Сказка о том, как ЧЕЛОВЕК ОБРЁЛ КНИГУ

Материал к библиотечному уроку. Сказку написал Ник. ГОРЬКАВЫИ, и опубликовал в журнале // Наука и жизнь. – 2011. №11. – С. 83-88.

Сказка о том, как ЧЕЛОВЕК ОБРЁЛ КНИГУ

Когда настало время вечернего чте­ния и принцесса Дзинтара сняла с полки увесистый том научных сказок, Галатея спросила:

— Мама, а кто изобрёл книгу?

— Вопрос хорош, но ответ не прост. Вот сейчас я и прочитаю вам историю возникновения печатной книги, — улыбнулась Дзинтара и открыла нуж­ную страницу:

— В развалинах шумерского города в Месопотамии нашли самое древнее в мире письмо — глиняную таблич­ку с клинописью. Четыре тысячи лет назад кто-то острой палочкой выда­вил в мягкой глине всего несколько слов. Неизвестный нам человек напи­сал своему другу или родственнику: «Я голодаю, пришли мне пшеницы и кунжута». Так умение записывать свою мысль значками спасло чью-то жизнь.

Изобретение письменности подхлес­тнуло развитие земной цивилизации: теперь знания можно было накапли­вать и передавать из поколения в по­коление.

Собрания глиняных табличек ста­ли самыми прочными книгами, изоб­ретёнными человеком. Они хранились тысячелетиями! Им не страшны были вода, плесень и жучки. Даже от пожа­ров они становились только крепче.

Археологи обнаружили полто­ра миллиона табличек с клинопи­сью. Прекрасно сохранилась, напри­мер, библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала (668 — 629 гг. до н.э.), насчитывающая несколько ты­сяч книг на глиняных листах одина­ковой величины. Среди них сочинения по астрономии с описанием звезд и планет.

Древнейшие образцы письменности — глиняные таблички с клинописными текстами.

Археологи обнаружили их и продолжают находить а Междуречье, или Месопотамии,

— области между реками Тигр и Евфрат.

 

Неразрешимой и в буквальном смыс­ле тяжёлой проблемой глиняных книг оказался их вес и размер. Если пере­нести текст обычной бумажной книги на глиняные таблички, она станет та­кой объёмной, что в портфель её уже не засунешь. Больше пары глиняных книг в обычной квартире не поместит­ся. Хотите дать почитать книгу при­ятелю? Сначала закажите грузовик!

Андрей задумался и сказал:

— Не только книги, но даже глиня­ные письма не подошли бы для наше­го времени.

— Почему? — поинтересовалась Галатея.

Мальчик объяснил:

— В школе напишешь записку «Пойдём сегодня в кино?» на бумаж­ке, свернёшь её и бросишь приятелю. Записочка может на парту залететь, а может и в друга попасть — не страшно, ведь бумажка лёгкая. А если я напишу записку на увесистом глиняном череп­ке, брошу его — и он попадёт прияте­лю в голову?

— И что будет? Андрей развёл руками:

— Как что? Черепок разобьётся, а приятель ничего не сможет прочи­тать, ещё и с синяком или шишкой останется.

Галатея засмеялась:

— Я хочу полистать глиняный жур­нал с картинками!

Брат подхватил:

— А каково почтальонам разносить такую почту!

Дзинтара подождала, пока дети ус­покоятся, и продолжила чтение:

— В Древней Греции и Риме писали на тонких свинцовых листах и на дере­вянных дощечках, покрытых воском, — тоже нелёгкие книги в самом пря­мом смысле слова.

Египтяне научились изготавливать папирус — бумагу из волокон осо­ки, растущей по берегам реки Нил.

Папирус тонок, из него получались компактные книги в виде рулонов или свитков, их было легко хранить и пе­ресылать.

Людей, умевших записывать и чи­тать слова на папирусе, высоко цени­ли в Древнем Египте. В Британском музее хранится папирус с поучением писца Хети своему сыну Пепи. Отец направлял его в столичную школу пис­цов и объяснял преимущества своей профессии:

«О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой. Лучше это всех долж­ностей… Каждый ремесленник, рабо­тающий резцом, устаёт больше, чем землепашец… Каменотёс ищет рабо­ту по всякому твёрдому камню. Когда же он кончает труды, руки его падают, и он утомлён… У красильщика паль­цы издают зловоние, как от дохлой рыбы… Я расскажу тебе ещё о рыбаке, достаётся ему хуже, чем во всякой дру­гой должности. Смотри, разве не рабо­тает он на реке вперемежку с крокоди­лами… Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник».

На другом папирусе записано поуче­ние царя своему сыну:

«Успокой плачущего, не притесняй вдову, не отстраняй человека от иму­щества его отца, не удаляй вельмож с их мест. Не убивай — это не полез­но для тебя… и тогда эта земля про­цветёт…»

В Александрийской библиотеке — лучшей во всём античном мире — хра­нилось семьсот тысяч свитков папиру­са. Соперничать с Александрийской библиотекой могла только Пергамская, насчитывающая двести тысяч книг на папирусе. Чтобы закрепить превос­ходство Александрийской библиотеки, фараоны запретили вывоз папируса из Египта. Тогда в Пергаме для создания книг стали использовать тонкую выде­ланную кожу, известную сейчас как пергамент. Это был прочный и долго­вечный материал, но очень дорогой: для изготовления одной книги требо­валось целое стадо овец или телят.

Пергаментные книги делали обычно не в виде рулона, а в виде пачки листов, сшитых в единый том. Такой книгой пользоваться удобнее, чем свитком: она легко открывается на любой стра­нице. Несмотря на дороговизну, книги из пергамента вытеснили свитки из не­прочного папируса. Их долговечность оказалась важнее высокой цены.

— А чем пользовались школьни­ки на уроках? — поинтересовался Андрей.

— Дощечками, покрытыми воском, или берестой. Кстати, в России береста тоже была очень распространённым материалом для письма.

 

На папирусе III века по-гречески записан фрагмент поэмы о подвигах Геракла. Экспонат Саклеровской библиотеки, Оксфорд.

 Вот одна из историй. В XIII веке в Новгороде жил мальчик Онфим. Он учился в школе и выполнял задания на бересте. Как-то раз, идя из школы, Онфим потерял свои записи. Семьсот лет спустя их нашли археологи и многое узнали о мальчике и его друзьях — Дмитре, Павле и Даниле.

 

 

-Воина-всадника, поражающего врагов, изобразил на бересте новгородский мальчик Онфим.

Его записи относятся к XIII веку.  

Рукописная книга XVвека

 

Так создавали рукописные книги в XV веке. На каждую уходило много месяцев кропотливого труда опытного писца.

В то время как семилетний Онфим писал и рисовал на бересте, люди уже умели делать бумагу, похожую на современную. Изобрели бумагу в Китае почти две тысячи лет назад. В 105 году н.э. первым её научился делать сановник Цай Лунь. Он рас­тирал древесную золу с волокнами шёлка, конопли и тряпок, смеши­вал эту массу с водой и выкладывал на бамбуковое сито. Высыхая, мас­са превращалась в бумажный лист. Китайцы считали изобретателя Цай Луня богом и воздвигали в его честь храмы.

Технология производства бумаги долгое время оставалась величайшим секретом Китая, за его разглашение грозила смертная казнь. Но в 751 го­ду н.э. к воинам Арабского халифата попали в плен китайские мастера, и вскоре в Самарканде тоже появились бумажные книги. Затем способ изго­товления бумаги дошёл до Испании и вслед за ней распространился по всей Европе. Бумага долгое время остава­лась дорогой, потому что способ её про­изводства был примитивным и очень трудоёмким.

Сначала на бумаге писали гусиными перьями, затем стали отпечатывать текст с помощью резных досок, кото­рые окунали в чернила. Вырезать та­кие доски было сложно, а выпуклый деревянный шрифт быстро стирался.

Наконец в 1455 году немецкий ти­пограф Иоганн Гутенберг придумал важное усовершенствование: он стал отливать из металла отдельные буквы и набирать из них текст в специаль­ной раме. Затем с помощью пресса он мог напечатать сразу целую страни­цу книги.

Изготовить печатную матрицу из ме­таллических букв в тысячу раз быст­рее, чем вырезать текст на деревянной доске, да и оттисков с матрицы можно получить гораздо больше. Чтобы напе­чатать следующую книгу, старые мат­рицы просто разбирали и использо­вали буквы для набора нового текста.

Раньше цари или инквизиция могли приказать уничтожить неугодное со­чинение, и оно исчезало безвозвратно. Теперь книги печатали сотнями и даже тысячами экземпляров. Изъять большой тираж, весь до единого экземпля­ра, не так-то просто. Парочка-другая запрещённых книг всегда сохранялась где-нибудь в укромном месте, а потом их находили и перепечатывали.

 

Памятник Ивану Фёдорову (около 1520 — 1583) — первому русскому (московскому)

книгопечатнику и первому издателю книг на Украине.

Установлен в Москве в 1909 году. Скульптор С.М. Волнухин.

 

В этой электронной книге умещается целая библиотека.

Вслед за Германией печатные кни­ги появились в Италии, Швейцарии, Франции, Венгрии и Испании. В России их стали выпускать в середи­не XVI века. Русский первопечатник Иван Фёдоров начиная с 1564 года изготовил несколько книг на русском языке, включая Библию, состоявшую более чем из трёх миллионов букв.

Печатание книг не нравилось ни пис­цам, которые теряли работу, ни реак­ционным священникам, считавшим книги и просвещение опасной затеей. Типографию Ивана Фёдорова в Москве сожгли, а сам он был вынужден уехать в Литву. Но несмотря ни на какие пре­поны, из века в век печатная книга на­бирала силу: типографские станки со­вершенствовались, а бумага дешевела. В XIX столетии было налажено произ­водство бумаги на специальных бума­годелательных машинах. Тогда же появились паровые печатные станки, которые выдавали двадцать оттисков в минуту. Открывались книжные ма­газины, в них продавали сравнитель­но дешёвые книги. Многие люди стали заводить собственные библиотеки.

В XX веке издавали уже сотни ты­сяч наименований книг в год. Их на­учились хранить не только на бумаге, но и на микроплёнках, и в электрон­ных файлах. В конце столетия книги стали печатать с помощью лазерного принтера, а в начале XXI века появи­лись электронные книги, похожие на обычные, но созданные без бумаги и без типографии.

Так кто же изобрёл книгу? Пальма первенства по праву принадлежит Гутенбергу. Но и другие безвестные и знаменитые изобретатели, учёные и мастеровые внесли свой вклад в это великое дело. Поэтому самым верным ответом будет такой: книгу изобрёл Человек.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *