Что здесь было до Зиргана?

Ю. Д. Морозов

Инженер-химик-технолог, Кандидат технических наук (1977).

Заслуженный изобретатель БАССР (1989).

Что здесь было до Зиргана?

    Принято считать, что первым жильем на месте современного Зиргана был постоялый двор для возчиков соли на Соляной дороге из Соль-Илецка в Стерлитамак организованной в 1766 году, и, видимо, нет оснований сомневаться в этом.

   Попробуем по архивным документам выяснить, а что же в нашей местности было еще раньше. Было известно о старинной Ногайской дороге, которая шла по правому берегу реки Белой от Уфы, через Табынск, местность, где позже образовался Воскресенск, и далее эта дорога уходила через современный юг Башкирии, Казахстан к Аральскому морю. Естественно, эта дорога была без постоялых дворов и почтовых станций, которые были созданы позднее.

  Пожалуй, первое упоминание не о Зиргане, а о местности, где он позже образовался, имеется в книге П.И. Рычкова « История Оренбургская», изданной в 1759 году, где он описывает нападение башкир 1 июля 1735 года на 160 версте от Уфы на экспедицию Кирилова, направлявшуюся к устью реки Орь для строительства крепости Оренбург (ныне г. Орск). Видимо здесь проходила обычная проезжая дорога.

 Известно, что 1744 г. царским указом губернатору Оренбургской губернии было предписано организовать «ямскую гоньбу» из Уфы в Оренбург.

 В этом случае дорога обустраивалась ямскими станциями и проводился какой-то ремонт ее.

       

Где проходила эта дорога?

Уроженец г. Стерлитамака, краевед-любитель Анатолий Константинович Трошин провел очень большую работу  в Центральном государственном архиве в Москве по поиску  исторических материалов, касающихся г. Стерлитамака, Уфы, Оренбурга и Соляной дороги. Свои «Выписки из документов Центрального Государственного архива древних актов по истории г. Стерлитамака» в 1992 г. он сдал в Краеведческий музей г. Стерлитамака.

   Привожу одну из заинтересовавших меня выписок.

л. 171. В 1758 году 13 июля деньги, собранные от продажи соли в Уфе, Бирске и Елдяцкой крепости 2835 рублей 11 копеек с половиной отправлены с Петром Петровым и за «надлежащим конвоем всего 6 человек». 

   Кроме того добавлены деньги в Табынске соляного  набору 571 рубль 95 копеек с половиной.

  На подводу следовало  класть 15 пудов денег.

 

 л. 172. Обоз из 15 повод с деньгами выехал из Уфы 27 июня 1758 года.

  2 июля 1758 года начали путь по Ногайской дороге от Табынска до Якупкина   деревни 7 верст;

  3 июля  Якупкина деревня  – Куганакский ям, 16 верст;

  4 июля  Куганакский ям  – Ашкадарский ям, 23 версты;

  5 июля  Ашкадарский ям  –   Торский ям, 32 версты;

  6 июля Торский ям  –  Бугульчанский ям, 33 версты;

  7 июля  Бугульчанский ям — Уральский ям, 23 версты;

  8 июля  Уральский ям — Тогус- Темирский ям, 26 верст;

  9 июля  Тогус-Темирский ям — Шарлацкий ям, 16 верст;

  10 июля Шарлацкий ям — Ямангульчина деревня, 25 верст;

  11 июля Ямангульчина деревня — Сакмара — 25 верст;

  12 июля Сакмара — Оренбург, 25 верст.

На перевозку денег из Уфы в Оренбург затрачено 24 рубля 8 копеек.

 

л. 173. Эти «прогонные деньги» записаны в расход на заплату в тетради, выданной Уфимской провинциальной канцелярией капралу Казанского драгунского полка Петру Петрову.

 

л. 173 об. Деньги за перевозку денег уплачивали  за каждый день, проведенный в пути. Например, в пути от Куганакского яма до Ашкадарского яма, находящихся на растоянии 23 версты, платили « на пятнадцать подвод один рубль команде старшины Муслюма Ермекеева деревни Куганака ясашным татарам Муслюму Макаеву, в том он тамгу свою положил».

 

Вас, вероятно, смутило, зачем для перевозки небольшой по теперешним временам суммы нужно было снаряжать целый обоз.

 Чтобы читатель не сомневался в точности архивной записи или в нашей с А. К.Трошиным внимательности, при переписывании ее, напоминаю, что  бумажные деньги были введены только в 1769 году, а перевозили, скорее всего, медные деньги, которые при правлении Елизаветы (1741-1762 гг.)  чеканил ближайший к Уфе Екатеринбургский монетный двор. Медная копейка  чеканки 1756-1757 годов здесь  весила 20,49 грамм, т.е. 1 рубль таких денег весил 2кг 49 грамм, а вся сумма, если бы ее перевозили только такими монетами – 7 тонн 800 кг.или 487 пудов. Для перевозки потребовалось бы 32 подводы. Естественно, монеты были разного достоинства и не только новые, потому оказалось достаточно 15 подвод.

       Для справки : при Петре Первом из пуда меди чеканили монет 

в 1700 году на сумму 12,8 руб., в 1704 г- на 20 руб., в 1718 г.- на 40 руб.

Такие деньги уже можно перевезти на 15 подводах.

Правда, при Анне Иоановне в 1730 г. из пуда меди стали чеканить монет только на 10 руб.

      Извините за отвлечение от основной темы. Более ценно, здесь то, что приведен маршрут дороги, уже имеющей ямские станции. Расстояния между ямами промерены и известны путникам. От Ашкадарского яма (после 1766 года г. Стерлитамак) дорога пересекала р. Белую и уходила через Торский ям       (Верхотор или Воскресенск)  к Бугульчанскому яму, где обратно пересекала р. Белую.

      Для пересечения р. Белой возводились ежегодно мосты на сваях или плашкотные, пользовались и бродами.                                  

 (Кстати, в начале прошлого века, когда Малую Белую переходили по камешкам, а вся вода шла по Большой Белой один из жителей Зиргана несколько лет подряд возводил такой мост через Большую Белую у берега, что находится ниже современного брода на Зирганку. Взимал плату за переправу. Теперь все изменилось и основной поток воды идет через, так называемую, Малую Белую).

   Академик Паллас, путешествовал в наших краях в октябре 1769 г. На пути  из Оренбурга в Стерлитамак  он отправил основной обоз экспедиции по левому берегу, а сам с небольшим отрядом переправился  через Белую в  районе устья Нугуша для посещения Воскресенского медеплавильного завода. Осмотрев и описав завод и окружающую природу, Паллас по пути  в Стерлитамак, где его уже дожидалась основная экспедиция, переправился  через реку Белую по броду у деревни Бишкадак.

  (Я не смог пройти мимо столь  интересного факта, поехал в Бишкадак,  нашел этот брод. Удивительно, но он сохранился до сих пор и им успешно пользуются местные жители. Прошел по этому броду и я, в июле  глубина была  по пояс.)

  Отсюда делаем вывод, что в 1769 году действуют обе дороги и старая, через Воскресенск и новая, по левому берегу Белой, через Зирган. Это естественно, поскольку мы знаем, что новая дорога действует как минимум с 1766 года. Была ли она раньше?  Данный документ, к сожалению, не дает ответа  на этот вопрос.

  Давайте вместе посмотрим, какие станции и ямы были организованы на новой дороге.

  Путешествуя сейчас на автомобилях и задавая маршрут по  навигатору нам как-то не очень интересно, как раньше люди определяли оптимальный маршрут до интересующего их города или села. В 19 веке в помощь путешественникам, купцам, курьерам, переселенцам и т. д. издавались «Почтовые дорожники» с описанием всех маршрутов по России с указанием расстояния между станциями и количеством лошадей на каждой станции.

      Естественно, нас больше всего интересует Зирган.  Откроем «Почтовый дорожник» за 1824 год и находим Зирган на маршруте № 956 из «Иркутска въ Оренбургъ (пограничный город)»

  Поскольку весь маршрут от Иркутска прослеживать утомительно, начнем с «Губернского города Уфа», куда дорога привела из города Кунгура.

 

                                                  ОТЪ ИРКУТСКА.

 

   956  В ОРЕНБУРГЪ

    (пограничный городъ)

верстъ лошадей
Губ. Г. Уфа 36
 Камышла 25 12
 Бузовьязы 28 12
 Толбазы 23 12
 Меселинский ямъ 23 12
 Г. Стерлитамакъ 23 12
                                    122
 Аллагуватова 23 12
 Зирганъ 25 12
 Мелеусъ 30 12
 Уральская 25 12
 Тугусъ- Темирской ямъ 28 1/2 12
 Шарлатский ямъ 17 12
 Емангулова 26 1/2 12
 Cакмарский городокъ 25 1/2 24
Г. Оренбургъ 30 1/2 28
                                     231
       Итого (от Иркутска) 4536

 

 Приятно отметить, что наш Зирган находится в 4353 верстах от Иркутска, но  сейчас для нас важнее сравнение новой дороги со старой. Обе дороги имеют общие станции:  Ашкадарский ям (Стерлитамак) и Уральский ям, или, как старики называли эту деревню – Уралка.

 По старой дороге между ними 79 верст, а по новой – 103 версты, на 24 версты дальше, но не нужно дважды переправляться через Белую – это хорошо.        Не нужно переправляться через р. Белую, но здесь четыре промежуточных станции вместо двух по старой дороге, значит, скорее всего, придется  затратить на путь на 2 дня больше – это плохо. Какой дороге отдавали предпочтение наши предки – их выбор.

  Для нас же важны выводы, которые можно сделать из этих документов:

  1. В 1758 году была ямская дорога из Стерлитамака в Оренбург через Воскресенск (обоснован в 1745 году). Известно, что там же еще раньше проходила и старинная башкирская дорога « В Ногаи» из Уфы, через Табынск по правому берегу р. Белой. Уходила она к Аральскому морю.
  2. В 1824 году действует оборудованная дорога из Стерлитамака в Оренбург через Зирган.
  3. Мы знаем, что новая дорога была оборудована для вывоза соли из Соль-Илецка на Ашкадарскую пристань в 1766 году (см. www.zirgan.info , «Кто первожители Зиргана»). От П. С. Палласа знаем, что в 1769 году использовались обе дороги, но, видимо, новая дорога через Зирган была предпочтительнее, поскольку основной обоз П. С. Палласа прошел именно по ней.
  4. Пока можно только предполагать, что по новому маршруту до 1766 года какая-то дорога была, скорее проезжая, поскольку нереально было пользоваться старой дорогой с двукратным пересечением Белой в  весенний и осенний периоды. Да и Оренбургская экспедиция Кирилова в 1735 году прошла именно по дороге, где позднее зародился Зирган.
  5. Мы знаем, что с 1766 года на месте Зиргана был постоялый двор  «кормовище» для возчиков соли, и комиссия уважаемых людей Зиргана, написавшая «Летопись Зиргана» совершенно справедливо  предложила датой основания Зиргана считать 1766 год. Мы  пока не можем утверждать, был ли здесь какой-нибудь ям, а вместе с ним и жилье до 1766 года.
  6. Вполне возможно, что постоялый двор «кормовище» на соляной дороге и ям на почтовой дороге существовали раздельно и одновременно, поскольку предназначение их было у каждого свое. Ведь ссылается же договор 1771 года о поселении ясашных татар, у Чиркинского яма.

             Давайте искать вместе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *