Тропинки к истории

С разрешения Елены Рулевой, библиотекаря села Нордовка, я хочу опубликовать ее путевые жизненные записки.

Иногда, зная человека долгое время, диву даешься и не подозреваешь о его делах и поступках. Без команд и циркуляров, просто по велению сердца человек занимается делом, нужным всем. Ловишь себя на мысли: я бы тоже пошла чистить родники. Но мысль так и осталась мыслью… 

В записках Лена, упоминает меня, большое спасибо за добрые слова, но я думаю, что они преувеличены, убрать их Лена не разрешила.

Читайте, и знакомьтесь с Еленой Рулевой заново.

 

 

Рулёва Елена

Тропиночка к истории

От автора, библиотекаря села Нордовки

 

 В какой то, книге я недавно прочитала что всякому делу своё время, всякому времени

своё дело. Наверное, так и есть. При встречах меня просят рассказать, о том, как я собирала историю. Самые интересные моменты. И я решила собрать несколько самых, самых. А сейчас я хочу рассказать немного другое. Недавно в интернете я прочитала такой рассказ – диалог.

«Так говорили две свечи: – Жаль мне тебя», – сказала незажженная свеча своей зажжённой подруге. – Короток твой век. Ты все время горишь, и скоро от тебя ничего не останется. Я много счастливее тебя. Я не горю и, следовательно, не таю; лежу спокойно на боку…» Отвечала горящая свеча: – Я нисколько не жалею, что горю. Моя жизнь прекрасна и полна значения. Да, воск мой тает, но от моего огня зажигается множество других свечей, и мой огонь от этого не убывает. И когда воск и фитиль догорят, то огонь мой – душа свечи – соединится с огнём пространства, частицей которого он являлся, и я снова вольюсь в свой великолепный и сияющий огненный дом. А здесь я светом своим разгоняю мрак ночи; делаю дома людей светлее и уютнее; радую ребенка на праздничной елке; оздоровляю воздух у постели больного, ибо возбудители болезней не выносят живого огня; возношусь символом молитвенного устремления перед священными изображениями. Разве жизнь моя не прекрасна?! И мне жаль тебя, незажженная моя сестра. Жалка твоя участь. Зачем ты существуешь? Ты не выполнила своего назначения; и где душа твоя – огонь? Да, ты пролежишь в сохранности долгие годы, но кому ты нужна такая, и какая радость, какая польза от тебя? Право, лучше гореть, нежели почивать, потому что в горении – жизнь…»

            Вот и Любовь Николаевна Макеева- библиограф Мелеузовской ЦБС, горит сама, и зажигает нас, маленькие свечи. Какие прекрасные «Буктрейлеры» у Альбины и Эльвиры.

Я часто вспоминаю тот день, когда мы приехали сканировать фотографии к «Солдатской энциклопедии», а на календаре было первое мая. И только потом вспомнили что, выходной. В то время у многих не было компьютеров, и один сканер на все библиотеки.

Сколько прекрасных, интересных, познавательных семинаров провела Любовь Николаевна для своих коллег библиотекарей, создание сайта, «сайтика», где мы можем общаться. Акция «Свеча Памяти» проведённая в г. Мелеузе, поиски без вести пропавших, а как великолепно были представлены события гражданской войны, и революции 1917 года, о нашем крае, о селе Нордовка, Мелеуза и района в целом.

 Благодаря труду «Дорога к Храму», изменилась моя жизнь. И если раньше что, то было мечтой. То при составлении работы становилась реальностью. Да ещё какой.

Сколько хороших добрых людей встретилось на моём пути. И сколько всяких событий произошло. О которых я и хочу рассказать, но лишь маленькую, маленькую капельку.

 

 

 Первая поездка

 Историк РПЦ Республики Башкортостан Уфимской Епархии.

Водитель Антон, звонарь с храма города Уфы и я. Мы едем в поездку собирать историю деревни Гавриловка, Златоуст. Посмотрели, крест в деревне Златоусте стоит ли на месте разрушенного храма. И поехали дальше, я была проводником, хотя знала дорогу только до села Четырман Фёдоровского района. Небольшая деревенька Полыновка.

Посёлок Полыновка. Дворов 52, населения: м. п. 175, ж. п. 179 душ. Переселенцы поселились в 1890 г. и первые 3 года арендовали небольшой участок земли, а в 1892 г. заторговали навечно 1000 дес. земли по 9 руб. от башкир д. Старо-Четырмановой. Сами крестьяне уплатили только по 1 руб. на десятину, а остальные получили в ссуду из Поземельного Крестьянского Банка на 38½ лет. Купчая крепость на землю совершена в 1893 г., а самостоятельное сельское общество – в 1895 г., к которому почти всё население и причислено. В 1896 г. переселенцы от тех же башкир купили ещё 300 дес. по 7 руб. 10 коп. за собственный счёт, уплатив в задаток по 3 руб. на дес., остальные обязаны очистить в 4 года, по 1 рублю в год, но в действительности большинство уже с владельцами рассчиталось, так как уплачивал каждый крестьянин своему башкиру. Приговор о продаже это земли Губернским Присутствием утверждён.

Переселенцы преимущественно из Курской губернии. В посёлке имеется: 49 деревянных домов, 143 лошади, 149 голов крупного и 366 мелкого рогатого скота. Безлошадных 1, а имеющих по 1 лошади 7 семей. Хлебозапасный магазин засыпан; пчёлы в 1 дворе. Купленной земли приходится: в 14 дворах менее 5 дес. в 36 от 5-15 дес. и в 1 дворе свыше 15 дес. на каждую мужскую душу. Кроме того, 48 семей брали ещё из душевых наделов башкир пахотной земли на посев 123 дес. Грамотных в посёлке 28 человек. (история 1887 года из книги о переселенцах).

 

            На горизонте замаячили домишки, и полынь. И я подумала, что и деревня не зря так называется Полыновка. Нас встретила баба Маша. Высокая, ухоженная бабушка,

она присела на скамейку, предложила это сделать и нам. Павел включил свой диктофон.

 Мы все окинули взглядом большой дом, который как бы украшал эту местность. Большой и красивый, он радовал нас тем, что деревня ещё живёт, а в деревне всего десять домов. И на выходные к бабушке приедут дети и внуки. Недалеко от бабы Маши жила тётя Вера. Баба Маша махнула рукой и тётя Вера с большой радостью, как «сороконожка» двигалась в наше общество.

            Когда Павел собирал историю, он с пожилыми людьми общался на каком, то “своём” языке.

И как” разведчик” вытягивал информацию. И мог так опрашивать по два, а то и по три часа.

 

            “Мой” учёный начал опрос. Бабушки были рады нам, они хором начали вспоминать, как в селе стоял храм, как пришли на эту землю их деды и прадеды, иногда слёзы текли по их щекам, можно было ставить вёдра для этих слёз. Но, всё это вытиралось концом платка. Мне казалось, что и я живу с этими бабушками, в одной деревне. И что, горе у нас одно. Это разрушенный храм, ссылки, и репрессии, война 1941-45 гг. унесшая жизни миллионов. Но вернёмся в реальность.

 Баба Маша она меня поразила своей грамотностью, можно сказать удивила. Из рассказа бабы Маши я поняла, что её прошлое как-то связано со старообрядчеством. И меня больше всего удивило, как баба Маша рассказывала о Вере в Бога, о традициях, обычаях. Ведь некоторые, проживая свой век и не задумываются ни о чём. А её больше всего волновало, как её похоронят. Все ли традиции и обычаи будут соблюдены.

            Павел всё записывал на диктофон. И казалось готов сидеть тут весь день. Но, нет мы решили посмотреть место храма. Усадив наших бабушек в машину, мы проехали по пустующему селу. Выйдя на месте храма. Павел нас расставил по углам как “колышки” для определения, точного места алтаря храма.

            Когда-то люди молились, спасали свою душу, и, если бы не революция. Может так и стояла бы церквушка на краю села, и не было бы этих зарослей чилиги с её жёлтыми букетиками цветов. И не рос бы кустарник на святом месте.

Я повернула голову позируя для снимков, выполняя функции колышка, и заметила как мои, а точнее наши бабушки тихо, смахивали слёзы. Которые падали на листики ещё только, что развернувшихся лопухов. На календаре было первое мая. Весна была теплая,

и солнечная.

            Мы довезли бабушек, и не стали пить чай, нам предстояло много работать. Да и

как то, не по себе было от этой тёплой, но в какой-то степени грустной встречи.

            И мы поехали в село Фёдоровку. Нас ждал отец Геннадий.

 

 

Село Фёдоровка

Отец Геннадий и храм в честь Святой иконы Казанской Божией Матери

 

После опроса в Полыновке, мы немного отдыхали, кто-то разглядывал лесополосы на проезжей части, а кто-то просто думал о своём. Машина была новая и в ней было тепло

и уютно. Мы ехали дальше на запад.

            Село Фёдоровка было уже на горизонте. И вот мы уже подъезжаем к Храму.

Деревня Федоровка основана мордовскими крестьянами в конце XVIII в. В 1795 г. ее населяли 75 мужчин и 94 женщины. Тогда же из д. Алмантаево (Камышлы) Уфимского уезда переселились 29 человек мордовской национальности. Федоровка имела и другое название – Нижние Балыклы. 
            “По преданиям старожилов Федоровка-1 образовалась группой переселенцев, потомки которых имели фамилии Алексей и Дмитрий Ивановичи Федоровы, а по обычаю у всех народов, название поселению давали по фамилии предводителя или по имени. В 1760 году в д. Федоровка числится 17 дворов. В 1785 г. это владения ясашных из мордвы новокрещенных удельного имения крестьян числится уже 37 дворов. Селение расположено по обе стороны реки Балыклы. Занимались выращиванием ржи и овса, сеять пшеницу нужно было только на хорошо удобренные земли. Разводили скот. 
            Федоровка – 2. Её образовали позже братья Даниловы, старшего из которых звали Федором. Поселение получило название по имени старшего брата Федора, что было вполне распространенным правилом и традицией патриархальной жизни – старший брат в отсутствии отца пользовался правами главы. Позднее фамилию Даниловых они поменяли на фамилию Асабин. 
            По дошедшим до наших дней преданиям, к моменту появления здесь первых поселенцев в низине простиралось озеро с кристально чистой водой с изобилием в нем рыбы. 
            Молва о сказочно обильной местности уходила далеко и в первую очередь привлекла внимание людей мордовской национальности. Федоровка является исконно мордовским селением. Люди были глубоко верующими. Даже оказавшись в такой глуши, они четко исполняли религиозные обряды. Первую церковь они построили только в 1830 году, а до этого ритуал моления проводили на околице в двух местах. 
            В 1876 году построена церковно-приходская школа. А с 1884 по 1889 годы на пожертвования населения построили вторую церковь, которая сегодня вновь действует. (www.fedormcb.ru)”

            Немного истории, чтобы было общее понятие что же это за село Фёдоровка.

Я зашла в храм, меня поразила красота, иконы и тишина, всё было очень великолепно… Храм старинный, деревянной постройки. Нас уже ждали, я получила тут задание от работницы храма, сбегать за хлебом. Меня удивило то что я впервые вижу этих людей, мне дали денег. Купив хлеб. Мы взяли проводника и поехали в деревню Ново-Софиевка, Михайловка. А это около70 км в один конец. И к тому то нужно ехать на границу с Оренбургской областью.

Наш попутчик был мужчина лет 60-ти. Фамилия его была Логинов.

Павел долго с ним беседовал. И мы приехали в Ново-Софиевку. Пообедали у одной женщины.

            Несмотря на то, что весна нас покормили гусятиной. Всё было очень вкусно.

В селе Ново-Софиевке мы поехали смотреть место Храма. Мы долго ехали по селу, которое медленно исчезало. Разрушенные дома, и только фундамент и цветущие сады напоминали нам, о том, что село было большое. Стоило водителю свернуть и перед нами на высоте холма раскинулось кладбище.

            Это было ухоженное кладбище, чистота, ухоженность могил, видно, что родные заботятся, а недалеко на высоте холма когда-то стоял Храм. И нам опять пришлось вставать и искать, и уточнять площадь храма.

            Перед нами внизу как на ладони раскинулось село, а точнее остатки домов. Так, как село здесь было протяжённостью в несколько километров.

            А сейчас оно медленно исчезает. Как и многие Российские деревни. Далее мы поехали В Михайловку, село Михайловка.

            Здесь немного домов, много заброшенных зданий. Когда то, во время революции здесь шли бои. Деревня со своей так скажем историей. И течёт святой родник. Место храма нам удалось установить, с помощью одного дедули. И мы поехали назад в Фёдоровку, и далее в деревню Новотроевку.

            Дорога лежала через лес. Вообще Фёдоровский район — это сплошной лес, лес, и лес.

А какой он красивый. Мы спустились с горы и перед нами раскинулось большое озеро.

Было очень красиво. Всего пять домов раскинулось на два километра. Подъехав к одному из них к нам вышла пожилая женщина ей было лет 80. Я задала вопрос – бабушка вы одна живёте здесь? Доживаю скорее всего дочка. А куда мне ещё? В город не хочу, вот дети приезжают ко мне. Правда пять километров они идут пешком. Сюда ведь и автобусы не ходят. Была весна, и в деревне обычно сажают картошку на майские праздники. Вот и наша бабушка ждала дочь, чтобы посадить урожай. И больше к сожалению, в этой деревне мы никого не нашли. Поражала дикость, и запустение.

 В Фёдоровском районе такие интересные названия деревень как Гороховка, Хваталовка, Гончаровка, Гоголевка.

            Я всегда вспоминаю поэму Некрасова «Кому на Руси жить Хорошо»?

Ну, вот мы уже приехали в Гоголевку. Здесь мы хотели уговорить одну женщину, дать разрешение на установку креста, так как, она со своим мужем жила на месте разрушенного когда-то храма.

            К сожалению, на том месте, где когда-то был алтарь. Она жарила шашлыки, и видно никогда не задумывалась ни о Вере, ни о душе. Нас всех это возмутило. Но, что поделаешь. Каждый человек устроен по, своему. Следующее село, где мы побывали это, была Покровка – Фёдоровский район. Мы поехали домой. Весна, шёл проливной дождь.

А нам предстояла дальняя дорога.

 

Покровка

Установка крестов на месте разрушенных храмов

Надежда

            Стою на перекрёстке, и жду машину с города Уфы. Интересно с кем Павел сегодня приедет. Ведь каждая поездка — это спонсоры. И мне повезло. Как только я себя приземлила на сиденье. Мне пришлось познакомится с девушкой. Её звали Надеждой, красивая. С неё только картины писать. Голубоглазая, и красивая. Она ловко вела машину. Мы опять ехали в село Фёдоровку. Храм уже был новой постройки. Перед нами стоял в рясе Отец Геннадий для благословения на доброе и благое дело. Надежда быстро поменяла свой образ, надела на себя юбку, платочек. И глядя на неё, настроение менялось у всех, конечно же, в лучшую сторону.

 Мы ехали в Покровку для установки памятных крестов на месте Храмов. Село Покровка, поселки Сашино, Ильиновка и Айтуган-Дурасово — бывшие помещичьи деревни. При отмене крепостного права крестьяне отказались от надела и были причислены к мещанам. Все деревни находились на землях Д. Н. Дурасова. В конце XIX в. в Покровке жили 228 человек, в Сашино — 156, в Ильиновке — 176, в Айтуган -Дурасово — 227 крестьян. Все населенные пункты имели 110 дворов, из них у 72 своего хлеба на весь год не хватало. В четырех деревнях грамотных крестьян было 41 человек. (www.fedormcb.ru)

            Нас встретили в сельском совете села Покровки, глава администрации, и библиотекарь. Народ здесь очень гостеприимный. В селе Покровка было два храма, и креста нужно было установить два. Всё было подготовлено. И Отец Геннадий по обычаю как и положено совершал освящение. Ему помогал Павел. А мы с Надеждой по очереди фотографировали. Нам понравилась глава Администрации сельского поселения. Вот так гостеприимно, и ответственно нас, наверное, нигде ни встречали. Попили чай, посмотрели библиотеку. И начали делать опрос бабушек, дедушек, жителей села.

            Павел зашёл к одному дедуле, который очень долго рассказывал о свои истории. И нам пришлось ждать его два часа.

            Село красивое, мы разглядывали каждое строение, смотрели, дома. И ходили как хвостики. В Надеже на то, что Павел Владимирович устанет работать и мы поедем домой.

 Мы приехали на конец села, может это был хутор. Дома окружала большая гора. И похоже ветра с севера никогда не тревожили эту улицу. Нас встретила баба Лена, в дом мы заходили редко. И в основном все наши опросы велись на крылечке. Павел начал опрос. Перед нами сидела бабуля лет 80-ти. Курносая, и красивая даже в свои 80.

В шерстяном платке, и в шерстяных носках, и галошах. Она выглядела как будто из сказки.

            Павел долго её «мучил» своими расспросами, и вопросами. И нас поразила речь этой бабушки. И потом работая восемь лет и собирая историю церквей, я в последствии никогда не встречала таких людей. Её слова, золотце, милёнок, касатик, родненький, ягодка, миленький. И это она произносила всё несколько раз, в своём разговоре.

            Устав мы с Надеждой решили не мешать «нашему историку» и пошли познакомиться с местностью. Нас всё больше поражала красота местности. Мы нашли в центре села родник, так как, на календаре было 12 июня, и было, жарко мы набрали, полторушку воды и попили. Умывшись на дорожку.

Вообще родник был ухожен. Вода текла по трубе, ледяная и вкусная. Павел нас уговаривал остаться. Да и бабушка тоже, чтобы переночевать и потом утром ехать домой.

Мои попутчики попрощались с бабушкой, и мы поехали. Конечно же, мы не остались. Нас ждали дома.

            Мы с Надеждой хором начали рассказывать про родник. И тогда я не знала, что мне

Придётся ещё увидеть много родников в Фёдоровском районе.

Но это будет уже другая история.
 

 

Село «Семендяевка» и святой Родник

            Село Семендяевка Фёдоровского района – особенная точка на карте. Находилось это село в сторону от деревни Ключовка. Мы долго не могли установить место «Михайло -Архангельского Храма». И вот ещё одна попытка. Меня согласились подвести семья Матюша Анастасии Егоровны и Ивана Николаевича. Благодаря старому жителю Семендяевки Кривоконь Николаю Егоровичу. Наша поездка увенчалась успехом. Николай Егорович сразу показал мне место храма. И на этот раз мне пришлось фотографировать и устанавливать место храма самой. Недалеко было расположено кладбище. И вот день установки крестов в селе, точнее в бывшем селе Кандауровка и Семендяевка. Тот же отец Геннадий и много гостей, и просто кому всё это не безразлично. А таких, оказалось немало. Пустынное место. Мужчины сделали небольшое углубление и залили бетоном землю. А затем после освящения поставили Крест. В деревне Кандауровка когда-то преподавала в школе Варварушка Скворчихинская. А сейчас дикая пустыня.

Село Семендяевка основано (в нынешнем Фёдоровском районе), выходцами из Тульской, Калужской, Орловской, Курской, Тамбовской губерний. Первыми же поселенцами были братья Семендяевы – Синофон, Павел, Василий. Переселенцы жили бедно, просто, но с глубокой верой в бога. Вскоре и была построена церковь, и дали ей имя святого Михаила Архангела. Для храма выбрали место на возвышенности, да и церковь была высокая, с каменным фундаментом, стены храма были увешаны иконами. Иконы были рисованы по дереву, ткани, металлу. На звон колокола шли на службу прихожане не только Семендяевки, но и из ближних населённых пунктов – Никитино, Ключёвки, Каменоподоловки, Егорьевки, Лесовки. В храм ходили с детьми, семьями. На престольный праздник ходили крёстным ходом и этот праздник ждали особенно.       

Наводили порядок в доме, накрывали праздничные столы, да и сами надевали свои самые лучшие наряды какие у них были. В трудные годины – голода, болезней повальных так же Крёстным ходом обходили окрестности с молитвами к Богу о помощи. Священник Василий Родионович всё своё время отдавал храму. Вся жизнь его была храм. Своих детей с матушкой у них не было. Матушка Татьяна Ивановна была учительницей и любила своё дело, детей. Им посвятила она всю свою жизнь. В 30-е годы семья священника подлежала выселению. В это время председателем сельсовета был уже ученик Татьяны Ивановны – Чупрунов Аким Андреевич. Он отказался от их выселения, и убедил власть оставить их на месте. Матушка продолжала учить детей в школе, а батюшку взяли в колхоз помогать односельчанам в хозяйстве. В годы ВОВ Василий Родионович умер. Татьяна Ивановна ослепла, жила одна в маленькой избёнке, но одинокой не была. Ей помогали жить всей деревней. Батюшка и матушка покоятся на Семендяевском кладбище. Один из самых высоких крестов (металлических) – это крест Василия Родионовича. В годы ВОВ храм служил складом под зерно. Разрушали храм во время войны? (не помнит точно). Присутствовало всё население. Слёзы, рыдания, ничего не останавливало. Глухой удар колокола разнёсся по окрестностям. Взрослые и дети голосили. Лес увезли. Иконы, книги жители уносили по домам с надеждой на лучшие времена. Им приклонялись, умывая слезами. И вот эти времена настали. Не значится в сельсовете деревни Семендяевки, нет тех кто пережил трудности века на этой земле и мог бы рассказать нам «слепым», «глухим». Все подробности содеянного, чтобы осталась память. Память осталась только у правнуков, что была здесь замечательная природа. В низине была лощина называлась «Цветочный луг». И бегали девчонки за цветами только туда. Дальше за лугом протекала тихая речушка Молоканка. В ней и переносили зной ребята и утята. Красной горой называли обрыв с которого струилась студеная вода. Отсюда брали глину наши прабабушки для того, чтобы выбелить – покрасить полы в хатах да углы. А студеной водой утоляли жажду крестьянки в жатву хлебов, да пастухи. Но однажды, помниться мне, как рассказывал мой дед одну историю, которая случилась с пастухом. Всю жизнь пас Макар Суховерков скот в окрестностях деревни. Стал замечать, что в том месте, где он обычно прогонял скот на отдых протекает уж очень чистая водица. На вкус ему понравилась, да и чиста, как слеза и студена. Стал расчищать постепенно. Народ это заметил и стали ухаживать, расчищать. Явился фонтанчик. Однажды, когда Макар решил попить водицы, наклонился попить и явилась ему икона Божией Матери. Она два раза всплывала и больше не появилась. В этот же день Макар всем это и поведал. С тех пор и по сей день люди издалека приезжают за водой, которая выручает от болезней. Вода долго хранится. А ещё эти места были очень ягодными. Народ в Семендяевке отличался трудолюбием. Разбили сад. Прижились там не только малина, смородина, но и яблоня. Овраг назывался Аркакуль. В настоящее время он раздался. Низкий поклон тем, кто помог нам понять, что и в памяти наших детей она должна быть и жить.

Записано со слов Болдыревой (Чупруновой) Раисы Акимовны,1926 года рождения. В данное время проживает в селе Нордовка, улица Коммунистическая.

 

Кусочек истории из воспоминаний жителей Семендяевки. Установив крест на месте бывшего храма. Мы произвольно все, кто был поехали на Святой родник. И как будто все договорились.

Все машины ехали на это место, кто – то начал стелить скатерти прямо на землю, и это продолжили другие. И получился своеобразный стол. На столе, как водится, куча продуктов, и угощений. Благодарили нас с Павлом. За то, что своего добились. Все пели песни. Радовались и вспоминали своё прошлое. Мы с Павлом остались довольны что, установлен ещё один крест. И не зря мы всё это затеяли. Прошло несколько лет, а этот день я часто вспоминаю, и родник с его кристальной чистой водой.

 

 

Учёба в Мелеузе

 Попутчица

Учиться всегда хорошо. Здорово. Мне понравилось. Когда живёшь в деревне. Всё равно немного не достаёт общения. И вот закончилась учёба.

Я купила билет на село Зирган. И села у окна в маршрутке. Газелька была полупустая. Возле меня «кружила» женщина. Она была ухожена, приятный внешний вид, приятная улыбка. Сперва она осмотрела взглядом все сиденья в маршрутке. Затем подошла ко мне, и спросила, не будет ли она мне в тягость, если сядет со мною рядом. «Конечно же нет», – ответила я. Мне хотелось с кем-то просто пообщаться, чтобы скоротать время. Она кинула взгляд на книгу «Дорога к Храму» и спросила: «Читаете?»

– Нет собираю истории о церквях – ответила я.

И сказала кто я, и откуда еду. Глаза у неё загорелись. И она мне начала рассказывать удивительную историю.

Когда – то много лет назад её бабушка поехала в Фёдоровский район. И там в одном селе у знакомых она захотела попить воды, и на бочке подняла круг деревянный,и обомлела. Это была икона. Это была не просто икона, а икона Святого. Её бабушка выпросила у хозяев и сохранила на долгие годы. А еще она рассказала, что её бабушка когда-то, общалась с Варварушкой Скворчихинской. И та предсказала её судьбу, впоследствии – всё так и сбылось.

Я немного записала на диктофон, и попрощались с моей попутчицей. Вслед она мне крикнула: «Господь бы вам автобус послал!».

«Ну конечно, подумала я. Разве я одна у Бога», и медленно пошла к перекрёстку, думая о том, как я доеду до дома. Я прошла дорогу, повернула резко голову, передо мной стоял автобус. Рейсовый. До Нордовки. А время было около семи вечера, когда и попутки то, не ходят.

 Я резко запрыгнула и спросила как и подобает: «Возьмёте?», и приготовилась купить билет. Водитель улыбаясь, просто заорал на меня: «Не надо денег. Я вас бесплатно довезу.

«Откуда такая щедрость? – спросила, – Я что похожа на депутата?» «Да нет, просто когда вы подошли, у меня автобус заработал!» Пассажиры дружно смеялись. И все смотрели на меня.

У меня честно всё дрожало от волнения. Я отдала денег, и присела на сиденье.

И в этот день мне удалось сделать большое открытие что, в селе Мелеуз был храм Святого Порфения. Вот вам и попутчица.

 

Монастырь

Молитва

Матушка

Часто, когда человек оказывается в какой, то жизненной трудной ситуации, да и вовремя сдачи годового отчёта, можно услышать такую фразу. «Уйду в монастырь», всё надоело. Не знаю, кто как, а я больше такими фразами не разбрасываюсь. После одной поездки.

Как – то меня попросили собрать историю церквей в местечке N. И я очень обрадовалась этому предложению. Там был монастырь, и мне очень захотелось там побывать. Собрав вещи чтобы переодеться, я купила билет и поехала. Скажу сразу, меня ждали, и встречали, в монастыре. Мне сразу же пришлось познакомится с одной женщиной, это потом я узнала, что она очень важный академик, очень талантливый учёный, с ……… области. Доцент.        

И вот познакомившись с ней, мы прогуливались по окрестностям, потом пошли на молитву. Монахини и настоятельница монастыря прошли вперёд, а мы заняли правую сторону, в маленькой домовой церкви. В которой обычно молятся монахи ежедневно. Меня привлекало всё, и мне было интересно. Молитва, все стоят молятся. На клиросе хор из двух монахинь, и рядом со мной стояла монахиня, которой по правилам нужно было читать молитвы. По правилам монахине нужно было прочить, около сорока раз, молитву «Господи помилуй». И она это делала как нам показалась, словно ангел. И тут поворачивается настоятельница монастыря (имя не разглашается), и громко произносит: «Ты вчера один, раз не досчитала молитву.

– О! Господи, что это я, – послушно сказала монахиня, извиняясь, о том, что произошло. Закончилась молитвенное правило, и мы все пошли в гостиницу. Но, стоило мне зайти в комнату, как предо мной всплыла другая картина. Моя учёная, покидала свои вещи, буквально на ходу, говоря при этом фразу: «Мы не академики, мы не доценты, мы никто! Как успела матушка посчитать молитвы? Вот он подвиг, в одной «молитовке»!». И действительно, никто ни видел, чтобы матушка??? считала.

В дорогу нас очень вкусно покормили, и Матушка дала мне хлеб. Мне кажется вкуснее я в своей жизни ничего и не кушала. Прошли годы, но, эта поездка мне запомнилась надолго.

 

 

 Матушка-воспитатель

Как то, идя по городу, я наблюдала такую картину, какая-то школа, вела детей на экскурсию.

И учительница надрываясь кричала, во весь «свой рупор»: «Стоять, построились, в одну шеренгу1». У меня возникло такое ощущение что по городу шли особо опасные преступники, и их вела полиция. Окружающие грустно смотрели на всю эту процессию. Кто-то с жалостью, кто-то спокойно проходя мимо. И я вспомнила один случай. Мне позвонил батюшка и попросил рассказать о книге «Дорога к Храму», и об истории села Нордовка. Приедет воскресная школа ближайших городов. Я согласилась.

Пришла в храм Космы и Дамиана, и вот гости приехали. Детей и взрослых было около полсотни. И я немного растерялась. Не ожидала увидеть так много народу. Ко мне подошла монахиня. Ну думаю влипла я, по полной. И меня поразила грамотность этой монахини, она начала рассказывать о революции 1917года, о царской семье, не буду перечислять кучу произведений какие она порекомендовала всем нам прочитать. Но больше всего меня восхитило, отношение к детям, то есть обращение.

 Деточки, цыпляточки, непослушники, растеряшки, крошки мои. Хотя все были чужие.

За ней бегали не только детки, но и их папы. Так, как с детьми приехали и отцы. И от её тепла и доброты, и ласковых слов всем хотелось стоять рядышком и слушать историю. Волнение моё исчезло, я рассказала историю села, всех гостей батюшка напоил чаем.

         Перейдя на другую сторону улицы, я увидела ту же колонну с детьми, и их грустно приподнятые головки, ищущие что-то интересное, и привлекательное. И зычно орущий голос « Шагом……..»

 

В деревне Гоголевка Фёдоровского района (всего пять домов в деревне)

Опрос жителей 

Мечты

Мечты сбываются. Если этого захотеть, и когда есть такие наставники и учителя как Любовь Николаевна Макеева. Когда я собирала материал для работы «Дорога к храму» я мечтала повстречать Архимандрита, наместника монастыря с. Дедово отца Николая.

И вот на праздник Крещения отправившись проведать родственника в городе, больного и лежачего. Я вышла на остановку в надежде пораньше уехать до города. Простояв полтора часа, и уже отчаявшись, махнула перед машиной, проезжавшей мимо меня, машина на удивление остановилась. Сев, я долго разглядывала кто же передо, мной сидит. Было темно, стояла тишина, водитель аккуратно ехал. Но, стоял запах в салоне автомобиля. И этот запах ладана был приятен. Спросить я не могла, что-то мешало сказать даже слово, но вот немного расцвело. И я стала приглядываться, батюшка сидит передо мной. Мы приехали, подаю водителю деньги.

– Вот возьмите обратилась я.

– Денег не беру повернулся рядом сидящий человек. Передо мной сидел Архимандрит. В то время я не знала форму обращения к сану Ахимандрита, и сказала:

– Батюшка, как я мечтала встретить Вас! На что, он засмеялся и сказал:

– А мы едем и всё время смотрел я на остановку, зачем сам не знаю, но искал кого то, и хотел подвезти. А тут вы машете.

Вот мы встретились. И он меня пригласил на службу в с. Дедово Святой Зосиме Эннатской. Мечты сбываются. Нужно только в них верить. Спасибо Любовь Николаевне.

 

         Чтобы побольше узнать о Покровском монастыре, нужно в Яндексе набрать Покровский мужской монастырь Салаватской епархии, в рубрике «Галерея» есть видео и фотоматериалы.

         А я расскажу попозже, но это будет уже другая история…

 Колодец в деревне Гоголевка

 

 

Село Столяровка. Ведущие праздника, на освящение Храма

Покрово-Энатский монастырь. Лето 2017 года

Праздник села в Столяровке Мелеузовского района

Лето 2015 года (животные макеты)

Фото автора

 

2 комментария к “Тропинки к истории”

  1. Доброго всем дня ! Права на сто раз вперед Елена Викторовна, что задуманное сбывается……Так произошло мое знакомство с Еленой Викторовной ! Исследуя родословную своей фамилии “Ильины” , я оказался в Нордовке и судьба познакомила меня с Еленой Викторовной Рулевой !!! И теперь история прошлого становится не такой забытой, открываются новые страницы истории наших предков. А это история семей, история каждого из нас.Прочитав ” Путевые записки” я увидел,как в течении многих лет шаг за шагом ведется кропотливая работа по восстановлению исторической правды,уничтоженной и униженной в прошлом.Ведь Храм на Руси всегда был Храмом души человеческой,Храмом Добра ,Веры,Надежды…Так пусть же свеча зажженная Любовью Николаевной Макеевой и Еленой Викторовной Рулевой горит долго,долго !!! Огромное спасибо за Ваш труд. Успехов Вам в Вашей работе и храни Вас Бог !!! С чувством глубокого уважения Ильин Алексей / потомок рода “Ильины” из с.Нордовка/ Красноярский
    край,г.Назарово.

  2. Спасибо Алексей. я уверяю вас, когда есть такие наставники, и учителя как Любовь Николаевна Макеева,
    свеча никогда не потухнет. Спасибо !!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *