Информирование в библиотеке
1.1 Общее понятие о библиографическом информировании
1.2 Массовое библиографическое информирование
1.3 Групповое библиографическое информирование
1.4 Индивидуальное библиографическое информирование
1.5 Информирование в эпоху цифровых коммуникаций
1.1 Общее понятие о библиографическом информировании
Библиографическое информирование подразумевает как систематическое, так и эпизодическое обеспечение библиографической информацией читателей и пользователей в соответствии с их постоянно действующими (долговременными) запросами.
Цель информирования — регулярное оповещение о выходе новых изданий, о полученных библиотекой новинках, а также об имеющейся в данной библиотеке (или других библиотеках, информационных центрах) литературе по тем темам и проблемам, которые интересуют читателей в течение длительного периода (либо постоянно).
Виды библиографического информирования
Информирование
1.2 Массовое библиографическое информирование
Массовое библиографическое информирование — информирование широкого круга потребителей информации по социально значимым темам. Главная его цель — содействие общему образованию и самообразованию пользователей
Формы массового информирования
- картотеки новинок
- списки (бюллетени) новых поступлений
- выставки новых книг, периодических и других изданий
- выставки-просмотры новой литературы
- дни новой книги
- устные библиографические обзоры новинок литературы
- плакаты и закладки, посвященные новым книгам
- дни информации
- другие формы
День информации
День информации — комплексная форма библиографического информирования, рассчитанная на разнородную по составу читательскую аудиторию
Программа Дня информации
выставка-просмотр новых поступлений
- устный библиографический обзор (по разделам или отдельным темам выставки)
- беседы и консультации о том, как следить за новыми изданиями и публикациями
- порядок получения нужных материалов по МБА или по системе электронной доставки документов (ЭДД)
- сбор заявок от читателей
1.3 Групповое библиографическое информирование
Групповое библиографическое информирование — систематическое обеспечение библиографической информацией групп потребителей информации, объединенных по признаку сходства информационных потребностей.
Формы группового библиографического нформирования
- отраслевые и тематические списки новинок
- тематические и комплексные выставки-просмотры
- информационные стенды
- тематические устные библиографические обзоры
- тематические папки-досье
- дни специалиста
- ярмарки информационных услуг и др.
Главное требование к групповому библиографическому информированию — строгая дифференциация.
В библиотеках выделяются приоритетные группы.
Например:
- предприниматели (представители малого и среднего бизнеса)
- специалисты социальной сферы (например, центров занятости, социальной защиты населения и др.)
- специалисты предприятий, организаций и учреждений, не имеющих своих библиотек
- специалисты, занимающиеся переквалификацией
- небольшие по численности группы читателей — любители природы, кинолюбители, автолюбители, любители искусства и др.
День специалиста
День специалиста (как комплексная форма информирования)проводится по заранее разработанному плану. Его продолжительность может составлять от одного до трех дней, а специфика влияет на характер подготовки и проведения данного мероприятия
Примерная программа Дня специалиста
(например, Дня учителя)
- краткое вступительное слово ответственного лекция ведущего специалиста (преподавателя вуза соответствующего профиля)
- обзоры специальной литературы
- обмен опытом по внедрению новейших достижений
- выставка-просмотр (обязательно должны быть представлены текущие и ретроспективные информационные и библиографические издания, библиографические публикации в книгах и журналах, библиографические приложения, информация на электронных носителях)
Библиотека принимает заявки распечатки материалов из БД как своих, так и внешних (за плату), на получение документов по МБА или путем использования ЭДД, обеспечивает выход в Интернет (в качестве платной услуги).
Для учащихся подготавливаются экспресс-информации, бюллетени новых поступлений, библиографические списки и указатели (в помощь образовательным программам).
Для педагогов-предметников проводятся различные «дни» (информации, педагога-предметника, просвещения, знаний), выставки-просмотры (с устными обзорами новинок),
семинары, конференции, методические совещания, на которые приглашаются ученые и писатели, литературные критики, работники издательств и редакций местных СМИ и др.
1.4 Индивидуальное библиографическое информирование
Индивидуальное библиографическое информирование — систематическое обеспечение библиографической информацией конкретного потребителя,
осуществляемое с учетом его постоянно действующих (долговременных) индивидуальных запросов
Формы индивидуального библиографического информирования
устные сообщения (лично или по телефону)
- подготовка подборок и досье (для просмотра и отбора необходимых материалов во время посещения библиотеки)
- передача информации по факсу (электронной почте)
Организация библиографического информирования
Работа по библиографическому информированию планируется в годовом и текущих планах библиографической службы и других структурных подразделений, учитывается и анализируется с учетом соответствующих организационных форм
Единицей учета работы по библиографическому Информированию является мероприятие — выставка, устный Библиографический обзор, День специалиста, День информации и т. д.
Учет производится по количеству мероприятий, зарегистрированных в дневнике работы библиотеки (дневнике учета массовых мероприятий)
Картотека информации
Имеет разделы:
- Индивидуальное информирование (абоненты индивидуального библиографического информирования (в алфавите фамилий));
- Групповое информирование (абоненты группового библиографического информирования (в алфавите названий предприятий и организаций));
- Массовое информирование (с перечислением форм)
1.5 Информирование в эпоху цифровых коммуникаций
Библиографическое обслуживание, как и большинство других направлений деятельности библиотеки, испытывает мощнейшее влияние цифровых технологий и интенсивно видоизменяется под их воздействием
- Идеология распространения информации в цифровую эпоху предполагает создание одного источника для тысяч и миллионов пользователей
- Технология компьютерных сетей построена таким образом, что для каждого посетителя автоматически генерируется и передаётся на пользовательский компьютер его собственная копия документа
Массовое информирование в эпоху цифровых коммуникаций
В эпоху господства печатных изданий массовое библиографическое информирование осуществлялось путём выпуска бюллетеней новых поступлений, текущих указателей
литературы. Сегодня такое информирование уже не удовлетворяет требованиям информационного общества
Недостатки:
- подготовка указателей занимает значительную часть рабочего времени персонала библиотек
- велики финансовые затраты на выпуск и распространение изданий
- оперативность доведения сведений до потребителей относительна (поскольку время, затрачиваемое на подготовку и выпуск печатных указателей исчисляется в лучшем случае несколькими месяцами)
Цифровые приложения устраняют недостатки традиционной системы информирования, кардинально изменяют исходные идеологические установки, лежащие в основе системы оповещения читательской аудитории о новых материалах
Сведения о новых поступлениях размешаются на ИНТЕРНЕТ- сайтах библиотек
Оптимальные способы размещения информации
предоставление доступа:
- к электронному каталогу
- к базе данных аналитических материалов (в карточном варианте — систематической картотеке статей)
- к краеведческому каталогу
- к календарю знаменательных и памятных дат
Выставленные на ИНТЕРНЕТ — сайтах библиотек информационные ресурсы позволяют осуществлять разыскания по любым значимым параметрам, включая возможность выявления источников, вышедших в свет или поступивших в библиотеку после определённой даты
Поиск по дате позволяет без труда выделять из общего массива сведений недавние поступления
С этой целью в электронных каталогах выделяют специальный пункт меню, ограничивающий разыскания пределами новых поступлений. Период, за который
может осуществляться поиск, варьируется от 1 недели до 3 лет
Размещение на сайтах обычных текстовых списков новых поступлений может быть оправдано лишь при отсутствии на сайте доступа к электронному каталогу
Открытие доступа к собственным электронным базам данных превращает сайт библиотеки в реальный и весьма экономичный инструмент уведомления о поступивших в библиотеку изданиях
1) обеспечивается быстрый круглосуточный доступ к каталогу для всех пользователей
2) высвобождается большой объём рабочего времени сотрудников библиографических подразделений, который ранее затрачивался на составительскую деятельность
Обязательное требование к электронным библиографическим ресурсам — их регулярная и максимально оперативная актуализация (только тогда цифровые базы способны выполнять функцию текущего оповещения о поступивших в фонды библиотек изданиях)
Этапы смены технологических парадигм массового библиографического информирования включают
1) выпуск печатных библиографических пособий;
2) одновременный выпуск печатных указателей и предоставление доступа к базам данных;
3) отказ от выпуска печатных указателей с полным переходом на информирование с использованием онлайновых библиографических массивов
Новые записи становятся доступны для пользователей в момент занесения в базу данных или после актуализации электронного каталога, которая проводится каждую неделю или каждый месяц
Дифференцированное информирование (ДИ) в эпоху цифровых коммуникаций
ДИ связано с регулярной доставкой читателям библиографической информации о новых материалах по узкоспециальной проблематике в соответствии с долговременными запросами клиентов
Природа электронного документа позволяет осуществлять его содержательный анализ в автоматизированном режиме без участия человека. Текстовый документ, с помощью современных средств обработки и хранения данных легко расщепляется» до уровня составляющих его слов. Это даёт возможность современным программным средствам полностью учесть содержание документа.
Такая способность вычленять из любого места документа сформулированные в запросе ключевые слова и позволяет выстроить систему ДИ на принципиально новой технологической основе.
Служба текущего оповещения
Библиографические службы могут принять от потребителей неограниченное число запросов, создавая лишь специальный «профиль пользователя», в котором определяются вид и периодичность высылки сообщений клиенту (ежедневно, еженедельно, ежемесячно и т. д.).
Запрос может формулироваться и самим пользователем с помощью специального программного модуля. Получив запрос, программное обеспечение автоматически
формирует своеобразные фильтры, задача которых — улавливать среди вновь поступающих в базу документов соответствующие запрашиваемой тематике.
С указанной периодичностью ссылки на найденные источники отправляются на содержащийся в «профиле пользователя» электронный адрес
Информирование в эпоху цифровых коммуникаций
Применение цифровых технологий при создании систем как массового, так и дифференцированного библиографического информирования позволяет отказаться от использования человеческого интеллекта, заменив его алгоритмами работы программных модулей достигается удивительный эффект: кардинальное сокращение трудозатрат библиографов, качество и эффективность обслуживания резко возрастают
- полнота выявления новых источников по теме благодаря постоянному автоматизированному сканированию информационных массивов приближается к исчерпывающей
- скорость оповещения измеряется одним днём или даже несколькими часами
- ознакомление со сведениями о новых поступлениях занимает считанные минуты п
- переход к полным текстам заинтересовавших материалов производится одним щелчком мыши
- Замена использования дорогостоящего человеческого интеллекта машинным переводит дифференцированное библиографическое информирование из разряда элитного сервиса для избранных в повседневную информационную услугу, доступную любому читателю библиотеки любого типа
- В ближайшей перспективе подобную услугу будут в состоянии предоставлять своим
ИНФОРМИРОВАНИЕ В БИБЛИОТЕКЕ
Выстроенное на новой технологической базе библиографическое обслуживание органично вольётся в общую систему, основанную на обмене колоссальными потоками цифр, а не на передаче материальных объектов в виде библиографических указателей или даже компакт-дисков
В этой новой реальности библиографам предстоит открывать всё новые и новые горизонты, продолжая выполнять свою главную миссию — помогать людям обретать истинное знание в безбрежной информационной вселенной.