Этот сценарий прошел в ЦБ 9 ноября 2005 года. Светлана Николаевна, сейчас заведует Отделом обслуживания в ЦБ, а Лера, выросла, учится и работает в Музее кукол Сочи-парка.
За стеллажами мы ставили стулья, и 3 артистки (Змей Горыныч) изображали, играли Змея. Это было такое театральное начало урока, на котором дети должны были познакомиться с языковыми словарями.
Лексический парк
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Читатель, Библиотекарь, Змей Горыныч, (возможно, надевающаяся на руку кукла или мягкая игрушка).
(Звучит спокойная музыка. За столом сидит Библиотекарь. Входит Читатель, мальчик лет десяти-двенадцати.)
ЧИТАТЕЛЬ: Здравствуйте, Светлана Николаевна!
БИБЛИОТЕКАРЬ: Здравствуй, Лера! Ты уже все прочитала? Ведь недавно так много книг брала. Когда же ты успела?
ЧИТАТЕЛЬ: А я, Светлана Николаевна, и по ночам читаю. Залезу под одеяло с головой, фонарик с собой возьму, и пока мама не видит, читаю… Эх, и чего это в сутках только 24 часа? Времени совершенно не хватает! Книг у вас вон сколько! Разве их все перечитаешь?
БИБЛИОТЕКАРЬ: Так ты читай только то, что тебе интересно. Иди выбирай. Или у тебя конкретный запрос?
ЧИТАТЕЛЬ: Вот посмотрите, целый список в школе дали.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Хорошо, сейчас посмотрю.
(Библиотекарь уходит за стеллаж. Читатель перебирает книги, журналы. Неожиданно роняет одну книгу. Слышится шипение, хохот, хихиканье. Звучит страшная музыка.)
ЧИТАТЕЛЬ: Ой, что это? А-а, книга упала (поднимает). «Русские народные сказки». А чего это шипело тут? Чайник, что ли, где-то кипит?
(Слышен хохот.)
ЧИТАТЕЛЬ: Светлана Николаевна?! Взрослый человек, а ведет себя так странно… Наверно, книг про привидения начиталась, а теперь пугает. Тихо—то как… Ой, мамочки, я — уже боюсь!
(Из—за стеллажа появляется Змей Горыныч. Все три головы кричат хором.)
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: У-у-у! А мне это как раз и нужно!
ПЕРВАЯ ГОЛОВА: Здоруво, читатель!
ВТОРАЯ ГОЛОВА: Привет!
ТРЕТЬЯ ГОЛОВА: Наше вам с хвостиком!
ЧИТАТЕЛЬ: Ой-ой, Светлана Николаевна, это вы, что ли?..
ПЕРВАЯ ГОЛОВА: Совсем сбрендила со страху!
ВТОРАЯ ГОЛОВА: Крыша съехала? Протри глаза—то!
ТРЕТЬЯ ГОЛОВА: Да неужели я, красавец, на твоего заштатного библиотекаря похож?
(Появляется Домовой.)
ДОМОВОЙ: Да уж, красавец! Перепужал девчонку—то и радуешься! Глянь, она с лица вся сошла! А ты, милочка, не боись. В Змее Горыныче этом только спеси да гонору много, да наружность ужасная! Все—то он не угомонится! Зелень шершавая!
ПЕРВАЯ ГОЛОВА: Но-но, я бы попросил…
ВТОРАЯ ГОЛОВА: Гляди, чего себе позволяет!
ТРЕТЬЯ ГОЛОВА: Ты смотри мне! Щас как пыхну огнем! Ты этого—того, того—этого!
ЧИТАТЕЛЬ: А вы кто, дедушка?
ДОМОВОЙ: Аи не признала? Домовой я, из русских сказок, так-то, милок!
ЧИТАТЕЛЬ (указывает на Змея): А это? Змей Горыныч? Настоящий?
ПЕРВАЯ ГОЛОВА: Живой!
ВТОРАЯ ГОЛОВА: Настоящий!
ТРЕТЬЯ ГОЛОВА: Теплый еще, на, потрогай!
ЧИТАТЕЛЬ: Аи, нет, не хочется что-то! А взялись-то вы откуда? Ведь не было вас здесь?!
ДОМОВОЙ: Так это ты, милочка, нас из книжки—то и высыпала.
ПЕРВАЯ ГОЛОВА: Ты книжку с полки роняла?
ЧИТАТЕЛЬ: Роняла…
ВТОРАЯ ГОЛОВА: Название ее читала?
ЧИТАТЕЛЬ: Читала…
ТРЕТЬЯ ГОЛОВА: Ну и чего теперь удивляешься?
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ (все головы хором ): из книги мы и выпали!
ЧИТАТЕЛЬ: Так, понимаю. А еще вопрос можно?
ПЕРВАЯ ГОЛОВА: Валяй!
ВТОРАЯ ГОЛОВА: Задавай!
ТРЕТЬЯ ГОЛОВА: Рискни здоровьем!
ЧИТАТЕЛЬ: А где Светлана Николаевна?
(Домовой горько вздыхает. Змей хохочет.)
ПЕРВАЯ ГОЛОВА: Я ее умыкнул!
ВТОРАЯ ГОЛОВА: Похитил, значит!
ТРЕТЬЯ ГОЛОВА: Она мне, того-этого, книжки на ночь читать будет.
ЧИТАТЕЛЬ: Ой-ой-ой!
ДОМОВОЙ: Да, вот беда-то…
ПЕРВАЯ ГОЛОВА: Вы супротив меня на бой, конечно, пойдете?
ЧИТАТЕЛЬ и ДОМОВОЙ: Пойдем, а то как же!
ВТОРАЯ ГОЛОВА: Ну-ну, мне уж не привыкать!
ТРЕТЬЯ ГОЛОВА: Так что советуйтесь тут покуда, а я в сторонке постою, подожду поединщика вашего.
ЧИТАТЕЛЬ: Беда, дедушка Домовой! Беда—то какая!
ДОМОВОЙ: Знамо беда, милочка. Да поправима!
ЧИТАТЕЛЬ: А как мы можем помочь ей?
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: А вот как. Ты и гости должны отгадать 3 мои загадки
ЧИТАТЕЛЬ: Давайте начнем.
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: Есть множество слов, которые не всем понятны, тем неменее они вполне нормативны и знать их следует. Слово «лицей» — что это?
ДОМОВОЙ: Это образовательное учебное заведение. Впускают туда по «лицам»
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: Нет!
(вопрос гостям)
ЧИТАТЕЛЬ: Это действительно общеобразовательное заведение. Сейчас у нас даже в городе два лицея, где вы можете получить знания по тому или иному профилю. А слово пришло из древней Греции. «Лицион» — название рощи при храме Апполона Ликейского близ Афин, где учил Аристотель – великий мудрец и философ!
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: Правильно! А вот слово «Гимназия»?
ДОМОВОЙ: Что тут особого? Гимн Азии! И почему не Европе?
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: Ты давно такой умный?
ЧИТАТЕЛЬ: Гимназия – это средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов, а раньше, в России — среднее учебное заведение с преподаванием древних языков – латинского и древнегреческого! Между прочим, слово это тоже латинского происхождения.
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: откуда знаешь? Что ли в гимназии учишься? Давай последнюю! Что такое фронтиспис?
ДОМОВОЙ: Фронт по списыванию. Проходит по первой парте от учителя!
ЧИТАТЕЛЬ: Да молчал бы уж! Он находится в книге, но не во всех. Рядом с титульным листом слева, от него вас встречает иллюстрация – портрет автора книги, главного героя, просто картина – это и есть фронтиспис – обращенный лицом к титулу. Фронт – лоб – «списио» –глядеть – вот и получается — глажу в лоб!
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: Получай свою библиотекаршу!
БИБЛИОТЕКАРЬ: Спасибо, Лера! В знак благодарности я приглашаю вас Лексический парк. (Стеллаж языковых словарей)
Далее другие сотрудники обозревали словари.