А где хранят Вселенную?
Библиотечный урок по словарям русского языка для 6-го класса
Сразу же после всеобщего «Здрасте!» вопрос классу: Как вы считаете, где можно уместить всю Вселенную в одном месте»?
Известный французский писатель Анатоль Франс сказал: «Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь — это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!»
Недавно попалось на глаза мне одно необычное, неизвестное, но очень красивое слово — «лексикограф». Хочется узнать, что оно обозначает, как правильно произносится и пишется. Команды, помогите мне! Что мне делать — «посмотреть в словаре».
Вот и замечательно, давайте обратимся к разнообразным словарям и поищем там это неизвестное пока нам слово «лексикограф».
правильный ответ: лексикограф (от греч.) — это ученый, который занимается составлением словарей. Заодно ребята обнаружили еще и слово «лексикография» (от греч.), т.е. раздел языкознания, занимающийся теорией и практикой составления словарей.
Следующий вопрос командам: Известны ли вам имена лексикографов? Назовите их. Сначала — задумчивая пауза одна на всех. А потом все равно кто-то сообразит и скажет: Даль, Ушаков, Ожегов. Ведь их словари лежат на партах (можно еще оформить выставку). Здесь можно порассуждать над этой информацией или сообщить детям что-то о работе Института русского языка АН РФ. А затем следующее задание — у всех на партах есть словари. Объявляется презентация словарей!
Все команды представляют свой, рассказывают кратко о нем, сообщают, что в нем такого особенного и очень необходимого для нас. как и зачем мы можем его использовать. Работа кипит, ведь ребятки уже сработались, да и время поджимает, дали на все про все только 4 минуты. В результате можем получить яркие образцы школьной рекламы:
«Читайте и используйте только наш словарь, он вам просто необходим в учебе!»
Ведущий, конечно же. благодарит за работу и предлагает выполнить еще одно практическое задание: Раз уж вы так хорошо убеждали нас воспользоваться вашими словарями, то и давайте действовать. Для начала поменяемся словарями с соседней командой для интереса. Ведь и вы и ваши соседи так хорошо рекламировали свое издание! Затем раздаются карточки с заданиями. Необходимо найти по словарям толкование слов, их написание и произношение. Дети, конечно же, работают парами. После выполнения задания, учащиеся рассказывают, как они его выполняли, каков алгоритм поиска. Его, кстати, можно написать на доске для большей наглядности пли заранее сделать плакат. А все задействованные в работе словари по мере выступлений ставятся на выставку на всеобщее обозрение, завершая таким образом урок.