Как сделана книга

 Театрализованный урок. «Театр книги» появился (как библио­течный урок) недавно в серии библиотечных уроков. Перед учащимися на столах разложе­ны книги, включающие содержание уро­ка. За основу взята книга Н. Носова «Приключения Незнайки» (1987 г.). Все элементы увеличены и дублиру­ют книгу. Обычно их роли играют учащиеся пятых классов, так как для них это урок-повторение. Можно для исполнения ролей привлечь чет­вероклассников. Вся практическая работа выполняется на уроке, а дома только дорабаты­вается.

 «Как сделана книга», или «Кто в книге самый главный»

(библиотечный урок для З-5-ro класса)

Библиотекарь: Перед вами на столе лежат книги, О чем они? Можно взять каждую книгу в руки, раскрыть, рас­смотреть. С чего начать?

Обложка: (Н. Носов. Приключения Не­знайки). Конечно же, первое, что видит читатель, когда берет книгу в руки – это мое лицо. От его выражения часто зави­сит, захотите ли вы раскрыть книгу даль­ше и читать ее. Вот у меня лицо интерес­ное, привлекательное. Знаете, сколько краски ушло, чтобы сделать меня такой яркой и красивой! Зато эта книга уж ни­когда не залежится на полке, так как каждый из вас обязательно захочет уз­нать: куда это мчится Незнайка?

Библиотекарь: Обложка одевает кни­гу. На ней вы прочитаете имя, фамилию автора, название книги, издательства, а еще узнаете, в каком году книга роди­лась. Обложка всегда плотнее, чем стра­ницы книги, и защищает их от повреж­дения.

Титульный лист: А я самая первая страница в книге, значит, и самая глав­ная. Мы с Обложкой как две родные сестрины (берутся за руки). Только я могу сообщить вам о книге больше све­дений, чем она: и автора, и название, и кто книгу нарисовал, и кто перевел, и город, где книга родилась. Правда, я не всегда такая нарядная и цветная, но зато всегда начинаю любую книгу и по­явилась раньше своей сестрины.

Библиотекарь: Древние, римляне поме­щали страницы своих рукописей в круг­лые, выдолбленные из дерева футляры. К ним крепился ярлычок с названием титулюс. Отсюда и название этого листа.

Форзац: (отодвигает Титульный лист). Подождите, подождите! Как же Обложка без меня?! Ведь я соединяю всю книгу с Обложкой, и мое оформ­ление помогает читателю настроиться на чтение именно этой книги. Скажите, разве не хочется вам узнать о творчестве Николая Нико­лаевича Носова, о его жизни, о других героях его книг? Откройте форзац и прочитайте, о чем здесь написано, ведь вы даже не знаете, что такое Государ­ственная премия, которой удостоены книги Н. Носова.

У меня есть еще подружка Концов­ка. По с ней вы познакомитесь дальше. (Становится между ними.)

Фронтиспис: (обнимает за плечи правой рукой Форзац, левой – Титульной лист). Дорогой друг Форзац! Ты со­всем забыл обо мне! Это оттого, навер­ное, что я бываю не в каждой книге.

Ребята, если, открывая книгу, слева от титульного листа вы увидите стра­ничку с портретом автора или главного героя, знайте – это я, Фронтиспис. Я всегда обращен лицом к Титульному ли­сту и всегда рядом с Форзацем. Я по­знакомлю вас с портретом И. Носова.

Библиотекарь: Фронтиспис – очень трудное слово. Произошло оно от фран­цузского, которое переводится на рус­ский язык как «глядеть», «лоб». По­этому все рисунки на нем обращены к титульному листу.

(Появляются две подружки, подры­гивают на одной ноге каждая.)

Заставка: Я такая красивая, такая красивая! Лучше всех картинок в книгe. Я стою в начале всего текста в книге. Если хорошо меня рассмотреть, мож­но догадаться обо всем содержании книги. Я главная, потому что открываю две­ри в произведение. Вот она Огурцовая река с Цветочным городом на берегу и жителями – коротышками.

Концовка: А я закрываю эти двери. И хотя нахожусь в конце книги, ничуть не хуже других. Может, даже главнее, потому что подвожу итог чтению, за­крепляю настроение читателя. Подружка Заставка маленькая, а я могу быть целым рисунком или кар­тинкой. Правда, иногда художник де­лает из меня просто орнамент. А в этой книге он изобразил меня в виде кляк­сы.

Библиотекарь: Ребята! Давайте раз­решим спор двух подружек: кто из них лучше и важнее? Те, кто сидит справа, придумают и нарисуют Заставку. А те, кто слева, – Концовку к следующим текстам:

  1. «…В одном сказочном городе жили коротышки… В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуван­чики… Он стоял на берегу ручья… но берегам ручья росло много огурцов…»
  2. «…Незнайка часто сажал кляксы в тетради. И к тому же, как только по­садит кляксу, так сейчас же слизнет ее языком. От этого кляксы у него полу­чались с длинными хвостами. Их Не­знайка называл кометами».

Мы не будем слизывать кляксы, а просто пофантазируем, рисуя их.

(Все рисуют заставку и концовку.)

Предисловие (входит)Вы не встречали здесь моего товарища?

(Входит Послесловие. Идет диалог)

– Здравствуй, друг! Нам трудно оспаривать первенство в книге.

– Да, обычно мы всегда маленькие и коротенькие.

– И читают нас прямо у книжной полки.

– Но зато мы можем сразу подска­зать, нужно читать эту книгу или нет!

Библиотекарь: В древности всякий рассказ называли «слово». Поэтому наших двух товарищей и зовут так: если напечатан перед текстом – то Преди­словие, если напечатан после всего тек­ста – то Послесловие.

А сообщают они читателям о том, кто написал книгу, когда и в какой стране про­исходит событие и многое другое.

(Все становятся в порядке расположе­ния их в книге. Появляются иллюстрации одна, две, три, по желанию.)

Иллюстрация: Если вы настоящие читатели, то, читая книгу, внутренним взором вы видите лес и горы, море и реки, лица героев, все, что сумел про­будить в сознании автор. А если вы еще и умеете рисовать, тогда рядом с тек­стом рождается мир цвета, линий и штрихов. Это я, Иллюстрация, помогаю испытать наслаждение от прочитанного. Зна­чит, я тоже славная.

Библиотекарь: Люди догадались об атом давно. Тысячу пятьсот лет назад в Китае были сделаны первые рисунки на дереве (гравюры) для иллюстрирования литературного текста.

(В обнимку входят два брата-близ­неца – Содержание и Оглавление)

– Мы с братцем похожи, хотя и жи­вем в разных концах книги.

– Мы очень полезны, так как пере­числяем все произведения, которые в ней напечатаны.

– Указываем, на какой странице каж­дое из них можно найти, Хотите побы­вать на бале в Цветочном городе? От­кройте страницу 144.

– Мы никогда не встречаемся. Один живет в начале одной книги, другой – в конце другой книги. Но мы одинаково нужны каждому читателю.

Библиотекарь: Ребята! Подумайте:

  1. Кто же в книге главный?
  2. Какой элемент в книге самый нуж­ный?
  3. Какой элемент понравился больше всех?

Домашнее задание: сделать книжку, используя элементы структуры книги по своему усмотрению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *