Литературная гостиная, прсвященная творчеству Н. В. Гоголя


1989 год

Литературная гостиная, посвященная творчеству

Н. В. Гоголя

 

Дорого русскому сердцу имя Гого­ля… никто лучше его не понимал всех оттенков русской жизни и русского характера, никто так поразительно верно не изображал русского обще­ства; лучшие современные деятели нашей литературы могут быть названы последователями Гоголя; на всех их произведениях лежит печать его влия­ния, следы которого еще долго, веро­ятно, останутся на русской словес­ности.

Д. И. Писарев

 

Заочные вопросы на литературную гостиную по творчеству Н. В. Гоголя в газете (для отбора команд на игру в гостиной)

 

  1. Назовите “родственника”, “двоюродного брата”, “кузена” Гоголя?
  1. Кто такие Аграфена Ивановна и Аделаида Ивановна?
  1. Какие события произошли 23 и 25 марта?
  1. По каким номером в гадательной книге стоит “нос”?
  1. Где и когда состоялась премьера комедии “Ревизор”?
  1. На какие произведения Гоголя сели две вороны?
  1. Назовите повесть Саллогуба, посвященную Гоголю?
  1. По некоторым причинам цензура перенесла место встречи майора
  2. Ковалева с носом. Назовите это место.
  1. Какие псевдонимы вы знаете Гоголя
  1. Назовите персонажи, сыгранные артистом М. Щепкиным в следующих произведения Н. Гоголя “Женитьба”, “Игроки”, “Тяжба”.
  1. He без помощи известного русского классика некоторые произве­дения Гоголя были изданы за границей, в частности, во Франции. Назовите классика и произведения.
  1. Кто написал оперы “Сорочинская ярмарка”, “Женитьба”?
  1. «…Молодой камер-юнкер с черными бакенбардами…” О ком идет речь?
  1. Кто из героев произведения Гоголя очень похож на Багратиона?
  1. Из каких произведений Гоголя взяты эти отрывки:
  • Да разве найдутся на свете такие огни муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу”
  • Русь! Чегоже ты хочешь от меня! Какая непостижимая связь таится между нами?
  • Садись, мой ямщик, звени, мой колокольчик, взвейтеся кони и несите меня с этого света!
  • А солнце садится и кроется. У! Как свежо и хорошо! Ищите женщину! в бледно-желтом с розовым оттенком платье!

 

ГОСТИНАЯ

 

Оформление: оформлена украинская хата, приготовлены и сварены вареники, выпалена из ДСП печь, все участники гостиной одеты в украинские народные костюмы, звучит украинская музыка.

Начинается гостиная со вступительного слова о Н. В. Гоголе.

(А в это время готовятся инсценировки).

 …Русь! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится ме­жду нами? Что глядишь ты так, и за­чем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?.. И еще, полный недоумения, неподвиж­но стою я, а уже главу осенило гроз­ное облако, тяжелое грядущими дож­дями, и онемела мысль пред твоим пространством. Что пророчит сей не­объятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?

Н. В. Гоголь

Ведущий:

 «ДОРОГО ИМЯ ГОГОЛЯ РУССКОМУ СЕРДЦУ»

– писал замечательный критик Дмитрий Иванович Писарев. И сегодня, спустя 180 лет» со дня рождения, очень приятно видеть в этом зале столько людей, которым по-прежнему дорого имя Николая Васильевича Гоголя.

В писательской биографии Гоголя поражает необыкновенная стремительность и интенсивность его развития как художника. Широкую литературную известность принесло ему первое же появившееся в печати произведение “Вечера на хуторе близ Диканьки» в 1831-1832 годах. И сразу же молодой автор был окрылен вос­торженным отзывом А. С. Пушкина: “Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки”- они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринужденность, без же­манства и чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нынешней литературе, что я доселе не образумился”.

В начале 1835 года вышел сборник новый новостей «Миргород», в 1836 – «Ревизор», а в 1842 году – “Мертвые-души”.

Гоголю всегда импонировали истории, отличавшиеся резкими, неожиданными поворотами сюжета, в основе сюжетов его произведений – нелепый анекдот, исключительный случай, чрезвычайное происшествие. И чем более анекдотичной, необыкновенной кажется внешняя оболочка сюжета», тем ярче, достовернее, типичнее предстанет перед нами реальная картина жизни. Это одна из образных особенностей гого­левского искусства.

Другая особенность – ирония, которой, пожалуй, никто из русских писателей 19 века не мог пользоваться так искусно и изобретательно как Гоголь. Смех его кажется добродушным, но он никого не щадит.

Казалось бы, всё складывается прекрасно: 23-х летнего Гоголя оценил великий Пушкин, ему пророчит славное будущее крупнейший критик России, Белинский, отмечавший: ” Гоголь еще только начал свое поприще, следовательно, наше дело высказать свое мнение о его дебюте и о надеждах в будущем. Эти надежды велики, ибо Гоголь владеет талантом необыкновенным, сильным и высоким. По крайней мере в настоящее время он является главою литературы, главою поэтов, он становится на место оставленное Пушкиным». Одно за другим не смотря на недоброжелателей, появляются его произведения.

Но характер этого человека был необычайно многосложен, многие черты его до сих пор загадочны. Отличительным качеством его натуры была энергия, сила, страсть. Это был один из тех энтузиастов от природы, которым нет середины: или дремать или гореть жизнью. Увлечение радостным чувством жизни или страданием, и если нет ни того ни   другого – тяжелая тоска…

Трудно представить во всей истории русской литературы более трагичный образ, чем образ Гоголя. Его острый черный силуэт тем более ранит, что одновременно с этим Гоголь – царь русского смеха.

Несмотря на то, что при малейшем усилении памяти перед вами возникают сотни карикатурных фигур и физиономий, комических положении, уморительных словечек, все же крайне трудно представить себе веселого Гоголя.

Над его остроумием хохотала вся читающая Россия, и продолжает хохотать и по сей день.

Гоголь страстно хотел красоты, в его мечтах живет преклонение перед казацкое стариной, или мерещится ему счастливое будущее родной Украины, пол­ное смеха, песен и солнца, но мечта эта целой пропастью отдалена от кривляющейся жизни тогдашней идиотской России, в недрах   которой должен был жить и развиваться Гоголь.

Всё толкало его на то, чтобы быть только романтиком, в правильно развитом обществе он должен был стать автором широчайших сказочных полотен. Но жизнь не позволила ему уйти в царство грез и дело не в том, чтобы какая-нибудь цензура мешала ему писать вещи типа “Майской ночи” или “Тараса Бульбы». Он сам понимая малую ценность таких произведении на фоне кошмарной действительности. Подлые рожи быта дразнили и звали к оплеухе. Так Гоголь от романтики повернулся к карикатуре.

Но этот человек обладал обостренным нравственным чувством. Он стремился к положительному идеалу, он хотел выразить его в образе положительного героя. Такого героя, которого не создала еще российская действительность, отсюда фальшь, богоискательство, мучительный внутренний разлом. По словам Аксакова он изнемог под тяжестью неразрешимой задачи, от тщетных усилий найти пример и светлую сторону там, где ни то, ни другое невозможно».

 

КОНКУРС 1

Проигрываются инсценировки. (Их разыгрывают библиотекари с читателями, но сейчас, можно поставить на экране отрывки из фильмов). По их окончании задаются вопросы:

  1. Отрывок из «Сорочинской ярмарки».

Вопрос: Как звали жениха? (Гицько) 

  1. Отрывок из «Ночь перед рождеством».

Вопрос: Кто еще приходил к Солохе? (Чёрт, Голова, дьяк Осип Никифорович, Чуб, кузнец) 

  1. Отрывок из «Сорочинской ярмарки».

Вопрос: Что вспомнил Афанасий Иванович? (Ничего не успел. Тут послышался стук в ворота. Кажется, слышен куме в голос)

  1. Отрывок из «Ночь перед рождеством».

Вопрос: О чем спросила Оксана? (Правда, ли что твоя мать ведьма?)

 

КОНКУРС 2

 Ведущий:

Я не сомневаюсь, что вы перечитали всего Гоголя ни один раз.

Вам знакомы произведения, герои, события, и думаю вы не затруднитесь в отлетах на вопросы следующего конкурса. Сейчас вам раздадут карточки двух видов: на одних из них будут описания помещичьих домов из “Мертвых душ”, а на других – описан накрытый стол для Чичикова в каждом доме. Внимание: ваша задача: Вы должны определить каждая дом (Кому он принадлежит) и указать соответственно каким обедом его угощали. Всё ясно?

  1. Дом господский стоял одиночной на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатостьгоры, на которой он стоял, была одета постриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сирени и желтых акаций; пять-шесть берёз небольшими куполами кое-где возносились мелколистные жиденькие вершины.

(Дом Манилова)

  1. Бричка, въехавши во двор, остановилась перед небольшим домиком, который за темноте трудно было рассмотреть. Только одна половина его была озарена светом, исходившим из окон; видны была ещё лужи перед домом, на которые упрямо ударял тот же свет.

(Дом Коробочки)

  1. В доме не было никакого приготовления к их принятию. Посередине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены, затягивая какую-то бесконечную песню; пол весь был обрызган белилами. Хозяин приказал тот час же мужиков и козлы вон и выбежал в другую комнату отдавать повеления.

      (Дом Ноздрева) 

  1. Дом, вроде тех, как у нас строят для военных поселении и немецких колонистов. Было заметно, что припостройке его, зодчий беспристанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант, и хотел симметрии, хозяин – удобства и, как видно, вследствие того заколотил на одной стороне все отвечающие окна и провертел на месте их одно маленькое, вероятно понадобившееся для темного чулана. Франтон тоже никак не пришелся посреди дома, как ни бился архитектор, потому что хозяин приказал  одну колонну сбоку выкинуть и оттого очутилось не четыре колонны, как было назначено, а только три.

(Дом Собакевича) 

  1. Наконец, мы перед самым домом, который показался теперь еще печальнее. Зеленая плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах. Толпа строений: людских, амбаров, погребов, видимо ветшавших – наполняло двор. Возле них, направо и налево видны были ворота и другие дворы. Все говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере, и все глядело ныне пасмурно.

(Дом Плюшкина)

 

Обеды:

 «Прошу покорнейше, вы извините, если у нас нет такого обеда, которые на паркетах и в столицах, у нас просто, по-русскому обычаю, щи, но от чистого сердца, Покорнейше прошу…»

Обед Манилова

«Прошу покорно закусить», – сказала хозяйка. Он оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками: припёкой с луком, припёкой с маком, припёкой с творогом, припёкой со сняточками, и невесть чего не было.

Обед Коробочки

 Закусивши балыком, они сели за стол близ пяти часов. Обед, как видно не составлял у хозяев главного в жизни; блюда не играли большое роли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновением и клал первое, что попадало под руку, стоял ли возле него перец – он сыпал перец, капуста ли попадалась – совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох – словом катай-валяй», было бы горячо, а вкус какой – нибудь верно, выйдет.

Обед Нозрева

«Мне лягушку хоть с сахаром облепи, не возьму её в рот, и устрицы тоже не возьму; я знаю, на что устрица похожа, возьмите барана, – это бараний бок с кашей! Это не те фрикасе, что делаются на барских кухнях из баранины, которая суток по четыре на рынке валяется, это все выдумали доктора немцы да французы, я бы их перевешал за это! Выдумали диету лечить голодом! За бараньим боком последовали ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки, потом индюк ростом с теленка, набитый всяким добром – яйцами, рисом, печенками и невесть чем, всё это ложилось комом в желудке. Этим обед и кончился.

Обед Собакевича

 «…В гостиной подали на блюдечке варенье – не груша, не слива, не иная ягода. «Вот еще варенье», – сказала хозяина, возвращаясь к блюдечкам, – редька, варенная в меду!

Обед Собакевича

«Поставь самовар, слышишь, да вот возьми ключ, да отдай Мавре, чтобы пошла в кладовую: там на полке есть сухарь из кулича, чтобы подали, его к чаю. Сухарь-то сверху, чай, поиспортился, так пусть соскоблит его ножом, -да крох не бросает, а снесет в курятник»

Обед Плюшкина

 

КОНКУРС 3

 Ведущий:

Вы мысленно только, что побывали на Украине, услышали песни, а теперь, мы вас угостим украинским национальным блюдом: варениками.

(Библиотекари угощают варениками с творогом и со сметанкой. После угощения продолжаем гостиную)

Итак: подошло время следующего конкурса. На этом столе собраны как вы видите всевозможные предметы. Все эти предметы – непременные участники гоголевских книг. Я думаю, что вы уже догадались о предстоящем задании. Вам будет необходимо указать из какого произведения каждый предмет, и участником каких событии он явился.

 

УЛИКИ

 

Нос «Нос»
Карты «Игроки»
Шинель «Шинель»
Сушеный карась «Вий»
Записка Левко «Майская ночь или утопленница»
Пистолет «Старосветские помещики». Афанасий Иванович пытался застрелиться
Ридикюль «Женитьба». Агафья Тихоновна Купердягина бросала жребий
Чашка с варениками «Ночь перед Рождеством»
Папоротник «Майская ночь или утопленница»

 

КОНКУРС 4

Ведущий:

А теперь: у Николая Васильевича очень много интересных оборотов     литературных. Сейчас вы получите “перевод” этих оборотов, ваше задача: сказать тот же текст, но словами Гоголя. Например, у Гоголя в “Вечерах на хуторе близ Диканьки» есть выражение, если перевести его на толковый литературный, то получится: «Не тратьте слов с людьми, которые не могут понять их, оценить”.

Ответ будет звучать так (по Гоголю): “Не мечите бисер перед свиньями”.

В качестве подсказки – у вас конвертики с нарезанными словами – той фразы, которую надо озвучить. Складывать ее можно и после ответа.

В добрый путь!

 

  1. Со времён появления этого произведения Н. В. Гоголя, выражение…

стало крылатым в значении: Люди, фиктивно числящиеся где-либо.

Ответ: мертвые души 

  1. Это выражение встречается в значении: Не выходит, не получается так, как надо. Возникло из повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место».

Ответ: не вытанцовывается

  1. Гоголь в “Записках сумасшедшего” вывел шутливое выражение: Не высокого качества чего-либо, чего-нибудь. Назовите его.

Ответ: Луна делается в Гамбурге прескверно

  1. Назовите цитату Гоголя из”Ревизора”, получившую крылатость в значении: зачем же переходить меру?

Ответ: Александр Македонский – герой, но зачем же стулья ломать?

  1. Назовите цитату Гоголя из комедии «Ревизор», которая употребляется, как ироническое определение чрезмерно любезного, галантного обращения.

Ответ: галантерейное, черт возьми, обхождение.

 

КОНКУРС 5

 (Звучит традиционная музыка на конкурс капитанов. На столе разложены конверты. Стоит юла стрелкой)

Ведущий:

Уважаемые капитаны! Прошу вас, присаживайтесь, крутите волчок, выбирайте конверт, отвечайте на вопросы. Итак, кто первый?

 

  1. «… С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: ” Ну что, брат, Пушкин?»

Что отвечал Пушкин и кому?

«Да так, брат, так как то всё»

  1. «…Славный был человек Хома!… А пропал ни на что. А язнаю, почему пропал он»!

Почему он пропал?

«С того, что побоялся. А если бы не побоялся, то бы ведьма ничего не могла бы с ним сделать. Нужно, только перекрестившись, плюнуть на самый хвост ей, то ничего не будет»

  1. «Каменный двухэтажныйдом, флигеля два: флигель на каменном фундаменте, флигель деревянный, дрожки, сани парные с резьбой, под большой ковер и под малый, две дюжины серебряных ложек, двелисьих шубы, четыре больших пуховика и два малых и т. д.»

Что за перечень?

Брачное объявление Агафьи Тихоновны, купеческой дочери, невесты. «Женитьба». 

  1. “… и уже сам разрежет, соберёт семена в особую бумажку и начнёт кушать. По­том велит Гапке принести чернильницу и сам, собственною рукою, сделает надпись на бумаге с семенами:

Какую?

«Сия дыня была съедена такого-то числа», если при этом присутствовал какой-нибудь гость, то: “участвовал такой-то”. Кто писал? Писал это Иван Иванович. 

  1. «Еще нужно сказать, что дамы города Nотличались, подобно многим дамам, петербургским, необыкновенною осторожностью в словах и выражениях. Никогда не говорили они: «Я высморкалась», «я вспотела», «я плюнула», а говорили:

А как говорили?

«Я облегчила себе нос”, «Я обошлась посредством платка»

  1. «Что, если бы полететь высоко-высоко… Ух, страшно! Ни один дуб у нас не достаёт до неба. А говорят, однако же,есть где-то, в какой-тодалёкой земле, такие дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и бог сходит по нём на землю ночью перед светлым праздником. – Нет, Галю, у бога есть длинная лестница от неба до самой земли». Когда её ставят? И что происходит?

«Её ставят перед светлым воскресением святые архангелы: и как только бог ступит на перву ступень, все нечистые духи полетят стремглав и кучами попадают в пекло, и оттого на Христов праздник ни одного злого духа не бывает на земле».

  1. ” Нет я должна к тебе писать! Что жизнь наша? – Долина где поселишь горести. Что свет? – Толпа людей, которая не чувствует”.

Кому адресована записка?

Павлу Ивановичу Чичикову

  1. “.. Спешу тебя уведомить, душенька, что состояние моё весьма печальное, но уповая на милосердие божее, за два солёные огурца особенно и полпорции икры рубль 25копеек: …кажется, всё будет к хорошему концу. Прошу…

Кто и кому адресует это послание и в чем просьба?

Антон Антонович писал на черновой бумаге (там был написан какой-то счёт). «Прошу приготовить комнату, ту, что выкрашена жёлтыми бумажками. К обеду не трудись, закусим в богоугодном заведении у Артемия Филипповича. А. А. Сквозник-Духанский.»

  1. “Как же я удивился, когда рассматривая, увидел черты знакомые! Это был сам Иван Никифорович! Но как он изменился! Здоровы ли вы Иван Никифорович? Как же вы постарели! – Да, постарел. Я сегодня из Полтавы. – Что вы говорите! Вы ездили в Полтаву, в такую дурную погоду?»

Зачем ездил Иван Никифорович в Полтаву, и с каким известием едет?

– Что же делать? тяжба, не беспокойтесь, я имею верное известие, что дело решится на следующей неделе, и в мою пользу».

  1. «Наконец, он слегка трепнул себя по подбородку, сказавши: «Ах ты мордашка эдакой!” и стал одеваться».

Кто это?

Павел Иванович Чичиков.

 

КОНКУРС 6

Ведущий:

Ну вот подошло и время отгадывания “Черного ящика”. Внесите черный ящик. Внимание, слушаем:

Городничий. Послушайте ж, вы сделайте вот что: квартальный Пуговицын… он высокого роста, так пусть стоит для благоустройства на  мосту. Да разметать наскоро старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планирование. Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя. Ах, боже мой! я и позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору. Что это за скверный город! только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор – черт их знает откудова и нанесут всякой дряни! (Вздыхает.) Да если приезжий чиновник будет спрашивать службу: довольны ли? – чтобы говорили: “Всем довольны, ваше благородие”; а который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия… О, ох, хо, хо, х! грешен, во многом грешен. (Берет вместо шляпы футляр.)  Дай только, боже, чтобы сошло с рук поскорее, а там-то я …

ЧТО ЛЕТИТ В ЧЕРНОМ ЯЩИКЕ?  (Свеча)

поставлю уж такую свечу, какой еще никто не ставил: на каждую бестию купца наложу доставить по три пуда воску. О боже мой, боже мой!  Едем, Петр Иванович! (Вместо шляпы хочет надеть бумажный футляр.)

 

На этом уважаемые участники гостиной, заседание, посвященное творчеству Николая Васильевича Гоголя считается закрытым. Всего вам доброго, и до новых литературных встреч!

 

(Не забывайте слово жюри, после каждого конкурса)

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

К 180-летию РОЖДЕНИЯ Н. В. ГОГОЛЯ

 

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

3. Одна из «петербургских» повестей пи­сателя.

6. Смотритель училищ из «Ревизора».

7. Дочь Чуба из повести «Ночь перед рождест­вом».

8. Название 3-й главы по­вести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка».

11. «В брич­ке сидел господин, не краса­вец, но и не дурной наружно­сти, ни слишком толст, ни слишком тонок…» — П (персо­наж).

13. Один из сыновей Та­раса Бульбы.

15. Слуга город­ничего из «Ревизора».

17. Пер­сонаж из «Мертвых душ».

19. Персонаж повести «Невский проспект».

23. Трактирный слу­га в «Игроках».

25. Город, где проходила ярмарка в повести «Пропавшая грамота».

28. При­казчик хозяев из повести «Ста­росветские помещики».

29. Почтмейстер из «Ревизора».

30. Герой повести о запорожцах.

31. Брат Пидорки из повести «Венер накануне Ивана Купа­ла».

32. Персонаж повести «Рим».

33. Кум Башмачкиных из «Шинели».

34.Экзекутор из комедии «Женитьба».

 

ПО ВЕРТИКАЛИ:

1. «Я хотел бы знать, чему у вас в бурсе учат: тому ли самому, что и дьяк читает в церкви, или чему другому?» — П.

2. Имя героя повести «Майская ночь».

4. «Но перед ним стоял не нищий… у этого помещика была тысяча с лишком душ» — П.

5. Отстав­ной офицер из «Женитьбы».

9. Старый товарищ Тараса Буль­бы.

10. Красавица из статьи «Женщина».

11. Отец Параски из «Сорочинской ярмарки».

12. Народный художник СССР, гра­фик, иллюстратор повести «Та­рас Бульба».

14. Кучер Чичико­ва.

16. «Подгулявший мужик» из «Майской ночи…».

18. Тре­тий чтец письма Хлестакова.

20. «Кучер, он же огородник и сторож» тетушки Шпоньки.

21. «Э! — сказали мы с Петром Ивановичем» — П.

22. Главное действующее лицо комедии «Женитьба».

24. Действующее лицо комедии «Игроки».

26. «Позвольте вам не позволить» — П.

27. Имя одного из бурса­ков в повести «Вий».

 

Дело о Хлестакове

Вологодскому краеведу В. К. Пано­ву удалось найти возможного прото­типа Хлестакова в знаменитой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Известно, что сюжет «Ревизора» под­сказан был Гоголю Пушкиным, кото­рый рассказал про случай, бывший в городе Устюжне: какой-то проезжий господин выдавал себя за чиновника министерства и обобрал всех город­ских жителей.

Старейшие жители Устюжны под­тверждали, что именно в их городке останавливался небезызвестный Хле­стаков и потешался над местными чи­новниками. Назывался даже номер гостиницы, в которой жил «ревизор». Об этом слышал краевед.

Занимаясь историей своей родной деревни Выдрино, В. К. Панов устано­вил, что на одного из бывших ее вла­дельцев — помещика Платона Волкова жандармами было заведено секретное дело. Исследователь   обнаружил эти документы в Центральном архиве Ок­тябрьской революции среди материа­лов, которыми ведал сам «всесиль­ный» Бенкендорф. Вчитываясь в ар­хивные страницы, Панов узнал в воло­годском помещике Волкове… Хлеста­кова.

Панов продолжал поиски «устюжненского дела» в Вологодском архиве, подробно восстанавливал облик Вол­кова. Оказалось, что вологодский по­мещик разительно схож с Хлестако­вым. Тут и склонность к авантюризму, и «легкость мысли», и «амурные по­хождения».

Гоголь мог получить подробные све­дения о Волкове от генерал-майора Балабина, который лично вел дело о лжеревизорстве в Устюжне. С Валабиным великий писатель был хорошо знаком. Наверное, этим и объясняется подобная осведомленность Гоголя о происшедшем.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *