраняются  допущенные  ошибки  и  стилистические  погрешности. Различают  библиографическое,  литературное  и  техническое  редактирование. Первое осуществляется в течение всей работы над пособием, второе и третье – после ее окончания. 

 

7.1.Библиографическое редактирование. 

Принимается  решение  о  достаточности  тех  или  иных  вспомогательных указателей для полного раскрытия содержания дайджеста. Производится необходимая выборочная сверка вспомогательных указателей с основным текстом с целью обнаружения ошибок и пропусков. 

 

Проверяется  единообразие  библиографического  описания.  Его  соответствие  действующим:  ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая  запись. Библиографическое описание», ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая  запись. Заголовок. Общие требования и правила составления». К списку литературы предъявляются два требования:  он  должен  быть  полным  и  точным. Он  составляется  в  соответствии  с вышеприведенными стандартами. 

 

7.2. Литературное  редактирование  –  чтение  всего  текста. При  этом исправляются встречающиеся стилистические погрешности и неточности, повторы, неудачные выражения, опечатки. А в предисловии, вступительной статье исключается текст не несущий информации. 

 

  1. Внешнее оформление дайджеста.

Основная  задача – принять окончательное решение при оформлении дайджеста. На обложке можно указать только заглавие пособия, а на титульном листе – полное наименование выпускающей организации, фамилию и инициалы составителя, заглавие дайджеста, место и год издания. 

 

Яркая выразительная обложка украшает пособие и привлекает к нему внимание читателей. Текст должен быть выполнен любым печатным способом через 1 -1,5 интервала. Высота букв, цифр и других знаков – не менее 1,8 мм  (12 шрифт). Текст  следует  печатать,  соблюдая  следующие  размеры  полей:  правое – 10мм, левое – 20мм, верхнее – 20 мм и нижнее – 20 мм. Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм и другие собственные имена приводятся на языке оригинала. 

 

Сокращения русских слов и словосочетаний – по новому ГОСТу 7.0.12-2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила» (дата введения – 2012-09-01). 

 

Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Подпункты, как правило, заголовков  не  имеют.  Заголовки  должны  четко  и  кратко  отражать  содержание разделов, подразделов. Заголовки разделов, подразделов следует печатать с абзаца с прописной буквы без точки в конце, разделы и предисловие, как правило, с новой страницы. Расстояние между названием разделов и текстом должно быть равно двум интервалам. Не допускается переносить часть слова в заголовке. 

 

Страницы  следует  нумеровать  арабскими  цифрами,  соблюдая  сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется, как правило, в центре нижней части листа без точки. 

 

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц.

Номер страницы на титульном листе не проставляется. 

 

Для набора  различных  структурных частей пособия (предисловия,  основного  текста,  вспомогательных  указателей  и  т.д.) можно  применять шрифты  различных размеров.Различные шрифты используются для  заглавий разделов, подразделов и подпунктов. При этом необходимо соблюдать единообразие в использовании размеров и видов шрифтов.

 

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ДАЙДЖЕСТА

(данный алгоритм также является алгоритмом план – проспекта) 

  1. Определение целевого и читательского назначения. 
  2. Определение темы: 

   –  проблема/тематика; 

   –  персоналия; 

   –  организация/учреждение; 

   –  географический объект (страна, регион, город, район). 

  1. Разработка плана дайджеста 
  2. Определение хронологических границ темы: 

   –  небольшой отрезок времени (текущая неделя, месяц); 

   –  вся история существования темы. 

  1. Определение принадлежности источников: 

   –  местное издание; 

   –  общероссийское издание. 

  1. Определение круга источников и их названий: 

   –  газеты; 

   –  журналы; 

   –  разделы фонда; 

   –  справочно-правовые базы; 

   –  тематические web – сайты. 

  1. Поиск, отбор и свертывание информации. 

  Группировка отобранного материала (определение структуры и подготовка оглавления дайджеста). 

  1.  Подготовка вспомогательных указателей 

   –  предметный; 

   –  именной; 

   –  географический. 

  1. Подготовка словаря терминов (при необходимости). 
  2. Оформление списка литературы. 
  3. Подготовка предисловия отражающего пп. 1 -11. 
  4. Редактирование, оформление, тиражирование дайджеста. 

 

СЛОВАРЬ

Актуальность – (от лат. Actualis) – существующий, современный) – важность,  значительность  чего-либо  для  настоящего  момента,  злободневность,  современность. 

Алгоритм – обобщенная  схема каких-нибудь действий, совокупность последовательных шагов, приводящих к желаемому результату. 

ГОСТ – государственный стандарт. 

Дайджест – (от лат. Digest – краткое изложение) — это фрагменты текстов многих  документов (цитаты,  выдержки,  конспекты),  подобранные  по  определенной  теме,  не  обеспеченной  обобщающими  публикациями,  и  находящиеся  в  сфере интересов реальных или потенциальных читателей. 

Документ – материальный объект с зафиксированной на нем информацией в  виде  текста,  звукозаписи  или  изображения,  предназначенный   для   передачи  во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования. 

Документ  первичный  –  документ,  являющейся  непосредственным  результатом профессиональной деятельности создателей информации — писателей, композиторов, художников, журналистов, научных работников, инженеров и т.д. 

Объект – лицо, явление, предмет, на которые направлена какая-либо деятельность. 

Персональный  указатель  –  указатель  личных  имен,  пособие,  представляющее собой связанное повествование о документе. 

План-проспект  –  представляет  собой  составленный  в  определенном  порядке перечень глав и развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в каждой главе. 

Предметная  рубрика  —  элемент  информационного  поиска,  пред-ставляющая собой краткую формулировку темы. 

Предметный  указатель  —  вспомогательный  аппарат,  представляющий собой алфавитный перечень предметных рубрик, раскрывающих содержание документа.

Рубрикатор – классификационная таблица иерархической классификации, содержащая полный перечень включенных в систему классов и предназначенная  для  систематизации  информационных фондов, мас-сивов  и  изданий,  а  также  для  поиска в них. 

Свертывание информации  – изменение физического  объема  сооб-щения (документа)  в  результате  его  аналитико-синтетической  пере-работки,  сопровождающееся уменьшением его информации. 

Ссылка – это запись, связывающая между собой части документа, биб-лиографические записи, классификационные деления, предметные рубрики. 

Цитата — дословная выдержка из какого-нибудь текста. 

Цитирование  –  дословное  воспроизведение  фрагментов  первичного  документа. 

Экстрагирование — вытяжка из первичного документа наиболее ценных в смысловом отношении фрагментов текста. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Брежнева, В. В. Информационное  обслуживание [Текст] : учеб. пособие / В. В. Брежнева, Р. С. Гиляревский. – СПб. : Профессия, 2012. – 368 с. – (Библиотека).

2.Брежнева  В. В.  Информационное  обслуживание:  продукты  и  услуги,  предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий [Текст] : учеб.-практ. пособие. – СПб. : Профессия, 2004. – 304 с. 

3.Диомидова Г. Н. Библиографоведение [Текст] : учебник для ср. проф. учеб. заведений. – СПБ. : Профессия, 2003. – 288 с.

4.Зыгмантович, С. В. Подготовка библиографической продукции библиотеками [Текст] : науч.-практ. пособие / С. В. Зыгмантович. – Минск : Новое знание, 2009. – 229 с. – (Профессионалам библиотечного дела).

5.Коготков Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: органи-зация, технология, управление [Текст] : учебник. — СПб. : Профессия, 2004. — 304 с. 

6.Справочник библиографа [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Профессия, 2005. – 592 с. – (Биб-лиотека).

7.Справочник библиотекаря [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Профессия, 2010. – 640 с. – (Библиотека)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *