Откуда АЗБУКА пришла
Библиотечный урок
ВЕДУЩИЙ: Кем бы мы были без письменности? Неучами, невеждами, да и просто — людьми без памяти. Трудно даже представить себе, каким было бы человечество, не имеющее азбуки. Ведь без письменности мы не могли бы передавать информацию, делиться опытом с потомками, и каждому поколению заново пришлось бы изобретать велосипед, открывать Америку, сочинять «Фауста»… Более тысячи лет назад славянские книжники братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита. В наше время десятая часть всех существующих языков — семьдесят! — имеет письменность на основе кириллицы.
Снова приходит на русскую землю праздник весны — юный и древний. 24 мая — День славянской письменности и культуры.
ЧТЕЦ:
Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
И. Бунин
ВЕДУЩИЙ: Праздник славянской письменности пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше ста лет. В нашей стране он стал отмечаться с 1986 года. Центрами празднования в разные годы были города Мурманск, Вологда, Новгород, Смоленск, Москва, Белгород, Псков… Повсюду вспоминают создателей славянской грамоты.
ЧТЕЦ: «Такие люди становятся для грядущих поколений не просто великими подвижниками, а вечными спутниками, и целые века потомки благоговейно твердят их добрые имена не столько для того, чтобы благодарно почтить их память, сколько для того, чтобы самим не забыть ими завещанного».
ВЕДУЩИЙ: В 863 году просвещенные братья Константин и Мефодий прибыли из Византии в земли славян. Оба хорошо знали славянский язык, владели даром убеждения. Основной их задачей была проповедь христианства. Легенда говорит, что Константин сперва не хотел брать на себя эту миссию. Он считал, что без письменности христианское просвещение невозможно.
(Инсценируется фрагмент повести В. Воскобойникова «Братья «. На сцене молодой византийский царь Михаил в окружении придворных, а также патриарх Фотий и Константин.)
ПРИМЕЧАНИЕ: ФОТИЙ (ок. 810 или 820—890-е гг.) — патриарх Константинополя в 858— 867 и 877—886 годах. Знаток античной литературы, автор богословских сочинений и писем. Способствовал распространению влияния византийской церкви в славянских землях, что привело к конфликту с папством и в итоге вылилось в разделение церквей (1054) на католическую и православную.
ПРИДВОРНЫЙ: Послы Моравского княжества от правителя своего пришли с просьбою. Говорят, что их народ принял уже веру христианскую. Но учат их латинские священники, которые говорят на своем языке, а он народу непонятен. Просит князь Моравии прислать в его земли такого учителя, который говорил бы на их языке и помог внушить народу истинный разум и правду.
ФОТИЙ (осторожно): Послать наших людей в земли Моравские надо обязательно…
МИХАИЛ (с сомнением): А нужны ли нам эти моравы? Какая от них польза?
ФОТИЙ (спокойно): Польза в том, государь, что враги-иноверцы окружают наше государство со всех сторон, а друзей становится все меньше. И когда целый народ предлагает нам дружбу, отдает себя добровольно под влияние нашей церкви, от этого нельзя отворачиваться.
МИХАИЛ: Ну, что ж… Давай пошлем учителей. Но кого? Назови мне имя способного человека.
ФОТИЙ: Я думаю, такой человек находится среди нас.
(Все смотрят туда же, куда и Фотий, — на Константина.)
МИХАИЛ: В самом деле… (Константину.) Кроме тебя и твоего брата, послать некого. Кто еще так хорошо знает язык славян!
КОНСТАНТИН: В моравскую землю, к славянам, я пойду с радостью. (Внезапно.) Но прав василевс — будет ли от этого польза? (Все удивлены; Константин объясняет.) Польза будет только в том случае, если у них есть грамота. (Смотрит прямо в глаза царю-василевсу.) Есть ли у них грамота?
(Василевс равнодушно пожимает плечами, смотрит на митрополита.)
ФОТИЙ (уверенно): Грамоты у них нет, государь. Народ их неучен и дик. Поэтому послы и пришли к нам за помощью.
МИХАИЛ (Константину, лениво): А ты их своими речами просвещай…
КОНСТАНТИН (тихо, но твердо): Просвещение народа без книг на его родном языке равносильно усилиям писать на воде.
ФОТИЙ (поддерживая Константина): Книги, писанные на языке славян, необходимы, государь.
МИХАИЛ (обиженно): Зачем надо было собирать совет? Можно было просто приказать!..
ПРИДВОРНЫЙ: Прикажи, государь.
МИХАИЛ: Вот я и приказываю… Раз нет у славян грамоты, значит, надо ее составить. И книги, которые нужны, перевести с нашего языка на славянский. (Константину.) Поручаю это тебе и твоему брату. (Константин, стараясь скрыть свою радость, смиренно кланяется.)
ВЕДУЩИЙ: Так братья-проповедники стали и учителями. В первой славянской азбуке оказалось 40 букв. Называлась она «Глаголица». Позднее, в Болгарии, ученики Константина и Мефодия изобрели вторую и главную славянскую азбуку — кириллицу, названную в честь Константина-Кирилла. Каждой букве было дано название: аз, буки, веди, глаголь, добро… Кроме того, буквами можно было обозначать и числа: «аз» — 1, «веди» — 2, «глаголь — 3.»… Создатели азбуки старались сделать буквы простыми, четкими, легкими в написании.
До сих пор кириллица считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.
В мае 1992 года в центре Москвы, на Славянской площади -установлен памятник братьям-просветителям.
(Звучит «Гимн Кириллу и Мефодию «болгарского композитора Понайота Пипкова на стихи Стояна Михайловски.)
ВЕДУЩИЙ: Много веков после этого успешно развивалась славянская письменная культура. Замечательные памятники письменности создавались в Болгарии, в Сербии, на Руси. Но редкой и дорогой оставалась рукописная книга. Для того, чтобы знания стали достоянием народа, потребовалось изобретение книгопечатания. Поэтому еще одно имя мы не можем не вспомнить, говоря об отечественной культуре.
ЧТЕЦ: «Ничто по могуществу не может сравниться с книгой, терпеливо ждущей тебя на полке. Ты еще знакомишься с азбукой, учишь буквы, складываешь из них слова, а книга уже знает, что придет день и час, когда ты откроешь ее…
Потрогаем пальцами гладкий книжный корешок, спросим:
— Откуда взялось печатное творение? Кто его придумал? Давно ли?..» (Г.. Осетров.)
ВЕДУЩИЙ: Чем больше времени отделяет нас от эпохи Ивана Фёдорова, тем полнее раскрывается перед нами величие его творческого дерзания. Мы восхищаемся человеческим мужеством мастера и разносторонностью его дарований. Великий энциклопедист-просветитель, талантливый литератор и педагог, крупный инженер-изобретатель, человек могучей воли и острого ума — таким остается в нашей памяти Иван Федоров. Именно ему довелось «печатание небывалое обновить».
(Инсценируется отрывок из книги П. Березова «Первопечатник Иван Федоров «: царь Иван Васильевич держит совет с боярами; рядом с царем митрополит Макарий и князь Андрей Курбский.)
ПРИМЕЧАНИЕ: КУРБСКИЙ Андрей Михайлович (1528—1583) — князь, писатель; один из самых образованных людей своего времени. Был ближайшим соратником Ивана IV Грозного, участвовал в покорении Казани, успешно сражался с ливонскими рыцарями, был воеводой в Юрьеве; весной 1564 года, опасаясь опалы, бежал в Литву, где сочинял обвинительные письма «лютому самодержцу» и мемуары под названием «История о великом князе Московском». Участвовал в войне с Россией..
ЦАРЬ: Есть ли новости о мастерах искусных, о которых велел я вам, бояре, иметь попечение?
БОЯРИН (1): Шлет известие и бьет челом иноземец Ганс Шлиттс, коего ты, великий государь, послал в его немецкие земли с поручением.
ЦАРЬ: Велел я ему привезти в Москву некоторых ученых людей, хорошо осведомленных в науках, а также некоторых искусных ремесленников.Так о чем же он челобитье пишет?
БОЯРИН (1): Он задержан в Любеке ливонскими рыцарями.
ЦАРЬ (в гневе,): Как они смеют мешать нам! Доколе мы будем терпеть их козни и коварство?
КУРБСКИЙ (тревожно): А люди, люди, которые с немцем вместе были?
БОЯРИН (1): Разбежались те люди…
МАКАРИЙ: Жалости сие достойно.
ЦАРЬ: И особливо жаль, что не приехал к нам мастер печатного дела.
КУРБСКИЙ: И то, государь…
БОЯРИН (2): Не сокрушайся, великий государь. Не приехал печатник — горе невеликое. Я вот и грамоты не ведаю, а знатен и богат! Непригоже нам, православным, перенимать от еретиков иноземных сие новшество.
БОЯРИН (3): Непригоже, батюшка, непригоже. Не должно соблазняться мудрствованием иноземным. От лукавого сие.
БОЯРИН (4): Остерегаться надобно. Иначе и веру свою православную утратим, и в полон к нехристям попадем…
КУРБСКИЙ: Неладно молвите, бояре. Веру православную терять нам не можно, а вот мастерство доброе перенять, ради пользы нашей, было бы нам потребно.
ЦАРЬ: А коли не приехали сюда ремесленники из немецкой земли, — так ведь и наши люди суть мастера изрядные. Не пустили к нам иноземного печатника — своего мастера сыщем. (К митрополиту.) О ком ты, владыко, давеча говорить изволил?
МАКАРИЙ: Ивашка, сын Феодоров, в храме Николы Гостунского дьякон, дерзостное мечтание имеет — книги священные без писцов переписывать.
КУРБСКИЙ: Как — без писцов?
МАКАРИЙ: Сие мне неведомо.
ЦАРЬ: От Николы, говоришь? Повидать этого дьякона желаю. Пусть покажет нам свое мечтание…
(Бояре кланяются подобострастно.)
ВЕДУЩИЙ: Царь Иван Васильевич заинтересовался работой Федорова и поддержал начинания мастера. 19 апреля 1563 года Иван приступил к набору первой страницы печатной книги. Через год книга «Апостол» вышла в свет. Она радовала глаз аккуратным и четким шрифтом, красивыми буквицами, изящными заставками.
За всю жизнь Иван Федоров издал 12 книг. Среди них и «Азбука» для детей, и полная славянская Библия. Умер Иван Федоров во Львове 5 декабря 1583 года. На его могилу в Онуфриевском монастыре положили плиту с изображением типографской марки первопечатника. Надпись на плите характеризует уникальность личности мастера: «Друкарь книг, пред тем невиданных».
ЧТЕЦ: «Книга выступает одним из звеньев в духовной связи людей, она заставляет их возвращаться к истокам, проникать в сокровенные глубины духа, кон тактировать с настоящим, прошлым и будущим» (Ч. Айтматов)
ВЕДУЩИЙ: История культуры продолжает твориться на наших глазах. Появляются новые способы хранения и передачи информации. Но их появление не было бы возможным без тех изобретений, о которых мы сегодня говорили — без букв и книг, с помощью которых человечество обменивается творческим опытом.
ЧТЕЦ:
В книге своя глубина.
Кто доберется до дна,
Тот и получит в награду —
Слов драгоценные клады.
И. Франко
(Ведущий приглашает всех участников мероприятия на книжную выставку.)