ПЕРВОЕ ПОСЕЩЕНИЕ БИБЛИОТЕКИ
Библиотечный урок в 1 классе
Цель: Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге.
Содержание темы: Путешествие по библиотеке. Знакомство с» книжным домом». Понятия «читатель», «библиотекарь». Знакомство с тематическими полками, книжными выставками, ящиками для выбора книг. Просмотр имеющихся в читальном зале периодических изданий для 1 класса «Веселые картинки», «Мурзилка», «Свирель» и других журналов.
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей библиотеки. Что же такое библиотека? Это книгохранилище. Видите, как много у нас книг? Но книги в библиотеке не только хранят, их еще выдают на дом читать. Мы сейчас находимся в комнате, которая называется абонементом, именно здесь ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома.
Как только вы научитесь читать, каждому из вас я заведу читательский формуляр (показать формуляр), в который будут записываться все книги, взятые вами в библиотеке (показать стеллажи с книгами для учащихся 1 классов). А сейчас пройдем в другую комнату, которая называется читальным залом (все проходят в читальный зал).
В этой комнате книги на дом не выдаются, а читаются здесь. В основном сюда приходят ребята на переменах, чтобы полистать журналы, газеты.
(Библиотекарь подводит первоклассников к стеллажу с периодикой, к детским выставкам)
Библиотекарь: После того, как вы совершили путешествие по библиотеке, посмотрели все наши выставки, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки?
Дети: да
Библиотекарь: Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы сейчас и посмотрим, как вы их знаете. Со страниц книг сошли сказочные герои и решили прийти к вам в гости, встречайте их! Но прежде чем они появятся, вы должны угадать о них загадку.
Он не птица, не тигренок,
не котенок, не щенок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
что зовется …
(Чебурашка)
(под веселую музыку выбегает Чебурашка)
Чебурашка: Здравствуйте, ребята! Я пробегал мимо, услышал веселую музыку и смех и решил к вам заглянуть, уж больно весело у вас! Я хочу спеть вам свою любимую песню.
(Включается фонограмма песни «Про Чебурашку», после исполнения песни библиотекарь показывает ребятам книгу Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья» и рекомендует обязательно ее прочесть).
Библиотекарь: Ты, Чебурашка, будь нашим гостем, а ребята будут отгадывать следующую загадку:
Городок их маленький, но в нем народ удаленький.
Знайка шар придумал сам, в нем расселись по местам:
Сел Ворчун и сел Авоська, не забыли про Небоську.
Ребята, в какой книге живут эти герои?
(Дети отвечают и выбегает Незнайка. В руках у него рисунки сказочных героев.)
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Дети: да!
Библиотекарь: Незнайка, а что это у тебя за рисунки?
Незнайка: Я принес нарисованных героев книг, но ребята должны угадать, что перепутано в моих рисунках?
(Показывает рисунки, на которых изображены:)(Можно сделать аппликации, тем, кто не может рисовать)
1) Доктор Айболит с аленьким цветочком в руках;
2) Буратино несет вместо азбуки корзинку с пирожками;
3) Винни-Пух с говорящей щукой в руках;
4) Красная Шапочка несет петушка;
(Дети называют предметы, которые перепутал художник, и сказку, из которой взяты нарисованные герои.)
Библиотекарь: Ну молодцы, ребята! Все ошибки художника правильно назвали. Садись, Незнайка, будешь нашим гостем, а ребята будут отгадывать следующую загадку.
В этом доме именины, много было там гостей.
И на этих именинах появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку, чуть ее не погубил.
Но коварному злодею кто-то голову срубил.
В какой сказке происходит это действие?
Дети отвечают, и появляется нарядная Муха-цокотуха. Под веселую фонограмму она поет песенку:
Муха-цокотуха:
Я муха-цокотуха, позолоченное брюхо.
У меня для гостей, гостей много вкусных сластей, сластей.
Я ходила на базар, я купила самовар,
Угощу друзей чайком, пусть приходят вечерком.
Библиотекарь: Спасибо, Муха-Цокотуха. Хорошую песенку ты спела. Садись рядом с нашими гостями. А вы, ребята, отгадывайте следующую загадку.
Бабусю знает целый свет
Ей отроду лишь триста лет
Там, на невиданных дорожках.
Изба ее на курьих ножках. Кто это?
(Ответ детей)
Библиотекарь:
Как у Бабы-Яги,
Старой костяной ноги,
Есть замечательный |
Аппарат летательный.
— Что же это за аппарат?
(Ответ детей)
Под быструю зажигательную музыку верхом на метле появляется баба-Яга, она танцует и поет.
Баба-Яга:
Я летала на метле, пироги пекла в золе,
По избе кота гоняла да загадки сочиняла.
В гости к лешему сходила, все отгадки позабыла,
Помогите мне, ребятки, отгадать мои загадки!
Поможете?
Дети: Да!
Баба-Яга: Хорошо, тогда слушайте и отгадывайте.
1 ЗАГАДКА.
У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы. Высоко они летят, далеко они глядят. Что это за сказка?
(Ответы детей)
2 ЗАГАДКА:
Она на балу никогда не бывала, чистила, мыла, варила и пряла. Когда же случилось попасть ей на бал, то голову принц от любви потерял. Она башмачок потеряла тогда же, кто она такая, кто мне подскажет?
(Ответы детей)
3 ЗАГАДКА:
Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом. Кем же были эти Маленькие дети?
(Ответы детей)
4 ЗАГАДКА:
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет. Кто это?
(Ответы детей)
Баба-Яга: Ох, какие умные ребятишки, все мои загадки отгадали. А у меня есть для вас еще потруднее загадки. Вот смотрите, летела я и увидела под елочкой вот эту корзинку, а в ней какие-то вещи. Вы сейчас должны будете угадать, то это за вещи и из какой они сказки.
- Здесь лежит предмет, который заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька. Они успокоились только тогда, когда получили взамен такой же предмет, но золотой.
(Яйцо. Курочка Ряба)
- Из-за этого предмета одна прекрасная принцесса проспала 100 лет, уколов им палец. Но ее спас принц. Что это за предмет?
(Веретено. Спящая красавица)
- А эту вещь проглотил крокодил, он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил. Что же он проглотил?
(Мочалка. Мойдодыр)
- Этот предмет я вам покажу. Но вы должны сказать, как звали девочку, которая спала в маленькой ореховой скорлупке, служащей девочке кроваткой?
(Дюймовочка. Г.-Х Андерсен)
После отгадывания всех загадок баба-Яга прощается с детьми и улетает. Библиотекарь подводит итог всего занятия, прощается с первоклассниками до новых встреч.