Физические и технические словари в библиотеке
Библиотечный урок
Тема: Знакомство с энциклопедическими изданиями в области физики и техники
Урок проводится в 7-м классе и рассчитан на 2 часа.
Ход урока
Первый час
- Знакомство с энциклопедическими изданиями, правила пользования ими.
Библиотекарь проводит небольшую беседу, сопровождающуюся компьютерной презентацией. Она включает в себя знакомство учащихся с универсальными и отраслевыми энциклопедическими изданиями, с которыми предстоит работать на уроке, различными видами указателей, входящими в справочный аппарат этих изданий, с правилами рационального поиска информации.
2. Поиск информации в энциклопедических изданиях.
Работа в группах. Класс делится на группы по 5-6 человек. Каждая группа получает задание: найти информацию об ученом или изобретении. Например: Попов, Морзе, Рентген, Маркони, Фарадей, Эдисон, Белл, Ампер, телескоп и микроскоп.
Задания выдаются не все сразу, а в два тура. На всю работу по каждому туру отводится 15 минут (из них 10 минут на поиск информации и составление
отчета, по 1 минуте — доклады от каждой из 5 групп. При этом группы заранее получают памятку о том, что должен содержать этот доклад-план доклада). Необходимо уложиться в обозначенные временные рамки.
Работа в группах и выступления оцениваются баллами. Условия начисления баллов:
- правильный выбор источника информации;
- умение грамотно обосновать выбор, объяснить путь поиска информации, правильно назвать выбранное издание и элементы справочного аппарата книги (указатели, содержание);
- умение выделить главное и четко доложить, ориентируясь на вопросы или план, предложенные в памятке;
- активное участие других поисковых групп в обсуждении данного вопроса (дополнения по сути вопроса, умение использовать свой интеллект, умение услышать неточности в путях поиска информации и речевые ошибки);
- участие всех членов данной группы в работе, роль спикера в течение
обоих уроков выполняет каждый по очереди.
Библиотекарь координирует работу групп, корректирует выступления учащихся. Обращает внимание детей на то, что умение вести информационный поиск и оценивать качество информации будет необходимо им и при работе в Интернете.
Поиск информации обычно не вызывает трудностей, так как занятия по формированию навыков работы с книгой, пользованию библиотекой, по обучению путям оперативного нахождения информации в справочных изданиях проводятся начиная с 3-го класса, усложняясь из года в год. А вот обработка информации, приобретение читательской внимательности, восприятие услышанного все еще остаются камнем преткновения.
Второй час III
Блиц-опрос
Проверка усвоения информации, добытой и представленной всеми группами на первом уроке, проводится по принципу телевизионной передачи «Своя игра». С помощью мультимедийного проектора (монитора, простой доски, плаката, наконец) демонстрируется компьютерная модель игры. Команды выбирают категорию и стоимость вопроса. В случае неправильного ответа слово передается следующей команде. Время на обдумывание -30 сек. Были предложены следующие категории и вопросы.
Первый раунд
Ученые и изобретатели
- Первый ученый мира — обладатель Нобелевской премии (Рентген).
- Американский электротехник, который в 12 лет был разносчиком газет (Эдисон).
- Французский физик и математик, один из основателей электродинамики (Ампер).
- Известный изобретатель, который в 17 лет работал преподавателем музыки и ораторского искусства (Белл).
- Итальянский радиотехник, чья деятельность сыграла большую роль в распространении радио как средства связи (Маркони).
Жизнь замечательных людей
- Почему рентгеновские лучи стали называть именем открывателя только пофе его смерти? (Рентген, в силу своего характера, был против использования имени в названии).
- Это устройство называют именами Галилея, Кеплера и Ньютона, хотя никто! из них не был его первым конструктором (Телескоп).
- Какой факт из жизни А.С. Попова помог! прославиться итальянскому радиотехнику Маркони? (Попов не запатентовал изобретение радиоприемника]).
- Почему телеграф А. Белла передает одновременно 7 телеграмм? (По аналогии с семью нотами).
- Почему М. Фарадея называют «гениальным самоучкой»? (Фарадей имел только начальное образование).
Устройства
- Изобретение А. Белла (Телефон).
- Этот! простой прибор состоит из одной линзы, а сложный — из двух и более (Микроскоп).
- Достоинства этого аппарата -простота конструкции, надежность в работе и дешевизна, а недостаток — небуквопечатающий прием (Телеграф Морзе).
- Какими элементами дополнил лампу накаливания американский электротехник Томас Эдисон? (Патрон и цоколь).
- Конструктор первого в мире электродвигателя (М. Фарадей).
Второй раунд
Команды предварительно сдают карточки с указанием ставки, затем письменно отвечают на вопрос. Это тоже проверка усвоенного на первом уроке, то есть искать больше ничего нельзя, да и времени на это не дается.
Пример:
Назовите английского и американского ученых, которые родились в одном году: Ампер, Белл, Фарадей, Маркони, Эдисон, Рентген, Морзе.
(Правильный ответ: Морзе и Фарадей, 1791.)
По результатам работы на уроке и оценок игры выставляются отметки.
На таких уроках учащиеся приобретают знания и умения в области информационной культуры, что ведет к способности эффективно решать задачи информационного самообеспечения.
Распределение времени
Первый урок:
Начало и презентация библиотекаря — 7 мин.
Работа в группах (поиск информации, доклады):
1-й тур — 15 минут (из них 10 минут на поиск информации и составление отчета, по одной минуте — на доклады от каждой группы),
2-й тур — 15 минут.
Подведение итогов и резерв времени на вопросы и затянувшиеся доклады — 8 мин.
Второй урок весь занят игрой, и распределение времени дается в зависимости от того, сколько вопросов на каком раунде. В конце надо оставить несколько минут на подведение итогов.
ЛИТЕРАТУРА
Большая советская энциклопедия
Энциклопедический словарь юного физика / Сост. В. А. Чуянов. -3-е изд., испр. и доп. — М. : Педагогика-Пресс, 1997. — 336 с. : ил.
Энциклопедия для детей. : Т. 14. Техника / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М. : Аванта+, 2000. — 688 с. : ил.
Энциклопедия для детей : Т. 16. Физика. : 4.1. Биография физики. Путешествие в глубь материи. Механическая картина мира / Глав. ред. В.А. Володин. — М. : Аванта+, 2002. — 448 с. : ил.
Энциклопедия для детей : Т. 16. Физика. : 4.2. Электричество и магнетизм. Термодинамика и квантовая механика. Физика ядра и элементарных частиц / Глав. ред. В. А. Володин. -М. : Аванта+, 2001. — 432 с. : ил.