Твои первые энциклопедии. Библиотечный урок

Этот урок давно отсканировала, к сожалению, утратила выходные данные.

Чеботарева И. Г.

Твои первые энциклопедии : библиотечный урок для учащихся начальных классов

 

ОФОРМЛЕНИЕ:

Красочная карта “Страны Знаний” с обозначенными на ней остановками; игровое поле, на котором нарисована дорога, ве­дущая в город Знаний.

ВЕДУЩИЙ (1):

Ребята! Вы растете, познаете мир, и у вас возникает очень много вопросов: “Откуда? Зачем? Почему?” Бывает так, что ро­дители и учителя не всегда могут вам ответить. Что же делать? Да взять и обратиться к книгам, которые знают все. И действительно, ваши пер­вые энциклопедии могут рассказать о многом. Вы знаете, ребята, что “энциклопедия” – фран­цузское слово, означающее “свод знаний”. Ка­ких чудес там только нет! В энциклопедии вы прочтете, что маленький паук может съесть верблюда, что бывают дожди из селедки и апельсинов, что пески поют песни…

ЧТЕЦ:

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно “почему” меж деревьями мчится.

Летит по пятам за невиданной птицей,

Другое — пчелою забралось в цветок,

А третье — лягушкою скок в ручеек.

“Что” мышкой шныряет под листьями и норах,

“Кто” ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит “отчего” на зеленом листке,

“Куда” полетело верхом на жуке,

“Зачем” вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так целый день.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем.

Ответы мы сразу с тобою найдем.

ВЕДУЩИЙ (2):

Сейчас мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по страницам энцик­лопедий. Учтите, дело это непростое. Энциклопе­дий много, они разные, и в них можно заблудиться. Но нам поможет карта. Итак, в путь!

(Ведущий показывает на карте первую ос­тановку.)

 

  • Станция ШКОЛЬНАЯ

ВЕДУЩИЙ (1):

Все вы, ребята, учитесь в школе. А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, откуда пришли ваши парты или класс­ная доска? Из чего сделана тетрадь? Кто приду­мал промокательную бумагу? Разве не интересно узнать все это? Книга Г. Юрмина “Про тетрадь и карту, карандаш и парту” помо­жет вам по-новому взглянуть на совсем, каза­лось бы, простые вещи. Например, вы знаете, как люди изобрели промокашку? Вот, послу­шайте. После купания слон очень любит обти­раться песчаным полотенцем. Наберет в хобот песку и давай им обсыпаться. Насухо вытрет и живот, и спину, и уши. Это потому, что песок хорошо впитывает влагу. Именно слоны научи­ли людей промокать исписанный чернилами лист бумаги. Когда-то такой промокашки, как теперь, не было. Вместо нее на столе стояла пе­сочница с мелким, сухим песочком. Напишут страницу и посыпают ее песком. Он все лишние чернила выпьет.

 ВЕДУЩИЙ (2):

А я сейчас вам расскажу еще об одном предмете, знакомом каждому ученику. Есть такая поговорка: “Что написано пером, того не вырубишь топором”. Он же вырубает и карандашный штрих и чернильную кляксу, да как аккуратно это делает! Что же это за пред­мет? Да конечно же ластик, или стирательная резинка. А вы знаете, ребята, что скоро ластику исполнится триста лет? А из чего сделали лас­тик?

(Ответы ребят.)

Сначала появились каучуковые стирательные резинки. Первым человеком, который рас­сказал миру о том, что каучук мастер стирать написанное, был великий мореплаватель Ма­геллан. Индейцы Южной Америки собирали тягучий сок тропического дерева гевеи и вари­ли из него каучук. Сейчас каучук делают из картошки и опилок, нефти и спирта. Так что ла­стик наш — картофельный, или нефтяной, или опилочный. Чтобы он лучше стирал буквы и ри­сунки, к каучуку примешивают мел и стеклян­ную пудру. Поэтому ластик с легкостью уничтожает не только следы карандаша, он сдирает и верхний слой бумаги.

Все рассказы в книге Г. Юрмина небольшие и очень интересные. Расположены они по на­званию вещей в порядке алфавита. Сколько но­вого вам еще предстоит узнать!

(Ведущий показывает на карте следующую остановку.)

 

  • Станция СВЕТОФОРИЯ

 

ВЕДУЩИЙ (1):

Много разных машин можно увидеть на улицах наших городов. А теперь представьте себе на минуту, что происходило бы на дорогах, если бы вдруг исчезли светофоры, дорожные знаки, линии на проезжей части, про­пали бы регулировщики, а шоферы и пешеходы забыли бы все строгие правила уличного движе­ния. Сколько бы было несчастных случаев! Страшно представить! Вот почему каждый чело­век, и прежде всего вы, должны знать и строго соблюдать правила уличного движения. В книге А. Дорохова “Зеленый… Желтый… Красный!” помещены тридцать шесть коротких рассказов об устройстве наших улиц и дорог. Вы узнаете, какие острова бывают на суше, познакомитесь с удивительными знаками, которые одинаковы в Москве и в Лондоне и которые знают и понима­ют шоферы всего мира, хотя на дорожных зна­ках не написано ни одного слова. Эта книга поможет вам запомнить три цвета.

 ЧТЕЦ:

Красный свет — прохода нет,

Не иди на красный свет!

Желтый — это надо знать! —

Тоже просит подождать.

Чтоб машинам не мешать!

Загорелся свет зеленый —

Можно вам теперь шагать!

ВЕДУЩИЙ (1):

Я думаю, ребята, если вы хо­рошо изучите правила уличного движения и внимательно прочтете эту книгу, то на дорогах наших улиц меньше будет аварий.

(Ведущий показывает на карте следующую остановку.)

 

  • Поселок САДОВО-ОГОРОДНЫЙ

 

ВЕДУЩИЙ (2):

Кто из вас любит арбузы, дыни, огурцы, морковь? Ну конечно же все! А знаете ли вы, что у каждого из них своя очень интересная история? Многие к нам попали из далеких стран. Книга Н. Надеждиной “Во са­ду ли, в огороде…” расскажет вам про при­ключения свеклы, про превращения капусты, про томат, который на родине приняли за иностранца, про невидимую стражу, запрятан­ную в луковице, про силачей горошин. Английский ученый Гель решил испытать си­лу прорастающих горошин. Прикрыв крыш­кой чугунок, в котором они набухали, положил сверху груз. Горошины приподняли груз, ученый увеличил его. Кончилось тем, что горошины “выжали” пятипудовую гирю. А вот еще был такой случай. Пароход вез в трюме горох. Не дойдя до порта, пароход полу­чил пробоину и сел на мель. Воздух, тепло, вода способствовали тому, что семена проснулись. Они набухали не по дням, а по часам. Произо­шел такой взрыв, что корабль разорвало попо­лам. Моряки с других кораблей потом дразнили потерпевших: “Эй, вы, горохом порватые!” И “порватые горохом” молчали: возразить было нечего.

(Ведущий объявляет следующую остановку.)

 

  • Город ПЕСКОВ

 

ВЕДУЩИЙ (1):

С по­мощью книг мы с вами уже побывали и на доро­гах наших городов и сел, и в саду, и в огороде. Давайте же теперь отправимся в пустыню. Кто-нибудь из вас скажет: “Ну что интересно­го можно увидеть в пустыне? Кругом только раскаленные пески, палящее солнце, кругом ни ручейка, ни зеленой травки”. И все-таки в пустыне очень интересно! Пустынь на земле довольно много. Но как непохожа пустыня Африки или Австралии на пустыню Азии! Чем же они отличаются друг от друга? Какие пти­цы и животные живут в пустыне? Какие богат­ства таятся в их недрах? На все эти и другие вопросы ответит вам книга В. Мальта “Море дьявола”. Вы слышали, ребята, чтобы пески пели песни? Оказывается, это бывает. В старину люди говорили, что злые духи-джинны пустыни заставляют пески петь песни. А на самом деле, почему же пески поют? Долго лю­ди не могли разгадать эту тайну. Оказывается, звуки вызывают осыпающиеся песчинки, при­чем только сухие. Ну, а почему же все-таки эти песчинки поют? Песни песков – не что иное, как электрические разряды между пес­чинками.

         Ребята, вы, наверное, слышали выражение “манна небесная”. Откуда оно? Вот послушайте одно библейское сказание. Когда-то в далекие времена шли по пустыне люди. Шли они в поис­ках земли, где, как им казалось, найдут все, что нужно для жизни: тучные поля, воду, плоды. Долго шли по пустыне люди, и вот наступил час, когда припасы оказались съедены, вода выпита, а земли не было видно. Смятение охва­тило людей. Вдруг откуда-то повеяло прохла­дой, и с неба, как снег, посыпались мелкие белые комочки. “Манна, манна небесная!” – закричали люди и стали подбирать манну и есть ее. А поев, пошли дальше. Белые комочки совсем не были манкой, которую мы едим на за­втрак. Что же тогда это такое? Манна – особое растение. Оно буквально питается воздухом. Манна не имеет корней и перекатывается, под­гоняемая ветром. Вот видите, ребята, какие чу­деса происходят в пустыне. Но это не все. Из книги В. Мальта “Море дьявола” вы узнаете, какое животное называют “кораблем пустыни”, какое растение носит имя “пионер”, как назы­вается “мертвый город” в пустыне, и еще много интересного!

(Ведущий показывает на карте следующую остановку.)

 

  • ПРО ТЕБЯ САМОГО

 

ВЕДУЩИЙ (2): А сейчас я вам загадаю загадки:

У нее семь дырок есть:

Эта – чтобы пить и есть.

Этими двумя ты дышишь,

Этими двумя ты слышишь,

А еще двумя читаешь,

Звезды на небе считаешь. (Голова.)

 

Пятерка братьев неразлучных,

Им вместе никогда не скучно,

Они работают пером,

Пилою, вилкой, топором. (Пальцы.)

         Все это — и голова, и пальцы — части тела человека. Книга А. Дорохова “Про тебя самого” откроет вам много тайн. Почему на нашем лице отражаются и печаль и радость, почему наши глаза видят и днем и ночью, почему мы слы­шим, почему мы дышим? Задумывались ли вы когда-нибудь, например, над тем, что общего между глазом и фотоаппаратом?

         Вы знаете, ребята, как устроен фотоаппарат? Нажимаешь на кнопку затвора, в нем открыва­ется круглое отверстие, через это отверстие про­ходят лучи света, попадают на пленку и рисуют на ней то, на что был направлен фотоаппарат. Примерно так же устроен и наш глаз.

Прочитав книгу А. Дорохова, вы действи­тельно много узнаете о себе самих.

(Ведущий показывает на карте следующую остановку.)

 

  • КОРОЛЕВСТВО А – Я

 

ВЕДУЩИЙ (1):

         Ребята, есть большие энцик­лопедии для старших ребят, но есть и для вас. Это трехтомник “Что такое? Кто такой?” Энцик­лопедии предназначены для любознательных, для тех, кто многим интересуется, кто хочет найти тысячу ответов на тысячу вопросов.

         Материал в книге расположен очень удобно: по алфавиту от “А” до “Я”, как фамилии учени­ков в классном журнале. Обо всем здесь расска­зано очень просто, понятно и интересно. На каждой странице – цветные картинки, фото­графии, портреты ученых.

         Ну, например, посмотрим на букву “Б” – “Баобаб”. Это дерево хотя и живет долго, 4 – 5 тысяч лет, не очень высокое – 20 -25 м. Зато толщина ствола просто удивительная – 10-15 м. Чтобы обхватить баобаб, весь ваш класс должен взяться за руки. В тени кроны этого де­рева может укрыться целая деревня. “Баобаб большой, – говорят африканцы, – но из него не разожжешь даже маленького костра”. Как же так? Ведь из такого большого дерева можно заготовить столько дров! Но не торопитесь рубить деревья. Они окажутся бесполезными: древесина баобаба не горит. Есть у него и другие особенности. Например, баобаб сбрасывает лис­тья не зимой, а летом. Лето в Африке, где рас­тет баобаб, очень жаркое, и чтобы терять меньше влаги, баобаб сбрасывает листья. А зи­мой, когда начинается период дождей, баобаб вновь покрывается листьями. Плоды баобаба длинные, похожие на огурцы. Есть их можно, но они невкусные и нравятся лишь обезьянам.

ВЕДУЩИЙ (2):

Вот и подошло к концу наше путешествие. Я думаю, оно вам понравилось.

А теперь я предлагаю вам поиграть. Сначала разделимся на две команды. Так, молодцы. По­смотрим, какая команда быстрее окажется в го­роде Знаний.

(На столе лежит наклеенная на лист ват­мана игра-путешествие. Каждая команда по очереди бросает кубик и передвигает фишку вперед на столько пунктов, сколько очков вы­пало. Ведущий задает командам вопросы, от­веты на которые надо искать в энциклопедии. Если ответ найден правильно и быстро, фиш­ка остается, если ответ неверный — возвра­щается на прежнее место. Игра родолжается, пока одна из команд не придет в город Зна­ний.)

Юрмин Г. Про тетрадь и карту, ка­рандаш и парту. – М.: Дет. лит., 1983;

Дорохов А. Зеленый… Желтый… Красный! – М.: Дет. лит., 1975;

Надеждина Н. Во саду ли, в огоро­де. – М.: Дет. лит., 1972;

Мальт В. Море дьявола. – М.: Дет. лит., 1967;

Дорохов А. Про тебя самого. – М.: Дет. лит., 1989;

Что такое, кто такой. В 3 т. – М.: Педагогика, 1975—1978.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *