А где хранят Вселенную? Библиотечный урок по словарям русского языка для 6-го класса

А где хранят Вселенную?

Библиотечный урок по словарям русского языка для 6-го класса

 

Сразу же после всеобщего «Здрасте!» вопрос классу: Как вы считаете, где можно уместить всю Вселенную в одном месте”?

 Известный французский писатель Анатоль Франс ска­зал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!»

Недавно попалось на глаза мне одно необычное, неизвестное, но очень красивое слово – «лек­сикограф». Хочется узнать, что оно обозначает, как правильно произносится и пишется. Команды, помогите мне! Что мне делать – «посмот­реть в словаре».

Вот и замечательно, давайте обратимся к разнообразным словарям и поищем там это неизвестное пока нам слово «лек­сикограф».

правильный ответ: лек­сикограф (от греч.) – это ученый, который занимается состав­лением словарей. Заодно ребята обнаружили еще и слово «лек­сикография» (от греч.), т.е. раздел языкознания, занима­ющийся теорией и практикой составления словарей.

Следующий вопрос командам: Известны ли вам имена лек­сикографов? Назовите их. Сначала – задумчивая пауза одна на всех. А потом все равно кто-то сообразит и скажет: Даль, Ушаков, Ожегов. Ведь их словари лежат на партах (можно еще оформить выставку). Здесь можно порассуждать над этой информацией или сообщить детям что-то о работе Института русского языка АН РФ. А затем следующее задание – у всех на партах есть словари. Объявляется презентация словарей!

 Все команды представля­ют свой, рассказывают кратко о нем, сообщают, что в нем та­кого особенного и очень необходимого для нас. как и зачем мы можем его использовать. Работа кипит, ведь ребятки уже сра­ботались, да и время поджимает, дали на все про все только 4 минуты. В результате можем получить яркие образцы школь­ной рекламы:

«Читайте и используйте только наш словарь, он вам просто необходим в учебе!»

Ведущий, конечно же. благо­дарит за работу и предлагает выполнить еще одно практиче­ское задание: Раз уж вы так хорошо убеждали нас воспользо­ваться вашими словарями, то и давайте действовать. Для начала поменяемся словарями с соседней командой для инте­реса. Ведь и вы и ваши соседи так хорошо рекламировали свое издание! Затем раздаются карточки с заданиями. Необхо­димо найти по словарям толкование слов, их написание и про­изношение. Дети, конечно же, работают парами. После вы­полнения задания, учащиеся рассказывают, как они его выпол­няли, каков алгоритм поиска. Его, кстати, можно написать на доске для большей наглядности пли заранее сделать плакат. А все задействованные в работе словари по мере выступлений ставятся на выставку на всеобщее обозрение, завершая таким образом урок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *