Приключения Словаренка
Библиотечно-библиографический урок
для детей среднего школьного возраста
Действующие лица:
Библиотекарь
Потап – кот
Словарёнок
БИБЛИОТЕКАРЬ: Здравствуйте, ребята! Как я рада, что вы пришли к нам в библиотеку! Мне очень нужны сейчас помощники. У нас в последнее время странные дела творятся в библиотеке. На книжных полках, где стоят энциклопедии, справочники и словари, теперь большой беспорядок. Я устала расставлять их по своим местам. И кот Потап куда-то запропастился. Может, он знает, что тут происходит. Он ведь у нас ночным библиотекарем работает.
(Раздается грохот падающих книг. Входят Потап и Словаренок.)
ПОТАП: Замучил ты меня! Ну не знаю я, где твой дом находится. Мы уже все справочные издания с тобой перевернули! Как я устал!
СЛОВАРЕНОК: Ну где-то же я должен жить… (Плачет.)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Здравствуйте! Может быть, Потап, ты объяснишь, что происходит в нашей библиотеке?
ПОТАП: Здравствуйте! Я и забыл, что к нам сегодня ребята придут. Вот они нам сейчас и помогут найти дом для этого маленького, капризного Словаренка.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Словаренок? Откуда он у нас взялся? Ведь у нас большие, солидные словари живут.
ПОТАП: Какой-то забывчивый читатель оставил его в нашем читальном зале, а Словаренок не знает теперь, где ему жить. (Словаренок плачет.)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Не расстраивайся! Мы с ребятами поможем тебе!
СЛОВАРЕНОК: Помогите мне, пожалуйста!
БИБЛИОТЕКАРЬ: Конечно, поможем! Прежде всего нам надо вспомнить, какие бывают словари.
ПОТАП: Большие и маленькие, толстые и тонкие. В них все слова расположены по буквам.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Умница! Только правильнее сказать, что словари — это сборники слов, расположенных в алфавитном порядке. Известный французский писатель Анатоль Франс писал: «Словарь — это вся Вселенная в алфавитном порядке».
ПОТАП: А мне известно, что много интересного о нашей планете или о звездах, о выдающихся ученых или исторических событиях написано в энциклопедических словарях. Все ребята знают «Энциклопедию для детей» или «Энциклопедические словари юного химика, физика» и много других. Может, Словаренок там и живет?
БИБЛИОТЕКАРЬ: Я думаю, он еще маловат для энциклопедического словаря.
СЛОВАРЕНОК: Конечно, я не так много знаю. Ведь мой хозяин только учится.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Мне кажется, что нам надо искать в словарях, которые изучают наш родной русский язык. Их еще называют языковыми словарями.
ПОТАП: Я с ними хорошо знаком. Они помогают правильно написать и произнести вслух слова, подскажут значение любого слова и даже расскажут, откуда это слово взялось.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Молод Потап! К языковым словарям носятся орфографический, толковый, словообразовательный, словарь иностранных слов и…
СЛОВАРЕНОК: Ой-ой! Я заблужусь во всех этих словарях, даже их названия не запомню.
ПОТАП: Не бойся! Мы тебе расскажем, а ребята помогут быстро разобраться в словарях
БИБЛИОТЕКАРЬ: Конец. Вначале всегда все кажется сложным. Давай познакомимся с самым простым, но и самым главным словарем. Именно он учит нас правильно писать.
ПОТАП: Я знаю, какой это словарь! Мне тут про него одна знакомая мышь стихотворение прислала. (Читает с большого плаката)
На прашлагодние ашипки
Смотреть мне трудно без улыбки
Вновь потиплело в дикабре,
Запахло сеном на дваре.
Пешу я лучче многих в класе.
Мне падарил подарок Вася:
Я изучила весь енварь
Арфаграфический славарь.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Ого! Сколько ошибок! Ребята, давайте их поскорее исправим, чтобы Словаренок не привык писать слова с ошибками. (Исправляет ошибки на плакате с помощью ребят, затем читает:
Орфографический словарь
Я изучала весь январь!
Мне подарил подарок Вася!
Пишу я лучше многих в классе!
Запахло сеном на дворе!
Вновь потеплело в декабре!
Смотреть мне трудно без улыбки
На прошлогодние ошибки!
ПОТАП: Вот видишь, Словаренок! Орфографический словарь учит нас правильно писать слова.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Объявляю конкурс на главного грамотея. Кто быстрее всех напишет правильно слова, вставив пропущенные буквы?
ЗАДАНИЕ
- д…ректор (директор)
- м…рковь (морковь)
- б…гаж (багаж)
- г…рд…роб (гардероб)
- т…мп…ратура (температура)
- в…н…грет (винегрет)
- р…п…тиция (репетиция)
ПОТАП: Самому грамотному — медаль грамотея!
(Награждение победителя конкурса.)
СЛОВАРЕНОК: Вот здорово! А какие еще бывают словари?
БИБЛИОТЕКАРЬ: Чтобы усвоить правила орфографии, надо хорошо знать состав слова и законы словообразования.
ПОТАП: Помню, помню. Приставить — представить. Хе-хе. Приставки, суффиксы, окончания…
БИБЛИОТЕКАРЬ: Да-да! А помощником вам будет Словообразовательный словарь русского языка.
СЛОВАРЕНОК: Длинное какое название — словообразовательный.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Молодец, Словаренок! Ты правильно заметил, что это слово составлено из двух слов.
ПОТАП: То есть этот словарь помогает из одного слова сделать много других слов, если прибавить суффикс, приставку.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, давайте познакомимся с этим словарем поближе. Объявляю конкурс на самого сообразительного: кто больше всех назовет слов, образованных от слов:
- лук (луковица, луковина, луковка, луковый);
- бабушка (бабуся, бабуля, бабушкин, бабусин, прабабушка).
ПОТАП: Самому умному — медаль грамотея! Поздравляем!
(Награждение победителя конкурса.)
СЛОВАРЕНОК: Как здорово! Оказывается, со словарем так весело играть!
БИБЛИОТЕКАРЬ: Да, со словарем надо дружить, чтобы лучше знать родной язык, быть грамотным и образованным.
СЛОВАРЕНОК: А еще какие бывают словари?
БИБЛИОТЕКАРЬ: А вот, например, знаешь ли ты значение слова «славяне»? А вот Толковый словарь русского языка объяснит значение любого слова. Давайте совершим путешествие по его страницам.
(Ребятам выдаются карточки со словами. Проводится соревнование: кто быстрее всех найдет значение предложенных слов. Победитель получает медаль грамотея.)
Самый первый толковый словарь русского языка почти всю свою жизнь создавал Владимир Иванович Даль в XIX веке. Целых 53 года он собирал, записывал и разъяснял слова и выражения. Этот словарь стал настоящим сокровищем великого русского языка.
ПОТАП: Молодцы, ребята! Все слова нашли.
СЛОВАРЕНОК: А вот и нет. Я хотел найти слово «бизнес», потому что я тоже хочу быть толстым, как словарь Даля.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Нетолстым, а толковым. А вот это слово пришло в наш язык из другого языка — иностранного. Такие слова можно найти в Словаре иностранных слов.
ПОТАП: А я вот тоже хочу знать, что это за Интернет есть в нашем компьютере.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята нам сейчас объяснят значения этих слов.
(Ребята ищут значения слов «бизнес» и «Интернет» в Словаре иностранных слов. Словаренок в это время достает булочку и ест.)
ПОТАП: Смотри-ка, мы тут такую работу провели, а Васька слушает да ест. Эх ты, сирота казанская!
БИБЛИОТЕКАРЬ: Сразу столько крылатых фраз ты сказал!
ПОТАП: Каких крылатых, у меня ничего не улетело!
БИБЛИОТЕКАРЬ: Крылатые слова — это… У нас в библиотеке есть словари крылатых слов и выражений. Они и расскажут, кто же такая «сирота казанская» и какой Васька слушает и ест.
(Потап зачитывает значения выражений.)
СЛОВАРЕНОК: Вот здорово. Ну, блин! Круто! Клево!
БИБЛИОТЕКАРЬ: А вот таких слов не хотелось бы слышать в нашей речи. Это слова-сорняки, и от них надо избавляться.
ПОТАП: Правильно. Сколько у нас в языке есть красивых слов! Послушай: мягкий, пушистый, красивый.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, вы помните, как называются слова, одинаковые по смыслу, но разные по написанию? (Синонимы.)
(Ответы ребят.)
ПОТАП: А еще есть: добрый — злой, смелый — трусливый.
БИБЛИОТЕКАРЬ: А эти слова называются антонимы — они противоположные по смыслу. И все эти слова можно найти в Словаре синонимов и антонимов.
СЛОВАРЕНОК: Я буду хорошим, добрым, послушным.
ПОТАП: Правильно! Если будешь таким, мы возьмем тебя жить в нашей библиотеке, в нашем городе (селе).
БИБЛИОТЕКАРЬ: А знаете ли вы, почему наш город (село) носит такое название?
ПОТАП: Нет. Наверное, кто-то давным-давно придумал это название, а мы забыли, что оно значит.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Об этом можно узнать тоже в словаре, который называется «Топонимический словарь». Давайте поиграем с вами в города… (Называет города, затем объясняет, как получились их названия.)
СЛОВАРЕНОК: Сколько же интересного спрятано в этих словарях! А почему тогда меня зовут Словаренком? Потому что я маленький и мало знаю?
ПОТАП: Ну и что, что маленький. Ведь ты же будешь учиться и с каждым днем будешь знать все больше и больше слов. И станешь большим словарем.
БИБЛИОТЕКАРЬ: А пока ты нужен нашим ребятам. И мы сейчас вместе сделаем маленькие словарики, где напишем слова, которые сегодня узнали из больших словарей.
(Ребята с помощью Потопа, Библиотекаря и Словаренка делают словари.)
Ребята! Мы познакомились только с небольшой частью словарей. Есть еще много умных и интересных книг, которые расскажут вам об окружающем мире. С ними мы познакомимся в следующий раз.
ПОТАП: Приходите к нам в библиотеку.
СЛОВАРЕНОК: Я вас буду ждать. Мне так хочется иметь много друзей, чтобы вместе с ними учиться!
Автор Л. Кривенко