Правила составления списка использованной литературы и оформления ссылок, сносок к реферату

Урок был опубликован в журнале: // Библиотека в школе. – 2007. – № 16. – С. 32-33.

«Некоторые правила составления списка использованной литературы и оформления ссылок, сносок к реферату»

Библиотечный урок. 9 класс

Цель урока: дать основы библиографической записи.

I стадия вызова

(5 минут) Вопросы:

  1. Давайте подумаем: реферат, который вы пише­те в школе, вторичный документ или первичный?
  2. Что такое первичный документ? А вторичный? Бывает ли первичный и вторичный документе музы­ке? Живописи?
  3. Нужно ли указывать оригинал, послуживший источником для создания вторичного продукта?
  4. Сегодня мы попробуем сделать библиографи­ческое описание источника для списка использо­ванной литературы.

2. Стадия осмысления

(15 минут)

Все учащиеся делятся на группы. Каждая группа? получает книгу или журнал. Им предлагается, совету­ясь в группах, сделать библиографическое описание (запись) книги так, как они это сейчас представляют правильным (на доске или на листе ватмана – крупно, чтобы потом всем было видно).

После этого начинаем изучать текст, в котором даются основные правила библиографической запи­си, оформления ссылок и сносок (см. приложение). Читаем текст и записываем в тетрадь то, что не знали раньше. Если есть возможность дать текст каждому, то лучше, чтобы они пока отмечали на полях текста значками (+, -, ?, V).

3. Стадия рефлексии

(25 минут)

Правим свою запись в соответствии с полученной информацией.

Совместными усилиями определяем порядок размещения получившихся записей в алфавитном порядке.

Каждый получает свой комплект для описания: книгу и журнал, из которого надо описать статью; листок бумаги, на котором нужно его сделать и про­нумеровать две записи в порядке алфавита.

Записи собираются, после урока проверяются И раздаются учащимся для ознакомления со своими успехами в усвоении темы.

Приложение Некоторые правила оформления списка литературы и ссылок

Для того чтобы при подготовке реферата со­ставление списка использованной литературы не стоило вам большого труда, сразу же записывайте сведения о каждом источнике, который вам пона­добился.

  • Фиксируйте: кто автор, название, выходные данные; общее количество страниц, если вы пере­работали всю книгу, или те страницы, на которых расположен интересующий вас раздел.
  • Если источник информации -журнал,то кроме автора и заголовка статьи запишите еще название журнала, год издания и номер. А также страницы, на которых напечатана статья.

Использование чужих мыслей требует выполне­ния определенных требований.

Употребление цитат без кавычек и указания автора является плагиатом, то есть незаконным при­своением результата чужого интеллектуального труда и нарушением авторских прав, а также показывает несостоятельность пишущего реферат, его низкую информационную культуру.

Даже если вы пересказываете чужую мысль своими словами, укажите ее автора и отделите тем самым его мнение от своего, даже если вы с ним согласны.

В этом и есть суть работы по созданию реферата: излагать содержание трудов специалистов в процес­се рассмотрения какой-либо темы, сопоставляя их мнения и высказывая свое.

В тексте реферата (как и в лю­бой другой письменной работе) цитата заключается в кавычки и де­лается библиографическая ссылка на источник. Возможны варианты оформления:

  • В скобках указывается номер книги из списка использованной при написании статьи литературы, помещенного в конце работы, и страница, с которой взяты слова автора. Он очень удобен для пишу­щего реферат: занимает мало места, экономит время. Хотя, если уже в конце работы вы находите новую книгу, которую хотите процитиро­вать, придется вставлять ее в свой список в порядке алфавита (тем самым сбивая прежний порядок) и исправлять номера во всех ваших предыдущих ссылках.
  • Источник называется на том же листе, где рас­положена цитата. Такая ссылка дается внизу страни­цы под чертой и называется сноской. В конце цитаты ставится звездочка (звездочки) или используются порядковые номера (и так далее). Порядковые номера более удобны читающему, т. к. нет необходи­мости все время заглядывать в список литературы. Но зато он доставляет хлопоты при вставлении в уже готовую страницу новых материалов: цитата может переехать на следующий лист, нужно все время сле­дить, чтобы сама ссылка осталась на одной странице с цитатой и т. д.
  • Сведения об источнике приводятся сразу после цитаты в скобках. Может быть, это удобный способ, но вам придется включать сведения об одной и той же книге несколько раз: столько, сколько раз вы возьмете из нее цитату, и еще – по­вторить эти же сведения в списке использованной литературы.

Во всяком случае, уже в начале работы вам необходимо определиться: каким вариантом вы будете пользоваться, чтобы реферат был выполнен в единой манере.

Нередко в подтверждение каких-либо положений в реферат помещаются иллюстрации: фотографии, рисунки, карты, чертежи и т.д., которые обозначают­ся как «рисунки». Все они имеют общую нумерацию. Подпись под каждым рисунком начинается с его но­мера, потом дается название иллюстрации и, если вы ее автор – укажите это, или сообщите, откуда она взята.

Таблицы также имеют свою нумерацию, общую для всей работы, но номер указывается над заголов­ком самой таблицы с правой стороны.

Когда возникает необходимость обратиться к рисунку или таблице, в тексте делается ссылка или, если они находятся на этой же странице. В случае вынесения таких материалов в приложение, указывается страница, на которой можно найти данные рисунки или схемы.

Наклеивание на листы работы каких-либо кар­тинок и схем считается признаком «дурного тона». Желательно, чтобы все рисунки были выполнены самим автором реферата. Если это невозможно, в тексте работы или под каждым рисунком должно быть указано, кто именно является его исполни­телем.

Теперь у нас, на очереди список использованной литературы. Он обязателен для любой самосто­ятельной письменной работы учащегося, кроме сочинения.

Библиографическая запись имеет много тон­костей, но вам достаточно усвоить самые основные правила.

  • Почти все сведения о книге можно найти на титульном листе.
  • Если вы в процессе изучения отобранной вами литературы делали пометки, о которых говорилось в самом начале этого урока, то вам нужно будет только расположить все эти сведения в определен­ном порядке.

Сначала пишутся фамилия и инициалы автора, если он один. Далее следует название произве­дения. Если существует какой-либо подзаголовок (например: «Учебное пособие» или «Роман в сти­хах»), то его записывают после названия, поста­вив между ними двоеточие. Кавычек не ставят.

Фамилия автора повторяется после заголовка за косой чертой.

Если у произведения два или три автора и они все значатся на титульном листе, то библиографи­ческое описание начнет фамилия первого автора, а после сведений о заголовке ставится косая черта, за которой указываются все авторы.

В книге четырех авторов за косой чертой могут быть указаны все авторы или первый со словами «[и др.]». В книге пяти и более авторов могут . быть приведены один или три автора со словами «[и др.]».

Если известен только составитель или редактор издания, то после заголовка, за косой чертой пишет­ся «/ ред. Ю.А. Иванов» или «/ сост. О.М. Петров». (Сведения о редакторах и составителях чаще всего следует искать на обороте титульного листа.) Если есть и другие сведения о людях, причастных к изда­нию, которые важны для вашей работы (художник, переводчик), то они записываются далее, а сведения о них разделяются точкой с запятой. После всех сведений об авторстве ставим точку и тире.

Если издание, с которым вы работали, выходило в свет не первый раз, то на титульном листе есть указание на номер издания. Сообщите об этом в опи­сании. Например: «3-е изд., перераб. и доп.» или «2-е изд.». Далее опять ставьте точку и тире.

Теперь укажите место издания, поставьте точку, если название города сокращено, и двоеточие перед названием издательства. Потом ставится запятая и указывается год издания. Например: «СПб.: Нева, 2001», и снова – точка и тире.

Затем следует указание общего количества стра­ниц книги, если вы перерабатывали ее всю, или номе­ра страниц, на которых находится использованный вами раздел. В конце описания ставится точка.

Далее все источники информации нужно рас­ставить в алфавитном порядке фамилий авторов произведений и названий сборников.

Обратите внимание, что нужно ориентироваться не только на начальную букву, но и на первый слог, а то и на инициалы однофамильцев. Например, Тол­стой Л. Н. должен занять место после Толстого А. Н., Стельмах пойдет перед Стругацким, Королева – пос­ле однофамильца-мужчины и т. д. Книга без указания автора располагается в соответствии с алфавитом по названию в общем списке.

 

Расставив все строго по алфавиту, пронуме­руйте. (Адреса сайтов, электронные носители указываются по окончании перечня традиционных источников.)

Теперь ваш список готов. Желательно, чтобы он содержал не менее пяти источников.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *