Технология СБО. Семинар

ТЕХНОЛОГИЯ СБО

Семинар

 

Справочно-библиографическое обслуживание –  это библиографическое обслуживание в соответствии с разовыми запросами потребителей информации.

Ответ на разовый запрос принято считать справкой.

по характеру информации (библио­графические, фактографические),

по форме – устные (лично или по телефону), письменные – сложные справки, требующие выявления литературы по теме и оформления библиографического списка).

Библиографической справкой называют ответ на разовый запрос, содержащий

  • о литературе (доку­ментах) по определенной теме, интересующей читателя (тематическая справка).
  • библиографическую информацию о наличии и/или ме­стонахождении издания в фонде (адресная справка),
  • об отсутствующих в запросе читателя или неправильных (искаженных) элементах библи­ографического описания (уточняющая справка),

Фактографическая справка содержит сами сведения (факты), интересующие читателя — даты жизни и деятельности какого-либо лица (исторического деятеля, писателя, ученого  др.), толкование специального термина, точное наименование организации или учреждения и т. д.      

 

Кроме выдачи библиографических справок библиотеки проводят консультации. Библиографическая консультация — ответ на запрос, содержащий советы, рекомендации по самостоятельному использова­нию каталогов, картотек, библиографических указателей.

 

Отказ на запрос тоже считается справкой. Он содержит обос­нование причины, по которой запрос читателя не может быть принят к исполнению (запрос не соответствует профилю библиотеки, справочно-библиографический аппарат не содержит нужной читателю ин­формации и т. д.).

 

 

“Путь справки” состоит из 4 этапов, а в каждом из них выделяют обязательные и факультативные операции.

 

Факультативные операции необходимы только в тех ситуациях, ког­да установленная в результате их проведения информация способствует оптими­зации справочно-библиографического поиска.

 

Путь справки:

  1. Формулировка и предварительное уточнение запроса
    • Определение цели запроса (Ф)
    • Определение известной пользователю информации (Ф)
    • Определение предмета поиска (О)
    • Определение поисковых признаков (О)
  1. Подбор и анализ источников

          2.1 Подбор источника (О)

          2.2 Анализ источников (О)

  • Определение последовательности просмотра источников (О)
  1. Поиск в источниках
  • Просмотр источников, выявление информации (О)
  • Оценка и отбор информации
  1. Оформление, выдача и регистрация справки

           4.1 Оформление и выдача справки (О)

  • Регистрация справки (О)

Выделяемые по признаку времени оперативные и неоперативные справки обычно отличаются и степенью сложности. Простые справки, как правило, выпол­няются оперативно, немедленно в десяти-двадцати минутах). Неоперативные справки раз­деляются на две группы. В первую группу входят те, что выполняются медленно по причине плохого состояния СБА или недостаточной квалификации библиогра­фов. Они свидетельствуют о низком уровне СБО. Но при поступлении оригиналь­ного сложного запроса по согласию пользователя возникает продленное СБО, когда требуется время на консультации, обращение в другие библиотеки и к спе­циалистам. Продленное СБО свидетельствует о высоком уровне ответственности СБС.

 Прием и анализ запросов. Правильное прохождение первого этапа пути справки исключительно важно. Оно предопределяет результат поиска. От не­го зависят релевантность ответа (соответствие), оперативность обслуживания.

На технологию приема запроса, в первую очередь, влияет знание библиогра­фом типичных ситуационных причин возникновения запросов.

По данному при­знаку тематические запросы можно разделить на два класса:

1)  сформировавшиеся у пользователей в процессе их трудовой, самообразо­вательной и других видов деятельности, осознаваемые как преимущественно лич­ные информационные потребности;

2)  вызванные необходимостью выполнения учебных заданий, различных по­ручений» своего рода “вынужденные” запросы.

 

В начальный момент контакта такое разделение запросов существенно, ибо пользователь, обращающийся по личной инициативе» обычно представляет, какая информация ему нужна,  тогда как читатели с “вынужденными” запросами нередко готовы доверить определение состава и объема требуемой информации библио­графу.

 

Ориентация читателя-специалиста в теме запроса, конечно, выше, чем у уча­щихся, но и ее нет оснований переоценивать. Это объясняется тем, что, как пра­вило, специалист обращается по вопросам, в которых он не является знатоком материала. Но его поведение иное: ему нужна консультация, в каких источниках он может найти искомую информацию.

 

Уточняющие запросы большей частью формируются по четырем причинам:

  • неполнота или искажение информации о документах» полученной пользо­вателем в процессе межличностного общения» от средств массовой информации (примеры: по радио прозвучала песня» запомнилось только ее название – слуша­тель обратился в СБС с запросом о ее авторах; на выставке а библиотеке в застек­ленной витрине экспонируется книга» на переплете которой только сокращенное ее заглавие – впоследствии потребовались полные данные).
  • невозмож­ность выполнить адресную справку ввиду неполноты или неточности элементов библиографического описания (особенно много таких запросов в системе МВД).
  • необходимость указать полные стандартные библиографические данные о документе при оформлении библиографических списков и сносок в рукописях статей, книг, диссертаций.
  • решение кроссвордов и другие “умствен­ные формы” проведения досуга.

 

Можно выделить три типичных ситуации возникновения адресных запросов.

  • физическая удаленность пользователя от фонда и/или каталогов. Прежде чем направиться в библиотеку, он пытается по каналу связи (обычно по телефону) выяснить, имеется ли в ней конкретное издание, а если нет – в какой библиотеке города» населенного пункта он его найдет»
  • безуспешность самостоя­тельного поиска издания в каталогах библиотеки, даже алфавитном, Если у авто­ра книги распространенная фамилия» а инициалы неизвестны» то поиск информации может оказаться весьма длительным. Например, в генеральном ал­фавитном каталоге ГПБ в начале 1980-х гг. имелось 16000 Ивановых, 7000 Попо­вых, 7500 Соколовых и т. д. {Актуальные вопросы теории и методики каталогизации. Л, 1986, С. 78,)
  • необходимость установить местонахожде­ния издания для заказа его по МБА.

 

Труднее всего типизировать ситуации возникновения фактографических за­просов. С одной стороны, в библиотеки поступают запросы, когда пользователю:

1) в данный момент физически недоступны источники поиска,

2) личный поиск оказался безуспешным.

 С другой стороны, фактографические запросы возникают в ситуациях:

1) научной, производственной или иной практической» учебной» са­мообразовательной деятельности»

2) проведения досуга,

 

  1. при приеме запроса часто возникает необходимость уточнения темы. Если формулировка темы размытая, мало определенная (примеры: Духовный мир современника, Мой любимый писатель), желательно перевести ее в четкие формулировки рубрик ББК попытаться выяснить индивидуальные вкусы, пред­почтения читателя.
  • В ходе приема тематического запроса (а также некоторых подтипов уточня­ющих и фактографических запросов) почти всегда важно установить его цель. Иначе говоря,  библиограф выясняет у пользователя, для чего нужна информация. Знание цели позволяет библиографу конкретизировать поиск, сузить поле ис­комой информации. Очень часто за “широким” запросом скрывается узкая кон­кретная информационная потребность.

 

Спроси кого либо:

Почти хрестоматийный пример: школьник просил литературу об ораторском искусст­ве,

  • нужно уточнять тему?
  • Кто не согласен?

но в процессе беседы с ним выяснилось» что он хотел прочесть о том, как пре­одолеть застенчивость, (или о выдающемся ораторе –Цицероне)

 

1.2 Выполнение фактографических справок, кроме вызванных физическими ба­рьерами и элементарным нежеланием читателя утруждать себя при разгадыва­нии кроссвордов, нередко требует длительного многошагового поиска. Поэтому здесь важно выяснить не только, какие источники каким образом уже просмотрел читатель, но и цель его запроса.

Квалифицированный библиограф стремится также выяснить у пользователя известные тому сведения о предмете поиска. Данная информация избав­ляет библиографа от необходимости заново просматривать названные пользова­телем источники либо, напротив, побуждает его проверить, не допустил ли неопытный читатель ошибку.

 

1.3 Опираясь на предварительное уточнение запроса, библиограф, определяет предмет поиска. Иначе говоря, он отвечает на исходный вопрос: что надо искать?

В тематическом запросе это не литература вообще, а документы, отвечающие оп­ределенным критериям:

–  лучшая по определенным признакам литература (например, оригинальная или авторитетная), относительно полная, научно-популярная, даже детская;

–  новая или за конкретный срок появления;

–  определенных видов документов (изданные, депонированные, неопублико­ванные, кино-, фото-, фонодокументы);

–  определенных видов изданий (по ГОСТ 7,60-90);

– виды материалов в изданиях (статьи, рецензии, справочные и библиогра­фические материалы, главы монографий и другие фрагменты текстов);

по языкам документов;

по месту издания документов (отечественные и/или зарубежные, централь­ные и/или местные).

 

В уточняющем запросе устанавливается, что требуется: «недостающее зве­но» библиографического описания, без которого нельзя убедиться в точности ответа либо полное стандартное описание. Столь же однозначно устанавливает­ся предмет поиска и при приеме адресного запроса (необходимые сведения о местонахождении документа вплоть» при необходимости, до полочного индек­са). Но при этом полезно согласовать с пользователем, согласен ли он в случае отказа на замену равнозначным документом (публикацией его в сериальном издании и др.)

В фактографическом запросе обычно требуется установить точные сведения о чем-либо или о ком-либо.

 

1.4  Определение поисковых признаков.  Операция проводится без обязательного участия пользователя. Несом­ненных и вероятных поисковых признаков всегда больше, чем представляется на поверхностный взгляд.

 

Проиллюстрируем это утверждение на примере уточняю­щего запроса, требующего установить автора художественного произведения по его заглавию. Эти справки считаются самыми простыми и выполняются по специ­альной картотеке заглавий. Можно сказать, что прием запроса здесь сводится к тому, чтобы выслушать читателя. Если же картотека не дает ответа, то пользова­тель обычно получает отказ.

К поисковым признакам тематических запросов относятся содержание (от­расль знания, тема, исторические лица, географические объекты и т. Д.), виды до­кументов, их языки, места и даты издания, хронологический охват и др.

Например. Владимир Высоцкий – поэзия, музыка, те­атр, кино, народная культура, нотография и т. д.

 

На этапе приема запросов, если установленные цели, трудоемкость поиска не соответствуют регламенту СБО, принимаются решения и об отказах в их непо­средственном удовлетворении или замене поиска консультацией.

 

Примеры: 1) вопрос индивидуального правового характера (“имею ли я право…?”) – ответы на такого рода запросы вправе давать юридическая справочно-информационная служба

2) узко фактографический запрос типа «в какой газете упоминалось о но­вой программе звезды эстрады …?” – для ответа на такой вопрос в универсальной библиотеке нужно провести сплошной просмотр подшивок и др. Перечень типич­ных отказов по запросам и варианты замены справок консультациями и платными услугами приводятся в регламентирующих СБО документах (см. Приложение 1)

 

Отказы по запросам допустимы в пункте приема запроса при:

1)   поступлении запросов, связанных с досуговым времяпрепровождением (но не организацией его);

2)   отказе пользователей уточнять формулировки запросов, сообщать допол­нительные сведения об искомых документах (например, об источниках, из кото­рых взяты неполные сведения о документах).

 

Отказ может быть дан и когда поиск возможен только путем сплошного просмотра документов» а пользователь не соглашается на замену справки консультацией, проведение продленного СБО или использование координа­ции. (Например: Сведения о банкротстве)

 

 Подбор и анализ источников.

Характерная ошибка начинающего, неопытного библиографа состоит в том, что» выслушав просьбу читателя, он спешит к известным ему источникам; каталогам, картотекам, энциклопедиям и т. д. Психологически такое поведение объяснимо: реальный источник пред­ставляется надежной опорой, едва ли не гарантией успешного поиска. Опытный же библиограф вначале проводит поиск “в уме”, без непосредственного обра­щения к источникам.

 

На втором этапе пути справки библиограф мысленно проводит три операции:

2.1)  подбора источников;

2.2)  их анализа;

2.3)  определения последовательности их просмотра.

При этом две первые операции библиограф проводит одновременно, слитно.

Подбирая мысленно источник, библиограф сразу же представляет себе его содер­жание и структуру. Затем он возвращается к нему для сопоставления с другими источниками.

Существуют десятки видов источников. Между тем, как утверждают психологи, человек способен успешно оперировать в уме 7 плюс/минус 2 предметами, связями, а оптимально воспринимаются 3 связи. Поэтому для успешного проведения подбора и анализа источника справки библиограф должен научиться объединять многочисленные источники в блоки, ориентиру­ясь на типичные поисковые признаки. Можно предложить 5 блоков источников для выполнения типичных библиографических справок:

 

1)  по содержанию предмета поиска: полностью совпадающие с ним, более широкого содержания, более узкого (по одному или нескольким аспектам);

2) по качественному характеру отбора документов: выборочные или полные;

3) по представлению документов в хронологии их создания: новые (в текущих библиографических пособиях), все в комплексе (в постоянно пополняемых ката­логах, картотеках и базах данных), ретроспективные (не отражающие новые доку­менты);+

4)  по видам отражаемых документов: печатных, рукописных, кино-, фото-, фонодокументов, машиночитаемых;

5)  по способу организации библиографической информации в источнике (по видам группировки библиографических записей, вспомогательным указателям).

Источники фактографического поиска можно разделить по трем признакам:

 

1) по назначению: прямые (справочные – издания и материалы в изданиях), косвенные (рассеянные, требующие выборочного просмотра разнородных текстов);

2) по надежности: новейшие авторитетные, устаревшие;

3) по способу организации информации: ориентированные на оперативный поиск (издания с детальным оглавлением, вспомогательными указателями, базы данных со средствами ориентации) или требующие сплошного просмотра текста.

 

При выполнении фактографических справок источники дифференцируют и в зависимости от  предмета поиска. Можно выделить 5 групп запросов:

1) словарные (требуют установить значения слов, преимущественно неологиз­мов, аббревиатур, их правописание, происхождение, перевод иноязычных слов);

2) географические (обычно требуют установить местонахождение географи­ческих объектов);

3) хронологические (требуют установить даты исторических событий);

4) требующие дать количественные и качественные характеристики предме­тов и явлений;

5) требующие подобрать фрагменты текстов (цитаты, афоризмы) или устано­вить их источники.

 

Важно принимать во внимание и читательское назначение источников: для взрослых или детей.

 

Важно непосредственное знание конкретных источников, конечно, обеспечивает на­ибольший успех поиска. Например, опытный библиограф досконально знаком с состоянием государственных библиографических указателей и других основных текущих библиографических пособий. Он не только точно знает их методические особенности, но и реальный библиографический интервал (срок от времени пуб­ликации документа до его отражения в библиографическом пособии (СЗ росии – опоздпние на 1 месяц, а Ведомости РБ на 3 мес)), изменения структуры, обеспеченность вспомогательными указателями, Он знает, например, какие рецензии в зависимости от времени публикации рецензируемых докумен­тов предпочтительнее искать а “Летописи рецензий” или последних номерах пе­риодических изданий и других источниках.

 

Таким образом, в распоряжении библиографа обычно имеется несколько ис­точников, в разной мере перекрывающих содержанием друг друга. Однако на практике наблюдается стремление к ограничению количества источников – пре­имущественно общими, универсальными (каталогами и картотеками, текущими библиографическими изданиями). Особенно заметна такая тенденция при выпол­нении тематических справок. Это движение по пути наименьшего сопротивления, вызван­ное в значительной степени психологическим давлением поиска в присутствии чи­тателя, К тому же читатель большей частью готов довольствоваться найденной по вышеназванным общим источникам информацией. Для него важно, что отраженные в каталогах и картотеках документы имеются в фонде библиотеки.

 

2.2  В конечном итоге при отборе источников руководствуются семью критериями:

1)  соответствием их содержания предмету запроса;

2)  ценностью, полнотой, надежностью содержащейся информации;

3)  соответствием читательскому адресу и целевой установке запроса;

4)  доступностью отраженной информации;

5)  степенью полноты библиографических записей;

6)  условиями оперативного поиска;

7)  индивидуальными особенностями.

 

Определение по­следовательности просмотра источников. Именно проведение данной операции может рассматриваться как тест на успешное ведение СБО для сотрудника СБС, как критерий оценки квалификации библиографа.

При выполнении тематической справки правильно установленный первый ис­точник может содержать до 90% искомой информации, Если пользователь будет удовлетворен найденной в первом источнике информацией, обращение к другим может оказаться необязательным. А при выполнении простых уточняющих, адрес­ных, фактографических справок первый источник должен быть единственным.

 

Но руководствоваться малым числом использованных источников как критери­ем качества справочно-библиографического поиска опасно. В управлении СБО это приводит к формализму. Изучение документов учета показывает, что малоквалифицированный библиограф меньше чем опытный фиксирует число просмотренных источников. Объяснение простое: он записывает только те источники, в которых нашел ответ (чаще всего один).

А опытный, например, при выполнении неординарной тематической справки, прежде всего обратится к справочным и другим изданиям, чтобы уяснить предмет поиска.

 

  1. 3. Поиск в источниках.

 

непосредственный поиск. Он определяет успешность или безрезультатность поиска.

 

Технологически процесс поиска в отдельном источнике можно разделить на три стадии:

1) общее ознакомление с источником (если это издание – по аннота­ции, оглавлению и предисловию, если каталог/картотека – по паспорту);

2) выяв­ление информации по структурным разделам или с помощью вспомогательных указателей;

3) отбор и оценка информации.

 

Ознакомление с источником – его содержание и структура, поисковые элементы.

 

Проиллюстрируем вышесказанное на примере использования основного ис­точника поиска – каталогов и картотек.

Библиограф должен знать: ваши варианты?

  • методику составления каждого каталога и картотеки
  • локальные (принятые в данной библиотеке или ее подразделении) методические решения
  • ситуационное (в момент поис­ка) технологическое состояние каталога/картотеки – редактирование конкрет­ных разделов  (обычно говорят о ящиках), перевод на иную классификационную систему и т. д.
  •  

Поэтому, впервые обращаясь к каталогу или картотеке (в смеж­ном подразделении библиотеки), библиограф прежде всего знакомится с его паспортом.

 

Углубленное ознакомление с источником раскры­вает особенности его содержания и структуры. Выясняется, по каким аспектам со­держание библиографического или справочного пособия выходит за рамки его темы, обозначенной в заглавии, Пример: указатель “История русской литературы XIX – начала XX века” (СПб. 1993) содержит материалы также по истории изда­тельского дела, журналистики, искусства.

 

3.2  Оценка и отбор информации

 

Тематический поиск наиболее эффективен с уча­стием читателя, с консультациями библиографа. В процессе ознакомления с вторичными документами меняется, конкретизируется информа­ционная потребность пользователя.

Изменение потребностей пользователей при их участии в поиске вызывает вариативность выполнения тематических справок. Это преимущест­во очного СБО. Объем тематических справок в синхронном режиме СБО обычно не превышает 2-3 библиографические записи, но они отражают релевантные до­кументы. При заочном СБО письменная тематическая справка часто содержит не­сколько десятков документов – с ”запасом”, а фактически с информационным шумом.

 

Уточняющий библиографический поиск, с одной стороны, отличается высокой скоростью при выполнении большинства справок, если требова­ниям оптимальности отвечают СБА и квалификация библиографа. В этих услови­ях точный однозначный ответ может быть выдан, как правило, с использованием одного источника, в кратчайшее время.

Примеры таких справок: установление ав­тора романа по картотеке заглавий художественных произведений или установле­ние номера журнала, в котором была опубликована рецензия при наличии указателя содержания журнала, С другой стороны, уточняющий поиск может ока­заться длительным, многовариантным, вынужденно осуществляться методом проб и ошибок. Усложнение имеет место в двух основных вариантах уточняющего поиска:

1) установлении “недостающего звена” библиографического описания документа;

2) установлении подлинных эле­ментов библиографического описания, когда данные, сообщенные в запросе пользователя, искажены.

 

Можно выделить три варианта ошибок» допускаемых пользователями в библиографических описаниях:

1) искажение их элементов;

2) про­пуск элементов;

3) подмена одного элемента (или группы их) другими. Встреча­ются комбинации названных вариантов.

 

Ошибки допускаются во всех областях и элементах библиографического описания. Каждая ошибка затрудняет идентификацию документов. Чаще всего искажаются фамилии и инициалы авторов, заглавия различных изданий. Пред­полагая ошибку, библиограф применяет метод проверки истинности одних со­общенных пользователем данных при помощи других, известных библиографу или предполагаемых им. Знание стилей эпох и индивидуальных – писательских, основ антропонимики (учения о человеческих именах), заключающееся в осве­домленности в типичных вариантах имен отечественных и иностранных авторов (подлинных фамилий или псевдонимов), позволяет библиографу при вероятно­сти искажения искать решения. Ему известны типичные варианты перевода ино­странных фамилий Вильяме – Уильяме, Гексли – Хаксли и др.).

 

 Но более всего библиографа выручает специфическая для его профессии память на распрост­раненные авторские имена. Но память подводит, когда фамилия автора отличается от привычной формы.

Установление библиографических данных документа, когда из их состава точ­но известно только заглавие, в основном базируется на двух вариантах – художественных и нехудожественных произведений. О последних пользователю, как правило, известно их содержание, тема, что позволяет проводить поиск по содер­жательно структурированным источникам (систематическим и предметным ката­логам/картотекам, отраслевым и тематическим пособиям).

 

При просмотре насыщенного информацией сложноструктурированного источ­ника для ускорения поиска полезно совмещать средства ориентации, используя установленные поисковые признаки. Например, если во вспомогательном указа­теле в рубрике более 10 ссылок, можно одновременно смотреть другие рубрики этого или иных “ключей” – до совпадения номеров библиографических записей или страниц, на которые даются ссылки.

 

Нередко в практике СБО имеет место представление пользователем фраг­мента издания как самостоятельного издания. Обычной причиной его является ошибка в источнике, из которого пользователь извлек информацию: отсутствуют разделительный знак // либо в старых (до середины 1970-х гг.) библиографичес­ких описаниях указание В кн.:.

 

Источником проверки и установления ошибки мо­жет, в первую очередь, становиться персональный или состоящий из персональных гнезд универсальный или отраслевой указатель, При отсутствии его обращаются к указателям содержания сериальных изданий и сборников.

 

Проведение адресного библиографического поиска более технологично, по­скольку резко ограничено количество источников, содержащих адресную инфор­мацию. Это карточные, машинописные, печатные и электронные каталоги отдельных библиотек и их подразделений, сводные каталоги библиотечных сис­тем, библиографические пособия, составленные на базе фондов отдельных библиотек, даже личных.

 

Но отказов выдается больше всего именно по адресным запросам. По причине отсутствия сводных ка­талогов библиограф чаще может только сообщить, имеется или отсутствует за­прашиваемое издание в фонде библиотеки, в которую поступил запрос.

 

Весьма сложным может оказаться и непосредственный фактографический по­иск в источниках. Объясняется это тем, что кроме ситуаций физической недоступ­ности источников, пользователи обычно самостоятельно наводят справки в справочных изданиях. Поэтому их обращения в СБС, особенно в научных библио­теках, объясняются либо недостаточным знанием источника (например, много­томной энциклопедии), либо не нахождением информации в источнике. Нередко трудоемкость фактографического поиска обусловлена необходимостью сплошно­го просмотра текста большого объема. Собственно библиографического поиска здесь нет, но библиографы бывают вынуждены проводить такой просмотр.

 

При не нахождении информации в прямом источнике полезно заново проана­лизировать запрос, выявить дополнительные, иногда вероятные поисковые при­знаки по содержанию, времени и месту происхождения известной информации, оценочным критериям и другим. Таково, например, установление значений неиз­вестных слов. Если обращение к универсальным толковым словарям безрезультат­но, то желательно выяснить, не является ли слово: новым (неологизмом), жаргонизмом, профессионализмом и т. д. Решение подсказывает обращение к со­ответствующим словарям. Если есть основание предполагать ошибку пользовате­ля или даже печатного источника в написании слова, проверяются в том же словаре варианты. Желательно при этом помнить о явлениях омонимии (много­значности слов), о существовании слов, близких по начертанию и произношению, но разных значений (например, синтетика и синектика, экология и этология).

 

Сложность возникает, когда обнаруживается расхождение фактических сведе­ний в различных источниках. Например, на вопрос: “Когда в России появился цирк?” БСЭ (3-е изд. Т. 28. 1978) сообщает 1764 г. как дату первого представле­ния, а энциклопедия “Все обо всем” (1995) – 1619 г. Разноречие объясняет ма­ленькая энциклопедия “Цирк” (1979),

которую в данном случае можно рассматривать как авторитетный источник.

 

Расходятся приводимые в различных печатных источниках, в том числе энциклопедиях, годы жизни И. А. Крылова, М. М. Зощенко, репрессированных деятелей отечественной культуры. Приходит­ся руководствоваться датами отмечаемых в последние годы юбилеев.

Забота о качестве выдаваемой информации должна побуждать библиографов “отходить” от привычных, но устаревших источников. Нельзя сообщать сведения о населении, состоянии экономики, культуры и т. п. по старым энциклопедиям.

 

Конечно, библиограф отвечает за качество сообщаемой им информации ограни­ченно, по доступным источникам. Но среди них имеются и косвенные. Например, имя последнего лауреата Нобелевской премии можно установить и по газетным сообщениям, без сплошного просмотра подшивок. Нужно только знать, когда ежегодно присуждаются эти премии.

 

  1. Оформление, выдача и регистрация справки.

 

4.1 Письменную справ­ку оформляет библиограф, устную, как правило, сам пользователь. Во втором ва­рианте не лишним будет совет читателю записывать библиографические данные точно и достаточно полно.

В письменной справке, помимо соблюдения общих ме­тодических правил организации библиографических списков, фиксируются также реквизиты: даты поступления запроса и готовности ответа, перечень просмотрен­ных источников, сведения об исполнителе и ответственном лице. Реквизиты за­полняются по типовой форме, принятой в библиотеке или библиотечной системе.

Отказ, письменный или устный, должен сопровождаться объяснением его причин, рекомендациями по продолжению поиска.

 

4.2 Выданные справки, включая отказы, регистрируются по принятой в библиотеке форме. Обычно применяются журналы или тетради учета справок, которые проще и компактнее. У нас в ЦБС – в журнале.(Табл)

Для упрощения регистрации справок и экономии времени рекомендуется применять унифицированную систему сокращений наименований типичных кате­горий пользователей, целей запросов, источников. В приведенном выше примере “Лич.” обозначает личный интерес, ПЛК – персональную литературную картотеку, ЭК – электронный каталог и т. д.

Если письменная справка представляет длительную ценность и может быть использована повторно, библиотека оставляет у себя ее копию, включая ее в фонд неопубликованных библиографических пособий, чаще именуемый фондом выпол­ненных справок.

 

Фактографические справки:

Словарные

  1. В музее: – Это Минерва.
  • А вон, тот, что за нею, Это ее муж?
  • Нет… У нее не было мужа. Она была богиней … (Чего?)  мудрости.
  1. Сербернары – это такие собаки, которые живут в Альпах, они зимой ищут потерявшихся лыжников…. Тем и живут. Так ли это?
  1. На экзамене в медицинском институте студент упорно называет печень «печенкой». Наконец преподпватель не выдерживает: « Что вы на базаре? Какая еще печенка? «Печень!» Запомните: Пе-чень! Еще раз такое услышу –выгоню! Переходите к следующему вопросу. Студент робко начинает: Селезень – это… (продолжите)
  1. Поймал хиппи золотую рыбку. Взмолилась рыбка: Отпусти меня хиппи, я исполню 3 твои желания.- Хочу чтоб в Швеции было татаро-монгольское иго. Исполнила рыбка его желание. – Говори второе желание хиппи! Хочу чтоб в Швеции не было татаро-монгольского ига. Исполнила рыбка желание. Вновь стала Швеция процветающей страной. – Говори третье желание! – Хочу чтоб в Швеции было татаро-монгольское иго! Исполнила рыбка иретье желание и спрашивает: Хиппи, зачем тебе это надо?- Люблю, когда народ тусуется! Что это значит? (тусовка)

 

Географические

1. Не простая я девица

Всем известно, что я

Шамаханская царица

И вопрос хочу задать вам не простой

Из какого цраства, из какого государства я прибыла, и где сейчас находится моя земля? (Шимаха- совр. Азербайджан)

 

 2. Цыгане шумною толпою по Бессарабии кочуют

(Где это на современной карте?)

 

 3. Как называлась улица Ленина в Уфе до революции?

 

 4. Где находится остров Принца Уэльского? ( В заливе Св. Лаврентия. Атлантический океан. Канада)

 

  • Хронологические
  1. В каком году Бартоломеу обходит мыс доброй надежды? (1487)(Всем. Ист. 212)
  2. В каком году и месяце произошло сражение под Аустерлицем? (20 ноября 1805 года)
  3. Первый поход киевского князя Игоря на Константинополь (941 июнь-сентябрь)
  4. Когда в России появился цирк? Разные ответы)

 

Количественных и качественных характеристик

  1. Чичиков отмахал к Коробочке ровно 60 верст. Сколько это в км?
  2. При температуре 451° по Фарингейту горит бумага, а сколько это по Цельсию?
  3. На скольких островах располагается город Санкт-Петербург? (разные ответы)
  4. Муха-муха цокотуха, позолоченное брюхо, муха по полу пошла муха денежку нашла. Сколько?

 

Фрагменты цитат

 Пример: Дуракам закон не писан, если писан, то не читан, если читан, то не понят, если понят,  то не так.

  • Поживем – увидим, а дальше?    ( доживем узнаем – выживем – учтем)
  • Горбатого могила исправит а дальше? (А упрямого дубина)
  • Собака брешет – ветер носит а дальше? (человек брешет – глупцы подхватывают)
  • Ври да не завирайся, а дальше? –  (стой не шатайся, ходи не спотыкайся, говори, не заикайся.)

Тематические

  • Подберите литературу на тему «Филателия» (76.19 Коллекционирование произведений печати)
  • Подберите литературу на тему «Камины» (38.625 Кладка печей и труб)
  • Подберите литературу на тему «История почты» ()
  • Подберите литературу на тему «Туберкулез» ( Фтизиатрия)

Адресные

  • Первый человек в космосе. (Есть ли в вашей библиотеке издания 1959 года)
  • Есть ли Уфимские новости за 2004 год в городской библиотеке №3?
  • Есть ли первое издание БСЭ в Мелеузовской ЦБС?
  • Могу ли я получить книгу Т. Толстой «Кысь» в Корнеевке?

 

Уточняющие

  • Принадлежит ли перу К.И. Чуковского «Водители фрегатов»

(Нет. Н.К. Чуковскому)

 

  • Горький. Мальчик из Уржума.

(Мальчик из Уржума: повесть.-Горький, 1979 год)

 

  • Являются ли дилогией книги Айтматова «Буранный полустанок» и «Дольше века длится день»?
  • Является ли книга А. Бека «Талант» продолжением «Жизни Беркова»
  • Женщина с бахромой на шее
  • Горе Одума
  • Сними свои калоши
  • Хер и Калымыч

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *