«Детская библиотека: экологические будни»: Некоторые идеи в Год экологии… для детей и библиотекарей

«Детская библиотека: экологические будни»: Некоторые идеи в Год экологии для детей и библиотекарей

Первый в мире приют: может стать вашим проектом…

Так получилось, что в основном, приюты строят для животных. А вот в Германии открылся приют для растений. Первый в мире приют для брошенных и не нужных комнатных растений. Авторы проекта – немецкие художники-инсталляторы Торстен Грош и Хайке Рауш. Материалы для своих работ они ищут везде. В том числе на свалках и в мусорных контейнерах. «И повсюду мы видели погибшие, брошенные хозяевами комнатные цветы».

И они придумали, использовать контейнеры, деревянные ящики, куда «нерадивые хозяева» ставт «ненужные растения». Многим из растений предстоит долгий период лечения и регенерации. После лечения художники готовы предложить цветы и другие растения всем желающим через Интернет.

Хочется надеяться, что такой приют не останется единственным в мире. Действительно, почему бы в библиотеке не организовать нечто подобное. Особенно, если в библиотеке есть зимний сад и читатели имеют навыки работы с растениями. Во многих библиотеках цветы тоже являются неотъемлемой частью интерьера, хорошо «себя чувствуют», привлекают внимание читателей. Можно организовать и гостиницу временного «проживания» для домашних растений. Например, я, уезжая в отпуск, всегда мучаюсь, кто будет поливать?

И главное – в любой библиотеке обязательно найдётся литература о том, как правильно за цветами ухаживать. Если судьба покинутых домашних растений не оставит равнодушными ваших юных читателей, они непременно научатся не только «ставить диагноз» растениям-подкидышам, но и осуществлять лечебные и терапевтические процедуры. А также составлять памятки по уходу за каждым растением для их новых хозяев.

А вот каким будет ваш собственный проект, коммерческим или нет, с привлечением специалистов (биологов и ботаников) или вы обойдетесь своими силами, – решать вам. В любом случае подобный проект в ходе его реализации не только позволит дать вторую жизнь растениям, но и привлечёт внимание местных сообществ (особенно экологической и природоохранной направленности), предоставит возможность вам и вашим детям активно участвовать во всевозможных региональных акциях. Ведь питомцам в горшках и контейнерах понадобятся новые хозяева.

Пейзажи рисуем устами

 

Дети-инвалиды и не только. И роль детской библиотеки здесь переоценить невозможно: она может предоставить им возможность «выйти» за пределы среды обитания, ограниченной квартирой, больницей, школой. Форма – устное «перерисовывание» картинки (картины), где изображена природа. Эта форма деятельности не только способствует умению разглядывать, видеть прекрасное, но и весьма эффективна для развития речи. С этой же целью применяется приём «озвучивания» текстов (сказок). Как правило, начальный этап здесь – адаптация текста для восприятия детьми. Затем детям предлагается не просто прослушать уже упрощённый вариант, но и сопроводить услышанное соответствующими звуками: пожужжать пчелой, поквакать лягушкой, изобразить шум листвы и т.д. Это нехитрое действо, как правило, доставляет ребятам большое удовольствие.

Еще одна из таких форм работы – слайд-путешествие. Например, «По морскому дну». Активно используются просмотры видеофильмов. Не целиком, конечно: отбираются наиболее интересные фрагменты с последующим обсуждением. Особым интересом у ребят пользуется видеофильм «Чудеса природы”.

И конечно же, в центре работы – книга: громкие чтения, обсуждение прочитанного, работа с иллюстративным материалом художественной и научно-познавательной литературы.

Много внимания уделяется и совместной деятельности детей. Один из итогов такой работы – коллаж «Зоопарк будущего». Каждый поместил на большой лист бумаги своё животное (реальное или выдуманное). Руководителю останется лишь придать ребячьей фантазии законченность, сведя всё в единое целое.

«Движение добрых» – может стать вашим проектом

«Нелюбимые животные»

– театрализованное представление (для детей-инвалидов младшего и среднего школьного возраста).

Речь идёт об отношении к животным, незаслуженно обиженным человеком. Как отмечают авторы разработки, «человек по традиции делит живых существ на полезных и вредных, любимых и нелюбимых… Важно объяснить детям, что все животные приносят пользу…». Вести мероприятие помогают жаба, змея, лягушка (игрушечные). Ну и конечно, оформляются выставки: книжно-иллюстративная выставка «Некрасивые, но полезные» и выставка детских рисунков «Не обижайте нас, ребята». В качестве музыкального оформления используется заставка к передаче «В мире животных»: всем известная волнующая музыка Ариэля Рамиреса «La Peregrinacion (Паломничество)» в исполнении оркестра Поля Мориа.

«Живут на свете кошки»

Мур-турнир (для детей-инвалидов среднего школьного возраста).

У этого мероприятия много задач: немного познакомить ребят с кошачьей историей, с породами кошек. Поговорить о науке фелинологии, изучающей кошек. Рассказать о роли кошек в жизни человека. Ребята отправляются на планету Кис-Кис. Создать кошачью атмосферу помогает соответствующее оформление зала: книжно-иллюстративная выставка «Живут на свете кошки»; стенд с загадками, пословицами, поговорками, занимательными историями из жизни кошек, написанными детьми; «Кото-вернисаж»: фотографии кошек, котов, котят – участников конкурса; «Леопольд, выходи!» – выставка рисунков детей на тему «Кошки – герои литературных произведений»; мягкие игрушки-кошки. В турнире принимают участие четыре человека (учащиеся 4-го класса) со своими питомцами-кошками. В ходе игры им предстоит соревноваться в конкурсе «Знатоки кошачьей жизни» и блиц-турнире «Ночью все кошки серы» (объяснить смысл загадочных выражений, связанных с кошками, например «кот в мешке» или «тянуть кота за хвост»). А зрителям придётся не только болеть, но и отвечать на вопросы литературной викторины. А ещё в ходе мероприятия у ребят была возможность познакомиться с коллекцией календариков с изображением кошек.

«Собачья преданность»

Дог-шоу (для детей-инвалидов среднего и старшего школьного возраста).

В мероприятии участвуют читатели библиотеки – учащиеся 6–7-х классов со своими четвероногими питомцами. Первый этап соревнований – домашнее задание: каждый участник рассказывает о своей собаке, а собака выполняет различные задания хозяина. Затем очередь литературной викторины: по зачитываемому отрывку надо узнать художественное произведение и назвать его автора. Ещё одно задание – игра «Составь поговорку»: участникам раздаются карточки с написанными на них частями поговорок о собаках. Задача: сложить поговорку полностью и объяснить её значение. Пока жюри подводит итоги, зрители участвуют в конкурсе «Определи породу собаки». И слушают в исполнении учащихся зональных школ литературную композицию «Во все времена собачья верность и преданность вдохновляли писателей и поэтов». Встретиться с ребятами приходят профессиональные кинологи (из милиции). Собаки демонстрируют детям чудеса дрессуры.

Мастер-класс «Лебединое озеро»

Особенно актуальны мастер-классы, посвящённые экологическому просвещению и воспитанию читателей, а также в работе библиотек с детьми с ограниченными возможностями здоровья. И это понятно: с помощью мастер-классов мы сами можем научить ребят мастерить из подручных материалов, рисовать, делать гербарии. А у детей с особенностями это ещё и помогает развитию мелкой моторики. Мастер-класс «Лебединое озеро»: специалистов по оригами звать не стоит. Выбираем самую простую модель лебедя и осваиваем её самостоятельно.  Забейте в Яндексе: оригами, лебедь и учись с детьми пошагово. (Вот, например, https://www.youtube.com/watch?v=W-RwRf70HA4А «Лебединое озеро» – потому, что к началу игры на середину огромного овального стола (за которым размещается значительная, как правило, самая активная часть аудитории) «затопило» большое «озеро», задрапированное голубой шёлковой тканью. По берегам «выросли» заросли кустарников, вырезанные из травы. Поверхность «озера» украсили разноцветные пёрышки. А лебедей сделали своими руками участники мастер-класса. Лебеди получились тоже разноцветные – так веселее.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *