Лексический парк

Этот сценарий прошел в ЦБ 9 ноября 2005 года. Светлана Николаевна, сейчас заведует Отделом обслуживания в ЦБ, а Лера, выросла, учится и работает в Музее кукол Сочи-парка.

За стеллажами мы ставили стулья, и 3 артистки (Змей Горыныч) изображали, играли Змея. Это было такое театральное начало урока, на котором дети должны были познакомиться с языковыми словарями.

 

Лексический парк

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Читатель, Библи­отекарь, Змей Горыныч, (возможно, надевающаяся на руку кукла или мягкая игрушка).

(Звучит спокойная музыка. За столом си­дит Библиотекарь. Входит Читатель, маль­чик лет десяти-двенадцати.)

ЧИТАТЕЛЬ: Здравствуйте, Светлана Николаевна!

БИБЛИОТЕКАРЬ: Здравствуй, Лера! Ты уже все прочитала? Ведь недавно так много книг брала. Когда же ты успела?

ЧИТАТЕЛЬ: А я, Светлана Николаевна, и по ночам читаю. Залезу под одеяло с головой, фонарик с собой возьму, и пока мама не видит, читаю… Эх, и чего это в сутках только 24 часа? Времени совершенно не хватает! Книг у вас вон сколько! Разве их все перечитаешь?

БИБЛИОТЕКАРЬ: Так ты читай только то, что тебе интересно. Иди выбирай. Или у тебя конкретный запрос?

ЧИТАТЕЛЬ: Вот посмотрите, целый список в школе дали.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Хорошо, сейчас посмотрю.

(Библиотекарь уходит за стеллаж. Чита­тель перебирает книги, журналы. Неожиданно роняет одну книгу. Слышится шипение, хохот, хихиканье. Звучит страшная музыка.)

ЧИТАТЕЛЬ: Ой, что это? А-а, книга упала (поднимает). “Русские народные  сказки”. А чего это шипело тут? Чайник, что ли, где-то кипит?

(Слышен хохот.)   

ЧИТАТЕЛЬ:   Светлана Николаевна?! Взрослый человек, а ведет себя так        странно…   Наверно, книг про привидения начиталась, а теперь пугает. Тихо—то как… Ой, мамочки, я – уже боюсь!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

(Из—за стеллажа появля­ется Змей Горыныч. Все три головы кричат хором.)

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: У-у-у! А мне это как раз и нужно!

ПЕРВАЯ ГОЛОВА: Здоруво, читатель!

ВТОРАЯ ГОЛОВА: Привет!

ТРЕТЬЯ ГОЛОВА: Наше вам с хвостиком!

ЧИТАТЕЛЬ: Ой-ой,  Светлана Николаевна, это вы, что ли?..

ПЕРВАЯ ГОЛОВА: Совсем сбрендила со страху!

ВТОРАЯ ГОЛОВА: Крыша съехала? Протри глаза—то!

ТРЕТЬЯ ГОЛОВА: Да неужели я, красавец, на твоего заштатного библиотекаря похож?

(Появляется Домовой.)

ДОМОВОЙ: Да уж, красавец! Перепужал девчонку—то и радуешься! Глянь, она с лица вся сошла! А ты, милочка, не боись. В Змее Горыныче этом только спеси да гонору много, да на­ружность ужасная! Все—то он не угомонится! Зелень шершавая!

ПЕРВАЯ ГОЛОВА: Но-но, я бы попросил…

ВТОРАЯ ГОЛОВА: Гляди, чего себе позволяет!

ТРЕТЬЯ ГОЛОВА: Ты смотри мне! Щас как пыхну огнем! Ты этого—того, того—этого!

 ЧИТАТЕЛЬ: А вы кто, дедушка?

ДОМОВОЙ: Аи не признала? Домовой я, из русских сказок, так-то, милок!

ЧИТАТЕЛЬ (указывает на Змея): А это? Змей Горыныч? Настоящий?

ПЕРВАЯ ГОЛОВА: Живой!

ВТОРАЯ ГОЛОВА: Настоящий!

ТРЕТЬЯ ГОЛОВА: Теплый еще, на, потро­гай!

ЧИТАТЕЛЬ: Аи, нет, не хочется что-то! А взялись-то вы откуда? Ведь не было вас здесь?!

ДОМОВОЙ: Так это ты, милочка, нас из книж­ки—то и высыпала.

ПЕРВАЯ ГОЛОВА: Ты книжку с полки ро­няла?

ЧИТАТЕЛЬ: Роняла…

ВТОРАЯ ГОЛОВА: Название ее читала?

ЧИТАТЕЛЬ: Читала…

ТРЕТЬЯ ГОЛОВА: Ну и чего теперь удивля­ешься?

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ (все головы хором ): из книги мы и выпали!

ЧИТАТЕЛЬ: Так, понимаю. А еще вопрос можно?

ПЕРВАЯ ГОЛОВА: Валяй!

ВТОРАЯ ГОЛОВА: Задавай!

ТРЕТЬЯ ГОЛОВА: Рискни здоровьем!

ЧИТАТЕЛЬ: А где Светлана Николаевна?

(Домовой горько вздыхает. Змей хохочет.)

ПЕРВАЯ ГОЛОВА: Я ее умыкнул!

ВТОРАЯ ГОЛОВА: Похитил, значит!

ТРЕТЬЯ ГОЛОВА: Она мне, того-этого, книжки на ночь читать будет.

ЧИТАТЕЛЬ: Ой-ой-ой!

ДОМОВОЙ: Да, вот беда-то…

ПЕРВАЯ ГОЛОВА: Вы супротив меня на бой, конечно, пойдете?

ЧИТАТЕЛЬ и ДОМОВОЙ: Пойдем, а то как же!

ВТОРАЯ ГОЛОВА: Ну-ну, мне уж не при­выкать!

ТРЕТЬЯ ГОЛОВА: Так что советуйтесь тут покуда, а я в сторонке постою, подожду поединщика вашего.

ЧИТАТЕЛЬ: Беда, дедушка Домовой! Бе­да—то какая!

ДОМОВОЙ: Знамо беда, милочка. Да поправима!

ЧИТАТЕЛЬ: А как мы можем помочь ей?

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: А вот как. Ты и гости должны отгадать 3 мои загадки

ЧИТАТЕЛЬ: Давайте начнем.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: Есть множество слов, которые не всем понятны, тем неменее они вполне нормативны и знать их следует. Слово «лицей» – что это?

ДОМОВОЙ: Это образовательное учебное заведение. Впускают туда по «лицам»

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: Нет!

(вопрос гостям)

ЧИТАТЕЛЬ: Это действительно общеобразовательное заведение. Сейчас у нас даже в городе два лицея, где вы можете получить знания по тому или иному профилю. А слово пришло из древней Греции. «Лицион» – название рощи при храме  Апполона Ликейского близ Афин, где учил Аристотель – великий мудрец и философ!

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: Правильно! А вот слово «Гимназия»?

ДОМОВОЙ: Что тут особого? Гимн Азии! И почему не Европе?

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: Ты давно такой умный?

ЧИТАТЕЛЬ: Гимназия – это средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов, а раньше, в России –  среднее учебное заведение с преподаванием древних языков – латинского и древнегреческого! Между прочим, слово это тоже латинского происхождения.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: откуда знаешь? Что ли в гимназии учишься? Давай последнюю! Что такое фронтиспис?

ДОМОВОЙ: Фронт по списыванию. Проходит по первой парте от учителя!

ЧИТАТЕЛЬ: Да молчал бы уж! Он находится в книге, но не во всех. Рядом с титульным листом слева, от него вас встречает иллюстрация – портрет автора книги, главного героя, просто картина – это и есть фронтиспис – обращенный лицом к титулу. Фронт – лоб – «списио» –глядеть – вот и получается – глажу в лоб!

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: Получай свою библиотекаршу!

БИБЛИОТЕКАРЬ: Спасибо, Лера! В знак благодарности я приглашаю вас Лексический парк. (Стеллаж языковых словарей)

 

Далее другие сотрудники обозревали словари.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *