Правила составления списка использованной литературы и оформления ссылок, сносок к реферату

Урок был опубликован в журнале: // Библиотека в школе. – 2007. – № 16. – С. 32-33.

«Некоторые правила составления списка использованной литературы и оформления ссылок, сносок к реферату»

Библиотечный урок. 9 класс

Цель урока: дать основы библиографической записи.

I стадия вызова

(5 минут) Вопросы:

  1. Давайте подумаем: реферат, который вы пише­те в школе, вторичный документ или первичный?
  2. Что такое первичный документ? А вторичный? Бывает ли первичный и вторичный документе музы­ке? Живописи?
  3. Нужно ли указывать оригинал, послуживший источником для создания вторичного продукта?
  4. Сегодня мы попробуем сделать библиографи­ческое описание источника для списка использо­ванной литературы.

2. Стадия осмысления

(15 минут)

Все учащиеся делятся на группы. Каждая группа? получает книгу или журнал. Им предлагается, совету­ясь в группах, сделать библиографическое описание (запись) книги так, как они это сейчас представляют правильным (на доске или на листе ватмана – крупно, чтобы потом всем было видно).

После этого начинаем изучать текст, в котором даются основные правила библиографической запи­си, оформления ссылок и сносок (см. приложение). Читаем текст и записываем в тетрадь то, что не знали раньше. Если есть возможность дать текст каждому, то лучше, чтобы они пока отмечали на полях текста значками (+, -, ?, V).

3. Стадия рефлексии

(25 минут)

Правим свою запись в соответствии с полученной информацией.

Совместными усилиями определяем порядок размещения получившихся записей в алфавитном порядке.

Каждый получает свой комплект для описания: книгу и журнал, из которого надо описать статью; листок бумаги, на котором нужно его сделать и про­нумеровать две записи в порядке алфавита.

Записи собираются, после урока проверяются И раздаются учащимся для ознакомления со своими успехами в усвоении темы.

Приложение Некоторые правила оформления списка литературы и ссылок

Для того чтобы при подготовке реферата со­ставление списка использованной литературы не стоило вам большого труда, сразу же записывайте сведения о каждом источнике, который вам пона­добился.

  • Фиксируйте: кто автор, название, выходные данные; общее количество страниц, если вы пере­работали всю книгу, или те страницы, на которых расположен интересующий вас раздел.
  • Если источник информации -журнал,то кроме автора и заголовка статьи запишите еще название журнала, год издания и номер. А также страницы, на которых напечатана статья.

Использование чужих мыслей требует выполне­ния определенных требований.

Употребление цитат без кавычек и указания автора является плагиатом, то есть незаконным при­своением результата чужого интеллектуального труда и нарушением авторских прав, а также показывает несостоятельность пишущего реферат, его низкую информационную культуру.

Даже если вы пересказываете чужую мысль своими словами, укажите ее автора и отделите тем самым его мнение от своего, даже если вы с ним согласны.

В этом и есть суть работы по созданию реферата: излагать содержание трудов специалистов в процес­се рассмотрения какой-либо темы, сопоставляя их мнения и высказывая свое.

В тексте реферата (как и в лю­бой другой письменной работе) цитата заключается в кавычки и де­лается библиографическая ссылка на источник. Возможны варианты оформления:

  • В скобках указывается номер книги из списка использованной при написании статьи литературы, помещенного в конце работы, и страница, с которой взяты слова автора. Он очень удобен для пишу­щего реферат: занимает мало места, экономит время. Хотя, если уже в конце работы вы находите новую книгу, которую хотите процитиро­вать, придется вставлять ее в свой список в порядке алфавита (тем самым сбивая прежний порядок) и исправлять номера во всех ваших предыдущих ссылках.
  • Источник называется на том же листе, где рас­положена цитата. Такая ссылка дается внизу страни­цы под чертой и называется сноской. В конце цитаты ставится звездочка (звездочки) или используются порядковые номера (и так далее). Порядковые номера более удобны читающему, т. к. нет необходи­мости все время заглядывать в список литературы. Но зато он доставляет хлопоты при вставлении в уже готовую страницу новых материалов: цитата может переехать на следующий лист, нужно все время сле­дить, чтобы сама ссылка осталась на одной странице с цитатой и т. д.
  • Сведения об источнике приводятся сразу после цитаты в скобках. Может быть, это удобный способ, но вам придется включать сведения об одной и той же книге несколько раз: столько, сколько раз вы возьмете из нее цитату, и еще – по­вторить эти же сведения в списке использованной литературы.

Во всяком случае, уже в начале работы вам необходимо определиться: каким вариантом вы будете пользоваться, чтобы реферат был выполнен в единой манере.

Нередко в подтверждение каких-либо положений в реферат помещаются иллюстрации: фотографии, рисунки, карты, чертежи и т.д., которые обозначают­ся как «рисунки». Все они имеют общую нумерацию. Подпись под каждым рисунком начинается с его но­мера, потом дается название иллюстрации и, если вы ее автор – укажите это, или сообщите, откуда она взята.

Таблицы также имеют свою нумерацию, общую для всей работы, но номер указывается над заголов­ком самой таблицы с правой стороны.

Когда возникает необходимость обратиться к рисунку или таблице, в тексте делается ссылка или, если они находятся на этой же странице. В случае вынесения таких материалов в приложение, указывается страница, на которой можно найти данные рисунки или схемы.

Наклеивание на листы работы каких-либо кар­тинок и схем считается признаком «дурного тона». Желательно, чтобы все рисунки были выполнены самим автором реферата. Если это невозможно, в тексте работы или под каждым рисунком должно быть указано, кто именно является его исполни­телем.

Теперь у нас, на очереди список использованной литературы. Он обязателен для любой самосто­ятельной письменной работы учащегося, кроме сочинения.

Библиографическая запись имеет много тон­костей, но вам достаточно усвоить самые основные правила.

  • Почти все сведения о книге можно найти на титульном листе.
  • Если вы в процессе изучения отобранной вами литературы делали пометки, о которых говорилось в самом начале этого урока, то вам нужно будет только расположить все эти сведения в определен­ном порядке.

Сначала пишутся фамилия и инициалы автора, если он один. Далее следует название произве­дения. Если существует какой-либо подзаголовок (например: «Учебное пособие» или «Роман в сти­хах»), то его записывают после названия, поста­вив между ними двоеточие. Кавычек не ставят.

Фамилия автора повторяется после заголовка за косой чертой.

Если у произведения два или три автора и они все значатся на титульном листе, то библиографи­ческое описание начнет фамилия первого автора, а после сведений о заголовке ставится косая черта, за которой указываются все авторы.

В книге четырех авторов за косой чертой могут быть указаны все авторы или первый со словами «[и др.]». В книге пяти и более авторов могут . быть приведены один или три автора со словами «[и др.]».

Если известен только составитель или редактор издания, то после заголовка, за косой чертой пишет­ся «/ ред. Ю.А. Иванов» или «/ сост. О.М. Петров». (Сведения о редакторах и составителях чаще всего следует искать на обороте титульного листа.) Если есть и другие сведения о людях, причастных к изда­нию, которые важны для вашей работы (художник, переводчик), то они записываются далее, а сведения о них разделяются точкой с запятой. После всех сведений об авторстве ставим точку и тире.

Если издание, с которым вы работали, выходило в свет не первый раз, то на титульном листе есть указание на номер издания. Сообщите об этом в опи­сании. Например: «3-е изд., перераб. и доп.» или «2-е изд.». Далее опять ставьте точку и тире.

Теперь укажите место издания, поставьте точку, если название города сокращено, и двоеточие перед названием издательства. Потом ставится запятая и указывается год издания. Например: «СПб.: Нева, 2001», и снова – точка и тире.

Затем следует указание общего количества стра­ниц книги, если вы перерабатывали ее всю, или номе­ра страниц, на которых находится использованный вами раздел. В конце описания ставится точка.

Далее все источники информации нужно рас­ставить в алфавитном порядке фамилий авторов произведений и названий сборников.

Обратите внимание, что нужно ориентироваться не только на начальную букву, но и на первый слог, а то и на инициалы однофамильцев. Например, Тол­стой Л. Н. должен занять место после Толстого А. Н., Стельмах пойдет перед Стругацким, Королева – пос­ле однофамильца-мужчины и т. д. Книга без указания автора располагается в соответствии с алфавитом по названию в общем списке.

 

Расставив все строго по алфавиту, пронуме­руйте. (Адреса сайтов, электронные носители указываются по окончании перечня традиционных источников.)

Теперь ваш список готов. Желательно, чтобы он содержал не менее пяти источников.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *