Память живет. О первых трактористах

К. Писяев, С. Широков. Память живет  [Текст] / К. Писяев, С. Широков

// Путь Октября. – 1974 . – 1 ноября. – С. 3.

 

         Нас очень часто просят, рассказать о первых механизаторах. Вспоминая годы начала механизации полевых сельскохозяйственных работ, убеждаемся каким тяжелым, но вдохновенным был труд первых трактористов, комбайнеров. Teперь, это – история, но примеры высокой сознательности, дисциплины и упорства в труде достойны подражания и сегодня.

         Сельская молодежь упорно стремилась к знаниям, хотелось научиться работать на тракторах, освоить невиданную машину. Посевные площади колхозов год от года увеличивались, поэтому каждый трактор, посту­пивший в сельское хозяйство, встречался с радостью.

         С первых дней утвердился нерушимый порядок – тракторам работать круглосуточно. Старались не допустить ни одного часа простоя, ведь каждый час работы трактора  –  это хлеб. Обе смены трактористов находились постоянно при тракторах, весь сезон жили на полевом стане.

        Немало случалось технических неполадок, несовершенными были еще машины, но так уж было заведено: остановился трактор, в любой час,  даже ночью, при свете керосинового фонаря или просто костра, немедленно принимались за ремонт бригадир и оба тракториста, чтобы как можно скорее пустить трак­тор в борозду.

        Не только дисциплина руко­водила таким отношением к ра­боте, вдохновляла сама работа на стальном коне. Когда брига­да за сутки вспахивала большое поле, радовались все.

        Мощность первых тракторов была небольшой – колесный имел всего 15 лошадиных сил на крюке, но и на них механизато­ры добивались высокой выработ­ки.

        Спустя много лет, бывшие трактористы братья Кургановы, Кошелевы и Жарковы, Столяров Дмитрий, Корчажников Максим, Севастьянов Петр, Сергеев Ев­гений, Кондратьев Андрей, Сабашев Рамазан, Кутлубердин Минигалей, Аитов Сулейман, Имангулов Шагит, встретив­шись, вспоминали о былой ра­боте на тракторах и удивлялись: «Да! Бывало торопишься на смену, стараешься пораньше, не упустить и часу, чтобы по­больше сработать… Затяжная была работа!». Затяжная работа – это и было то, что называют энтузиазмом. Особенные трудности перено­сили на подъеме зяби. Трактористы работали на от­крытых, баз кабин тракторах. Холодный пронизывающий ветер, сырая земля, когда ложка воды делает ведро грязи, ничто не ос­танавливало их в работе, прихо­дилось пахать до первого снега, вернее – до замерзания земли.

        Или летом на вспашке и об­работке пара. На жесткое же­лезное сиденье тракторист клал пласт дерна. Работать в сухую погоду можно было только в оч­ках. Пыльного, забрызганного выхлопными газами трудно бы­ло узнать. Белеют только зубы, а ватная фуфайка по внешнему виду, похожа на блестящую кожаную  тужурку. «Ночью так утомишься, кажется, что все время едешь в гору» – сходя с трактора,  говорил молодой тракторист, но по-прежнему бодро приступал к заправке и сдачи машины другой смене.

         Первые трактористы действительно совершили трудовой подвиг.

         Бригадир вместе с тракторис­тами весь сезон, т. е. весну, ле­то, осень, жил в поле, ежечасно проявляя заботу о каждом из них. Трактористы смена за сме­ной отдыхают, а у бригадира, как говорится, один глаз спит, а другой глядит, одно ухо спит, а другое слушает.

         Первыми бригадирами Зирганской МТС, на ответственности которых лежало освоение и ис­пользование новых тракторов, были Рябов  Кирилл,     Логинов Федор, Насыров Газиз, Емелья­нов Александр, Сергеев Михаил, Лямцев Андрей, Байрамгулов Ульмас, Русаков Андрей, Тамеев Минигалей, Муравьев Николай, Диденко Иван, Аитов Мурза, Евсюков Дмитрий, Биктемиров Зинур, Кутлубердин Нургалей, Мазин Григорий, Суркин Михаил, Семенов Николай, Аитов Сулейман.

         К бригадирам все относились с большим уважением, ведь они постоянно находились на пере­довой линии хлебного фронта. Бригада Михаила Семеновича Сергеева всегда была передо­вой. Давно уже это было, а до сих пор помнится отзыв о нем на­чальника политотдела, который вообще был скуп на похвалы. «Приехал    вчера    в бригаду ночью, на полевом стане никого нет. Где же, думаю,   бригадир? Пошел в поле. Оказывается, стоит Сергеев посредине загона, вокруг пашут трактора, а он слушает: не остановился ли какой, нет ли перебоев… Ничего не скажешь,    добросовестно, с душой относится он к делу». Подобная оценка относится и ко многим другим. Бригадиры Емельянов Александр, Насыров Газиз, Муравьев   Николай вспоминали о трактористах: «Ребята , – еще неопытные, приходится каждому помогать, снимаешь обувку и бегаешь по полю в чулках от одного к другому». Многие из бригадиров потом были выдвинуты   на должность механиков.

           Комбайнеры не сразу завоевали свое место на уборке хлеба. Нелегко было усвоить   чудо-машину, которая и косит, и молотит, и веет.

Чтобы завести мотор, требовалось усилие 4 – 6 человек. Обмолот хлеба в те годы производился не из рядков, а сразу с корня. Это было особенно трудно при узкой приемной камере, зубовом барабане первых комбайнов. Наматывались на валы солома и лишние стебли молочая и осота, забивались решета, перегружались шинели. Комбайн то и дело останавливался.

          А хлеб не ждет, не ждали и люди. Полеводы начинали обкашивать хлеб вокруг комбайна косами, лобогрейками, серпами.

          Но даже при таких обстоя­тельствах они не падали духом. Упорный, настойчивый труд пер­вых комбайнеров можно назвать самоотверженным, легендарным. И приходили слава и почет. Подлинными мастерами уборки стали Сергеев Иван, Ибрагимов Хайрулла, Татьянкин Иван, Ямилев Гайнетдин, Михайлов Ни­колай, Фахретдинов и другие. Их ставили в пример, доверяли им работу сразу на двух ком­байнах, при двух штурвальных, они передавали опыт другим.

          … Началась война, на фронт ушли и комбайнеры. Многие из них сложили свои головы в бо­ях за Родину. С особым почтени­ем вспоминаем мы погибших на фронтах Отечественной войны Сергеева Ивана Семеновича, Иб­рагимова Хайруллу Аюповича, Захарова Митрофана Павловича и многих других.

          В первые же годы организации МТС пошли на курсы тракторис­тов девушки-колхозницы. Снача­ла их было несколько человек, но со временем возникла целе­сообразность создать отдельную женскую бригаду, следуя при­меру известной в стране первой тракторной бригады Паши Анге­линой.

          Когда в Отечественную войну мужнины сражались на фронте, число женских бригад возросло.

Далеко неполный список женщин механизаторов Зирганской МТС: Сарычава, Гаретова, Воронкова, Потанина, Емантаева, Зубанкова, Александрова, Рябо­ва, Патрикеева, Макунева, Яку-пова, Емельянова, Н. Журавле­ва, А. Журавлева, Стюкова, М. Банникова, Воронкова, Корытянкова, Тимофеева, Н. Банникова, Сергеева, Кутлакова, Матвеева, Кузнецова и другие. Рабочих в мастерской было немного, но каждого можно на­звать мастером-золотые руки. Именно такими были кузнецы Амиров Ахун, Морозов Василий, Хайбуллин Сайфулла и Харитонов, Матвеев, Захаров и другие.

         Зирганская тракторная мас­терская была построена в 1932 году.

         Во главе мастерской долгие годы работали механики М. П. Евграфов, М. П. Яковлев, Н. Н. Комогаев, С. М. Морозкин. Про них говорили: «Эти товарищи видят машину насквозь».

         … Прошли десятки лет, и на 3 Всесоюзном съезде колхозников в 1969 году с особой теплотой было сказано: «Своей творческой деятельностью МТС – писали яр­кую страницу в истории колхоз­ного строя». Теперь рядом с ма­ленькой мастерской действует крупное высоко оснащенное пред­приятие – Зиргановское отделение «Сельхозтехника». Здесь совер­шаются большие дела, и о пе­редовиках его расскажут другие.

 

К. Писяев, С. Широков,

 бывшие  работники  МТС.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *